Психологическое развитие младенца: фазы нормального аутизма и симбиоза (0- 4 месяцев)

       Психологическое развитие младенца фазы нормального аутизма и симбиоза 0 4 месяцев

    В этой и последующих статьях  мы поговорим о самом раннем периоде жизни ребенка – возрасте от рождения до 3 лет. Мы будем рассматривать этот период с точки зрения современного психоанализа. С точки зрения классического психоанализа, речь пойдет о развитии детей в оральную, анальную и раннюю эдипальные фазы инфантильной сексуальности.

       Ребенок появляется на свет достаточно автономным созданием, он может дышать, поглощать и переваривать пищу, обладает набором простейших рефлексов. Но его психологическое рождение, то есть способность элементарно различать себя и мир приходится на более поздний период. Исследования, проведенные в середине прошлого века Маргарет Малер с коллегами, позволили выявить несколько фаз раннего детского развития. Каждую фазу можно рассматривать как определенный промежуток времени, в который происходит качественный скачок в психологическом развитии ребенка. Границы фаз приблизительны и связаны с проявлением того или иного психологического феномена. Их границы отчасти перекрываются: когда на убыль начинает идти одна фаза, то нарастает влияние последующей. Каждая фаза является основанием для нормального протекания последующих фаз.

       Фаза нормального аутизма охватывает период от рождения примерно до одного месяца. Младенец в этот период преимущественно находится в состоянии полусна-полубодрствования. Большую часть времени он спит, когда испытывает голод и дискомфорт, то просыпается. После получения желаемого, он вновь расслабляется и внешний мир исчезает. В этот короткий период новорожденного можно рассматривать не как психологическое, а скорее, как биологическое существо. И его непосредственная задача –  адаптироваться к новому миру.

       В этот период ясное сознание, по видимому отсутствует. Ребенок не различает, ни себя, ни мир вокруг. Его органы восприятия еще несовершенны. Кроме того присутствует так называемый стимульный барьер – новорожденные мало чувствительны к внешним сигналам.  В этот период наиболее существенными для них являются сигналы, идущие изнутри тела. Голоду, кожному дискомфорту младенец придает гораздо больше значения, чем громким голосам снаружи. Из предшественников эмоций у новорожденного можно обнаружить аффект удовольствия и аффект неудовольствия. Все реакции ребенка носят глобальный характер – не смотря на степень дискомфорта, младенцы реагируют одинаковыми криками и движениями. Из удовольствия в последующем разовьются радость, счастье, оргазм и любовь. Из неудовольствия – гнев, печаль, страх и ненависть.

       Этот период называется аутистическим, потому что ребенок в это время замкнут на себе. Он пока не узнает мать, и внешний мир с его социальными связями для ребенка еще не существует. Задача аутистической фазы – адаптация организма новорожденного к миру, проверка и отладка воспринимающих и двигательных систем.

       До конца первого месяца ребенок не может отличить материнскую заботу  от собственных усилий по избавлению от телесного дискомфорта в виде кашля, чихания, срыгивания и проч. Но затем начинает появляться смутное чувство чего-то внешнего, которое помогает удовлетворять потребности и достигать комфортного состояния. Этот факт знаменует собой переход в следующую фазу психологического развития.

       Симбиотическая фаза начинается по достижении месячного возраста и постепенно идет на убыль, начиная с возраста 4-5 месяцев. В это время формируется диада мать-дитя, которая будет существовать еще длительное время. В возрасте 3-4 недель начинает убывать физиологический  барьер к внешним стимулам, и ребенок рискует быть затоплен интенсивными внешними впечатлениями. Но происходит важный психологический момент – ребенок сливается с внутренним  образом матери. Для младенца он и его мать в это время представляют одно целое, у них общая граница, они вместе перемещаются, мать удовлетворяет его потребности. Мать становится дополнительным Я ребенка. Вокруг диады как бы образуется панцирь, который предохраняет психику ребенка от внешней перегрузки. Теперь от реакции матери зависит, как ребенок отреагирует на внешний стимул – громкий звук или яркий свет – плачем или спокойным любопытством.

      На внешнем уровне этот этап знаменуется появлением неспецифической или социальной улыбки. Ребенок начинает улыбаться всем без разбору взрослым. Оказалось, что взгляд глаза в глаза, которые движутся в вертикальной плоскости, является пусковым моментом для возникновения неспецифической детской улыбки. Если ребенок смотрит в глаза, которые двигаются вверх- вниз, при этом лицо даже может быть закрыто маской, то он начинает улыбаться. Эта реакция неспецифической детской улыбки очень важна для формирования симбиоза. Мать, видя улыбающегося ребенка. испытывает совершенно особые чувства. Этот ребенок становится «ее ребенком».

       Маленькому человеческому существу для своего самосохранения очень важно вызвать это чувство любви и умиления. Иначе его выживание и адекватное функционирование находятся под большим вопросом. Можно постулировать, что существуют врожденные нейронные системы, ответственные за возникновение этой социальной улыбки. Аутичные дети не улыбаются матерям, поэтому затрудняется формирование симбиоза и дальнейшее развитие еще более осложняется по принципу порочного круга.

       На основании этой матрицы физиологической и психологической зависимости от матери в дальнейшем будут структурироваться части внутреннего мира ребенка: Я, Другие, Внутренний Родитель, Ребенок и проч. Но пока это различие еще не осознается, поэтому эту фазу называют также фазой галлюцинаторного всемогущества. Ребенок имеет иллюзию, что он все может, ему все доступно. Я ребенка еще не способно к независимому существованию, оно существует, пока мать его любит. Ребенок нуждается  в постоянной эмоциональной подпитке от матери. Образно можно представить, что ребенок воспринимает не Себя-из-Себя, а Себя-из-матери.

       Для оптимального перехода в фазу симбиоза ребенку необходимо переживание чувственного контакта всем телом, сильные и крепкие материнские объятия. Первое Я телесно и, по-существу, отражает  осязательные ощущения с поверхности тела. Вокруг ощущений, исходящих из тела, постепенно будет формироваться чувство собственного Я. Но во время симбиотической фазы происходит постепенный сдвиг внимания от своих телесных ощущений к ощущениям внешнего  мира. Начинают формироваться «островки памяти», то есть младенец начинает сличать новый опыт с предыдущим.

       Другим важным фактором в развитии качественного симбиоза является контакт глаза-в-глаза, особенно во время кормления. В этот период «первичная материнская поглощенность» ребенком является решающим фактором в его дальнейшем развитии. Большое значение имеет стереотип кормления грудью и вообще способы, которыми мать держит ребенка на руках. Ребенок жаждет прижаться к матери всем телом, в этот момент у него возникает первичное ощущение Себя. Если мать отгорожена или механически относится к кормлению, то это затрудняет психологическое развитие младенца в дальнейшем.

      Крайне важным в симбиотической фазе является то, что в психоанализе называют «либидинозной загруженностью тела младенца со стороны матери». Это значит, что мать испытывает чувство умиления, нежности, восторга, желание прикоснуться, приласкать, когда смотрит на своего ребенка. Ребенок при этом гулит, улыбается, машет ножками и ручками. В этот момент пробуждается его Я, его ощущение себя как такового. Если мать смотрит холодно, или зло, или тревожится, все ли правильно в его анатомии и физиологии, то это чувство собственного Я у ребенка исчезает. Поэтому симбиотическая фаза – ключевой момент для развития чувства Я и доверия к миру. Эта та матрица, на основании которой будут складываться все его дальнейшие человеческие отношения. В общем виде, симбиоз протекает наиболее успешно, если мать испытывает искренее удовольствие от этой фазы и материнство не причиняет ей значительных трудностей.

      В некоторых случаях не вполне правильное прохождение фазы симбиоза связано с психологическими особенностями ребенка. Если у ребенка есть гиперчувствительность какой-нибудь функции восприятия, например, повышенная чувствительность к свету или к звукам, то ощущения внешнего мира раньше времени проникают через симбиотическую мембрану, окружающую мать и дитя. Проникающие впечатления могут оказаться травматичными для незрелой психики. В дальнейшем у таких детей часто возникают проблемы с установлением внутренних объектов( в первую очередь образов родителей).Они наделяются агрессивными и опасными чертами Карающего Родителя, хотя воспитательные меры реальных родителей вряд ли можно описать как жесткие или холодные. Поэтому гиперсенситивные дети нуждаются в особом подходе и пристальном наблюдении за своим развитием.

      В возрасте 3-4 месяцев внешний мир для ребенка изменяется, но еще не принял более менее четких очертаний. Эти изменения служат предпосылкой для постепенного перехода в следующую фазу детского развития. Это очень важная фаза сепарации-индивидуации, о которой мы поговорим в следующий раз.

 

 

 

 

 



Просмотров: 481
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • А для чего ваш ребенок пришел в этот мир?
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Увольнение - как продуктивно для себя пройти этот период
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как ребенок входит в этот мир. Родовой сценарий. Часть 3
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Обманутая мать или если ребенок в тягость
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Отец и мать для ребенка после развода
  • ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК. Рекомендации для родителей в период адаптации
  • Если ребенок ударил мать, как реагировать?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Психологическое единство «мать-дитя» в период грудного вскармливания
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Сладкое и дети или как перевести в одной лодке ребенка, Новый Год и хорошую мать.
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Психическое рождение и контролирующая мать. Или что делать, если психически ты еще не рожден?
  • Этот невыносимый горшок… Или как приучить ребенка к горшку.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь