Детские страхи. Важная миссия страха и нормативные страхи детей от рождения до 11 лет

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ЧАСТЬ 1.


ВАЖНАЯ МИССИЯ СТРАХА И НОРМАТИВНЫЕ БОЯЗНИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.

Что такое «страх»? Основа страха – наш инстинкт самосохранения. В нас «встроена» защитная реакция, связанная со способностью распознать или предвидеть опасную ситуацию, которая может причинить боль. Боль – сигнал разрушения. А страх – это то, что возникает сначала,  чтобы помочь избежать попадания в разрушительную ситуацию.  Обычно страх проявляется в неприятном эмоциональном и физическом ощущении в ответ на какую-либо угрозу, существующую в реальности, мыслях или воображении. Поэтому, сам по себе страх очень важен и, если он обоснован, играет положительную роль в жизни человека. Он нас спасает и обучает.

В идеале, современный психологически здоровый взрослый человек боится только реальных угроз. Его жизненный опыт и образование помогают отличить то, что в действительности может нанести вред - от того, что безопасно.

Дети же, как и люди в первобытные времена, еще не обладают опытом, необходимым для таких выводов и поэтому для них «опасным» и страшным становится все новое и неизвестное. И даже для нас, взрослых, несуществующее – сказочные персонажи, монстры, «ожившие» предметы. И самое главное – эти опасения нельзя назвать выдуманными. Ведь если угроза-монстр кажется реальной, то и страх возникающий при виде «глаз» монстра в темноте – совершенно настоящий. Физиологические реакции организма – уровень адреналина, кортизола, пульс и сердечный ритм это легко подтвердят. Дети не притворяются. И несмотря на то, что их страх не уберегает их от реальной опасности, он полезен – так как учит их распознавать опасности, постепенно вычленять настоящие и защищаться от них. Это тонкий и очень важный процесс, в результате которого – если ничто его не нарушит -  личность ребенка сформируется устойчиво и позволит ему самостоятельно идти по жизни.

Чтобы не разрушать невольно или вольно этот процесс, стоит представить себя на месте ребенка. Представьте, что Баба Яга — это живое существо, обитающее где-то рядом, а «дядя» реально только и ждет, чтобы «забрать» вас, если вы «не будете слу­шаться родителей». Баба Яга для ребенка так же реальна как для вас злая начальница, из-за которой вы подумываете сменить работу и с которой стараетесь не встречаться. А «дядя» - бандит в ночном подъезде, который сейчас зайдет с вами в лифт и неизвестно, чем это закончится. (Как ведет себя ваш пульс, когда вы это читаете, кстати? Возможно, вы сейчас чувствуете примерно то же, что и ребенок). Для него все это очень серьезно. И важно. Давайте разберемся в том, чем мы можем помочь своему ребенку в страшных для него ситуациях.

Каждому периоду взросления ребенка свойственны определенные страхи, имеющие под собой простые обоснования - боязнь падения, внезапного шума, высоты, неизвестности, животных, болезни или смерти учат человека заботиться о своей безопасности и проявлять осторожность.

Менее простые страхи, перед «воображаемыми» вещами: темнотой, чудовищами или ведьмами – также являются естественным элементом развития и роста детей. Проявляясь в определенной возрастной группе, они свидетельствуют о прогрессе в развитии ребенка.

Все эти страхи носят преходящий ха­рактер, если только не будут навязаны ребенку извне. Так часто делают родители «запугивая для послушания» или будучи сами напуганными в детстве и превратившись в тревожных родителей: например, все время внушая мысль ребенку «ты заболеешь», «ты потеряешься», «не ходи в темную комнату один, ты упадешь и ударишься». Ребенок в таких случаях еще не может осознать болезнь или риск потеряться, угрозы неосвещенного пространства и его страх не проходит, а превращается в невроз.

Когда страх превышает сроки, отведенные ему на нужды развития, или когда его сила чересчур велика, это причиняет ребенку страдания и может помешать нормальной жизнедеятельности.

Если же страху не «помогать», он придет и уйдет сам, оставив после себя нужное научение или рассказав нам, что с ребенком все в порядке:

Например, страх чужаков, обычно свойственный младенцам в возрасте 6-9 месяцев, указывает на то, что ребенок уже узнаёт свою мать и отличает ее от других.

С возрастом ребенок обучается планировать свои действия, предвидеть действия других и за счет этого – справляться со страхами. Также меньше бояться помогают постепенно развивающиеся способность к сопереживанию, чувство стыда, ви­ны, гордости и самолюбия.

Способность детей в возрасте 3-6 лет преодолевать страх перед чудовищами – признак того, что в них уже закрепились навыки, позволяющие отделять реальность от фантазии и справляться с внутренней агрессией, которая усиливается в этот период.

Еще примеры нормальных возрастных страхов первого года жизни:

От рождения до 6 месяцев малышей способен напугать любой громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, собственное падение и даже просто потеря физической поддержки, опоры.

В районе 6-7 месяцев, когда ребенок начинает ползать, причин для возникновения страхов появляется больше. В этом возрасте малыша начинают пугать  уже определенные громкие звуки (например, шум пылесоса или дрели), практически любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота.

В возрасте до года для ребенка также нормально реагировать на страхи матери и/или отца, так как его психика тесно связана с эмоциональным состоянием близких для ребенка взрослых. При  наличии у родителей/бабушки/няни тревоги, страха, возбуждения, при семейных конфликтах у ма­лыша возникает ответная эмоциональная реак­ция, часто в виде плача и крика.

Например, если мать при­ветлива и доверительна в общении с другими людьми и не обнаруживает беспокойства с незнакомцами, то ребе­нок успокаивается быстрее, а главное — сам. В противном случае настороженность в отно­шении к незнакомым людям у матери в этот период, может трансформироваться в дальнейшем в подозритель­ность, робость и застенчивость у ребенка. Таким образом, близкие взрослые помогают детям уменьшить/увеличить нормативные страхи этого возраста.

НОРМАТИВНЫЕ СТРАХИ ДЕТЕЙ 2-5 ЛЕТ.

 

По статистике одного из опросов родителей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха, чаще всего у детей второго года жизни встречается страх неожиданных звуков (у 52% мальчи­ков и у 52% девочек). На втором месте находится страх оставаться одному в комнате, без родителей (встречается у 44 % мальчиков в этом периоде и у 34 % дево­чек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников (в опросе приняли участие 200 родителей).

Как раз на втором- третьем году жизни у детей ярко проявляется страх темноты. Сама по себе она не страшна, однако в отсутствии света привычные предметы выглядят иначе, и ребенку трудно их узнать. Воображение, еще не обремененное образованием и опытом, близкое по состоянию скорее к «первобытному», дорисовывает неизвестность до опасности, чтобы заставить ребенка быть осторожнее. В этот период могут появиться первые ночные кошмары, а с ними и нежелание засыпать (из страха).

Боязнь боли и людей, ее часто сопровождающих – врачей также вполне закономерна в этом возрасте – дети как раз активно общаются, двигаются, ранятся, болеют и лечатся. Этим страхам родители тоже иногда невольно «помогают», пугая детей врачами или обманывая, что «больно не будет», тем самым делая боль неконтролируемой и непредсказуемой. Тогда у ребенка можно наблюдать ненормативно выраженный по интенсивности или длительности страх.

Главным персонажем пугающих мыслей и страшных сновидений ребенка в 2-3 года часто оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется в воображении малыша после прослушивания сказок, просмотра мультфильмов (например, о Красной Шапочке).
Кроме   того, образ Волка у ребенка связан с физической болью, которая возникает при реальном или вооб­ражаемом укусе острыми зубами. В детском воображении укусы могут быть прямым образом связаны со страхами уколов и болью, поэтому Волк для малышей – очень пугающий, опасный персонаж.

Ближе к 3 годам в кошмарных снах и рассказах ребенка начинает фигурировать и еще один «злодей» - Баба Яга, образ которой тесно связан с образом мамы ребенка. В Бабу Ягу ребенок превращает ту пугающую часть своей мамы, с которой пока не может смириться и справиться (дети не понимают, как человек может быть «плохим» и «хорошим», «добрым» и «злым», «любящим» и «наказывающим» одновременно. Баба Яга отражает страх ребенка перед строгой или холодной мамой, которая ругается, злится или наказывает. Эти (или похожие на них) персонажи могут настолько пугать ребенка, что некоторые дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка.

Важно, чтобы страхи такого плана не высмеивались, не усугублялись родителями, не использовались для манипуляций и не игнорировались. Если ребенок просыпает­ся ночью от страха, и его удается успокоить, убаю­кать, то травмирующее влияние кошмарных сно­видений будет выражено меньше.

Как меняются страхи после 3-х лет?

В 3-5 лет у детей обычно сформированы объектные отношения со значимыми взрослыми и детьми. В это время ребенок становится способен обозначать эмоции словами, появляется стремление к пониманию, доверию, формируется некое чувство общности – понятие «мы», в которое ребенок включает сначала себя и родителей, затем себя и детей, с которыми общается. Малыш становится более самостоятельным, развиваются фантазии, появляется способность сопереживать и чувствовать вину.

Для этого возраста продолжат быть актуальными страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Они проявляются (к примеру) в нежелании ребенка оставаться одному при засыпании, в просьбах оставить включённым свет или приоткрытой дверь. Если родители не идут в этих просьбах навстречу, волнение ребенка может усилиться от ожидания страшных снов, что приводит к росту общего беспокойства и к увеличению страхов.
Реакции и поведение родителей в этот период по-прежнему сильно влияют на то, насколько успешно ребенок справится с очередным возрастным испытанием.

Вне сна ребенок может бояться оставаться один в помещении (особенно, если  его оставляют или оставляли в качестве наказания в закрытой комнате). В этом возрасте к уже известным нам персонажам: Волк и Баба Яга, присоединяются Бармалей, Кащей Бессмертный, Карабас-Барабас и более современные -  зомби, киборги, орки и т.д.

Общее у всех этих персонажей: холодность, зло и коварство. Они выражают страх детей встретиться с агрессивными чувствами близких взрослых (мамы и папы), страх быть наказанным или отверженным.

Воспитание детей с чрезмерной опекой взрослыми, с предупреждением каждого самостоятельного шага ребенка, только способствует увеличению страхов, так как в этом случае, взрослые непроизвольно подчеркивают, что их ребенок слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности.

Уменьшению влияния этих страхов на ребенка естественным образом способствует родители/взрослые, которые помогают своему ребенку в игре встречаться с пугающими персонажами и вырабатывать новые качества, способствующие росту уверенности в себе, своих силах и побеждать опасности.

Интересно, что характер страхов может различаться у детей, живущих в разных условиях.  Дети, более изолированные от сверстников – живущие отдельно от двоюродных братьев/сестер и других родственников, единственные дети, дети не посещающие сады – могут испытывать страхи чаще и сильнее своих сверстников с другим окружением. У них выше вероятность появления страхов одиноче­ства, темноты, страшных снов, чудовищ и т. д. В первую очередь это относится к единственным в семье детям, по отношению к которым взрослые прояв­ляют больше беспокойства и опеки.  У детей из больших семей или детей, которые бывают на групповых занятиях, детских площадках рядом со сверстниками больше возможностей для совместных игр, а именно в них дети и отрабатывают большинство своих страхов, учатся справляться с ними, преодолевают испуг.

Именно игры и сказки были и остаются самым естественным способом изживания страхов, так как в них в иносказатель­ной форме воспроизводятся многие из вызываю­щих испуг жизненных коллизий. Если у ребенка не было опыта и возможности проигрывать таким образом свои страхи, то нам приходится создавать специальные условия, в которых дети могли бы играть. Например, хорошим способом помочь ребенку справиться со страхом является личная сказка. В зависимости от возраста ребенка, эту сказку можно написать, как и взрослому самому, так и вместе с ребенком. Также такие сказки умеют создавать психологи. Пример сказки, созданной для мальчика, который не хотел спать днем, можно прочесть здесь 


НОРМАТИВНЫЕ СТРАХИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5-11 лет.


Одной из характерных особенностей старше­го дошкольного возраста яв­ляется интенсивное развитие абстрактного мыш­ления, способность к обобщениям, классификаци­ям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: "Откуда все взялось?", "Зачем люди живут?".

В этом возрасте формируется опыт межлич­ностных отношений, основанный на умении ре­бенка принимать и играть роли, предвидеть и пла­нировать действия другого, понимать его чувства и намерения, формируется система ценнос­тей.

Ведущим страхом детей 5-7 лет, с которым, как правило, совершенно не знают, что делать родители, является страх смерти. Ребенок начинает осознавать возрастные изменения и необратимость в пространстве и времени. Он впервые осознает, что смерть — это неизбежный факт его биографии. При этом понятие это абстрактное, новое и труднопостижимое. И как все неизвестное оно в первую очередь, пугает. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том слу­чае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер, или с ребенком тоже может что-то случиться. Испуганное, напряженное, зацикленное отношение взрослых к смерти может усилить воз­растную боязнь ребенка.

Страх смерти может не проявляться в открытую. На его наличие у ребенка может указывать страхи нападения, тем­ноты, заражения. Усилившийся, а не ослабевший по сравнению с ранним возрастом страх сказочных персонажей, страх болезни или смерти роди­телей или других людей, жуткие сны, страхи жи­вотных, стихии, огня, пожара и войны – все это тоже сигналы о том, что ребенок переживает страх конечности бытия.

Страхи в возрасте 7-11 лет:

В возрасте 6-7 лет ребенок идет в школу, и этот возраст характеризуется увеличением социальной активности. На ребенка возлагают чувства ответственности, долга и обязанности, и это способствует активному развитию нравственных сторон его личности. Страхи прошлых лет начинают трансформироваться, а также может проявляться то, что не было пережито в «положенном» возрасте.

Если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохране­ния, то в младшем школьном с инстинктивными страхами пересекаются уже социальные. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха — это собственно страхи по поводу причин, которые воспринимаются как прямая угроза для жизни. В то время как социальные формы являются уже интеллектуальными переработками инстинктивных.

Ведущий социальный страх в данном возрасте -  не соответствовать ожиданиям, не быть хорошим, не быть тем, о ком хорошо говорят, к кому хорошо относятся любят. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требовани­ям ближайшего окружения, будь то школа, свер­стники или семья. Конкретными формами страха "быть не тем" являются опасения сделать «не то», «не так», «неправильно».

Возможность справляться с такого рода страхами во многом зависит от  установок, которые транслируют детям родители и учителя.  Можно, опять же, "перегнуть палку" и свя­зать детей огромным количеством правил и условнос­тей, запретов и угроз. Тогда дети будут бояться вообще действовать, проявлять самостоятельность – ведь их поступки и попытки могут провести к нарушению требований родителей, получению «не той» оценки и т.д. Проще не делать ничего, или делать «под присмотром», «с помощью» мамы.

Иногда сами родители боятся школы и непроиз­вольно внушают этот страх детям. Как правило, выполнять вмес­то детей все задания, а также контролировать их по поводу каждой написанной буквы, вынуждены родители, внутри которых сидит страх ошибки, наказания, «позора», «нищеты без образования» и т.д. – навязанные в их детстве и неотработанные.  В результате у детей таких родителей появляются чувство неуверенности в своих силах и сомнения в своих знаниях, привычка наде­яться на помощь даже в самых простых вопросах, безынициативность.  

В ряде случаев страх перед школой может быть вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявле­ний физической агрессии с их стороны и неумением справляться с этими угрозами.

Дети, выросшие уверенными в себе, одобряемые взрослыми, актив­ные и любознательные, способные позвать на помощь в нужный момент и стремящиеся само­стоятельно справиться с остальными трудностями обучения, скорее всего, не будут испытывать страх перед школой.

Помимо "школьных" страхов для детей этого возраста типичен страх стихии — природных ка­таклизмов: бури, урагана, наводнения, землетря­сения. Он не случаен, ибо отражает еще одну осо­бенность, присущую данному возрасту: так назы­ваемое магическое мышление — склонность ве­рить в "роковое" стечение обстоятельств, "таин­ственные" явления, предсказания и суеверия.

Это воз­раст, когда одни дети просто обожают истории рассказывать страшные истории, в том числе о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся.

В следующей статье мы обсудим способы преодоления страхов.

Татьяна Осинина, Евгения Бондарева

 



Просмотров: 546
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • Тревога и страх за ребенка. Почему так и что делать?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Страх конфликта или о том, как всегда быть "хорошим"
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Страх оставления и как его не сформировать у ребенка
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Что такое страх и чем он может быть полезен
  • Профнавигатор для детей 9-14 лет. Кружки и секции для ребенка. Представляем реальный профиль
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Страх - взгляд изнутри, или как не убегать вечно от своих страхов
  • Мой любимый страх. Или для чего полезно знать, что мы хотим в жизни.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Страх темноты у детей (3-5 лет)
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Страх перед будущим: 5 способов как преодолеть его и начать что-то делать
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь