Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей

Одним из наиболее знакомых нам с раннего детства видов искусства  является сказка, которая обладает всеми необходимыми свойствами для ее эффективного применения в работе с детьми  (Л. С. Выготский, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. И. Фельдштейн, Т. Л. Мирончик, А. А. Смирнов, Н. М. Ведерникова, К. С. Давлетов, Н. И. Кравцов,  Э. В. Померанцева, М. Горький, А. Н. Толстой, Платон, Аристотель, Уайльд).

Сказка повторяет наиболее значимые особенности детской личности, образ мышления ребенка, учитывает склонность к фантазированию и комбинированию. Здесь учитываются особенности эмоционально-волевой, познавательной сфер ребенка и особенности его межличностных отношений. Она несет в себе элементы экологического воспитания и образования ребенка.

Стоит отметить, что сказка  не в полной мере используются в современной семье и в системе воспитания младших школьников. А ведь именно сказка создает ситуацию, в которой ребенок задумывается над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок понимает, что «нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева,2009). Сказочный урок переходит в реальную жизнь ребенка, предоставляя ему, возможность не просто проговорит свою обиду, гнев или страх, но и осмыслить ситуацию по-новому.

Наше исследование состояло из трех этапов:

Первый этап представлял собой констатирующий эксперимент, цель которого - исследование выраженности негативных эмоциональных проявлений у младших школьников. Используемые методики: «выявление страхов у детей» А. И. Захарова, тест детской тревожности CMAS, детский вариант самооценки форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса-Дарки). На данном этапе нами была сформирована экспериментальная  и контрольная группы по 30 испытуемых в каждой.

На втором этапе нами была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию эмоционального состояния детей средствами сказки. Программа включала в себя 10 занятий. В формирующем эксперименте принимали участие 30 испытуемых, разделенные на три группы, в каждой из которых было по 10 человек. Нами была выбрана художественная авторская сказка  Луиджи Капуана «Источник красоты», которая по своему виду является волшебной. Структура коррекционно-развивающего занятия (по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой) включала следующие этапы: ритуал «входа» в сказку, повторение, расширение, закрепление, интеграция, резюмирование, ритуал «выхода из сказки».

На третьем этапе исследования мы устанавливали эффективность данной программы и подтверждали нашу гипотезу о том, что использование сказки является эффективным психологическим средством развития эмоционального благополучия младших школьников.

Анализ результатов формирующего эксперимента состоял из двух этапов:

  • первый этап – сравнение особенностей эмоциональной сферы испытуемых экспериментальной выборки до и после занятий.
  • второй этап – сравнение выявленных особенностей эмоциональной сферы испытуемых контрольной выборки на этапе констатирующего эксперимента и после формирующего.
  • По результатам формирующего эксперимента мы отметили положительную тенденцию, обнаруженную среди испытуемых экспериментальной выборки – снижение количества страхов и общего уровня тревожности, косвенной агрессии, раздражительности и т.д.

    Далее мы сравнивали особенности эмоциональной сферы испытуемых контрольной группы до и после формирующего эксперимента.

    Здесь количество негативных эмоциональных проявлений выявленных  у испытуемых до и после эксперимента приблизительно равны.

    Хочется отметить качественное различие страхов выявленных у испытуемых экспериментальной и контольной выборок. Если страхи детей контрольной выборки характеризуются возрастными страхами в сочетании с невротическими, то страхи детей экспериментальной группы после занятий относятся к страхам типичного возрастного характера.

    Следует отметить, что хотя разработанная нами программа, оказывает общий положительный эффект на оптимизацию эмоциональной сферы детей, но не решает полностью проблему нивелирования негативных эмоциональных проявлений у младших школьников. Причина этого заключается в том, что, как мы установили, различные неблагоприятные эмоциональные особенности у детей возникают главным образом из-за их воспитания по дисгармоничному типу, исследование которого описано нами в других работах.



    Просмотров: 544
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Когнитивный компонент физического Я испытуемых с разными типами эмоциональной привязанности к матери
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Исследование особенностей нарушений эмоциональной сферы педагогов.
  • Опыт принятия. Психокоррекция детей с особенностями поведения и эмоциональной сферы.
  • Развитие эмоциональной сферы детей
  • Диагностика эмоциональной сферы детей и взрослых по рисунку
  • Особенности эмоциональной сферы и самоактуализации у лиц с алекситимией
  • Часть III. Особенности эмоциональной сферы в раннем детстве.
  • Особенности эмоциональной сферы в среднем детстве. Часть IV.
  • Особенности эмоциональной сферы в подростковом и юношеском возрасте. Часть V.
  • Влияние скрытых форм насилия на формирование эмоциональной сферы ребенка
  • 3. Восстановление эмоциональной сферы – как первичный этап психотерапии зависимостей.
  • Роль сказки в профилактике агрессивного поведения младших школьников
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Рекомендации родителям. Особенности внимания младших школьников.
  • Мульттерапия. Развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка.
  • Особенности познавательной сферы подростков в условиях развивающего обучения
  • "Помогу себе сам" мини-цикл занятий для младших школьников
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Особенности воспитания в семье однополых детей
  • Особенности коррекции страхов у детей с РАС
  • Коррекция тревожности у младших школьников
  • Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодых людей с разным уровнем выраженности религиозности
  • Самоотношение в связи с особенностями эмоциональной сферы личности молодежи.
  • Возрастные особенности полового воспитания детей
  • «Сказка — ложь, да в ней намек…» или Сказки для детей и взрослых
  • ВИДИМО-НЕВИДИМО: страхи у младших школьников
  • Формирование межличностных отношений младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь