Эмоциональная сфера ребенка - как она развивается?

Автор статьи: Наталья Фрид

А знаете ли вы, что эмоциональная сфера ребенка тоже развивается, как и интеллектуальная? Она не менее важна, чем уровень развития интеллекта, а иногда даже больше. Ведь именно эмоции придают нашей жизни краски, благодаря им мы чувствуем свою жизнь наполненной, и отношения, которые играют важнейшую роль в нашей жизни, живут и развиваются через эмоции и чувства. И как ни странно, даже умению сочувствовать ребенка нужно учить.

И что интересно, как при развитии интеллекта есть разные приемы и способы, которые помогают нам делать это эффективно, так и развитию эмоциональной сферы можно помочь, используя дополнительные приемы. Часть из этих приемом мы используем автоматически, когда общаемся с нашими детьми. Именно благодаря этому и возможно развитие эмоциональной сферы детей, но иногда это можно сделать эффективнее.

Один из самых первых и основных приемов – это называть ребенку и помогать ему понимать какую эмоцию или чувство он испытывает. Это как показать и назвать буквы, прежде чем учить читать. И взрослые обычно это делают не задумываясь. Но чаще всего родители уже реагируют на эмоцию – стараются успокоить или утешают, например, или переключают внимание, не давая злиться. Но для ребенка важно просто назвать то, что он чувствует. Тогда постепенно в его внутреннем мире из хаоса выстраивается порядок: «Вот оказывается, как это называется, что со мной происходит!». При этом ребенок чувствует контакт с родителем, и то, что его состояние поняли. Ребенок понимает, что родитель не испугался его эмоции и по-сути сообщил, что да, такое бывает, это нормально, что ты чувствуешь грусть или сердишься, или радуешься.

В изучении букв эмоциональной азбуки могут помочь различные игры. Например, игра с угадыванием эмоций нарисованного героя, или, просматривая мультфильм или книжку, можно спрашивать у малыша, какое настроение у героев; также можно интересоваться, какое настроение у бабушки. Вы можете придумать еще целую кучу подобных игр ))

Как вы понимаете, за изучением азбуки идут следующие шаги в развитии эмоциональной сферы. 

Следующий шаг в развитии эмоциональной сферы – это обучение ребенка тому, как эмоции и чувства могут проявляться, ведь из букв учатся складывать слова. Обычно ребенок этому обучается, наблюдая за мамой и папой, за тем, как они проявляют свои чувства. Ребенок видит, например, как папа сердится, что он при этом говорит, какие делает движения, какое у него выражение лица. И в подобных ситуациях ребенок начинает проявлять себя также.

Но вы можете расширить набор способов выражения той или иной эмоции. Например, это можно сделать в игре – «Давай поиграем и изобразим, как сердится собачка. А как кошка? А как радуется белка? Как грустит мишка? И т.д.» Эмоциональные проявления ребенка становятся более разнообразными и живыми. Ребенок сможет легче и лучше понимать эмоции других людей, а значит более эффективно выстраивать отношения.

Поговорим о следующем шаге в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Теперь ваш малыш уже знает и умеет проявлять свои эмоции и чувства, но не менее важным навыком является умение сдерживать и контролировать свои эмоциональные проявления. В нашей жизни мы не во всех ситуациях можем проявлять свои эмоции, например, мы не всегда можем проявить свой гнев в отношении начальника. Для проявления каких-то эмоций лучше выбрать более подходящий момент.

В этом обучении одним из важных элементов является осознание той эмоции, которую ребенок испытывает, т.е. чтобы ребенок мог контролировать свою эмоции, он должен понимать, какую эмоцию он испытывает, что он чувствует. Только в этом случае он может выбирать, как проявлять свои чувства, можно ли их сейчас проявлять или лучше это сделать чуть позже. И в этом родители могут помочь, они могут назвать, что испытывает ребенок или задать ему вопрос о его настроении.

Кроме этого важен пример родителей в том, как они обходятся со своими эмоциями. Может ли родитель, например, сказать себе, что он сейчас очень злиться на ребенка, который уехал далеко на велосипеде и очень волновался за него, и решить поговорить об этом позже, когда ребенок успокоиться, так как он разбил коленку и был напуган. Т.е. родителю важно тоже уметь осознавать свои эмоции и уметь их контролировать.

Обучить ребенка навыкам самоконтроля поможет также, если с ребенком взрослый сможет разобрать примеры о том, кто и как себя контролирует, и зачем это нужно. Разобрать эти ситуации на примере сказочных героев. Вы можете рассказать ситуации из своего детства – это очень нравиться детям.

Одним из важных шагов в развитии эмоциональной сферы является обучение ребенка умению сопереживать. Как не удивительно, но этот навык не появляется автоматически, а тоже формируется через обучение. Только часто мы не замечаем, как мы обучаем этому ребенка.

Мы показываем, что нужно пожалеть мишку, у которого оторвалась лапка, или поделиться конфетой с девочкой, которой грустно, или отнести цветок бабушке – как раз в этот момент ребенок обучается сочувствовать. Из чего состоит сочувствие? Из умения встать на место другого и прислушаться к тем эмоциям, чувствам, которые могут у него возникать, и откликнуться на них.

Кроме того, умение сочувствовать развивается у ребенка, если мама и папа могут рассказывать ребенку о тех чувствах, которые они испытывает. Например, мама может сказать, что она устала и ей нужно десять минут, чтобы отдохнуть, а потом она сможет играть. Или папа может сказать, что он расстроен, так как ребята не смогли быстро собрать игрушки и помочь маме.

Т.е. самый важный секрет при развитии эмоциональной сферы ребенка это то, как родители малыша понимают и обходятся со своими эмоциями! На этом пути ребенок выступает как зеркало, которое показывает все как есть.

Ваша Наталья Фрид



Просмотров: 561
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Выражать свои эмоции – это не то, что нам нужно
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Она жила, не ведая, что можно по-другому… «Как?» — спросите вы. Об этом чуть позже…
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Психическое здоровье (Часть 2) или как понимать и выражать свои эмоции
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Так что же... логика или эмоции?! Как жить?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Как понять, что ребенок отстает в развитии
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Как меньше контролировать ребенка и сделать его более самостоятельным?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Чувства - это не факт. Что делать с эмоциональной зависимостью?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Осознай свои эмоции, или это сделает кто-то чужой. Нейромаркетинг.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Мульттерапия. Развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь