Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)

Автор статьи: Людмила Лопина

Эмоциональное благополучие - это состояние душевного благополучия. Основным условием душевного благополучия является спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка.

"Ласковое имя"

Цель:позитивная самопрезентация, установление положительного эмоционального контакта

Взрослый предлагает детям: "Назови себя ласковым именем, так, как тебя называют в семье (родные и близкие)".

Результат: есть дети, которым это сделать легко. Но есть дети, которым достаточно сложно подобрать к своему имени ласковый вариант, они начинают проявлять тревогу: краснеть, ерзать на стуле, стискивать кулачки и т.п.

 Выход: вся группа хором называет его ласково. Еще и еще раз, до тех пор, пока ребенок не выдохнет и не улыбнется (сможет примерить ласковое имя к себе).

Вывод:некоторых детей в семье не называют ласковым именем, либо часто используют безличные ласковые слова типа "солнышко","зайчик", так сказать, общепринятые, не относящиеся на прямую к личности ребенка.

Интересно: Выбор имени для ребенка один из наиболее волнительных моментов в жизни родителей. Как правило, этим вопросом мама и папа озадачиваются еще за несколько месяцев до рождения, перебирая десятки,а то и сотни различных вариантов, почему же потом с легкостью заменяют их на "ляля", "зая" и т.п.

На вопрос: "Кто в семье тебя так ласково называет?", побеждают ответы:"Бабушка". Низкий поклон Вам, дорогие бабушки.

"Чего хочет Колина мама?"

Цель: распознать чувство по голосу.

Взрослый произносит слова "Подойди ко мне"с разной интонацией. Дети должны догадаться, что хочет сделать мама: приласкать или отругать?

Результат: у детей множество вариантов ответов на строгий голос (наругать, наказать, заставить убирать, попросить не мешать, замолчать, запретить гулять или смотреть телевизор и т.п.) и очень мало вариантов ответов на спокойный голос (накормить или одеть).

Вывод напрашивается из вопроса "Какую интонацию родители используют чаще"или "Какая интонация детям знакома больше?" Варианта ответа "приласкать" и подобного ему дети не называют (из 11 детсадовых групп по 25 чел. в каждой - не слышала ни разу, не повезло мне).

 Интересно: Дети могут отличить печальные голоса от нейтральных уже в трехмесячном возрасте. С раннего возраста родители обращаются к ребенку с любовью и лаской, с высокими интонациями и с улыбкой, даже сюсюкая, а ребенок не понимая значения слов, воспринимает это как очень важную для себя информацию. Куда же потом деваются доброжелательные интонации родителей?

 Сказка "Как зайчик обиделся на свою маму"(О.Хухлаева)

 Цель: укрепить уверенность в родительской любви.

Зайчик увлекся игрой и пришел домой позже, чем договорился с мамой. Мама была очень сердита на него за то, что он опоздал, и отругала Зайчика. "Зайчик очень огорчился и обиделся на нее. "Мама меня совсем не любит. Ведь если бы она любила, то не стала бы наказывать меня. Уйду-ка я из дома, - решил он. Он вышел из дома и пошел в лес. В лесу ночью было очень неуютно, страшно и холодно. Зайчик захотел к маме, но не смог ее простить, поэтому остался в лесу, спрятался под куст и кое-как уснул. Наступило утро. Зайчик все еще обижался на маму. Но все же решил пойти посмотреть в окошечко, что там мама делает без него. Он тихонько подошел к своему домику, заглянул в окно. А там мама... Что делает?"

 Результат: С этого момента до слов "Правильно, ребята мама горько плачет без Зайчика" проходит минут 20-25. Все это время я стараюсь подвести детей к этому ответу, но они стоят на своем: Мама убирает, готовит кушать, моет посуду, полы, даже смотрит телевизор или разговаривает по телефону, сидит за компьютером.

Вывод: безразличие со стороны родителей, равнодушие эмоциональных связей в семье? (пока боюсь утверждать, все еще спрашиваю).

Интересно,в чем же дело? Ведь мы, казалось бы, любим своих детей. Это и так ясно. Когда мы их ругаем, мы хотим научить их жить по-человечески. Когда мы даем им указания, мы передаем им свой жизненный опыт. Это же и так ясно. Можно сказать, мы любим своих детей по умолчанию. И пока мы ТАК любим, они думают, что нам домашние дела важнее.

"У птички болит крылышко - пожалей птичку", "Лисичка грустная, потому что упала", "Обиженный кустик"- дети очень любят эти игры и с удовольствием в них играют: пытаются утешить, пожалеть, погладить, сказать теплые слова. А потом мы заводим разговор о том, что если упал ребенок - что первое сделает мама? Надеюсь на ответы: "пожалеет", "погладит", "успокоит", но вместо этого я узнаю весь перечень лекарственных препаратов с их точным названием (зеленка, йод, мазь от ушибов, бальзам «Спасатель», настойка….) Я пытаюсь убедить детей в том, что это произошло неожиданно, на улице и у мамы нет этих средств с собой (они дома). Но дети утверждают, что в маминой сумочке зеленка есть всегда. Неужели они, правда, в этом уверены? Я и раньше знала, что в женской сумочке есть много вещей "на всякий случай", но не думала, что и зеленка входит в ее содержимое. (Ради интереса, протестируйте свою сумочку на наличие в ней йода и зеленки, может дети правы, они там есть?)

Я не зря привожу эти примеры. Такие простые упражнения, такие простые жизненные ситуации (мы о них даже не задумываемся) - они все берут свое начало в семье и откликаются в наших детях.

Существенное осложнение эмоционального развития детей, связано с повышением в обществе неблагоприятных воспитательных установок родителей. Это происходит из-за:

•             возрастания занятости родителей,

•             переноса исконно родительских функций на образовательные учреждения,

•             уменьшения и обеднения общения в семье,

•             дефицита теплоты и внимательного отношения друг к другу,

•             исчезновения совместных форм полезной деятельности ребенка и взрослого.

Я очень надеюсь, что вы чуткий и внимательный взрослый, не отмахнетесь от  детских (и моих) переживаний. И обыденные жизненные ситуации в семье станут теплее и радостнее. Все в наших руках!

P.S. A работать нужно,конечно,не с детьми, а с семьями. Об опыте работы с семьей и будет моя следующая статья.



Просмотров: 197
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • "Мама хочет жить" сказкотерапия для родителей особенных детей.
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Нездоровые" дети самых "здоровых" родителей
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Лучше бы ты умерла" или "мама, мне больно, страшно..."
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Почему фраза: "Пока-пока, мама ушла", - очень опасна?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Алкоголик в семье или почему "горькая" становится "сладкой".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Убегающие дети" или "Маша, я догоню тебя!"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь