|
Страх детского коллектива в дошкольном возрасте (2-3 года).Автор статьи: Волошина Мария Сергеевна
- Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста. Чаще всего это боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышенное внимание к своему здоровью. Психологи выделяют возрастные периоды особенно яркого проявления определенных страхов: v2-3 года – боязнь животных, темноты, ночные страхи, детского коллектива, разлуки с мамой; v4 года – боязнь насекомых, воды, высоты, сказочных героев; v5-6 лет – боязнь несчастий, пожаров, катастроф, боязнь школы; v7-8 лет – страх умереть или боязнь смерти близких. По продолжительности страхи бывают: vКратковременными (15-20 минут); vБыстро проходящими после успокоительной беседы; vЗатяжными (1-2 месяца). - Сам по себе страх – продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Но существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх становиться навязчивым, превращается в фобию и делает из нормального ребенка невротика. - Одним из способов не допустить развитие детских страхов в боязнь и помочь боязливым детям преодолеть их, является терапевтическая сказка, арт-терапия и игротерапия. «Сказка о Боюське-Нехочуське». В одном деревенском доме жыл мышонок, такой маленький, серенький зверек с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо и тепло ему было, и сытно. Все, да не все. Была у мышонка беда по имени Боюська-Нехочуська. Больше кошек мышонок боялся садика для мышат. Как только наступал день, он начинал бегать по дому и громко пищать – не хочу, не хочу, не пойду, не пойду!!!! Но мама мышонка много работала – бегая по полю и ища зернышки для своего малыша, и не могла мышонка оставлять в деревянном доме одного. Вот и боялся мышонок идти в садик для мышат. Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, а мышонок все пищал громко и пищал каждый день. И так он устал, что однажды утром сел на порог дома и заплакал. Мимо проходил сторожевой пес и говорит: - Ты почему плачешь? – В садик для мышат идти нужно! – ответил мышонок. – Так почему не идешь? – удивился пес. – Не могу, у меня Боюська-Нехочуська. – Какая такая Боюська-Нехочуська? – не понял пес. – Боюська-а-а-а – Нехочуська-а-а-а - еще сильнее заплакал мышонок.. – А что она делает? – В садик не пускает, весь день мучает, играться с мышатами мешает. – Вот здорово, - позавидовал пес, - мне бы твою Боюську-Нехочуську. – Тебе, - перестал плакать мышонок. –Для чего она тебе? – Как для чего? Я же пес сторожевой. А я люблю играть с друзьями, но на работе этого делать нельзя, ругать хозяин будет если сторожить не буду. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську-Нехочуську. Мышонок задумался: может такая Боюська-Нехочуська нужна самому? Но решил, что псу она пригодится больше, и подарил свою Боюську-Нехочуську. С тех пор мышонок спокойно ходит в садик для мышат и с радостью играется с друзьями, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом. Упражнение «Волк и осенний ветер» Цель: упражнение на развитие речевого дыхания и снятия напряжения. Психолог. Давай вспомним сказку о трех поросят и сером волке, когда наступила осень. А осенью, что, часто происходит? Осенью часто дует ветер. А какой волк был в сказке: злой или хороший? – Злой! А мы с сейчас побудем хорошими волчатами. А ты знаешь, что умеют хорошие молодые волчата? – Сильно дуть. Так вот, молодые волки тренируются хорошо дуть, чтобы сдуть листья на своем пути. Задача молодого волка – сильным дыханием сдуть все листья. – Молодцы!! А сейчас подуем, как сильный осенний ветер. А теперь — как слабый ветерок. Давай подуем на ладошку и почувствуем ветер. А теперь подуем на листья и увидим ветер. Сказка «Котенок» (И. Стишенок) P.S. (имя ребенка можно брать любое) Жил-был на свете маленький серый котенок по имени Мур-зик. Всю свою сознательную жизнь он провел в подвале большого дома и выходил оттуда только для того, чтобы найти еду или погоняться по двору за красивыми бабочками. Котенок был таким симпатичным, что многие дети хотели его погладить. Но как только они подходили поближе, Мурзик шипел, скалил зубки и царапался своими острыми коготками. Испуганные дети убегали домой, а серый котенок возвращался в темный и холодный подвал. Со временем на него перестали обращать внимание, и если какой-нибудь незнакомец все-таки подходил поближе, дети громко кричали: — Не трогайте его! Это Очень Злой Котенок. Он сильно царапается. Однажды в доме появился новый мальчик, которого звали Даня. Выйдя во двор, он неожиданно увидел серого котенка. — Какой хорошенький! — воскликнул мальчик и подошел поближе. — Только не трогай его, — вдруг сказал ему мальчик, проходивший мимо. — Этот котенок всех царапает. Он Очень Злой. Даня внимательно посмотрел на Мурзика и сказал: — Это не злой, а Очень Испуганный Котенок. Наверное, когда-то его сильно обидели, и с тех пор он всех боится, а потому и царапается, защищаясь. — Но царапаясь, он никогда не найдет себе друга и останется одиноким, — произнес мальчик. — А я знаю, как с ним подружиться, — улыбнулся Даня и побежал домой. Через несколько минут он вынес в руках блюдечко с молоком и поставил его на землю. — Ксс, ксс, — шепотом позвал мальчик Мурзика и отошел в сторонку. Услышав шепот, котенок вышел из подвала и очень медленно подошел к блюдцу. Он внимательно осмотрелся по сторонам и, не почувствовав опасности, выпил вкусное молоко. Каждый день Даня поил маленького котенка и все ближе и ближе подходил к нему. Уже через неделю Мурзик разрешил ему дотронуться до своей мягкой спинки, а через месяц мальчик и котенок так подружились, что вместе бегали по двору и играли с резиновым мячиком. Незаметно наступила осень, подули холодные ветра, и мальчик, пожалев котенка, решил взять его к себе домой. Впервые за многие месяцы Мурзик пошел на руки к человеку. Испуганными глазами.он смотрел по сторонам, но не убегал. В новой квартире котенка накормили и отмыли от уличной грязи, и когда Мурзик высох, все вдруг с удивлением обнаружили, что шерстка у него не серая, а белая и блестящая. Через несколько дней Даня с котенком снова вышли на улицу. Увидев детей, стоящих в стороне и молча смотрящих на них, мальчик громко сказал: — Вы можете погладить его, если хотите. Мурзик больше не царапается. Дети с опаской и недоверием подходили к котенку и дотрагивались до его шерстки. Но он действительно не царапался. — И совсем этот котенок не Злой, — с удивлением сказали они друг другу, — а Добрый и Красивый. — Совершенно верно, — улыбнулся Даня. — Это Очень Добрый Котенок.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|