|
Изобразительная деятельность, как способ общения с подросткамиАвтор статьи: Пронина Нина Ивановна
Подростковый возраст можно назвать промежуточным между детством и взрослостью. Именно в этот период развития ребенка происходят физиологические и психологические качественные изменения. Поэтому подростковый возраст считается одним из трудных периодов в жизни вашего ребенка. И именно этот возраст требует от взрослых внимательного отношения к личности каждого подростка. Следует учитывать, что с развитием общества, в школу с каждым новым учебным годом приходят дети не похожие на предыдущих. Практика показывает, что необходимо искать новые формы и направления в работе с современными детьми, особенно с подростками. Большое значение, с нашей точки зрения, для каждого подростка имеет эмоциональная составляющая. Взрослые, как правило, в этот период сосредотачивают свое внимание на учебе и поведении подростка, не придавая значения его внутреннему состоянию. И совершенно напрасно, потому что именно в подростковом возрасте формируется стремление к развитию индивидуальности и проявлению себя в среде сверстников. В переходный период, как ни в какой другой, подросток нуждается во внимании со стороны взрослых. Лучшей формой внимания можно считать опосредованное внимание. Чем оно примечательно? Такое внимание не раздражает подростка, а, следовательно, он не будет закрываться от взрослых. К такой форме внимания мы относим изобразительную деятельность. Наш опыт показал, что изобразительная деятельность дает возможность подростку не обнародовать свое отношение к миру, а просто высказать его в безопасной форме, в виде изобразительного продукта. Более того изобразительная деятельность учит думать, выражать свое восприятие мира через символы (линии, точки, пятна и т.д.). Такую работу школьной психолог может предложить любому классному руководителю, который в «своем» классе может рисовать с подростками на собственном уроке. Времени такое рисование занимает не более 3 минут, но это дает возможность подростку продемонстрировать взрослым способ мышления, а взрослым проводить профилактическую работу по любой теме. Например, в художественном классе для познания окружающего мира, в практическую работу включали разные понятия: театр, балет, луг, поляна и т.д. Луг Театр, вариант 2
Задания могут зависеть от того, на чем хотят сделать акцент взрослые. Оригинальные работы можно, с разрешения автора, демонстрировать всему классу. Такая работа представляет интерес для подростков, поскольку уравнивает шансы всех в классе, те, кто менее успешный в учебе, может показать успешность в рисовании. В такой работе развивается здоровое соревнование на оригинальность идей. Перед такой работой надо поговорить с подростками о том, зачем она им предлагается, они поймут, и будут выполнять. Но нужно быть готовым к тому, что с первого раза выполнять такое задание согласятся не все, но так как это живой процесс, то со временем в работу включатся все. Такое спонтанное рисование способствует объединению классного коллектива. По мере накопления выполненных работ можно делать выставку рисунков в классе или рисунками иллюстрировать обсуждение разных взглядов на понятия. Такие еженедельные изобразительные тренинги помогают формировать традиции в классе. Ребята ждут выполнения заданий и разочаровываются, если по каким то причинам его отменяют. Опыт работы с разными подростками (в художественном классе школы искусств, в московской школе, в профессионально техническом училище) показал, что умение выражать свои мысли через изобразительный продукт присутствует у всех. Везде ребята выполняли задания с желанием. В конце года мы проводили в группах и классах обсуждение на тему стандартного мышления и творчества, обсуждали в чем разница понятий. Воспользуйтесь нашим опытом, и вам еще больше станет интересен этот возраст.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|