Страхи у детей: чем помогут родители

                                    Страхи у детей: чем помогут родители

 

Тема страха обширная и многоплановая. В этой статье я хочу поделиться опытом взаимодействия со страхом и преодоления страха, который может быть полезен родителям детей в возрасте 6-12 лет. Здесь предложены действия, которые родители могут предпринять самостоятельно, чтобы поддержать ребенка и помочь ему преодолеть страх. Наверняка в некоторых ситуациях ваших собственных усилий может оказаться недостаточно, например, если ребенок боится идти в школу, то для преодоления страха нужна не только ваша поддержка, но и обращение к учителю. Единого универсального рецепта здесь не создать, случаи могут быть разные, многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста.

            И все же, если сын или дочь говорит вам о том, что он чего-то боится…

Главное – верить в свои силы!

…помогите ребенку поверить в то, что он способен справиться со страхом – сам, с вашей помощью или с помощью других людей. Подтвердите ребенку, даже если он слышал это много раз, что вы защитите его и поможете ему. Передайте ему уверенность в том, что ситуация будет меняться, даже если пока ни он, ни вы не знаете, что делать и как. Важно, чтобы ребенок перешел от восприятия себя как жертвы страха к восприятию себя как человека, который способен преодолеть страх. 

Один из первых шагов – спокойно расспросить ребенка и обсудить вместе с ним, чего и почему он боится. «Спокойно» - значит без оценки, без критики, без высмеивания ребенка, вы просто собираете факты. Этим вы дадите понять ребенку, что страх – это то, о чем можно говорить, и то, что можно изменить. Сбор фактов поможет конкретизировать страх: например, может выясниться, что ребенок боится не темноты в целом, а конкретной темной комнаты. Или – что словом «страх» он называет различные эмоции, например, и смущение, и волнение, и неудовольствие.

Признайте наличие страха, даже если он кажется вам нелепым и не заслуживающим внимания (например, если речь идет о привидении в туалете). Также признайте тот факт, что каждый человек может чего-то бояться (даже взрослые люди, даже родители!). Но можно отнестись к страху как к явлению преодолимому и не дать ему себя «захватить». Для этого вначале нужно "встроить" между собой (боящимся) и страхом (тем, что заставляет бояться) свое отношение к страху. Спросите ребенка, как он относится к самому факту страха? Насколько его устраивает то, что он чего-то боится? Хочет ли он продолжать бояться? Ответы на эти вопросы помогут "запустить" активную готовность преодолеть страх.

 

Разговор, ослабляющий страх

Обсудите с ребенком, что вы вместе можете сделать и сделаете для преодоления страха. Сам разговор тоже может оказаться целительным: часто ребенок боится того, что не может объяснить себе. Бывает, что для преодоления страха детям не хватает информации о реальности, и они додумывают то, чего не знают, пугая себя сами. Например, если ребенок боится микробов, то можно объяснить ему правила гигиены и поведения, при соблюдении которых микробы ничего плохого ему не сделают.

Будет полезно изучить и тем самым ослабить страх.

Спросите:

  • Когда страх самый сильный?
  • А когда – средний?
  • А когда совсем небольшой?
  • А в какие моменты его совсем нет?
  • Какие это моменты: что должно происходить, чтобы страх «не приходил»?
  • На что он похож?
  • Как сам ребенок думает – что нужно сделать, чтобы страх уменьшился или совсем исчез?
  • Кто может ему в этом помочь и как?
  • А как ребенок до этого справлялся со страхом? Если он не помнит, напомните ему, как это было: обращение к собственному успешному опыту придает уверенности.

Расскажите о том, чего вы боялись в детстве и как преодолели свой страх. Или о том, как другие люди преодолевают страх – так появятся разные варианты, которые можно обсудить с ребенком.

Спросите у ребенка, как бы он хотел чувствовать себя вместо того, чтобы бояться: этот необычный вопрос создаст ощущение возможности выбора, укрепит уверенность ребенка в том, что он способен что-то сделать со своим страхом. Можно спросить, как это желаемое чувство – смелость, веселье, интерес -поможет ему справиться со страхом уже сейчас?

Рисование как средство от страха

            В своей практике в работе со страхами детей в возрасте 6-12 лет, а иногда и старше, я использую рисование, как одну из техник метода арт-терапии. Дети часто сами интуитивно выбирают творчество как способ справиться со сложными переживаниями (например, рисование, лепку, сочинение сказок и историй и т.д.).

            Предложите ребенку создать рисунок страха (или «портрет страха»). Рисование на эту тему поможет ребенку отделить страх от себя и «перенести» его на бумагу. Когда рисунок будет готов, появится возможность посмотреть на страх со стороны (он может оказаться менее страшным или совсем не страшным, когда будет «выложен» на лист бумаги). Также можно будет вступить в символическое взаимодействие с образом страха (но для автора рисунка это будет реальное взаимодействие с реальным страхом) – то есть буквально что-то сделать  с самим образом и/или с рисунком в целом.

Очень вероятно, что уже в процессе рисования страх уменьшится, особенно если ребенок сам выберет, чем, на чем, как и сколько ему рисовать. Рассмотрите рисунок вместе с ребенком, попросите его рассказать о рисунке, обсудите то, что видите, расспросите о том, что вас заинтересовало.

Дальше возможны разные варианты. Например, скажите о том, что сейчас ребенок может сделать с этим страхом все, что захочет. Пусть выберет и сделает то, что захотел.

Другой вариант - спросите, как можно было бы изменить рисунок, чтобы страх уменьшился? Если ребенок выбирает этот вариант и меняет рисунок, поинтересуйтесь – что теперь изображено? Как называется новый рисунок?

Еще один способ – предложите ребенку сочинить историю про этот страх. Как правило, такие истории имеют позитивное завершение – например, ребенок прогнал страх, или страх сам решил уйти, или ребенок «приручил» его и т.д. По ходу разворачивания сюжета у ребенка может появиться желание создать дополнительные рисунки, и тогда получается история с иллюстрациями («мультфильм»).

Сопровождать – значит помогать

Важно, чтобы вы в процессе рисования были поблизости – терпеливо сопровождали ребенка в его взаимодействии со страхом. Терпеливо – потому что ребенку может потребоваться много времени или неоднократная прорисовка, или в процессе рисования он будет проявлять различные эмоции, начиная от злости, раздражения, волнения и до радости и торжества. Бывает, что родителю очень хочется подсказать ребенку, как лучше или правильнее рисовать, но помните, что это – его страх и его умение справляться с этим чувством. Если вы намерены что-то предложить, то предлагайте, не настаивая на свое – «а может, еще вот так или так?».

После завершения обсуждения поддержите и похвалите ребенка, отметьте, каким «страшным» (неприятным, пугающим) он изобразил страх вначале – и что с ним стало в итоге (изменился, превратился во что-то другое, перестал существовать в данный момент и т.д.)

 



Просмотров: 461
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Что такое страх и чем он может быть полезен
  • Страх перед будущим: 5 способов как преодолеть его и начать что-то делать
  • Монстр под кроватью, или что делать, если Ваш ребенок боится темноты
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Четыре вида страха. Как не бояться или что делать со страхами?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Мой любимый страх. Или для чего полезно знать, что мы хотим в жизни.
  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что делать если вас преследует страх рака. Как не заболеть тяжелыми болезнями? Три важных фактора
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • То, что находится во Тьме или как превратить страх в ресурс.
  • Что делать, если ваш ребенок боится темноты
  • Как легко объяснить ребенку, что ему надо
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Страх за ребенка и что с ним делать.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь