Материальное поощрение деятельности ребенка: за и против

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПООЩРЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА: ЗА И ПРОТИВ

Многие родители нередко размышляют над вопросом о возможности и целесообразности  введения денежной платы за выполнение домашних поручений или за отличную учебу в школе. Одни считают, что платить детям нельзя, другие говорят о возможности использования этого приема. Для того, чтобы разобраться в проблеме, стоит обратиться к уже имеющимся психологическим исследованиям. 

В одном эксперименте у студентов сначала выяснили, какие лекции им больше всего нравятся. После этого, им стали платить за посещение тех лекций, которые они считали наиболее интересными. Студенты продолжали посещать лекции. Казалось бы, оплата посещения занятий не должна никак сказаться ни на посещаемости лекций, ни на отношении студентов к занятиям. Однако, когда через шесть месяцев студентов снова спросили о том, нравятся ли им лекции, которые они посещают (и которые еще полгода назад казались им наиболее интересными), большинство ответили, что лекции им не нравятся… Получается, что студенты, которые до этого с удовольствием посещали лекции, перестали считать лекции интересными после того, как они стали получать плату за посещение лекции. Интересное занятие стало обязанностью, способом заработка.  И мотивация студентов снизилась. Кроме того, студенты стали обесценивать занятия, которые ранее им нравились. 

Что же получается? Начиная платить заработную плату за пятерки или четверки, мы рискуем попасть в ситуацию, когда ребенок постепенно перестанет считать даже интересные предметы таковыми. Следовательно, интерес к учебе будет снижаться. А что же произойдет в том случае, если оплачиваться будут оценки или посещение занятий, которые изначально не очень интересны школьнику или студенту? В этом случае ситуация может усугубиться еще больше. Во-первых, интерес к изучаемому предмету может снизиться еще больше. Во-вторых, ученик заведомо будет ожидать, что занятие (урок, лекция) будет скучным. В этом случае ученик с большой вероятностью не заинтересуется темой или каким-то фактом, которым мог бы заинтересоваться в случае отсутствия оплаты. 

Примерно в такой же ситуации могут оказаться родители, которые начнут платить детям за выполнение каких-то домашних получений. Чаще всего взрослые с помощью этого способа приучают ребенка к труду, считая, что таким образом готовят его к самостоятельной жизни. Конечно, за деньги ребенок будет мыть посуду и выносить мусор. Возможно, ребенок даже будет выполнять больше домашних дел, нежели раньше и будет делать их без напоминаний. Но изменится отношение к домашним делам. Они начнут вызывать раздражение, будут казаться совсем не интересными. Будет ли в этом случае ребенок готов к самостоятельной жизни? Скорее, его ждет разочарование. Ведь никто не будет ему платиться за уборку, а получать негативные эмоции от домашних дел и позитивные от вознаграждения он уже привык. В этом случае останутся только негативные эмоции. 

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, это прекращение оплаты. Дело в том, что начиная платить деньги за оценки или мытье полов, родители не рассчитывают на то, что они будут делать это годами. Точнее, обычно родители вообще не задумываются о будущем, когда начинают воплощать в жизнь свои идеи об плате учебы или работы ребенка. Почему так происходит? Обычно мысль об оплате приходит в момент отчаяния. Ребенок плохо учится. Родители перепробовали все известные им средства, которые не принесли желаемых результатов. Остается одно достаточно доступное средство – платить деньги за успехи в учебе. Не всегда этот способ оказывается действенным, но иногда начинает работать. Ребенок старается получить хорошие отметки (но не знания), чтобы получить деньги. Через какое-то время родителей начинает тяготить то, что они платят ребенку за оценки и они перестают это делать. Успеваемость при этом резко падает. Ребенок, который привык учиться за деньги, уже не готов учиться бесплатно. 

Что же здесь происходит? Почему ребенок перестает учиться? Дело в том, что родители сформировали у ребенка внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация — побуждение или принуждение что-то делать внешними для человека обстоятельствами или стимулами. В нашем случае, это деньги.  Естественно, как только внешнее поощрение пропадает, ребенка отказывается учиться. 

Эти выводы находят свои подтверждения в психологических экспериментах. Известен случай, когда один ученый жил в доме на первом этаже и его окна выходили во двор, в котором вечерами шумно играли дети. Ученому же очень хотелось тишины. Конечно, просить детей играть потише было бессмысленно. Тогда ученый решил использовать свои знания психологии. Он попросил детей вечерами кричать погромче, объяснив, что ему очень нравятся детские голоса. При этом, он предложил платить по рублю, если они будут кричать громко. Несколько дней ученый выполнял свое обещание, а потом сократил плату до 50 копеек. Через несколько дней он извинился перед детьми и сказал, что больше не может им платить. На это дети возмущенно ответили, что «просто так они кричать не собираются» и во дворе стало тихо. Конечно, ученый намеренно сформировал у детей внешнюю мотивацию, а потом все так же намеренно лишил их вознаграждения, которое уже стало привычным для детей. В ответ они лишили ученого «удовольствия» слушать их голоса. 

Конечно, каждый родитель сам решает, оплачивать или нет пятерки, платить ли ребенку за то, что он подмел пол. Главное знать о возможных последствиях.



Просмотров: 502
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Я еще и платить за это должна..или история о том, кому не суждено похудеть.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Еще и деньги будут платить?
  • Платить ребёнку деньги за хорошие оценки или нет?
  • Давать ли ребенку карманные деньги, и за что не надо платить
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • То, что они будут помнить, когда вырастут.
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Что делать в случае, если родственник теряет интерес к жизни.
  • “Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!”
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • «Счастье на халяву», или за что в жизни приходится платить?
  • Во что не стоит вкладывать свои деньги: 4 инвестиции, которые принесут вам только убыток
  • Как поддержать мужчину? Что нужно делать, а что ни в коем случае нельзя?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Они хотели, чтобы я сделала аборт. Что чувствует ребенок? Пренатальная психология
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Ответы, которые мы получаем. Про что они?
  • Как не кричать и не наказывать ребенка или что делать с Фрустрацией?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Почему нет денег и что делать, чтобы они были.
  • Деньги любят, когда их считают. Они от этого «растут» и приумножаются
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Что делать с чувствами, которые не нравятся?
  • После нас. Что будет с психически особым человеком, когда о нем уже не смогут заботиться близкие.
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь