Изобразительная деятельность

По мнению многих ученых (Я.А.Ананьева, Д.Б.Богоявленской, Л. И. Божович, Т.Д. Кудрявцева, А.Я. Пономарева, П.М.Якобсона и др.), способностями к творчеству в той или иной мере обладает каждый ребенок. П.П. Блонский утверждал, что эмоциональная сфера лежит в основе поведения ребенка, а так как это чувственная сфера, то наиболее оптимальным является воздействие на нее средствами искусства. Известный педагог и психолог Ю. А. Полуянов, - впервые соединил в своей программе  "Изобразительное искусство и художественный труд", знания о развитии детского сознания и творчества, с целью гармоничного развития психологических функций ребенка памяти и воображения, для  формирования у ребенка умения контролировать и давать оценку своим учебным действиям.

В нашем Центре практической психологии опыт «художественного самовыражения» дошкольник приобретает в процессе изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность является безопасным приемом работы с любой категорией детей, особенно рисунки-экспромты простым карандашом, этот вид работы не требует больших материальных затрат. В экспрессивной психологии рисунки-экспромты относятся к сиюминутной экспрессии.

Научное обоснование этому дали психологи Лейпцигской школы Клариссу и Гроссу, а так же представители немецкой школы проективной психологии, в частности Е. Вартегга, А. Фаттега, К. Тейлор. Представители этого направления рассматривают проекции как восприятие и осмысление окружающего мира, которые возникают под влиянием переживаний и чувств ребенка. Кетрин Тейлор, например, считает, что наши каракули, наполнены сложными, очень индивидуальными символами, которые отражают наши глубинные желания, страхи, тревоги и потребности. В спонтанных рисунках, так же как и в произвольных, находит свое отражение наше сознательное  и бессознательное.

Рудольф Арнхейм изобразительное средство относит к мощным источникам вдохновения. Любую линию, нарисованную на листе бумаги, любую наипростейшую форму он сравнивает с камнем, брошенным в пруд, как способ нарушения покоя. Чтобы справиться с заданием, ребенок должен создать комбинацию из известных форм и главным в этом будет движение руки и глаз. Движение Р. Арнхейм называет сильным зрительным стимулятором, включающим ребенка в деятельность.

Работы по «художественному самовыражению» на заданные темы глубоко индивидуальны и эмоционально наполнены. Опираясь на позицию Л.С. Выготского, что любая построенная фантазия влияет на наши чувства, если даже она не соответствует действительности,  все равно вызываемое ею чувство является для человека реально переживаемым, можно сказать, что посредством изобразительной деятельности можно влиять на эмоциональное состояние ребенка. Исследования терапии осознанного самораскрытия в творчестве показали (Н. Наумбург), что изобразительную продукцию по «художественному  самовыражению»,  можно рассматривать как важный инструмент в формировании здоровой, гармоничной личности. Любая организованная и целенаправленная работа по изобразительной деятельности ведет к интеграции изменения внутреннего опыта личности, при котором образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания, мечты, фантазии.

Одной из задач образовательного учреждения является создание условий для «художественного  самовыражения» предоставив возможность ребенку в изобразительном продукте продемонстрировать восприятие, осмысление окружающего мира и  эмоциональное отношение к себе, к людям, к школе, к природе. Изобразительная деятельность может быть инструментом настройки позитивного отношения ребенка к деятельности, к сверстникам, к учителю, развивает трудолюбие, усидчивость, быстроту мышления, творческое воображение, дает возможность каждому ребенку быть творцом своей деятельности. В процессе творческой деятельности взрослый поддерживает и  вызывает в ребенке потребность в творчестве, вводит в его жизнь новые, живые и глубокие впечатления, т.к. радость от позитивных переживаний и  впечатлений, поднимает  бодрость  и  здоровую энергию, а также развивает интерес к жизни.



Просмотров: 520
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Особенности изобразительной деятельности при деменции
  • Материальное поощрение деятельности ребенка: за и против
  • Изобразительная деятельность, как способ общения с подростками
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Нетворкинг - сфера деятельности или компетенция современного человека?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Совместная деятельность родителя и ребенка
  • Представители бухгалтерского профессионального сообщества как субъекты исполнительской деятельности
  • Стереотип «с помощью ребенка можно удержать мужчину» соответствует действительности?
  • Гендерно-маркированная деятельность ребенка в дошкольных образовательных организациях
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Выбор работы (деятельности) с учетом метапрограмм
  • Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
  • Работа с зависимостями в практической деятельности психолога
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Эмоциональная сфера ребенка - как она развивается?
  • О психологии творчества. О творчестве в психотерапии. О себе.
  • Можно оставить в покое "внутреннего ребенка"?
  • Техника работы с МАК " Альбом моего внутреннего ребенка"
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Сон разума или тайны сна, психоза и творческой деятельности
  • Дистанционное обучение. О практической деятельности.
  • Обучение расстановкам. Хочу получать больше денег от своей деятельности...Случай из практики.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь