Страхи детей и подростков

Страхи детей и подростков

Страхи детей и подростков

Страх чаще всего определяется как эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или в предвосхищении опасного или вредного стимула.

Причины страха могут быть разделены на четыре класса: а) внешние события или процессы, б) влечения и потребности, в) эмоции, г) когнитивные процессы субъекта. Страхи, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть врождёнными или приобретёнными.

Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет, свою специфику переживания и проявления страхов.

Типичные страхи для детского и подросткового возраста, обусловленные культурными и национальными факторами.

 У детей до 5-7 лет наибольшее распространение имеют страхи темноты, воображаемых существ, злых персонажей  сказки, животных.  У младших школьников на первый план выдвигаются  боязнь  наказания и порицаний  со стороны  взрослых, страх незнакомых людей, смерти, болезни. Подростки более всего опасаются насмешек, собственных неудач, болезни и смерти родителей или  близких людей. В старшем дошкольном возрасте дети особо чувствительны к угрозе возникновения  болезни, несчастья, смерти.  Страх смерти появляется как аффективно-заострённое выражение инстинкта самосохранения.

В младшем школьном возрасте в наибольшей степени   выраженным явился  страх, связанный со школой, причём он конкретизировался преимущественно  в боязни опоздать в школу, что было наиболее характерно для девочек. В этот же период выраженными оказались магические страхи, боязнь несчастья, беды. В подростковом возрасте у девочек выявилась боязнь смерти родителей. Наибольшего пика к 15 годам  достигают межличностные и  другие социальные страхи, такие как страх одиночества, страх сделать что-нибудь не так, некоторых людей, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых,  страх не справиться с порученным делом.

В пространственно временном измерении самым опасным местом дети считают улицу, а самым безопасным – дом. Во временном измерении в прошлом преобладал страх животных, в настоящем - учебные страхи.

Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть  переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом  каждый возрастной этап развития характерен  проявлением определённых видов страха.

Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.

 

Исследования показали, что наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей. Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше. Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Следующим по выраженности у юношей идёт группа  учебных страхов: страх получить плохую оценку; страх перед вызовом отвечать у доски, страх вызова родителей в школу.

У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур, страх болезни, страх животных, страх отвечать у доски и  страх получить плохую оценку. Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому  насилию, оказаться заложником в руках бандитов.  Для юношей страх сексуального насилия в исследовании оказался наименее характерен, но для девушек он очень актуален. Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.

Наибольшую выраженность  у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные, и замыкают ряд мистические страхи. Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков.  Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Причины страха, их обусловленность:

Степень выраженности конкретного страха обусловлено размером последствий угрожающего события, оценкой его значимости для личности, а главное вероятностью его осуществления. Все виды страха более выражены у девушек по сравнению с юношами.

Возрастная динамика содержания страхов от детского возраста к зрелому сопровождается уменьшением фобий и увеличением социальных страхов.

Тревожность и  нейротизм  оказывают большое влияние на возникновение у личности разных видов страха.

Переживанию страхов старшеклассников больше способствуют скрытые формы агрессивности (вина, раздражение,  подозрительность).

 

В аналитическом сопровождении причины страха рассматриваются психологом индивидуально, прорабатываются доминанты страха, используется ресурсные техники для избавления страхов.

Занятия с детьми и подростками психологом проводятся при параллельной работе с родителями через запрос и обратную связь.

Запись на приём: 8-951-301-94-12

Полозов Сергей Игоревич

Дипломированный специалист, психолог-практик: детский, аналитический психолог, педагог-психолог, старший преподаватель, куратор по медиации, председатель Ассоциации служб примирения образовательных организаций Липецкой области, член Федерации психологов образования России, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии                                                                                             



Просмотров: 702
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Детские страхи. Важная миссия страха и нормативные страхи детей от рождения до 11 лет
  • От белой полосы к черной... Страх смерти или страх жизни
  • Страх смерти или страх жизни?
  • Страх - взгляд изнутри, или как не убегать вечно от своих страхов
  • Страх за жизнь близких. Навязчивые мысли и страхи.
  • Страхи. Страх темноты.
  • Страх общения - работа на 1 уровне или проработка страхов
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Аноргазмия. Причины. Устранение. Страх забеременеть. Проецирование маминых страхов
  • Женские страхи: страх одиночества
  • Страх смерти: своей и близких людей (ответ на вопрос клиенту)
  • Страх всех страхов (Возвращение к Истоку)
  • Придуманные страхи. Страх перед женщиной
  • Естественные страхи беременных женщин (Как преодолеть страх перед родами).
  • Как избавиться от страха. Испугать страх
  • Страх смерти, как детерминанта развития личности. Часть 3
  • Страх смерти, как детерминанта развития личности. Часть 2
  • Страх смерти, как детерминанта развития личности. Часть 1
  • Страх страха
  • Как преодолеть невротический страх. Затворница страха.
  • Как без страха пойти в свой страх?
  • Сексуальные страхи и страх сексуальности
  • Страх смерти. Что делать?
  • Страх смерти – страх жизни
  • Аэрофобия или страх летать: как избавиться и летать без страха
  • Появился страх смерти, что делать?
  • Вагинизм. Сексуальные женские страхи. Страх изнасилования
  • Что делать, если возник страх смерти?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь