Страх и трепет в отношениях детей и родителей

Страх и трепет. Два совершенно разных по мироощущению чувства. Страх побуждает к защите, порождает чувство неполноценности, агрессии, напоминает о несовершенстве, о уязвимости. В то же время переживание страха стимулирует нервную деятельность,  даёт ощущение вкуса жизни, её ценности.

Трепет же близок к восхищению, подобострастию, прикосновению к священному. Трепет возвышает дух и приближает к Богу. Опасность – в обожествлении ребёнка родителями или родителей детьми. Это ведёт к идеализации отношений, игнорированию реальности.

Каждый человек, проживая жизнь, сталкивается со своей ничтожностью, малостью и одновременно со своим богоподобием, богоначалием. Мы ощущаем это при встрече с другими, а особенно сильно при встрече со своими детьми.

Быть родителем – высшее творчество. И, как говорит Александр Ефимович Алексейчик, именно родительство позволяет человеку ощущать себя цельным, ощущать себя со-творцом. Чтобы родился ребёнок – должны соединиться двое – мужчина и женщина, должны соединиться их душа, тело  и дух.

Я не буду говорить сегодня о ситуациях, когда родительство случайно, когда оно отвергается, и ребенок рождается от блудного тела и растёт без души и духа своих родителей, превращаясь зачастую в убожество.

Я поведу речь о ситуациях, когда родители признают своё отцовство и материнство, любят детей, как умеют, но в ответ получают неблагодарность и отчуждение.

Работая с подростками, из года в год я сталкиваюсь с чудом - из агрессивных, сопротивляющихся «монстров» за очень короткое время вдруг проявляются ясноглазые, искренние и нежные «ангелы». И педагоги, и родители удивляются, как за три дня интенсивной сессии происходит такая метаморфоза в подростках. Правда, длится это недолго, иногда недели две, иногда месяц, затем прежние отношения берут верх, особенно если родители не подключаются к работе, но у детей навсегда остаётся память о том, что счастье, целостность возможны.

«Чудо», поставленное на поток, становится ремеслом. Вопросы родителей побудили меня более тщательно присмотреться к тому, что происходит между мной и подростками, что происходит в их душах по отношению к другим значимым взрослым во время наших занятий. В 2003 году, выступая в Москве на Международном конгрессе, я рассказывала о своих первых двух годах активной работы с подростками. И уже тогда я  понимала процесс терапии, психологической помощи, как остановку, прекращение бегства от свободы, бегства от самого себя, от необходимости отвечать жизни на её вопросы. То своё выступление я вспоминаю с улыбкой, уж слишком сильно мой доклад отличался от всех остальных. Я щедро делилась чудесами, происходящими в рамках нашей программы «Школа социального успеха», но абсолютно не имела средств как-то передать, что нужно делать, чтобы повторить наш опыт. У меня и сейчас по-прежнему нет рецепта, конкретного совета педагогам и психологам, родителям и подросткам, такого чтоб сказал по радио, и все, кто услышали, стали счастливы.

Психологи говорят родителям – «проявляйте к своему ребёнку больше внимания» или «дайте своему ребёнку больше свободы», или «принимайте своего ребёнка таким, какой он есть». Всё правильно. Но говорить это заблудившемуся родителю бессмысленно. Он всё это и без нас знает. Знает, но не умеет проявлять адекватное внимание, принимать не абстрактного усреднённого ребёнка, а живого, настоящего, своего. Не умеет, потому что сам не свободен, потому что его страх перед свободой застилает ему глаза, потому что в суете своих обязанностей он жизнь воспринимает как забег и не отдаёт себе отчёта, что бежит от себя самого.

Конфликтное, агрессивное поведение обусловлено в большинстве случаев наличием страха. Для начала разберёмся, какие страхи присутствуют у родителей и у их взрослеющих детей. Для анализа я выбрала 10 случаев из своей практики. Критерием отбора случаев была высокая степень непонимания родителями причин возникновения отчуждения со своими детьми при относительно благополучном детском периоде. Данные для исследования взяты из материалов детско-родительских консультаций. Во всех 10 случаях в консультировании участвовал только один из родителей (случаи 1-7и 9 – мамы, 8 и 10 случаи – папы).

Таблица 1.

Страхи родителей и подростков.

№ случая

Пол/ возраст подростка/продолжительность консультирования

Ситуация на момент обращения. Поведение подростка.

Страхи родителей

Страхи подростков

1.

м/13/2 года

Жёсткое противостояние требованиям родителей, грубость. Не желание учиться. Отсутствие референтной группы. Увлечение компьютерными играми.

- Страх, что попадёт под дурное влияние,

- страх потерять контроль,

- страх, что никогда не сблизимся вновь,

 - страх потерять подростка,

- страх, что ребёнок будет несчастлив

- Страх потерять родителей,

- страх быть отвергнутым,

- страх быть униженным,

- страх наказания,

- страх перед неопределённостью будущего,

- страх боли,

- страх одиночества,

- страх перед сверстниками.

2.

м/15/2,5 года

Частое затяжное уныние. Родители подолгу в отъезде. Имеет несколько референтных групп. Не уверен в себе. Живёт фантазиями. В отношениях со сверстниками не умеет отстаивать своё мнение.

- Страх, что попадёт под дурное влияние,

 - страх, что ребёнок будет несчастлив

- страх причинять подростку боль,

- страх, что подросток повторит судьбу родителей.

- Страх потерять родителей,

- страх быть отвергнутым,

- страх быть униженным,

- страх наказания,

- страх перед неопределённостью будущего,

- страх боли,

- страх одиночества,

- страх перед сверстниками.

3.

м/13/3 месяца

Жесткое непринятие отца, вплоть до рукоприкладства. Манипулирование матерью. Избегание ответственности. Отказ от учебной деятельности (мама делает уроки вместо сына). Агрессия по отношению к педагогам и сверстникам. Референтная группа – дворовая компания.

- Страх, что попадёт под дурное влияние,

- страх потерять контроль,

- страх потерять подростка,

- страх, что ребёнок будет несчастлив

- Страх потерять родителей,

- страх быть отвергнутым,

- страх быть униженным,

- страх наказания,

- страх перед неопределённостью будущего,

- страх боли,

- страх одиночества,

- страх перед сверстниками (!).

4.

ж/16/3 года

Очень сильное отдаление. Живёт в «своём» внутреннем мире, в который не пускает родителей. На требования реагирует истериками, демонстративная попытка суицида. Отношения со сверстниками непостоянные, жалуется на предательство.

- Страх, что попадёт под дурное влияние,

- страх потерять контроль,

- страх, что никогда не сблизимся вновь,

 - страх потерять подростка,

- страх, что ребёнок будет несчастлив

- Страх потерять родителей,

- страх быть отвергнутой,

- страх быть униженной,

- страх наказания,

- страх перед неопределённостью будущего,

- страх одиночества,

- страх быть преданной,

- страх душевной боли

5.

ж/13/2 года

Постоянные обиды и инфантильность. Невозможно находиться одной, занять себя. Несамостоятельность. Конфликты со сверстниками. Зависимость в отношениях.

- Страх, что попадёт под дурное влияние,

- страх потерять контроль,

- страх, что причинить боль,

 - страх потерять подростка,

- страх, что ребёнок будет несчастлив

- Страх потерять родителей,

- страх быть отвергнутой,

- страх быть униженной,

- страх наказания,

- страх перед неопределённостью будущего,

- страх боли,

- страх одиночества

6.

ж/16/2 месяца

Жесткое отторжение матери. Грубость, угрозы в её адрес. Инфантильное отношение к учёбе. Нестабильность в отношениях со сверстниками. Частая смена настроения.

- Страх, что попадёт под дурное влияние,

- страх потерять контроль, власть,

- страх, что подросток повторит судьбу родителей,

 - страх потерять подростка,

- страх, что ребёнок будет несчастлив

- страх отвергнутости и разрыва отношений

- Страх потерять родителей,

- страх быть отвергнутой,

- страх быть униженной,

- страх наказания,

- страх перед неопределённостью будущего,

- страх боли,

- страх одиночества,

-страх быть «раздавленной»

7.

м/13/3 года

Жёсткое, конфликтное отношение ко всем взрослым, особенно к родителям. Агрессия по отношению к сверстникам. Причинение себе физического вреда (порезы, сбитые кулаки, вырывание волос…), суицидальные мысли. Нежелание учиться. Саботаж всех требований.

- страх потерять подростка,

- страх, что ребёнок будет несчастлив

- страх отвергнутости и разрыва отношений

- Страх потерять родителей,

- страх быть отвергнутым,

- страх быть униженным,

- страх предательства

8.

м/13/1 год

Требует постоянного внимания и контроля, саботирует требования, нарочито груб и демонстративен. Частые астматические приступы. Отношения со сверстниками поверхностные. Нежелание учиться.

- Страх, что попадёт под дурное влияние,

- страх потерять контроль, власть,

- страх потерять подростка,

- страх, что ребёнок будет несчастлив,

- страх отвергнутости и разрыва отношений

- Страх потерять родителей,

- страх быть отвергнутым,

- страх быть униженным,

- страх наказания,

- страх перед неопределённостью будущего,

- страх боли.

9.

ж/16/1 месяц

Конфликты с родителями ситуативные, связанные с нежеланием учиться и требованием большей свободы. Поляризация чувств от ненависти до нежности. Отношения со сверстниками стабильные и разнообразные.

- Страх, что наделает глупостей,

- страх, что упустит свои шансы в жизни,

- страх отвергнутости и разрыва отношений,

- страх потерять контроль, власть

- Страх потерять родителей,

- страх быть отвергнутой,

- страх быть униженной,

- страх одиночества,

- страх смерти,

- страх не быть собой.

10.

м/17/1 месяц

Саботирование требований родителей и беспечное отношение к учёбе. Переживание бессмысленности жизни. Отношения со сверстниками конфликтные.

- Страх потерять контроль, власть,

- страх потерять подростка,

- страх, что ребёнок будет несчастлив,

- страх отвергнутости и разрыва отношений

- Страх потерять родителей,

- страх быть отвергнутым,

- страх быть униженным,

-  страх одиночества.

Из таблицы 1 следует: при разном поведении подростков мы видим практически один и тот же набор страхов, озвученных родителями. Это: страх, что подросток попадёт под дурное влияние;  страх потерять контроль, власть; страх, что подросток повторит судьбу родителей; страх причинить боль; страх потерять подростка; страх, что он будет несчастлив; страх отвергнутости и разрыва отношений.

Подростки озвучивают следующие страхи: страх потерять родителей; страх быть отвергнутым; страх быть униженным; страх наказания; страх перед неопределённостью будущего;  страх одиночества; страх быть преданным; страх перед сверстниками.

Особенностью родительских страхов является то, что они сосредоточены на ребёнке и взаимоотношениях с ним. Для них ребёнок – посредник в процессе восприятия своего благополучия в мире.

А подростки – в большей степени сосредоточены на устройстве мира, законах его развития. Родители для них важны, но не единственны.

Если посмотреть на все эти случаи поверхностно, напрашивается вывод: характерной особенностью подросткового возраста является уязвимость детей и родителей (так как они тоже переживают этот возраст вместе с детьми). Наличие большого количества и разнообразия страхов подтверждение тому. Запрос от родителей во всех десяти случаях первоначально звучал примерно так: измените ситуацию, чтоб мне нечего было бояться. То есть помогите превратить подростка в послушное инфантильное чадо.

Любая манипулятивная, техническая работа только ещё больше запутает людей, уведёт их от подлинности, превратит их жизнь в игровое пространство,  где близкие играют роли и манипулируют друг другом. Исцеление, целостность возможны лишь тогда, когда человек способен честно посмотреть на самого себя, встречаясь с миром, имеет мужество быть. Когда он чувствует своё влияние на общую систему, но и принимает тот факт, что мир тоже влияет на него.

Именно поэтому можно обобщить, объединить взятые мною случаи в одну группу. Но на деле и динамика, и насыщенность, и сам способ взаимодействия - разный.

И всё-таки есть общий алгоритм, благодаря которому становится понятно, что именно нужно делать в каждой конкретной ситуации. И этот алгоритм определён экзистенциальной позицией психолога. Она требует от психолога соучастия  «собственным существованием в существовании другого». Пауль Тиллих в работе “Мужество быть” писал: “Экзистенциальную позицию можно определить как позицию соучастия индивида – всем его существованием – в ситуации, особенно в когнитивной ситуации. А ситуация подразумевает временные, пространственные, исторические, психологические, социальные, биологические условия. Ситуация включает также конечную свободу индивида, которая позволяет ему реагировать на эти условия, изменяя их. Экзистенциальное знание – это такое знание, в котором участвуют все эти составляющие, следовательно, все существование того, кто познает. Может показаться, что это противоречит необходимой объективности познавательного акта и требованию беспристрастности. Но знание зависит от своего предмета. Существуют такие сферы реальности или, точнее говоря, сферы абстрагирования от реальности, по отношению к которым адекватный когнитивный (познавательный) подход возможен лишь при максимальной беспристрастности. По отношению ко всему, что можно измерить и рассчитать, характерен именно такой подход. Но он совершенно неприменим по отношению к реальности в ее бесконечной конкретности. Если Я стало объектом расчетов и манипуляций, то оно перестало быть Я. Оно превратилось в вещь. Чтобы познать Я, необходимо соучаствовать в нем. Но соучастие в нем видоизменяет его. Для всякого экзистенциального знания характерно то, что сам акт познания преобразует как субъект, так и объект. Экзистенциальное знание основано на встрече, в результате которой создается и осознается новый смысл.” [1]

Ценность жизни, ее смысл -  категории практические, требующие подтверждения. Необходимо не читать, не философствовать о них, а именно лично проживать, чувствовать, наполнять ими собственную жизнь. Подростки, благодаря своему максимализму нуждаются в смысле жизни особенно остро.  «В наше время, когда материальные ценности, сделанные человеческими руками и головой, доступны в гораздо большей степени, чем раньше, мир требует нового типа хозяйствования. Сегодня есть объективная необходимость хозяйствования в области души: культуры, языка, наук и отношений. Самый большой дефицит современный человек испытывает в таких вещах как интерес, доверие, ясность, целостность, уверенность, компетентность.» - цитирую О.В. Лукьянова. [2]

Я позволю себе вернуться к тем принципам экзистенциальной психологии, которые позволяют верования, теоретические основы, философские догматы соединить с практикой.

Принцип со-ответствия.

Консультирование изначально предполагает добровольность, а значит, предлагает взять ответственность уже за присутствие. Следовательно, содержание, форма взаимодействия должны соответствовать запросу каждого из присутствующих и ответственность за это лежит  на всех одновременно. В таких условиях невозможно избежать необходимости согласования и сопричастности.

Родителю, подростку и психологу в рамках детско-родительской консультации предстоит распределение ответственности за совместное движение и результат. В каких единицах будет измерена прибыль каждого? Кто и в какой момент будет её взвешивать? Будет ли прибыль облагаться налогами? В каком виде?  

Принцип со-бытия.

Жизнь – цепь событий. Они создают иллюзию потока времени. Внимание к событиям, осознание конкретного времени, конкретных смыслов переводит с абстрактно-философского разговора о жизни непосредственно к жизни. Переход в плоскость действий превращает события в со-бытиё. Совместное преодоление трудностей порождает сотрудничество.

Предложение паре «родитель-ребёнок» не разговаривать о жизни, а жить прямо сейчас, действовать, проверять насколько действие приблизило к результату, стало ли понятнее, яснее. И опять проверка – что видится, что слышится, что чувствуется прямо здесь и прямо сейчас.

Принцип со-творчества.

Подлинная жизнь способна проявиться только в спонтанности, в открытости опыту. Желание всегда быть уверенным, т.е. решать задачи с заведомо известным правильным ответом, избегание тревоги в ситуации неопределенности, формирует внутренний запрет на творчество. Доверие себе, миру пробуждает инициативу, силу и желание жить.

Действие прямо сейчас, когда не понятно что и как правильно сделать – это и есть уроки спонтанности в рамках консультации. Это тревожно, рискованно, порой вызывают бурю протеста и раздражения, но только со-творчество приближает нас к той самой свободе, когда можно быть собой в присутствии другого. Не притворяться, а проявлять волю и преодолевать страх.

Принцип со-временности.

Уважение к себе начинается с уважения своего времени. Признание важности времени, его ограниченности и многогранности позволяет надеяться на существование ориентиров «своего» времени. Соотнесение «своего» времени с временами других людей, с культурой и обществом в целом, раздвигает горизонты смыслотворчества и позволяет жить подлинной, аутентичной жизнью. Своевременность – залог удовлетворенности жизнью. Именно это ощущение порождает чувство нужности и важности, преодолевая бессмысленность, временность жизни. Проявление современности отражается на качестве речи, слово становится живым, дорого стоящим. В таком диалоге рождается единоречие – вовремя рожденное слово.

Наши решения, действия из которых складывается деятельность, раскрывают нашу человеческую сущность, дают возможность осознать и понять кто мы. Подлинное «Я» возможно постичь только в опыте подлинных встреч с другими людьми. Формальное общение обогащает лишь информативно, оно не способно образовать подлинное «Мы», когда главным становится не содержание (разговора, дела…),  а осознание одновременного духовно-психологического присутствия двух «Я». Факт этой встречи неоспорим для нас – мы пребываем в особом состоянии подлинности, мы ощущаем изменения и понимаем свою «инаковость»: и мир, и мы приобретаем другое значение. Подлинность начинается с момента осознания ответственности перед временем жизни - его необратимостью, неповторимостью и конечностью. Ощущение себя по-настоящему живым проявляется в постижении экзистенциального смысла свободы - неизбежность платы и активность как форма познания мира, себя, личной свободы.

Если глубже вглядеться в отношения родителей и подростков, перед нами откроется, что родительские страхи – это средства манипулирования, своеобразного рычага управления. Тот кто заявляет о своих страхах - заявляет о своей слабости, следовательно нуждается в поддержке. Очень часто рассказ родителей о том, что привело его на консультацию, начинается со слов: «Я боюсь…». И этот страх в их глазах оправдывает всё – их блуд, их жестокость, их пассивность… Страх приходит на смену благоговению и трепету перед маленьким ребёнком, перемешивается с обидой и разочарованием. Родитель сам становится подростком и начинает воевать.

Подросток же крайне редко свои страхи открывает сразу. Более того, сам факт, что эти страхи есть, часто скрыт от родителя. Родитель воспринимает поведение подростка как наглость, как агрессию и хамство. Увидеть страх и боль в грубости подростка способны далеко не все взрослые. Сам говорит он о них только в ситуации безопасности и доверия.

Процесс экзистенциального консультирования не предполагает прямого воздействия на симптом. Более того – избавить человека от страха – значит превратить его в монстра. В чём же тогда заключается смысл помощи?

По Кьеркегору, страх возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного.Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх, таким образом, является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода. Страх – это не повод не жить, не делать. Требуется мужество, чтобы рисковать.

Мужество – это не отсутствие отчаяния, а способность идти вперёд вопреки отчаянию.

Исходным положением экзистенциальной психологии является возможность создания смысла жизни вопреки хаосу и абсурду.

Люди уже несут ответственность за тот путь, по которому они направляют свою жизнь, даже если не задумываются над этим.

Самообман чаще основан на страхе жизни, чем на страхе смерти.

Успеха в искусстве жизни мы добьёмся лишь в том случае, если будем практиковаться и делать ошибки.

Перед психологом стоит практическая задача – прояснить способ жизни человека для самого человека. Для этой цели я использую в своей практике следующие средства, если это можно так назвать:

Встреча.

У каждого в жизни случаются судьбоносные встречи, наполняющие нашу жизнь новым смыслом. И совсем не обязательно, чтобы человек был для нас новым. Труднее всего встретиться, увидеть по-новому именно того, кто рядом с нами каждый день. В контексте использования встречи как средства в границах экзистенциального опыта следует уточнить, что подлинную встречу невозможно запланировать или смоделировать. Для подлинной встречи необходимы, прежде всего, добровольное согласие на риск встретиться, доверие и открытость опыту и спонтанный творческий поиск  средств. Встреча всегда именно случается. Гарантировать ее невозможно. Вероятность встречи повышается, когда встречающиеся способны вести разговор "на одном языке". Выработка единого языка общения значительно облегчает понимание, но увеличивает риск формализации общения.  Поэтому важно удержание личностного ценностного контекста.

Жизнь.

Жизнь - это процесс осмысленного преобразования ситуации. Быть человеком - значит быть в пути. Ценность жизни невозможно постичь, размышляя о ней. Необходимо непосредственное включение человека со своими задатками и способностями, чувствами и желаниями в реальную жизненную ситуацию, творческое отношение к ней, обогащая себя и окружающий мир, принимая и отдавая. Смысл - это своеобразный контракт  с жизнью, согласно которому человек душой и телом посвящает себя тому, что для него важно. Жизнь всегда открыта для изменений, и мы всегда находимся в ожидании. Жизнь предоставляет нам свободу решать, как к ней относиться: пассивно ожидая от нее подарков и случайного исполнения своих желаний или активно преобразовывая.  

Жизнь не существует константно, она существует во времени. Время взросления, время встречи, время разрушения… Оно ограничено и многогранно.

Кризис.

Культурно-исторически сложилось стремление человека избегать кризисы. Сопротивление настолько велико, что порой единственной целью жизни является сохранение стабильности, покоя, комфорта. Однако без кризисов невозможно преобразование. В подростковом возрасте естественная потребность в развитии достигает особенно большой активности. Обыденность жизни воспринимается остро негативно. Повышается конфликтность. В связи с этим, подросток будто нарочно провоцирует кризисы в своей жизни, характеризующиеся эмоциональным напряжением, растерянностью, рассогласованием ранее стабильных установок и приоритетов. Актуализация конфликтов, не вытеснение, а преобразование ситуации  дает нам возможность разрешения внутренних конфликтов, увеличивает эмоциональную устойчивость человека перед непредсказуемостью жизни. Открытость опыту способствует развитию. Хотеть развиваться, изменяться - значит хотеть жить.

Выбор.

 Человек  вынужден каждое мгновение жизни делать выбор из имеющихся у него возможностей. Не осознавая этого,  кажется, что жизнь решает за нас. Создавая пространство неизбежности выбора, возникает необходимость принятия ответственности. Осознание психологической платы за выбор расширяет потенциальные возможности человека. Платежеспособность значительно раздвигает личные границы, позволяет управлять собственной жизнью.

Свобода (по Ялому) включает в себя два компонента:

  1. Ответственность, как авторство жизни (своего «Я», своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, страданий или счастья)
  2. Волю, как  ответственную движущую силу к решению и выбору.  ".[3]

Ролло Мэй утверждает, что свобода требует способности принимать и переносить тревогу, конструктивно жить с ней. Речь идёт, конечно, о нормальной тревоге, которую каждый из нас испытывает на каждом шагу в процессе психологического развития, равно как и в огорчающем нас современном мире. Движение к "свободе от тревоги" ложно. Оно играет на стремлении индивида поступиться своей оригинальностью, перекраситься в "защитный цвет" и стать конформистом в надежде обрести внутренний покой. Этот акцент на свободе от тревоги в действительности способствует подрыву свободы. [4]

Все мы, несомненно, ценим свободу от невротической тревоги – такой, которая блокирует сознание людей, повергает в панику или каким-то другим образом заставляет их действовать слепо и деструктивно. Но невротическая тревога есть попросту результат долговременного избегания нормальной тревоги.

Быть свободным означает не уклоняться от тревоги, а переносить ее; бежать от тревоги автоматически означает отказываться от свободы. Вожди народов на протяжении всей истории использовали эту стратегию – ввергнуть народ в непрекращающуюся невыносимую тревогу, чтобы заставить людей отказаться от свободы. Люди в этом случае могут принять виртуальное рабство в надежде избавиться от тревоги.

"Тревога – наш лучший учитель, – говорил Кьеркегор. – Ибо тот, кто научился правильно беспокоиться, научился самому нужному".[5]

Обращаясь за помощью, родители и подростки рассчитывают, прежде всего, на облегчение. Но лёгкая жизнь – это фантазия из сказки. Мир никогда не станет объективно добрее или справедливее. Задача психолога уметь самому и помочь научиться человеку быть открытым, а значит зрячим, быть живущим – значит действующим, быть любящим – значит способным на искреннее неравнодушие.

Динамика отношений в рамках консультирования иллюстрирует, насколько разным может быть общий путь. В нём могут быть провалы и взлёты, нежность и отторжение, сомнения и вера. Иногда для подлинной встречи достаточно одного часа, а иногда требуется несколько лет.

Таблица 2.

Динамика отношений.

№ случая

Динамика отношений родитель-психолог

Динамика отношений подросток-психолог

Динамика отношений родитель-подросток

1.

Полное доверие, признание своей несостоятельности, желание переложить ответственность.

Поляризация: Равнодушие.

Агрессивное отторжение.

Жёсткое противостояние.

Конфликты, агрессия. Рукоприкладство со стороны родителей.

Удивление и радость от успеха.

Близость, доверие.

Сближение.

Ревность, агрессия. Критика.

Сотрудничество.

Сопротивление родительской ригидности.

Сотрудничество.

 

Доверие и близость.

2.

Желание найти себе замену на период отъездов. Перекладывание обязанностей. Мнимое сотрудничество.

Послушание. Безропотное подчинение.

Формальная забота и отсутствие тепла.

Разочарование. Страх и отторжение. Попытка прервать отношения.

Бунт.

Истерики и ненависть.

Растерянность.

Доверие. Близость.

Игнорирование требований родителей.

Ревность. Агрессия.

Трепет и идеализация психолога.

Агрессивное обоюдное отчуждение.

Разрыв отношений.

Разочарование. Обида.

Уход от контактов. Молчаливое отчуждение.

 

Поиск нового смысла встреч.

 

Благодарность.

Сотрудничество.

Неформальное общение.

3.

Сомнения. Выжидательная позиция.

Интерес. Провокативное поведение.

Манипулирование и агрессия.

Избегание встреч.

Искренность в проявлении чувств. Доверие.

Примирение с отцом.

Благодарность.

Сотрудничество.

Сближение. Попытки доверия.

Сотрудничество.

 

Более честные отношения.

4.

Растерянность. Безысходность.

Молчаливое сопротивление. Забалтывание. Задавание провокационных вопросов.

Общение формальное. Чувства – запретная тема. Взаимное обвинение в непонимании.

Формальное послушание.

Открытое сопротивление. Обвинение во лжи. Отказ от встреч.

Истерики и агрессия.

Агрессия. Обвинение в некомпетентности.

Приход в подростковую группу, но избегание индивидуальных и детско-родительских встреч.

Обоюдное желание убежать от ситуации. Суицидальные мысли и демонстративные попытки уйти из жизни и у матери, и у дочери.

Открытый конфликт. Осознание матерью своей ответственности.

Страх потерять группу. Поиск границ безопасности в ситуации открытости.

Попытки взаимной заботы.

Сотрудничество.

Ситуативное доверие.

Близость. Ответственность. Взаимный труд.

5.

Рабочее, доброжелательное отношение.

Интерес. Стремление к сотрудничеству.

Взаимозависимость.

Тепло. Доверие.

Тепло. Доверие.

Ревность. Флирт друг с другом.

Сопротивление. Игнорирование реальности.

Поиск новых смыслов. Разочарование.

Взаимные претензии и недовольство.

Требование результатов. Критика и обесценивание.

Доверие и искренность в проявлении чувств.

Саботаж требований. Открытая агрессия.

Дистанцирование. Более редкие встречи.

Сотрудничество.

Большая ответственность в отношениях.

6.

Сомнения. Безысходность. Поиск поддержки.

Общение на отвлечённые темы. Жёсткий запрет на вторжение в личное пространство.

Конфликтные, агрессивные отношения с редкими перемириями.

Удивление. Ревность.

Участие в интенсивной сессии. Сохранение дистанции. Множество самостоятельных открытий.

Проявление взаимного тепла.

Сотрудничество.

Ситуативное доверие. Поиск ответов и решений.

Конструктивное преодоление конфликтных ситуаций.

Благодарность.

Самостоятельность и ответственность.

Близость.

7.

Доверие. Безоговорочное послушание.

Агрессия. Отторжение.

Открытые конфликты, публичное самобичевание и взаимоунижение.

Пассивность. Апатия. Бессилие.

Вызывающее поведение при свидетелях. Открытое проявление чувств и слабости на индивидуальных встречах.

«Война». Открытая, в том числе физическая агрессия и деление территории. Провокации и попытки победить друг друга.

Агрессия и зависть.

Конструктивное преодоление конфликтных ситуаций.

Продолжение стремления подавить «противника».

Поиск новых смыслов для встреч.

 Взаимное тепло.

Появление друзей. Стабилизация отношений.

Более миролюбивые отношения. Смещение смыслов жизни в сторону третьих лиц.

Доверие. Принятие ответственности.

Отчуждение. Обесценивание.

Поиск способов договариваться.

Сотрудничество.

Уход из консультирования.

Более доверительные отношения.

Благодарность.

Благодарность.

Близость.

8.

Признание своей ответственности.

Флирт. Избегание ответственности.

Взаимное отторжение.

Доверие. Стремление к саморазвитию.

Вход в подростковую группу. Первый опыт успеха. Благодарность.

Стабильные доброжелательные отношения. Взаимоподдержка.

Здоровая ироничность. Сотрудничество.

Доверие. Сотрудничество.

Близость.

9.

Сотрудничество. Принятие ответственности.

Интерес. Доверие.

Нестабильность в отношениях.

Самодостаточность.

Принятие ответственности. Сотрудничество.

Благодарность и близость.

10.

Игнорирование своей доли ответственности. Желание избежать участия в работе.

Скептическое отношение. Интерес.

Обвинение сына в ситуации. Игнорирование этих обвинений. Ирония над родителями.

Сопротивление. Растерянность.

Неожиданно яркое проявление активности в совместной работе. Азарт и радость.

Тёплое отношение сына и недоумение родителей.

Благодарность и доверие.

Самодостаточность. Осмысленное отношение друг к другу. Юмор.

Благодарность и близость.

 

Когда на первой встрече родитель требует немедленной помощи, немедленного ответа я отвечаю всем одинаково – нужно любить. И люблю - проявляю свою свободу. С этого начинается жизнь.

Если человек ничего не боится – значит, он никого не любит. Но страх – не равен любви.

Если человек не имеет в душе трепета – значит, нет в ней и любви. Но трепет – это тоже не любовь.

И страх, и трепет – составляющие любви, сообщающие нам: кто любит, кого любит, каким способом и в какое время. Но главное в любви – действие, преодолевающее путь от отчуждения к близости и обратно. Помогающее возвыситься над суетой ситуации, и сквозь страх и трепет донести друг до друга самое важное. Это возможность, необходимость и неизбежность быть самим собой и быть с другим.

Литература:

  1. Тиллих П. Мужество быть/ Пер. Т.И.Вевюрко/В кн.: П.Тиллих. Избранное. - М.: "Юрист", 1995 – С. 131
  2. Лукьянов О.В. Экзистенциальная социотерапия и проблема спасения от одиночества. / Сборник Института гуманистической и экзистенциальной психологии (Литва) и Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии (ВЕАЭТ) «Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии». Составитель Ю.Абакумова-Кочюнене. Т. 2. – Бишторнас-Вильнюс, 2005. С.161-189
  3. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия/Пер.с англ. Т.С. Драбкиной. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.- 576 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).
  4. Мэй Р. Проблема тревоги / пер. с англ. А.Г. Гладкова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 432 с. ( Серия «Психология. ХХ век»).


Просмотров: 420
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • Страх, страх, страх.. УЖАС! Фобия??? Я боюсь делать МРТ!!!
  • Только не бросай меня! Страх потери партнера, страх быть брошенным. Травма покинутости
  • От белой полосы к черной... Страх смерти или страх жизни
  • Страх, что он уйдет: страх ненужности
  • Страх смерти или страх жизни?
  • Не говори мне нет, или Как преодолеть страх отказа, страх отвержения
  • Страх подавиться едой и задохнуться. Два способа, как еще больше усилить свой страх?
  • Страх жизни - страх боли
  • Самый популярный женский страх. Страх всего и на всякий случай
  • Страх смерти – страх жизни
  • Фобия и страх. Как преодолеть фобию и страх.
  • Страх отвержения, страх одиночества, беспомощность.
  • Страх потери - страх жизни.
  • Страх мамы или страх жить без мамы. История о формировании личностной автономии
  • Страх отношений, страх близости
  • Страх потерять отношения сильнее страха потерять себя
  • Страх родов и страх иметь детей
  • Что делать, когда умирает близкий человек? Короткая продолжительность жизни и наша карма. Страх будущего
  • Что такое страх и чем он может быть полезен
  • Страх быть дурой и что предадут
  • Страх перед будущим: 5 способов как преодолеть его и начать что-то делать
  • Страх обидеть, или как потерять себя.
  • Страх неудачи и страх… успеха?
  • Страх родителей сказать ребенку «Нет» делает его хрупким перед жизнью!
  • Страх несостоятельности. Он же - страх ошибки
  • Страх быть высмеянным сверстниками
  • Как помочь ребенку преодолеть страх быть высмеянным сверстниками
  • Страх оценки, страх ошибки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь