|
ВИДИМО-НЕВИДИМО: страхи у младших школьниковАвтор статьи: Ковалёнок-Глуховская Екатерина Геннадьевна
Каждый человек рано или поздно испытывает чувство страха, ведь это нормальная реакция на ситуацию неизвестности, на вероятную опасность. Известный физиолог И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией в ответ на угрозу. Бояться в детском возрасте — это нормально, ведь дети особо восприимчивы, чувствительны и ранимы. Большая часть детских страхов проходит сама к 10 годам, ребенок находит способы одолеть и перерасти свой страх. В детской культуре процветают «спонтанные психотехники» борьбы со страхами — такие, как рассказывание страшилок в дружеской компании, игры в опасные приключения, походы в «страшные места» (всяческие подвалы, чердаки и т. д.) [5; 27; 35; 38]. Естественные страхи — это своеобразные хранители ребенка, они защищают его от лишнего риска, безрассудства. Но грань между охранительным и невротическим болезненным страхом тонка. Те детские страхи, которые долго и тяжело переживаются ребенком, грозят перерасти в фобии, могут затормозить развитие личности и даже повернуть его вспять. Психологи и психотерапевты отмечают в последнее время рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью [1; 5; 6; 13; 14; 15]. Проявления детских страхов очень разнообразны: кто-то не может спать без света или с закрытой дверью, боится оставаться один дома, кто-то просыпается от кошмаров или не успевает вовремя подняться в туалет, некоторые дети перестают общаться, теряют интерес к учебе, к играм, другие вдруг начинают опасаться самых безобидных вещей, кое-кто может испытывать боли в животе, головные боли [11; 13; 19; 20; 36]. При состоянии хронического беспокойства и страха человек чаще всего находится в напряженном ожидании — это сопровождается мышечными спазмами, болями, нарушениями сна, невозможностью расслабиться. Благодаря общей зажатости формируется «мышечный панцирь» — если же такое происходит с ребенком, это мешает ему правильно расти, повышает восприимчивость к заболеваниям [7; 36]. Среди страхов встречаются так называемые «немые» страхи, отрицаемые детьми при опросе, но признаваемые родителями: это ситуативные страхи опоздания, животных и неожиданных звуков. Другой вид детских страхов - «невидимые». Это те страхи, которые родители не замечают или которым не придают значения, хотя ребенок именно их может опасаться более всего. В группе «невидимых» встречаются многочисленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей и открытых пространств. В лучшем случае, родители знают и понимают каждый второй страх ребенка. Доктор психологических наук А.И. Захаров, рассматривая виды и причины страхов, говорит о необходимости их предупреждения, профилактики. Для этого важно знать о том, какие взаимоотношения есть в семье, что происходит с самооценкой ребенка, на каком уровне его тревожность [15; 16; 17; 27]. Причинами страха являются ситуации, которые воспринимаются психикой ребенка как угроза, предвестник опасности. Как указывает известный психотерапевт Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-то, что обычно обеспечивает безопасность ребенка (например, отсутствие родителя рядом, когда ребенок чувствует себя неуверенно) [5; 22]. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, это беспредметный страх или тревога — такое состояние может легко перейти в фантастические страхи, ведь выдерживать долгое время непонятный беспредметный страх сложно, ему хочется найти или придумать причину. Первые годы жизни ребенок одушевляет предметы и сказочных персонажей, верит, что он сам и его родители будут жить вечно. У детей все реально — в том числе и их страхи. Детский страх почти всегда имеет не одну, а несколько причин. Условно все причины страха можно разделить на четыре категории: слишком яркое/резкое событие (болезненная сила, интенсивность); новизна; естественные сигналы опасности и воздействие общества. Более распространены так называемые внушенные страхи, источник которых – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво и эмоционально указывая на наличие опасности. Ребенок распознает сигнал тревоги и у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. В определенной мере это полезно, но если переусердствовать в запугивании, то ребенок полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе [5; 22; 32]. В младшем школьном возрасте возникновение новых и обострение старых страхов вызывают резкие перемены в жизни ребенка: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности (учеба), новый социальный статус, интересы, ценности, весь уклад жизни. С физиологической точки зрения, младший школьный возраст – это время, когда дети быстро тянутся вверх, их физическое развитие опережает нервно-психическое, что сказывается на временном ослаблении нервной системы: проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. Так же ребенок учится оценивать свои поступки, понимать их смысл, последствия. Такое умение сочетается с возникающим страхом потерять свою значимость в глазах окружающих из-за какого-либо проступка, появляется неуверенность в себе, которая является хорошим подспорьем для боязливости и тревожности [3; 6; 7; 8; 10; 19; 21; 34]. Если в такой период оказывать ребенку поддержку, помогать ему обрести уверенность в себе, то можно избежать многих проблем. Постепенное накопление опыта и знаний, уверенность в своих силах позволяет ребенку справляться со своими страхами. И в большинстве своем детские страхи, если к ним правильно относиться, принимать, понимать причины их появления, исчезают бесследно. Иное дело патологические страхи, угнетающие ребенка, тормозящее и искажающее его развитие, вызывающие болезни, мешающие ему жить. Такие устойчивые невротические страхи не подвластны ни ребенку, ни его близким взрослым, и требуют профессиональной помощи психологов, психотерапевтов [12; 13; 27; 32]. Внутрисемейные причины возникновения страхов у эмоционально чувствительных детей также разнообразны. Среди них:
Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Вероятность появления страхов у детей всегда выше, если такие же страхи есть у родителей, особенно, когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Львиная доля страхов передается детям неосознанно, часто наследуется не сами страхи, а общие свойства реагирования на ситуации [4; 5; 8; 39; 41]. Невротические, устойчивые страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, влиянием на формирование характера и личности, избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного (потерей любознательности), трудностью устранения. Они чаще возникают, если ребенок не может полагаться на взрослого как источник безопасности и любви. Важно помнить о том, что дети долгое время верят во всемогущество своих родителей — этап разочарования наступает как раз в младшем школьном возрасте. Естественно, что зарождающиеся сомнения в родителях и других взрослых приводят к возникновению неуверенности в собственной защищенности. Но родитель не обязан (да и не способен) быть неуязвимым супергероем, чтобы оставаться опорой для своего ребенка [1; 9; 18; 28; 30]. В настоящее время психологами и психотерапевтами используются разные методы коррекции детских страхов у дошкольников и младших школьников. Ведущие позиции занимают игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия. Развитая фантазия, воображение младших школьников и важная роль игры в развитии дошкольников и младших школьников позволяют детям в понятной и интересной для них форме прорабатывать болезненные темы. Дети в форме игры учатся распознавать и проявлять эмоции, справляются с «пугающими» новыми ситуациями, обретают уверенность в себе и своих близких [23; 24; 25; 26; 27; 28; 30; 31; 37; 40]. В заключение скажу, что, раз вы читаете эту статью, то чего бы ни боялись ваши дети, в их жизни точно уже есть те, кто защитит, поддержит их и поможет им справиться с самыми сложными ситуациями — и, рано или поздно, но страхи отступят и останутся позади. Чтобы не давать всяким страхам взять верх, важно вовремя отслеживать их и прорабатывать — как самим, так и с помощью грамотных специалистов. Ведь в жизни столько всего интересного, ради чего стоит быть посмелее и открываться миру. С уважением, ваша психолог и арт-терапевт женского клуба "Мельница" Екатерина Глуховская. Узнать больше о детских страхах и способах совладания с ними, а так же познакомиться с методиками диагностики детских страхов и арт-терапевтическими упражнениями по коррекции детских страхов можно на интерактивной лекции «Детские страхи: война или мир?» 20 марта, в 11:00 в семейном центре творчества и развития (РБ, Минск, пр-т Независимости 185-314). Телефоны для записи: +375296540954 Список использованной и рекомендуемой литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|