|
Развитие ребенка от 3 - х до 6 -ти месяцевАвтор статьи: Илясова Екатерина Юрьевна
Почему возраст от 3 – 6 месяцев является важным периодом в жизни ребенка? Дело в том, что на данной стадии формируется базовый эмоциональный фон. Как это происходит? Ребенок находится в контакте с мамой и для него очень важным является выражение ее лица. В Лаборатории материнства был проведен такой эксперимент « проба сфинкса». Мама должна была подойти к своему ребенку, но лицо ее не должно было выражать никаких эмоций. Мама подходит к ребенку с «каменным лицом». Малыш, видя ее, начинает улыбаться, у него открывается ротик, он чмокает, а мама никак не реагирует на него. Тогда ребенок начинает зевать, отворачивается и засыпает, либо начинает плакать. Для ребенка мама – это зеркало, когда он не получает эмоционального отклика от нее, то у него происходит резкое снижение интереса к окружающему миру. Мир вокруг становится либо не интересным, либо пугающим. Через ответные эмоции ребенок обретает доверие к маме. А это основа доверия к жизни. На данной фазе развития очень важно соблюдать : ожидание – получение – переживание удовольствия. Рассмотрим первую взаимосвязь: ожидание – получение. Когда ребенок очень голоден, а его кормят по часам, тогда происходит фрустрация. Его потребность не удовлетворяется вовремя. Такие детки могут в дальнейшем плохо есть или отказываться от еды. Следующее важное звено в этой цепочке: получение – переживание удовольствия. Представьте себе такую ситуацию: ребенка покормили, он лежит и наслаждается. Мама в это время начинает перед ним трясти погремушкой. Если он не проявляет интереса – трясет еще громче. Ребенку не удалось пережить удовольствие. Такой ребенок, когда станет взрослым, будет нуждаться в получении новых ощущений и эмоций, а пережитое удовольствие будет мимолетным. Про таких людей говорят: «Ему все мало!». У них просто не сформирован опыт переживания удовольствия. Такие люди, как правило, не испытывают удовлетворение от собственной жизни. Таким образом, наша способность ждать с удовольствием или в состоянии депрессии, зависит от нашего младенческого опыта, т.е. ожидание – получение – переживание. Очень важным является еще один момент – гиперстимуляция ребенка. Когда и как это происходит? В период с 3 – 6 месяцев многие мамы начинают проявлять излишнюю тревожность по отношению к своему малышу. Таким мама необходимо каждую минуту занимать своего малыша. Кто - то начинает учить буквы, кто-то слова, кто-то заигрывает ребенка, а кто-то постоянно подкидывает и трясет ребенка. Такие мамы, как правило, ждут от ребенка эмоций. В чем смысл такого материнского поведения? Такая мама испытывает страх, что ребенок не проявит к ней никакого интереса и она хочет его получить любым способом. А теперь вернемся к примеру с малышом, который только поел, лежит, наслаждается и созерцает себя из нутрии, а мама в это время трясет перед ним погремушкой, чтобы он улыбнулся. Он не обращает на нее внимание, мама трясет еще сильнее. Вдруг, маме приходит идея, что игрушка не нравится, она берет другую, третью и т.д. пока не получит ответной реакции от малыша. Чем опасно такое поведение? У ребенка нет возможности убежать от такой мамы, закрыться и побыть одному. Он вынужден быть с ней в контакте. У некоторых детей возникают аутистические проблемы - способ уйти, спрятаться от такой мамы. В этот период очень важно проявить чуткость и понимание собственного ребенка. Важной функцией мамы в период с 3 – 6 месяцев является наблюдение и ожидание. Мудрое материнское отношение к своему ребенку – понимание процессов, которые происходят с малышом и удовлетворение возникших потребностей. Наблюдение формирует у мамы правильное понимание своего малыша и отклик на его сигналы. Таким образом формируется прочная симбиотическая связь матери и дитя.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|