Психологическое развитие маленького ребенка:субфаза воссоединения (17-24 месяцев)

       Психологическое развитие маленького ребенка субфаза воссоединения 17 24 месяцев

     Человеческий младенец при появлении на свет еще не может отличить себя от внешнего мира. Постепенно он выделяет Я и других, и это различение происходит на матрице непрерывного симбиоза мать и дитя. Затем ребенок начинает ходить и становится все более независимым от матери. На этом этапе понимание матери как отдельного существа все еще довольно смутное, ребенок использует мать скорее как часть себя, базу для эмоциональной подзарядки. И наконец, к возрасту полутора лет, ребенок начинает осознавать свою отдельность от матери. Начинается крайне важная субфаза воссоединения. Это фаза сопровождается характерными особенностями детского поведения. Считается, что неправильное прохождение этой фазы ведет к формированию пограничных расстройств и некоторых неврозов.

     Субфаза воссоединения, или рапрошман, продолжается примерно с 18 месяцев до 2 лет. В предыдущей фазе практикования мы видели, что ребенок был увлечен своей исследовательской деятельностью и его интерес к матери был снижен. На фазе воссоединения потребность в эмоциональной вовлеченности матери резко возрастает. Ребенок становится очень чувствительным к разочарованиям и усиливает свое внимание к присутствию матери. Относительно безразличное отношение к матери сменяется постоянной озабоченностью тем, где она сейчас находится, частыми  просьбами и обращениями с ней. Ощущение своей отдельности и беспомощности в этом огромном мире наносят ущерб детскому чувству всемогущества. Это вызывает сепарационную тревогу и страх потери любви объекта.

     Субфазу воссоединения разделяют на три части:

1)начало воссоединения,

2)кризис воссоединения,

3) решения кризиса и формирования оптимальной дистанции.

     Начало воссоединения перекрывается с субфазой практикования и приходится примерно на 15 месяц. Происходит качественный скачок в отношении ребенка к матери. Если раньше он обращался к матери для кормления или эмоциональной подзарядки, то теперь ребенок начинает приносить и показывать матери все заинтересовавшие его предметы. Он хочет заинтересовать мать своей деятельностью и разделить с ней свою радость. Для ребенка этого возраста крайне важно то, что он может приносить своей матери удовольствие.

     Ребенок начинает осознавать мать как отдельное существо. В этот момент ребенок переключается от исследований внешнего мира и своего тела, к более социальным взаимодействиям. Любимыми играми становятся игра в «ку-ку» и игры с подражанием. Ребенок все больше требует телесной автономности, он сопротивляется, когда его прижимают, кладут или усаживают.

     Происходит осознавание других детей, чем они похожи и чем отличны. Они начинают хотеть игрушку или печенье как у другого ребенка. Так проявляются попытки идентифицировать себя с другими детьми или «ребенком вообще». Дети становятся настойчивыми, проявляют агрессию, злятся, если цель недоступна. Это связывают с тем, что начало воссоединения приходится на анальную фазу с ее ревностью, жадностью и завистью.

    Повышается социальная активность ребенка и возрастает роль отца. Это связано с желанием все большей автономии. Объятия матери становятся тесными. Дети начинают все больше времени проводить в комнате без матери. Они активно развивают отношения с отцом и другими взрослыми. Для этого возраста очень важно удовольствие от совместной деятельности с родителями. Если приятных было моментов много, то к 18 месяцев ребенок более менее спокойно относится к факту своей отдельности. Он начинает справляться с отсутствием матери с помощью символической игры. Очень часто эти игры включают моменты ухода и прихода героев, появления и исчезновения различных вещей. В этих играх бывают видны идентификации с родителями в том, как ребенок держит игрушку, или «говорит по телефону».

     Но уже на этом этапе заметны предвестники будущего кризиса воссоединения. Практически у всех детей наблюдаются приступы гневливости, как выражение бессильной ярости, возросшей ранимости и чувства беспомощности. У некоторых детей вновь появляется страх незнакомцев, теперь он выражается в активном избегании постороннего человека, как будто он мешает создать иллюзию объединения с матерью. Но в целом начало воссоединения проходит на благополучной ноте. Ребенку приносит радость первоначальное открытие своей отдельности, социальных взаимодействий, возможностей слов и жестов.

     Кризис воссоединения начинается в 18-20 месяцев и продолжается до 21-22 месяцев. На этом этапе ребенок начинает осознавать, что другие люди являются независимыми от него, и у них есть свои интересы, не всегда совпадающие с интересами ребенка. Ребенок хочет продолжать использовать мать для достижения своих целей, но сталкивается с разочарованиями. На этой стадии он должен отказаться от иллюзии своего всемогущества и начать более реалистично оценивать свои возможности.

     Для наилучшего прохождения кризиса необходима длительная эмоциональная доступность матери, ее вовлеченность и постоянная готовность взаимодействовать. Предсказуемый положительный эмоциональный отклик способствует развитию мышления ребенка, тестированию реальности и формированию адекватного поведения. В общении с матерью все большее значение приобретает речь, довербальной эмпатии становится недостаточно.

     Изменяется эмоциональный фон ребенка. Дети ведут себя достаточно активно, но очень резко реагируют на напоминание о своем неполном «всемогуществе». Настроение становится изменчивым с частыми вспышками гнева или оттенком общей неудовлетворенности. Происходит быстрое чередование желания прильнуть к матери и оттолкнуть ее. Это проявляется в характерных особенностях поведения. Появляются стереотипы «убегания» и «следования тенью».

     Осознание своей отдельности вызывает сепарационную тревогу и страх потери любви объекта. Это заставляет ребенка использовать различные механизмы для защиты от нее. Паттерн «убегания» вызывается страхом быть поглощенным матерью и потерять свою автономность. Но одновременно это поиск доказательства материнской любви. Если этот стереотип выражен чрезмерно, это говорит о том, что ребенку «тесно», ему не хватает ощущения своей автономии. Паттерн «следования тенью», наоборот, говорит о том, что ребенку не хватает эмоциональной поддержки от матери. Некоторые матери не могут понять, почему их «вполне самостоятельный» малыш вдруг становится капризным и требует ее постоянного участия. В этот момент он осознает свою отдельность и беспомощность и испытывает страх. Это показатель того, что субфаза воссоединения проходит не совсем гладко, и осознание своей отдельности вызывает у ребенка сильную тревогу.

     Дети этого периода часто используют мать как инструмент для выполнения своих желаний, например, тянут ее за руку, чтобы что-то достать. Они бывают разочарованы, злятся или плачут, если мать не может угадать их желание. Они стремятся использовать мать как свое продолжение. Это служит защитой от болезненного осознавания своей отдельности. Появляется странный феномен –  внезапный страх, что мать ушла, хотя она сидит на месте. Возможно, так проявляется проекция негативных чувств к матери, «которая не выполняет желаний». Дети становятся нерешительными, могут стоять у порога, не зная зайти им, или выйти. Психоанализ интерпретирует это конфликт между желанием выйти в мир или остаться рядом с матерью.

     Усложняется эмоциональная жизнь ребенка, расширяется спектр чувств. Появляются аффекты печали и злости, ребенок  начинает бороться со слезами и может подавлять желание заплакать. Так проявляется новый уровень идентификации с родителями. Ребенок уже не просто «отзеркаливает» взрослых, он воспроизводит все более сложные способы их поведения: интонации, манеру держать телефон или подавлять злость.

     Все дети периода кризиса воссоединения становятся очень чувствительны к тому, где находится мать. Они остро осознают ее отсутствие. Начинаются трудности, связанные с уходами матери. Они становятся «прилипчивыми», после ее ухода настроение становится сниженным, на какое- то время дети  неспособны заинтересоваться игрой. Выявляются несколько типов психологической защиты у маленьких детей, но все они основаны на расщеплении образов «плохой и хорошей» матери в психике ребенка.

      В отсутствие матери некоторые дети стремятся установить тесную связь с кем-то из взрослых, сидеть на коленях, есть печенье. Этот взрослый представляет в психике ребенка не отдельного человека, а скорее симбиотическую защиту, «расширение Я». Заместитель становится «хорошей матерью». На возвращение реальной матери ребенок реагирует импульсом подскочить к ней и одновременно держаться подальше.

     Для других детей заместитель становится «плохой матерью», тогда, что бы он не делал, все сопровождается капризами и вспышками агрессии. Ребенок явно стремится к ушедшей матери. Когда же возвращается реальная мать, он может реагировать нейтрально, спросить, что она ему принесла или проявить реакцию гнева и разочарования. Уходит «хорошая» мать, а приходит «плохая мать».

     Дети в этом периоде очень чувствительны к разлуке с матерью. Они защищаются от сепарационной тревоги с помощью особенных игр и поведения. Некоторые занимают место матери, как бы идентифицируясь с ней. Другие кушают больше сладостей, носят с собой бутылочки и проч. Особую роль в борьбе с чувством одиночества играет совместное со взрослым чтение книжек. Оно обеспечивает тесную телесную близость и помогает переключиться в мир защитных фантазий. Несмотря на то, что ребенку очень важна эмоциональная доступность матери, в этот период он сам стремится ее покинуть. Он учится стоить отношения с воспитателем  и получать от него эмоциональную подзарядку.

    Примерно к 21 месяцу кризис воссоединения идет на убыль. Наступает период решения кризиса и формирования оптимальной дистанции. Уменьшается количество вспышек ярости и тревоги, чередования то близости, то отдаленности. Ребенок постепенно находит новую оптимальную дистанцию с матерью. В нормальном случае – это расположенная неподалеку отдельная комната, где есть все для игр и развития.

     Ребенок становится способным функционировать на большем расстоянии от матери, без ее физического присутствия. Его индивидуальное развитие делает очередной скачок. Развивается речь, что дает ребенку чувство определенного контроля над миром Его самосознание становится более стабильным. В его психике начинает формироваться зачатки Супер-эго, он понемногу усваивает запреты и правила. Дети идентифицируются со своими «внутренними матерями». Если преобладает опыт «хорошей матери», то ребенок бессознательно идентифицируется с «хорошей» матерью. Если преобладают негативные части опыта с матерью, то ребенок идентифицируется с агрессором, «плохой» матерью, что в будущем чревато агрессивным и саморазрушительным поведением.

     К 23-24 месяцам ребенок вырабатывает свой особый способ совладания с сепарационной тревогой и страхом потери любви объекта. Этот способ индивидуален и зависит от многих особенностей, как матери, так и ребенка. Ребенок учится взаимодействовать с матерью так, чтобы, с одной стороны, получать желаемое. А с другой стороны он учится переносить разочарование, если мать не выполняет желание. Он может получать эмоциональную подпитку от матери, даже если она не выполнила требование. Расщепление постепенно сглаживается. За «плохой» матерью начинает проглядывать «хорошая» мать. Мать может оставаться любимой, даже если вызывает сюиминутную злость. Но это происходит несколько позже. А пока хрупкий механизм может быть нарушен как усиленной требовательностью и давлением матери, так и ее равнодушным попустительством.

Если кризис воссоединения слишком длителен или усилен, то это сигнализирует о том, что ребенок раньше времени интернализировал объект. То есть раньше времени создал себе Внутреннего Родителя. И этот ранний Родитель расщеплен на «хорошего и плохого» родителя. Это расщепление может привести к хроническому неврозу или пограничному расстройству в будущем.

Сначала ребенок отыгрывает свой внутренний конфликт – нежность и любовь к матери, когда она удовлетворяет потребности и ненависть и злость, когда она не выполняет всех требований ребенка. Это появляется  требовательным поведением, попыткой заставить мать функционировать как продолжение ребенка, эти попытки сменяются эпизодами прилипчивости к матери, которая выражает страх потери матери и ее любви в наказание за предыдущие агрессивные тенденции. Это говорит о неблагоприятном развитии и происходит, чаще всего, если более ранние стадии взаимодействия между матерью и ребенком уже были нарушены.В дальнейшем этот конфликт становится внутрипсихическим и ведет к эмоциональным проблемам.

В норме «внутренная мать» формируется чуть позже, в субфазе консолидации индивидуальности. Тогда он имеет менее контрастную природу. Последний этап фазы сепарации-индивидуации мы обсудим в следующей статье.

 



Просмотров: 587
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Абортированные дети моей матери. А кто я, и почему у меня непонятные мысли? Замещающий ребенок
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Я ужасная мать...Так ли это.. Комплекс идеальной матери,
  • Ненасытная мать, или Истерический невроз матери взрослой дочери
  • Почему невозможно женское счастье, если женщина зависит от своей матери
  • Когда любовь матери становится опасной
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.
  • Отличие я же матери от нормальной матери
  • От матери родной к матери-Вселенной
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Агрессия матери на своего ребенка
  • Где и как найти радость матери ребенка-инвалида?
  • У хорошей матери - дети в шапках
  • Как дочь становится для матери соперницей?
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Нарциссическая патология матери отвергающей своего ребенка.
  • Если ребенок ударил мать, как реагировать?
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Переживания матери взрослеющего ребенка
  • Глаза матери - зеркало ребенка.
  • Покинутость в отношениях матери и ребенка
  • Как матери принять особенного ребенка?
  • Плач ребенка и реакция матери



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь