Развитие ребенка от полутора до трех лет

Все дети уникальны. Но иногда требуется некое общее описание, некая фабула, на которую «нанизываются» личные особенности, привычки, реакции. Данное описание возрастных особенностей детей я использую как «базовый текст» для выступления на родительских собраниях в детских садах. Как повод поговорить. Самое интересное – это вопросы, которые родители начинают задавать после. Если и у Вас после этого текста появятся вопросы – не стесняйтесь –задавайте.

От полутора до трех

В возрасте полутора- двух лет ребенка настигает первый внутренний конфликт, из тех, которые называют конфликтами амбивалентности ( об остальных конфликтах амбивалентности смотри тут). Конфликт амбивалентности- это внутренний конфликт, когда ребенок обнаруживает в себе два (или больше) прямо противоположных желания или чувства. И первый конфликт амбивалентности связан с отношениями с матерью, т.к. мать по-прежнему является главным человеком в жизни ребенка.

К полутора годам ребенок на практике убеждается, что он не всемогущ. Т.к. всегда, например, есть вещь, до которой ему самостоятельно не дотянуться. Появляется понимание ограниченности своих возможностей.

Это ведет к депрессии и гневу. Депрессию по поводу того, что он не может получить все что он хочет, и гнев на  мать, когда обнаруживает, что она не готова выполнять все его желания. Оказывается, у матери существуют свои собственные желания, потребности, часто не совпадающие с желаниями самого ребенка. И у ребенка нет сил заставить мать делать так, как он хочет. И он «решает» быть самостоятельным.
« Я люблю мать и хочу, чтобы она все время была рядом, с другой стороны, я хочу быть самостоятельным, а мать ограничивает эту мою самостоятельность»- вот воспроизведение примерного монолога, который мы могли  бы услышать, если бы ребенок мог так выражать свои мысли.

Ребенок в этот момент чувствует, что родной человек приносит самую большую боль.

Эти чувства очень интенсивны, одинаковы по силе, но противоположны.

Настроение малыша очень неустойчиво, он часто капризничает. Поведение как будто описывается формулой: «Пойди туда – не знаю куда»: любить и ненавидеть мать одновременно; зависеть от нее и быть самостоятельным – вот что он пытается  одновременно выразить своим поведением. Внешне такое поведение выглядит совершенно не мотивированным.

При этом он снова может «прилипнуть» к матери. И здесь некоторые матери совершают ошибку. Вернее две ошибки – два неправильных способа реагирования. Они или отвергают ребенка, думая, что приучают его тем самым к «большей самостоятельности». Либо воспринимают его поведение как «возвращение блудного сына»: «Ну, наконец-то вспомнил, а то совсем мамочку забыл!»
И то и другое поведение не позволяет ребенку находить опору внутри себя. Силы его психического аппарата еще недостаточно, чтобы выдержать разрушающие его чувства. Только если мамочка демонстрирует свою неразрушаемость, постоянство, у ребенка формируется цельный образ себя.
Что значит демонстрировать постоянство? Это значит оставаться нейтральной, но не равнодушной. Оторвался от игры, пришел - хорошо; занят своими делами – тоже хорошо.

Глядя на мать, ребенок «заражается» этим настроением и тоже остается стабильным.

Таким образом, у ребенка формируется доверие к миру. Все, что я ни сделаю – все будет хорошо. Мир это примет.

В этом же возрасте у ребенка формируется способность к построению умозаключений, он может делать выводы из своего поведения и поведения окружающих. Появляется «фразовая речь». И это сильно радует родителей: вроде ребенок уже становиться более «разумным», с ним можно начинать общаться как «со взрослым». Мышление, до этого магическое, символическое, - переходит в формально- логическое, оперирование понятиями.
Но…
В это же время бурно развивается фантазия, и ребенок начинает придумывать ФАНТАЗИЙНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ некоторым событиям. Родители иногда это принимают за ложь и начинают с этим бороться. Именно в это время можно услышать жалобу: он мне начал врать! А ребенок не врет – он фантазирует, т.е строит свой уникальный, ему подвластный и понятный мир.

Также в это время формируются структуры, отвечающие за нормы, ценности, правила. Чем более строга к ребенку мать в этот период, тем строже будет сам к себе ребенок , когда вырастет. Если ребенка все время ругают, делают ему замечания, исправляют, сравнивают с другими, - то в дальнейшем  ребенок сам привыкает себя ругать и критиковать.

Некоторые знают это по себе.

При совершении некоторой ошибки, вместо того, чтобы себя утешить, подбодрить, - человек начинает сам себя ругать. Знакомо? Скольким из нас эта привычка отравила жизнь.

Сочетание бурной фантазии с амбивалентным отношением к матери может привести к расщеплению образа матери на «хорошую» и «плохую».  Делает мама что-то, что нравится ребенку – хорошая. Приносит неудобство, боль – плохая. Причем ребенок в начале этого периода ведет себя так, как будто эти «хорошая» и «плохая» мать – два разных человека. С хорошей, - он послушный и ласковый, с плохой – капризный, подозрительный, непослушный. Именно поэтому в этом возрасте становятся популярными сказки про злую мачеху или ведьму. Ребенок на фантазийном уровне «отыгрывает» ненависть к «плохой матери».

Сохраняя нейтральную позицию, реальная мама может помочь ребенку интегрировать образы хорошей и плохой матери. Тем самым, помогая ему благополучно преодолеть данный конфликт амбивалентности. Если ребенок удачно прошел эту стадию – он переходит в «невротический» регистр. Если в это период отношения с мамой были не благополучными и интегрировать образ матери не удалось – у ребенка наблюдается «пограничная» проблематика или уход в психосоматику. (пограничная проблематика – это
проблемы самоидентификации и связанные с этим психические защиты; психосоматика – перевод психологических проблем в «соматические» (телесные) заболевания)

Период с двух до трех лет – время, которое уходит на то, чтобы научиться жить с этой амбивалентностью. Ребенок как бы «шлифует» способы выхода из этого конфликта. В течение года ребенок много раз повторяет конфликт воссоединения. Неоднократно входит в него и научается жить с амбивалентностью и находить из нее пути решения. Он как будто испытывает вас на прочность. Но если вы сможете это выдержать -  формируется ощущение константности (постоянства ) объектов, как матери, так и себя. Ребенок ощущает себя целостным как физически, так и психологически. И обретает уверенность в себе. Это то, что Маргарет Малер назвала психическим рождением.

Периоды ярости, аффективных вспышек становятся реже. Ребенок справляется со своими чувствами. Фантазия всемогущества становится не нужна, т.е ребенок чувствует себя достаточно сильным, для выживания в социуме.

Он еще не знает, что дальше его ждет еще более жесткий конфликт амбивалентности – Эдип.

 



Просмотров: 577
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Индия, одиночество, внутренний ребенок и как все это между собой связанно.
  • Ребенок ведет себя плохо? Это нормально!
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Я ужасная мать...Так ли это.. Комплекс идеальной матери,
  • Что же это значит, коль ребенок плачет?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Если ребенок ударил мать, как реагировать?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Обманутая мать или если ребенок в тягость
  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • Внутренний конфликт: что это такое и как с ним быть (нюансы понимания и возможности преодоления)
  • как быть, если ребенок что-то украл?
  • Ребенок ведь не плюшевый мишка, он не игрушка – это же все знают.
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь