|
Психологическое развитие младенца: фазы нормального аутизма и симбиоза (0- 4 месяцев)Автор статьи: Полотнянко Анастасия Николаевна
В этой и последующих статьях мы поговорим о самом раннем периоде жизни ребенка – возрасте от рождения до 3 лет. Мы будем рассматривать этот период с точки зрения современного психоанализа. С точки зрения классического психоанализа, речь пойдет о развитии детей в оральную, анальную и раннюю эдипальные фазы инфантильной сексуальности. Ребенок появляется на свет достаточно автономным созданием, он может дышать, поглощать и переваривать пищу, обладает набором простейших рефлексов. Но его психологическое рождение, то есть способность элементарно различать себя и мир приходится на более поздний период. Исследования, проведенные в середине прошлого века Маргарет Малер с коллегами, позволили выявить несколько фаз раннего детского развития. Каждую фазу можно рассматривать как определенный промежуток времени, в который происходит качественный скачок в психологическом развитии ребенка. Границы фаз приблизительны и связаны с проявлением того или иного психологического феномена. Их границы отчасти перекрываются: когда на убыль начинает идти одна фаза, то нарастает влияние последующей. Каждая фаза является основанием для нормального протекания последующих фаз. Фаза нормального аутизма охватывает период от рождения примерно до одного месяца. Младенец в этот период преимущественно находится в состоянии полусна-полубодрствования. Большую часть времени он спит, когда испытывает голод и дискомфорт, то просыпается. После получения желаемого, он вновь расслабляется и внешний мир исчезает. В этот короткий период новорожденного можно рассматривать не как психологическое, а скорее, как биологическое существо. И его непосредственная задача – адаптироваться к новому миру. В этот период ясное сознание, по видимому отсутствует. Ребенок не различает, ни себя, ни мир вокруг. Его органы восприятия еще несовершенны. Кроме того присутствует так называемый стимульный барьер – новорожденные мало чувствительны к внешним сигналам. В этот период наиболее существенными для них являются сигналы, идущие изнутри тела. Голоду, кожному дискомфорту младенец придает гораздо больше значения, чем громким голосам снаружи. Из предшественников эмоций у новорожденного можно обнаружить аффект удовольствия и аффект неудовольствия. Все реакции ребенка носят глобальный характер – не смотря на степень дискомфорта, младенцы реагируют одинаковыми криками и движениями. Из удовольствия в последующем разовьются радость, счастье, оргазм и любовь. Из неудовольствия – гнев, печаль, страх и ненависть. Этот период называется аутистическим, потому что ребенок в это время замкнут на себе. Он пока не узнает мать, и внешний мир с его социальными связями для ребенка еще не существует. Задача аутистической фазы – адаптация организма новорожденного к миру, проверка и отладка воспринимающих и двигательных систем. До конца первого месяца ребенок не может отличить материнскую заботу от собственных усилий по избавлению от телесного дискомфорта в виде кашля, чихания, срыгивания и проч. Но затем начинает появляться смутное чувство чего-то внешнего, которое помогает удовлетворять потребности и достигать комфортного состояния. Этот факт знаменует собой переход в следующую фазу психологического развития. Симбиотическая фаза начинается по достижении месячного возраста и постепенно идет на убыль, начиная с возраста 4-5 месяцев. В это время формируется диада мать-дитя, которая будет существовать еще длительное время. В возрасте 3-4 недель начинает убывать физиологический барьер к внешним стимулам, и ребенок рискует быть затоплен интенсивными внешними впечатлениями. Но происходит важный психологический момент – ребенок сливается с внутренним образом матери. Для младенца он и его мать в это время представляют одно целое, у них общая граница, они вместе перемещаются, мать удовлетворяет его потребности. Мать становится дополнительным Я ребенка. Вокруг диады как бы образуется панцирь, который предохраняет психику ребенка от внешней перегрузки. Теперь от реакции матери зависит, как ребенок отреагирует на внешний стимул – громкий звук или яркий свет – плачем или спокойным любопытством. На внешнем уровне этот этап знаменуется появлением неспецифической или социальной улыбки. Ребенок начинает улыбаться всем без разбору взрослым. Оказалось, что взгляд глаза в глаза, которые движутся в вертикальной плоскости, является пусковым моментом для возникновения неспецифической детской улыбки. Если ребенок смотрит в глаза, которые двигаются вверх- вниз, при этом лицо даже может быть закрыто маской, то он начинает улыбаться. Эта реакция неспецифической детской улыбки очень важна для формирования симбиоза. Мать, видя улыбающегося ребенка. испытывает совершенно особые чувства. Этот ребенок становится «ее ребенком». Маленькому человеческому существу для своего самосохранения очень важно вызвать это чувство любви и умиления. Иначе его выживание и адекватное функционирование находятся под большим вопросом. Можно постулировать, что существуют врожденные нейронные системы, ответственные за возникновение этой социальной улыбки. Аутичные дети не улыбаются матерям, поэтому затрудняется формирование симбиоза и дальнейшее развитие еще более осложняется по принципу порочного круга. На основании этой матрицы физиологической и психологической зависимости от матери в дальнейшем будут структурироваться части внутреннего мира ребенка: Я, Другие, Внутренний Родитель, Ребенок и проч. Но пока это различие еще не осознается, поэтому эту фазу называют также фазой галлюцинаторного всемогущества. Ребенок имеет иллюзию, что он все может, ему все доступно. Я ребенка еще не способно к независимому существованию, оно существует, пока мать его любит. Ребенок нуждается в постоянной эмоциональной подпитке от матери. Образно можно представить, что ребенок воспринимает не Себя-из-Себя, а Себя-из-матери. Для оптимального перехода в фазу симбиоза ребенку необходимо переживание чувственного контакта всем телом, сильные и крепкие материнские объятия. Первое Я телесно и, по-существу, отражает осязательные ощущения с поверхности тела. Вокруг ощущений, исходящих из тела, постепенно будет формироваться чувство собственного Я. Но во время симбиотической фазы происходит постепенный сдвиг внимания от своих телесных ощущений к ощущениям внешнего мира. Начинают формироваться «островки памяти», то есть младенец начинает сличать новый опыт с предыдущим. Другим важным фактором в развитии качественного симбиоза является контакт глаза-в-глаза, особенно во время кормления. В этот период «первичная материнская поглощенность» ребенком является решающим фактором в его дальнейшем развитии. Большое значение имеет стереотип кормления грудью и вообще способы, которыми мать держит ребенка на руках. Ребенок жаждет прижаться к матери всем телом, в этот момент у него возникает первичное ощущение Себя. Если мать отгорожена или механически относится к кормлению, то это затрудняет психологическое развитие младенца в дальнейшем. Крайне важным в симбиотической фазе является то, что в психоанализе называют «либидинозной загруженностью тела младенца со стороны матери». Это значит, что мать испытывает чувство умиления, нежности, восторга, желание прикоснуться, приласкать, когда смотрит на своего ребенка. Ребенок при этом гулит, улыбается, машет ножками и ручками. В этот момент пробуждается его Я, его ощущение себя как такового. Если мать смотрит холодно, или зло, или тревожится, все ли правильно в его анатомии и физиологии, то это чувство собственного Я у ребенка исчезает. Поэтому симбиотическая фаза – ключевой момент для развития чувства Я и доверия к миру. Эта та матрица, на основании которой будут складываться все его дальнейшие человеческие отношения. В общем виде, симбиоз протекает наиболее успешно, если мать испытывает искренее удовольствие от этой фазы и материнство не причиняет ей значительных трудностей. В некоторых случаях не вполне правильное прохождение фазы симбиоза связано с психологическими особенностями ребенка. Если у ребенка есть гиперчувствительность какой-нибудь функции восприятия, например, повышенная чувствительность к свету или к звукам, то ощущения внешнего мира раньше времени проникают через симбиотическую мембрану, окружающую мать и дитя. Проникающие впечатления могут оказаться травматичными для незрелой психики. В дальнейшем у таких детей часто возникают проблемы с установлением внутренних объектов( в первую очередь образов родителей).Они наделяются агрессивными и опасными чертами Карающего Родителя, хотя воспитательные меры реальных родителей вряд ли можно описать как жесткие или холодные. Поэтому гиперсенситивные дети нуждаются в особом подходе и пристальном наблюдении за своим развитием. В возрасте 3-4 месяцев внешний мир для ребенка изменяется, но еще не принял более менее четких очертаний. Эти изменения служат предпосылкой для постепенного перехода в следующую фазу детского развития. Это очень важная фаза сепарации-индивидуации, о которой мы поговорим в следующий раз.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|