Изобразительная деятельность

По мнению многих ученых (Я.А.Ананьева, Д.Б.Богоявленской, Л. И. Божович, Т.Д. Кудрявцева, А.Я. Пономарева, П.М.Якобсона и др.), способностями к творчеству в той или иной мере обладает каждый ребенок. П.П. Блонский утверждал, что эмоциональная сфера лежит в основе поведения ребенка, а так как это чувственная сфера, то наиболее оптимальным является воздействие на нее средствами искусства. Известный педагог и психолог Ю. А. Полуянов, - впервые соединил в своей программе  "Изобразительное искусство и художественный труд", знания о развитии детского сознания и творчества, с целью гармоничного развития психологических функций ребенка памяти и воображения, для  формирования у ребенка умения контролировать и давать оценку своим учебным действиям.

В нашем Центре практической психологии опыт «художественного самовыражения» дошкольник приобретает в процессе изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность является безопасным приемом работы с любой категорией детей, особенно рисунки-экспромты простым карандашом, этот вид работы не требует больших материальных затрат. В экспрессивной психологии рисунки-экспромты относятся к сиюминутной экспрессии.

Научное обоснование этому дали психологи Лейпцигской школы Клариссу и Гроссу, а так же представители немецкой школы проективной психологии, в частности Е. Вартегга, А. Фаттега, К. Тейлор. Представители этого направления рассматривают проекции как восприятие и осмысление окружающего мира, которые возникают под влиянием переживаний и чувств ребенка. Кетрин Тейлор, например, считает, что наши каракули, наполнены сложными, очень индивидуальными символами, которые отражают наши глубинные желания, страхи, тревоги и потребности. В спонтанных рисунках, так же как и в произвольных, находит свое отражение наше сознательное  и бессознательное.

Рудольф Арнхейм изобразительное средство относит к мощным источникам вдохновения. Любую линию, нарисованную на листе бумаги, любую наипростейшую форму он сравнивает с камнем, брошенным в пруд, как способ нарушения покоя. Чтобы справиться с заданием, ребенок должен создать комбинацию из известных форм и главным в этом будет движение руки и глаз. Движение Р. Арнхейм называет сильным зрительным стимулятором, включающим ребенка в деятельность.

Работы по «художественному самовыражению» на заданные темы глубоко индивидуальны и эмоционально наполнены. Опираясь на позицию Л.С. Выготского, что любая построенная фантазия влияет на наши чувства, если даже она не соответствует действительности,  все равно вызываемое ею чувство является для человека реально переживаемым, можно сказать, что посредством изобразительной деятельности можно влиять на эмоциональное состояние ребенка. Исследования терапии осознанного самораскрытия в творчестве показали (Н. Наумбург), что изобразительную продукцию по «художественному  самовыражению»,  можно рассматривать как важный инструмент в формировании здоровой, гармоничной личности. Любая организованная и целенаправленная работа по изобразительной деятельности ведет к интеграции изменения внутреннего опыта личности, при котором образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания, мечты, фантазии.

Одной из задач образовательного учреждения является создание условий для «художественного  самовыражения» предоставив возможность ребенку в изобразительном продукте продемонстрировать восприятие, осмысление окружающего мира и  эмоциональное отношение к себе, к людям, к школе, к природе. Изобразительная деятельность может быть инструментом настройки позитивного отношения ребенка к деятельности, к сверстникам, к учителю, развивает трудолюбие, усидчивость, быстроту мышления, творческое воображение, дает возможность каждому ребенку быть творцом своей деятельности. В процессе творческой деятельности взрослый поддерживает и  вызывает в ребенке потребность в творчестве, вводит в его жизнь новые, живые и глубокие впечатления, т.к. радость от позитивных переживаний и  впечатлений, поднимает  бодрость  и  здоровую энергию, а также развивает интерес к жизни.



Просмотров: 518
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Особенности изобразительной деятельности при деменции
  • Изобразительная деятельность, как способ общения с подростками
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • Материальное поощрение деятельности ребенка: за и против
  • Представители бухгалтерского профессионального сообщества как субъекты исполнительской деятельности
  • Нетворкинг - сфера деятельности или компетенция современного человека?
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Эмоциональная сфера ребенка - как она развивается?
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Диагностика аутизма. Как определить, что у ребенка страдает коммуникативная сфера.
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Совместная деятельность родителя и ребенка
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Стереотип «с помощью ребенка можно удержать мужчину» соответствует действительности?
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • Гендерно-маркированная деятельность ребенка в дошкольных образовательных организациях
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что важно при выборе любимой деятельности?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь