ВИДИМО-НЕВИДИМО: страхи у младших школьников

ВИДИМО НЕВИДИМО страхи у младших школьников

Каждый человек рано или поздно испытывает чувство страха, ведь это нормальная реакция на ситуацию неизвестности, на вероятную опасность. Известный физиолог И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией в ответ на угрозу. Бояться в детском возрасте — это нормально, ведь дети особо восприимчивы, чувствительны и ранимы. Большая часть детских страхов проходит сама к 10 годам, ребенок находит способы одолеть и перерасти свой страх. В детской культуре процветают «спонтанные психотехники» борьбы со страхами — такие, как рассказывание страшилок в дружеской компании, игры в опасные приключения, походы в «страшные места» (всяческие подвалы, чердаки и т. д.) [5; 27; 35; 38].

Естественные страхи — это своеобразные хранители ребенка, они защищают его от лишнего риска, безрассудства. Но грань между охранительным и невротическим болезненным страхом тонка. Те детские страхи, которые долго и тяжело переживаются ребенком, грозят перерасти в фобии, могут затормозить развитие личности и даже повернуть его вспять. Психологи и психотерапевты отмечают в последнее время рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью [1; 5; 6; 13; 14; 15].

Проявления детских страхов очень разнообразны: кто-то не может спать без света или с закрытой дверью, боится оставаться один дома, кто-то просыпается от кошмаров или не успевает вовремя подняться в туалет, некоторые дети перестают общаться, теряют интерес к учебе, к играм, другие вдруг начинают опасаться самых безобидных вещей, кое-кто может испытывать боли в животе, головные боли [11; 13; 19; 20; 36].

При состоянии хронического беспокойства и страха человек чаще всего находится в напряженном ожидании — это сопровождается мышечными спазмами, болями, нарушениями сна, невозможностью расслабиться. Благодаря общей зажатости формируется «мышечный панцирь» — если же такое происходит с ребенком, это мешает ему правильно расти, повышает восприимчивость к заболеваниям [7; 36].

Среди страхов встречаются так называемые «немые» страхи, отрицаемые детьми при опросе, но признаваемые родителями: это ситуативные страхи опоздания, животных и неожиданных звуков.

Другой вид детских страхов - «невидимые». Это те страхи, которые родители не замечают или которым не придают значения, хотя ребенок именно их может опасаться более всего. В группе «невидимых» встречаются многочисленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей и открытых пространств. В лучшем случае, родители знают и понимают каждый второй страх ребенка.

Доктор психологических наук А.И. Захаров, рассматривая виды и причины страхов, говорит о необходимости их предупреждения, профилактики. Для этого важно знать о том, какие взаимоотношения есть в семье, что происходит с самооценкой ребенка, на каком уровне его тревожность [15; 16; 17; 27].

Причинами страха являются ситуации, которые воспринимаются психикой ребенка как угроза, предвестник опасности.

Как указывает известный психотерапевт Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-то, что обычно обеспечивает безопасность ребенка (например, отсутствие родителя рядом, когда ребенок чувствует себя неуверенно) [5; 22].

Иногда страх не связан ни с чем конкретным, это беспредметный страх или тревога — такое состояние может легко перейти в фантастические страхи, ведь выдерживать долгое время непонятный беспредметный страх сложно, ему хочется найти или придумать причину. Первые годы жизни ребенок одушевляет предметы и сказочных персонажей, верит, что он сам и его родители будут жить вечно. У детей все реально — в том числе и их страхи.

Детский страх почти всегда имеет не одну, а несколько причин. Условно все причины страха можно разделить на четыре категории: слишком яркое/резкое событие (болезненная сила, интенсивность); новизна; естественные сигналы опасности и воздействие общества. Более распространены так называемые внушенные страхи, источник которых – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво и эмоционально указывая на наличие опасности. Ребенок распознает сигнал тревоги и у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. В определенной мере это полезно, но если переусердствовать в запугивании, то ребенок полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе [5; 22; 32].

В младшем школьном возрасте возникновение новых и обострение старых страхов вызывают резкие перемены в жизни ребенка: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности (учеба), новый социальный статус, интересы, ценности, весь уклад жизни. С физиологической точки зрения, младший школьный возраст – это время, когда дети быстро тянутся вверх, их физическое развитие опережает нервно-психическое, что сказывается на временном ослаблении нервной системы: проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. Так же ребенок учится оценивать свои поступки, понимать их смысл, последствия. Такое умение сочетается с возникающим страхом потерять свою значимость в глазах окружающих из-за какого-либо проступка, появляется неуверенность в себе, которая является хорошим подспорьем для боязливости и тревожности [3; 6; 7; 8; 10; 19; 21; 34].

Если в такой период оказывать ребенку поддержку, помогать ему обрести уверенность в себе, то можно избежать многих проблем. Постепенное накопление опыта и знаний, уверенность в своих силах позволяет ребенку справляться со своими страхами. И в большинстве своем детские страхи, если к ним правильно относиться, принимать, понимать причины их появления, исчезают бесследно. Иное дело патологические страхи, угнетающие ребенка, тормозящее и искажающее его развитие, вызывающие болезни, мешающие ему жить. Такие устойчивые невротические страхи не подвластны ни ребенку, ни его близким взрослым, и требуют профессиональной помощи психологов, психотерапевтов [12; 13; 27; 32].

Внутрисемейные причины возникновения страхов у эмоционально чувствительных детей также разнообразны. Среди них:

  • наличие страхов у родителей (если ребенок чувствует, что взрослый боится, это усиливает ощущение угрозы);

  • тревожность в отношениях с ребёнком;

  • гиперопека (наиболее подвержены страхам единственные дети, эпицентр забот и тревог взрослых);

  • недостаток общения со сверстниками;

  • нехватка подвижных игр;

     

  • большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола;

  • многочисленные нереализуемые угрозы взрослых в семье («будешь вести себя плохо — уйду от тебя», «бабушку нельзя волновать — у нее может остановиться сердце», «я скоро повешусь с вами», «придет барабашка и съест тебя, если не уберешь в комнате», «позовем на тебя милицию», «пойду и сдам тебя в магазин, а себе куплю другого, хорошего ребенка»);

  • отсутствие примера родителя своего пола (особенно проявляется у мальчиков в возрасте 6 лет);

  • психические травмы (сильный испуг, пережитое страдание);

  • испытываемые матерью постоянные психологические перегрузки из-за подмены семейных ролей (дети боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца);

  • конфликты взрослых внутри семьи (эмоциональная чувствительность детей к родительским ссорам увеличивается с возрастом);

  • недовольство полом ребенка;

     

  • пожилой возраст родителей или опекунов, склонность к частым заболеваниям/наличие хронических заболеваний;

     

  • неадекватные родительские требования, завышенные ожидания («мой ребенок должен быть гением», «а почему только 9, а не 10», «ты обязан учиться на отлично», «посмотри, какие другие дети хорошие/послушные/умные/опрятные, а ты...») [2; 3; 5; 18; 20; 33; 39; 41].

     

Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Вероятность появления страхов у детей всегда выше, если такие же страхи есть у родителей, особенно, когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Львиная доля страхов передается детям неосознанно, часто наследуется не сами страхи, а общие свойства реагирования на ситуации [4; 5; 8; 39; 41].

Невротические, устойчивые страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, влиянием на формирование характера и личности, избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного (потерей любознательности), трудностью устранения. Они чаще возникают, если ребенок не может полагаться на взрослого как источник безопасности и любви.

Важно помнить о том, что дети долгое время верят во всемогущество своих родителей — этап разочарования наступает как раз в младшем школьном возрасте. Естественно, что зарождающиеся сомнения в родителях и других взрослых приводят к возникновению неуверенности в собственной защищенности. Но родитель не обязан (да и не способен) быть неуязвимым супергероем, чтобы оставаться опорой для своего ребенка [1; 9; 18; 28; 30].

В настоящее время психологами и психотерапевтами используются разные методы коррекции детских страхов у дошкольников и младших школьников. Ведущие позиции занимают игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия. Развитая фантазия, воображение младших школьников и важная роль игры в развитии дошкольников и младших школьников позволяют детям в понятной и интересной для них форме прорабатывать болезненные темы. Дети в форме игры учатся распознавать и проявлять эмоции, справляются с «пугающими» новыми ситуациями, обретают уверенность в себе и своих близких [23; 24; 25; 26; 27; 28; 30; 31; 37; 40].

В заключение скажу, что, раз вы читаете эту статью, то чего бы ни боялись ваши дети, в их жизни точно уже есть те, кто защитит, поддержит их и поможет им справиться с самыми сложными ситуациями — и, рано или поздно, но страхи отступят и останутся позади. Чтобы не давать всяким страхам взять верх, важно вовремя отслеживать их и прорабатывать — как самим, так и с помощью грамотных специалистов. Ведь в жизни столько всего интересного, ради чего стоит быть посмелее и открываться миру.

С уважением, ваша психолог и арт-терапевт женского клуба "Мельница" Екатерина Глуховская.

Узнать больше о детских страхах и способах совладания с ними, а так же познакомиться с методиками диагностики детских страхов и арт-терапевтическими упражнениями по коррекции детских страхов можно на интерактивной лекции «Детские страхи: война или мир?» 20 марта, в 11:00 в семейном центре творчества и развития (РБ, Минск, пр-т Независимости 185-314). Телефоны для записи: +375296540954
+375336540961

Список использованной и рекомендуемой литературы:

 

  1. Арнольд О. Страшнее кошки зверя нет // Школьный психолог.- 2012.- №1.- с.16-19.

  2. Артемьева А. Чего боится малыш // Энциклопедия здоровья. – 2009. – № 4. – С. 24

  3. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 224с.

  4. Белоусова, А. К. Возрастная психология [Текст] / А. К. Белоусова: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 592 с.

  5. Буланова, Ю. Коррекция детских страхов как психолого-педагогическая проблема / дипломная работа [Текст]

     

  6. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав: Уч. Пособие. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.

  7. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М.: ИЦ «Академия», 2002.

  8. Волков, Б. С. Психология развития человека [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова: Уч. Пособие. – М.: Академический проект, 2004. – 224 с.

  9. Володина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью [Текст] / Н. Г. Володина: Уч. Пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 224 с.

  10. Громова, Т. В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка [Текст]

  11. Далман-Джонс Э. Природа познавательного интереса ребенка // Первое сентября. – 2009. – № 19. – С. 7

  12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст] / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.- Минск: Университет, 1997. - 237с.

  13. Дружинин, В. Е. Психическое здоровье детей [Текст] / В. Е. Дружинин: Уч. Пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.

  14. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета. – 2001. – № 11. – С. 6-7

  15. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А. И. Захаров: Уч. Пособие. – СПб.: Речь, 2010. – 313 с.

  16. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. — М.: Педагогика, 1986.

  17. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб.: Союз; Лениздат, 2000.

  18. Захарова, Ю. А. Семейные отношения и их влияние на развитие личности ребенка [Текст] / Ю. А. Захарова: Психологический практикум. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 256 с.

  19. Иваницкая. Е. Дети на нервах // Первое сентября. – 2008. – № 18 – С. 18

  20. Каменский С. Образцово-показательный ребенок. Проблемы беспроблемных детей // Первое сентября. – 2009. – № 21 – С. 19

  21. Кирпинев В.И. Школьный стресс // Экология и жизнь. – 2007. – № 1. – С. 27-31

  22. Колпакова Г. Дети из оранжереи // Школьный психолог.- 2011.- № 12.- с.6-8.

  23. Кудрявцев В. Если из детства уходит игра // Первое сентября. – 2011. – № 6 – С. 19

  24. Курпас Л. Понимание и переживание эмоций // Школьный психолог.- 2011.- № 11.- с.18-20.

  25. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н. Л Кряжева: Уч. Пособие. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. –192 с.

  26. Лапшина Н. Детский страхи и как с ними быть // Свет. – 2007. – № 4. – С. 70-71

  27. Николаева Н. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике // Школьный психолог. – 2007. – № 7. – С. 10-12

  28. Некрасова, З. В. Мой ребенок не боится! Простые методики, которые помогут вышему ребенку не бояться собак темноты или школьной учительницы [Текст] / З. В. Некрасова: Практическое пособие. – М.: Эксмо, 2008. – 288 с.

  29. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2011. – 464 с.

     

  30. Орлова Л. Таблетки для храбрости // Школьный психолог. – 2011. – № 11. – с.21-24.

     

  31. Орлова Л. О бесстрашном мальчике // Школьный психолог. – 2012. – № 2. – с.52-55.

  32. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан: Практическое пособие. – М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 304 с.

  33. Росс, А. Наши дети – наши проблемы [Текст] / А Росс: Уч. Пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 320 с.

  34. Рубцов В.В. Психологическая служба современной школы // Экология и жизнь. – 2007. – № 10. – С. 32-36

  35. Ситникова, А. С. Детские страхи [Электронный ресурс] / А. С. Ситникова - Режим доступа: http://www.psytren.ru/list/110 - Загл. с экрана.

  36. Сиргиенко, Л. В. Особенности проявления детских страхов [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/556798 - Загл. с экрана.

     

  37. Хухлаева О.В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. — Смоленск: Совершенство, 1997.

  38. Чугунова Н., Сидоров Е. Страхи бесстрашных // Смена. – 2007. – № 5. – С. 83-86

  39. Чканикова В. Семья глазами детей // Первое сентября. – 2019. – № 22 – С. 18

  40. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Проективные методики [Текст]

  41. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999.

 

 



Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Детские страхи. Важная миссия страха и нормативные страхи детей от рождения до 11 лет
  • Коррекция детских страхов. Как родитель может помочь ребенку в домашних условиях?
  • Мой ребенок боится. Инструкция по выживанию в среде детских страхов.
  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Тревоги и страхи у детей, подростков и взрослых.
  • Профилактика детских страхов или дети, мамы и собака
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Психология детей: детский врач и страхи малышей
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка
  • Страхи у детей: чем помогут родители
  • Воспитание детей: детские страхи
  • Страхи у детей и взрослых.
  • Что со мной происходит? Любовь это или нет? Страхи на пути любви.
  • Детские страхи дошкольников, памятка для родителей.
  • Страхи мамы и как они влияют на жизнь и судьбу ребенка?
  • Почему дети боятся? Детские страхи.
  • «Страхи – это друзья. Это сигнал, что чего-то не хватает»
  • Страхи у детей. Как помочь.
  • Страхи детей и подростков
  • Страхи у детей и подростков
  • Страхи, почему они есть и как с ними быть.
  • У ребенка страхи. Что делать?
  • Страхи детей от 0 до 16 лет
  • Сказкотерапия детских проблем. Страхи.
  • Возможно взрослые страхи, это те же детские, но только подросшие
  • Причины формирования страхов или как это функционирует.
  • Страхи и депрессии, что это такое! Часть 1
  • Страхи у детей
  • Страхи у детей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь