Страх смерти, как детерминанта развития личности. Часть 2

    В первой части статьи «Страх смерти как детерминанта развития личности»  мной была предложена гипотеза о прямой зависимости между подробностью выжить и развитием личности, а если более амбициозно, то  возможно замахнуться на создание, пусть и не принципиально нового, но все же иного взгляда на вопрос развития личности, ее существования в социуме и психотерапевтического подхода  к исцелению человека. В этом стремлении мной было проведено небольшое исследование, представленное во второй части моей статьи изложенной в качестве исследовательской работы, итак основная цель работы:

1.     Доказать наличие связи между страхом смерти (инстинкта самосохранения) и развитием личности.

2. Найти и доказать закономерность между базовым страхом смерти и поведением личности в социуме (адаптация, взаимодействие).

3. Разработать психотерапевтические методы, с учетом выше полученных доказательств.

 Предмет исследования:

1. Математическая закономерность между базовым страхом смерти и стремлением к достижениям (как основным движителем развития).

2. Тестирование.

3. Патологии в рамках полученных закономерностей.

4. Подборка возможных терапевтических методов.

            В качестве объекта исследования мной были выбраны люди различных типов темперамента, возраста, профессий и социального статуса, всего 11 человек. И хотя данная выборка может на первый взгляд может показаться ничтожной, но все же основную нить закономерности можно просмотреть на основании результатов ее исследования.     Для выполнения задачи исследования мной были выбраны следующие  методики:

1. Беседа.

2. Наблюдение.

3. С-Тест, В.Леви

4.  Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента

5. Опросник потребности в достижении, Ю.М. Орлова

 1.  Рассмотрение различных подходов к изучению психики

    В рамках раскрытия вопроса подходов к изучению психи хотелось бы прежде всего отметить, что данное изучение можно условно разделить на два подхода.      Первый подход – это рассмотрение человека с точки зрения духовного развития и душевных потребностей. К примеру, известный психотерапевт А. Маслоу «Мотивация и Личность» говорит о высших подробностях и метапотребностях, которые, по его мнению, являются необходимостью для нормального существования человека, его развития и психологического здоровья. Однако, согласно его школы даже потребность в механических движениях, так или иначе, связанна с высокими духовными порывами. Но в философии гуманистической школы А. Маслоу, не просматривается закономерность, которая заставляет образовываться эти потребности, нет понимания, откуда и почему они происходят.  

   З.Фрейд же в свою очередь, придает особое значение подсознательному и как движителю его побуждений подавленное либидо, на мой взгляд, достаточно хорошо описанного в книге «Методика и техника психоанализа». Наверное, это единственный из всех подходов, пытающийся объяснить закономерности деятельности и мышления человека. Его подход в достаточно большой степени может рассказать нам, каким именно образом возникают многие потребности, желания, фантазии. Как именно человек мотивируется для совершения своих действий и/или бездействий. Кроме того Фрейдом были предложены системы психологических защит, которые не только способствуют, но и парой мешают в жизни человека, если таковые защиты в настоящий момент являются иррациональными.  

   Один из самых знаменитых учеников З.Фрейда – К.Юнг предлагает нам своего рода новое ответвление от школы классического психоанализа, не противоречащую ей, но дополняющую. При этом выдвигая практически абсолютно новую идею подхода к психике человека  Юнг и его теория о коллективном бессознательном, говорят нам, что движителем в психике является некий исторический опыт накопленный человечеством. Эта идея в настоящее время находит свое подтверждение при исследовании генома человека и способности кода ДНК сохранять в себе память предыдущих поколений, при этом, не только сохраняя его, но и воспроизводя в будущих поколениях, задавая им базовые параметры при рождении и в течение всей жизни. Но, как и предыдущих школах Юнг не открывает нам основные правила активации такого рода опыта, как и почему коллективное бессознательное включает свои механизмы. Он как предыдущие исследователи открывает нам способы познания и терапии, здесь и сейчас. Приводя нас к ответу на настоящие проблемы.    

 А.Адлер и его работа «Практика и теория индивидуальной психологии» представляющая нам практику познания психики через комплексы, реализацию индивидуальной психотерапии через определенные закономерности построения комплексов не полноценности начиная с раннего детства на всем периоде жизни человека. Согласно данному учению психическая деятельность и поступки человека направлены  на компенсацию полученного комплекса неполноценности. Но все еще не понятно какая сила заставляет этот комплекс развиваться именно так, почему вообще есть такая особенность психики человека по формированию данных комплексов, кроме того мной до конца так не были поняты принципы выздоровления психики, что будет если данная компенсация окажется полной и окончательной.   

  Экзистенциальная терапия является формой динамической психотерапии. Термин "динамический" часто используется в сфере психического здоровья, – в которой, собственно говоря, речь идет ни о чем ином, как о "психодинамике", – и без прояснения смысла динамической терапии фундаментальный компонент экзистенциального подхода останется непонятным. Слово "динамический" имеет как общее. так и техническое значение. В общем смысле понятие "динамический"  указывает на энергию или движение: "динамичный" футболист или политик, "динамо", "динамит". Но техническое значение этого понятия должно быть иным, ибо, в противном случае, что означала бы "нединамичность" терапевта: медлительность? вялость? малоподвижность? инертность? Конечно же, нет: в специальном, техническом смысле термин имеет отношение к концепции "силы". Динамическая модель психики является наиболее значительным вкладом Фрейда в представление о человеке – модель, согласно которой в индивидууме присутствуют конфликтующие силы, и мысли, эмоции, поведение – как адаптивные, так и психопатологические – представляют собой результат их взаимодействия. Также важно, что эти силы существуют на различных уровнях осознания, и некоторые из них совершенно неосознанны.  Таким образом, психодинамика индивидуума включает различные действующие в нем осознаваемые и неосознаваемые силы, мотивы и страхи. К динамической психотерапии относятся формы психотерапии, основанные на этой динамической модели функционирования психики.   Возможно, не увиденные мной ответы скрываются в неопубликованных работах родоначальников этих школ, или же необходимые ответы просто небыли мной поняты не в полной мере, однако поиск ответов на мой вопрос продолжает свой путь и переходит во второй большой раздел, бихевиоризм и его ответвления.  

   Второй подход – Бихевиоризм, я использую данный термин в широком смысле, как прямой перевод английского слова behaviour — поведение, под ним я подразумеваю все школы так или иначе связанные с поведенческой психотерапией, начиная с учения И.П. Павлова и заканчивая НЛП.

   Проводя аналогию с предыдущим классом школ, особенная разница заключается в отсутствии погружения во внутренний мир человека. Представляя человека как биомеханизма, предполагающий строгие закономерности действия организма в ответ на различные провокации. Известная практически всему  миру система Стимул-Реакция (S-R) Дж. Уотсона, базирующаяся на исследованиях советского ученого И.П. Павлова, помогают нам понять, что на любой стимул непременно следует закономерная реакция, которая в свою очередь повторяет при положительном подкреплении или не повторяется – при отрицательном. Но все же остается не понятным, а для бихевиоризма и не особо важным, почему организм реагирует именно так, с точки зрения движителя реакция, своего рода лейтмотива такой реакции. 

   НЛП - Нейролингвистическое программирование, авторы Ричард Бендлер и Джон Гриндер. Представляет собой идею о  в нейролингвистическом программировании воплощены идеи Коржибски относительно того, что наши карты, или модели мира являются искажёнными репрезентациями ввиду особенностей нейрологического функционирования и ограничений, связанных с ним. «Информация о мире получается рецепторами пяти чувств (естественно чувств больше 5, существуют такие чувства, как чувство равновесия и т.д.) и затем подвергается различным нейрологическим трансформациям и лингвистическим трансформациям даже до того, как мы впервые получаем доступ к этой информации, что означает, что мы никогда не переживаем на опыте объективную реальность, не изменённую нашим языком и нейрологией» . 

   Эрик Берн — Трансакционный анализ,  краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев. Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером. 

   Сценарий — это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями или обществом. На выбор сценария влияют как внешние факторы, так и воля ребёнка. Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй — психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Например, количество будущих детей. 

 Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Контрсценарий закладывается в другом эго-состоянии. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» .

  Антисценарий — «сценарий наоборот», может сформироваться при невозможности действовать согласно сценарию. Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. В данном примере поведение человека всё так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий — его судьбу.   Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий.Теория сценариев подробно изложена Берном в его книге «Что вы говорите после того, как сказали: «Здравствуйте»?». В русскоязычном пространстве эта книга больше известна под названием «Люди, которые играют в игры», так как в большинстве случаев издавалась именно под ним. 

 Гештальтпсихология – Гештальтпсихологии считали перцептивные процессы врожденными и объясняли их особенностями организация мозга на уровне коры. Распространяя принципы новой теории на физиологию мозга, Вертгеймер предполагал, что нервные процессы должны рассматриваться не как суммы отдельных возбуждений, но как целостные структуры. Он возражал против допущения виталистов, будто наряду с отдельными возбуждениями и сверх них существуют особые центральные процессы. Он считал, что всякий физиологический процесс в мозге представляет собой единое целое, не складывающееся как простая сумма из возбуждений отдельных центров, но обладающее всеми особенностями структурной целостности. Гештальтпсихология постулировала изоморфизм между физическим, физиологическим (мозговым) и феноменальным полями. Как бы ни относиться к этому постулату, нельзя не отметить усилий представителей гештальтпсихологии, направленных на то, чтобы вписать психологическую реальность в общую картину мира, преодолеть картезианский дуализм. Эта интенция гештальтпсихологии неоднократно отмечалась.   Следует сказать, что использование этого метода обогатило исследования восприятия. Вертгеймер, например, подробно изучил эффекты стробоскопического движения, то есть восприятие движения в отсутствие движения цели или фона по сетчатке. Он предложил назвать эту иллюзию фифеноменом (феноменальным движением), так как оно существует только в восприятии. Это исследование открыло новую главу в экспериментальной психологии. Механизмы феноменального движения изучаются до настоящего времени. Вместе с тем концентрация внимания лишь на феноменологических методах приводила к тому, что психофизический процесс оказывался замкнутым в себе целым, а действия человека определялись лишь как конечная стадия саморегулирующегося и динамического процесса восприятия ситуации. Поэтому поведение рассматривалось как целиком определяемое структурой ситуации., т. е. восприятие ситуации в качестве фазы единого саморегулирующегося процесса, предопределяет действия человека, является сугубо механистической. Это лишь более утонченная и не менее радикально механистическая концепция, чем та, которая заключена в схеме «раздражение — реакция». Действие с точки зрения этой концепции не сознательный акт личности, выделяющей себя из ситуации, противопоставляющей себя ей и способной ее преобразовать, а функция от этой ситуации, из которой оно автоматически вытекает». 

2.Практическое проведение исследования 

2.1. Ход проведения исследования для аттестационной работы и обоснование выбора методик тестирования. 

   Ход проведения исследования заключался в тестировании добровольцев и проведении с каждым из них интервью, кроме того проведены визуальные наблюдения реакций опрошенных при объяснении темы исследования. Данное наблюдение было необходимо с целью проведения возможных закономерностей на попытку осознания собственной смертности и конечности жизни, и возможного изменения поведения.

   Наблюдение за каждым из испытуемых было проведено по три контрольных наблюдения:

День 1 – При раскрытии темы исследования

Дни 2,3 – После прохождения тестирования и оглашения его результатов.

 В качестве материалов для проведения тестирования, как было указано во ВВЕДЕНИИ, были выбраны методики В.Леви, Г. Айзенка, Ю.М. Орлова. При этом особо внимание было уделено тестам «С-Тест» и Опросник потребности в достижении. Тест на поредение типа темперамента, был взят для наблюдения зависимости или ее отсутствия между силой стремления достижения уровня выживаемости и темпераментом человека.    В свою очередь «С-Тест» В.Леви выбран как наиболее полный способ определения уровней страхов человека, и едва ли не единственный способ таких определений по различной градации страхов. План проведенных исследований:- Разъяснение сути проводимого исследования тестируемому.- Визуальное наблюдение реакции.- Предъявление стимульного материала.- Получение заполненных тестов, беседа-интервью.- Визуальное наблюдение реакции после заполнения теста.- Визуальное наблюдение при оглашении результатов теста. 

2.2. Результаты исследования и их обсуждение

Испытуемый 1

Пол: Муж.

Возраст: 25 лет

Семейное положение: Женат

Дети: Нет

Профессия(должность): Бариста

Образование: Высшее

Результаты тестирования

Тест Айзенка.

Эмоциональная устойчивость - 18

Экстраверсия – 16

Тип темперамента: Холерик  

Опросник потребности в достижении.

Сумма Да – 8

Сумма Нет – 7

Итог 15

Интерпретация по таблице:

Сумма баллов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-21

Шкальная оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень потребности достижения

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

Вывод: Уровень потребности достижения выше среднего.С-Тест.Талица результатов опроса:

Страхи смерти, боли, болезней

2

 

Страхи пространств: открытых, закрытых

18

 

Социофобии: социально-оценочные страхи

24

 

Боязнь выступлений, экзаменов, встреч

17

 

Агрессофобии: страхи перед агрессией

16

 

Зависимостные страхи

9

 

Панфобии: общебытийные страхи

13

 

Эзофобии: мистические страхи

16

 

Фортунофобии: страхи перед судьбой

15

 

Результатов опроса  с помощью ключа

83

 

 

Среднее арифметическое значение страхов

14.4

 

 Интерпретация результатов опроса по В.Леви:  

Бета Уверенный. Человек довольно уверенный, со средним уровнем тревожности, с сильной психикой, но не очень устойчивой. Страх у возникает обычно в соответствии с реальными угрозами, но иногда может и превышать их масштаб. А когда угрозы минуют, может оставаться как следовая реакция и переноситься на ситуации, где угроз уже нет. По большей части легко отслеживает и исправляет. Но иногда скрытая неуверенность может достичь максимума возможного. В целом по отношению к тревоге и страху представляете собой завидную норму. Способен сам значительно улучшить свои показатели, и помочь другим.  

  Поиск наличия связи между страхом смерти (инстинкта самосохранения) и потребности к достижениям.

Дано:Страх смерти = 2;

Среднеарифметический показатель = 14,4;

Потребность достижения (шкальная)  – 7, выше среднего.

Поиск зависимости:

Ст.с. < Ср.ариф.,

2<14,4.

Вывод:   При уровне страха смерти  меньше среднеарифметического показателя страхов, наблюдается относительно высокая потребность к достижению. Зависимость обратная.  

  Результат беседы:   Испытуемый утверждает, что полностью осознает собственную смертность, конечность жизни и всего, что его окружает. Однако данное осознание не приводит к ощущению страха или тревоги, даже наоборот придает больше смысла в его деятельности за счет полностью осознанного желания оставить какой либо след после собственной смерти, но отсутствие даго продолжения себя также не страшит опрошенного.

Испытуемый 2

Пол: Муж.

Возраст: 54 лет

Семейное положение: Женат

Дети: 3

Профессия(должность): Директор по эксплуатации флота

Образование: Среднее

Результаты тестирования

Тест Айзенка.

Эмоциональная устойчивость - 16

Экстраверсия – 18

Тип темперамента: Холерик 

Опросник потребности в достижении.

Сумма Да – 7

Сумма Нет – 8

Итог 15

Интерпретация по таблице:

Сумма баллов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-21

Шкальная оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень потребности достижения

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

 Вывод: Уровень потребности достижения выше среднего. 

С-Тест.Талица результатов опроса:

Страхи смерти, боли, болезней

67

 

Страхи пространств: открытых, закрытых

62

 

Социофобии: социально-оценочные страхи

52

 

Боязнь выступлений, экзаменов, встреч

34

 

Агрессофобии: страхи перед агрессией

26

 

Зависимостные страхи

59

 

Панфобии: общебытийные страхи

71

 

Эзофобии: мистические страхи

62

 

Фортунофобии: страхи перед судьбой

36

 

Результатов опроса  с помощью ключа

263

 

Среднее арифметическое значение страхов

52,11

 

 

  Интерпретация результатов опроса по В.Леви:  

   Тета Тревожный. Может производить впечатление человека уравновешенного, но на самом деле расположены к страхам. Уровень тревожности в целом выше нормы. От окружающих может скрывать, но от себя скрыть не можете. Корни многих недомоганий – именно в страхах. Свою жизнь может строить либо по принципу наименьшего риска, либо, наоборот, по принципу наибольшего, чтобы компенсировать внутреннеизбыточное присутствие страха. При реальных угрозах может проявлять несоразмерное неистовство, а иногда – отступать… Возможны неадекватные панические реакции. На почве страхов могут возникать срывы. Желательна квалифицированная помощь.  

   Поиск наличия связи между страхом смерти (инстинкта самосохранения) и потребности к достижениям.

Дано:

Страх смерти = 67;

Среднеарифметический показатель = 52,11;

Потребность достижения (шкальная)  – 7, выше среднего.

Поиск зависимости:Ст.с. > Ср.ариф.,

67>52,11.

   Вывод:   При уровне страха смерти  больше среднеарифметического показателя страхов, наблюдается относительно высокая потребность к достижению. Зависимость прямая.       

   Результат беседы:   Испытуемый регулярного ощущает приступы страха смерти, средней выраженности. Особенно усилившиеся после перенесенной болезни сердечнососудистой системы. Собственную смертность осознает, и пытается провести анализ с учетом возраста.  Также после перенесенного заболевание отмечает приступы ночных тревожностей, плохо спит. Кроме того, проводит связь между обострившимся страхом смерти и стремлением завершить как можно больше назначенных дел. 

Испытуемый 3

Пол: Муж.

Возраст: 26 лет

Семейное положение: Женат

Дети: нет

Профессия(должность): Бариста

Образование: Высшее

Результаты тестирования

Тест Айзенка.

Эмоциональная устойчивость - 17

Интроверсия – 9

Тип темперамента: Меланхолик

Опросник потребности в достижении.

Сумма Да – 5

Сумма Нет – 6

Итог 11

Интерпретация по таблице:

Сумма баллов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-21

Шкальная оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень потребности достижения

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

 Вывод: Уровень потребности достижения ниже среднего. 

С-Тест.Талица результатов опроса:

Страхи смерти, боли, болезней

62

 

Страхи пространств: открытых, закрытых

67

 

Социофобии: социально-оценочные страхи

87

 

Боязнь выступлений, экзаменов, встреч

52

 

Агрессофобии: страхи перед агрессией

75

 

Зависимостные страхи

59

 

Панфобии: общебытийные страхи

73

 

Эзофобии: мистические страхи

56

 

Фортунофобии: страхи перед судьбой

54

 

Результатов опроса  с помощью ключа

364

 

Среднее арифметическое значение страхов

65

 

 

 Интерпретация результатов опроса по В.Леви:   

   Омега Трепещущий. Страх – господин жизни, воспринимает ее как сплошную угрозу. Часто не отличает реальных угроз от мнимых; возможны неоправданные боязни – фобии, имеющие навязчивый характер. Страх побуждает предельно сузить границы существования. Лишь иногда решается выходить за пределы своих привычных ограничений и в эти моменты чувствует, что возможна совсем иная жизнь. Рекомендуется помощью умелого психотерапевта.

   Поиск наличия связи между страхом смерти (инстинкта самосохранения) и потребности к достижениям.

Дано:

Страх смерти = 62;

Среднеарифметический показатель = 65;

Потребность достижения (шкальная)  – 3, ниже среднего.

Поиск зависимости:

Ст.с. < Ср.ариф.,

62<65.

   Вывод:   При уровне страха смерти  меньше среднеарифметического показателя страхов, наблюдается достаточно низкая потребность к достижению. Зависимость прямая.       

  Результат беседы:   Испытуемый не до конца осознает собственную смертность, мысли о смерти и конечности жизни вводят его в депрессивное состояние. Осознание конечности жизни приводят к обесцениванию смысла существования, апатии. Перед прохождением теста пережил расставание с женой, однако на момент тестирования начинал новые отношения. В целом считает себя склонным к аффективным реакциям, в том числе направленных на членовредительство. Конечность окружающего мира осознает, считает течение жизни фаталистическим.

Испытуемый 4

Пол: Муж.

Возраст: 28 лет

Семейное положение: Женат

Дети: 1

Профессия(должность): Заместитель коммерческого директора

Образование: Высшее

Результаты тестирования

Тест Айзенка.

Эмоциональная устойчивость - 9

Экстраверсия – 15

Тип темперамента: Сангвиник 

Опросник потребности в достижении.

Сумма Да – 5

Сумма Нет – 7

Итог 12

Интерпретация по таблице:

Сумма баллов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-21

Шкальная оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень потребности достижения

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

 Вывод: Уровень потребности достижения ниже среднего.

С-Тест.Талица результатов опроса:

Страхи смерти, боли, болезней

34

 

Страхи пространств: открытых, закрытых

20

 

Социофобии: социально-оценочные страхи

56

 

Боязнь выступлений, экзаменов, встреч

37

 

Агрессофобии: страхи перед агрессией

27

 

Зависимостные страхи

39

 

Панфобии: общебытийные страхи

27

 

Эзофобии: мистические страхи

17

 

Фортунофобии: страхи перед судьбой

33

 

Результатов опроса  с помощью ключа

182

 

Среднее арифметическое значение страхов

32,2

 

 

 Интерпретация результатов опроса по В.Леви:  

   Гамма Колеблющийся. Производит впечатление человека достаточно уверенного. Но внутри не совсем таков, хотя ему, может быть, так не кажется. Уровень тревожности, в общем, в норме, но в некоторых сферах иили в некие времена выходит за ее пределы: бывают состояния мнительности и тревоги, не вполне оправданные обстоятельствами. Свое беспокойство может искусно скрывать напускной беспечностью или бравадой. Иногда становится чересчур суетливым, а когда хочет  скрыть страх от себя самого, появляется агрессивность. Подсознательные страхи ограничивают достижения в тех областях, где хорошие способности. Стоит  поработать с чувством страха.

   Поиск наличия связи между страхом смерти (инстинкта самосохранения) и потребности к достижениям.

Дано:

Страх смерти = 34;

Среднеарифметический показатель = 32,2;

Потребность достижения (шкальная)  – 4, ниже среднего.

Поиск зависимости:

Ст.с. > Ср.ариф.,

34>32,2.

   Вывод:   При уровне страха смерти  больше среднеарифметического показателя страхов, наблюдается относительно низкая потребность к достижению. Зависимость обратная.       

  Результат беседы:   Испытуемый не признает свою смертность, иногда отрицает ее, чаще уходит от ответа на вопросы с этим связанные. Наблюдается механизм отрицания. Конечность окружающего мира осмысливает и признает, но не осознает. Однако при более глубоком опросе с навязыванием темы его смертности, появилась реакция страха (зрачки расширились, появилась не согласованность действий, появились проявления агрессии, тревожности).

Испытуемый 5

Пол: Жен.

Возраст: 29 лет

Семейное положение: Замужем

Дети: 1

Профессия(должность): Врач

Образование: Высшее

Результаты тестирования

Тест Айзенка.

Эмоциональная устойчивость - 14

Экстраверсия – 20

Тип темперамента: Сангвиник 

Опросник потребности в достижении.

Сумма Да – 5

Сумма Нет – 7

Итог 12

Интерпретация по таблице:

Сумма баллов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-21

Шкальная оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень потребности достижения

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

Вывод: Уровень потребности достижения ниже среднего.

С-Тест.Талица результатов опроса:

Страхи смерти, боли, болезней

34

 

Страхи пространств: открытых, закрытых

43

 

Социофобии: социально-оценочные страхи

65

 

Боязнь выступлений, экзаменов, встреч

37

 

Агрессофобии: страхи перед агрессией

48

 

Зависимостные страхи

41

 

Панфобии: общебытийные страхи

68

 

Эзофобии: мистические страхи

55

 

Фортунофобии: страхи перед судьбой

39

 

Результатов опроса  с помощью ключа

254

 

Среднее арифметическое значение страхов

47,7

 

 

Интерпретация результатов опроса по В.Леви:  

   Тета тревожный. Может производить впечатление человека уравновешенного, но на самом деле расположены к страхам. Уровень тревожности в целом выше нормы. От окружающих может скрывать, но от себя скрыть не можете. Корни многих недомоганий – именно в страхах. Свою жизнь может строить либо по принципу наименьшего риска, либо, наоборот, по принципу наибольшего, чтобы компенсировать внутреннеизбыточное присутствие страха. При реальных угрозах может проявлять несоразмерное неистовство, а иногда – отступать… Возможны неадекватные панические реакции. На почве страхов могут возникать срывы. Желательна квалифицированная помощь.  
  Поиск наличия связи между страхом смерти (инстинкта самосохранения) и потребности к достижениям.

Дано:

Страх смерти = 34 ;

Среднеарифметический показатель = 47,7;

Потребность достижения (шкальная)  – 4, ниже среднего.

Поиск зависимости:

Ст.с. < Ср.ариф.,

34<47,7.

   Вывод:   При уровне страха смерти  меньше среднеарифметического показателя страхов, наблюдается относительно низкая потребность к достижению. Зависимость прямая.         

  Результат беседы:   Испытуемый не признает свою смертность, иногда отрицает ее, чаще уходит от ответа на вопросы с этим связанные. Не хочет признавать собственную смертность. Однако при более глубоком опросе с навязыванием темы его смертности, появилась реакция сильного страха (зрачки расширились, появилась не согласованность действий, появились проявления агрессии, тревожности). Также были отмечены сны после проведенной беседы на тему собственной смерти.

Испытуемый 6

Пол: Муж.

Возраст: 30 лет

Семейное положение: Женат

Дети: 1

Профессия(должность): Менеджер по флоту

Образование: Среднее, Высшее

Результаты тестирования

Тест Айзенка.

Эмоциональная устойчивость - 10

Экстраверсия – 17

Тип темперамента: Сангвини

Опросник потребности в достижении.

Сумма Да – 6

Сумма Нет – 6

Итог 12

Интерпретация по таблице:

Сумма баллов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-21

Шкальная оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень потребности достижения

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

Вывод: Уровень потребности достижения ниже среднего.

С-Тест.Талица результатов опроса:

Страхи смерти, боли, болезней

13

Страхи пространств: открытых, закрытых

14

Социофобии: социально-оценочные страхи

31

Боязнь выступлений, экзаменов, встреч

25

Агрессофобии: страхи перед агрессией

40

Зависимостные страхи

34

Панфобии: общебытийные страхи

42

Эзофобии: мистические страхи

28

Фортунофобии: страхи перед судьбой

19

Результатов опроса  с помощью ключа

157

Среднее арифметическое значение страхов

27,33

Интерпретация результатов опроса по В.Леви:  

   Гамма Колеблющийся. Производит впечатление человека достаточно уверенного. Но внутри не совсем таков, хотя ему, может быть, так не кажется. Уровень тревожности, в общем, в норме, но в некоторых сферах иили в некие времена выходит за ее пределы: бывают состояния мнительности и тревоги, не вполне оправданные обстоятельствами. Свое беспокойство может искусно скрывать напускной беспечностью или бравадой. Иногда становится чересчур суетливым, а когда хочет  скрыть страх от себя самого, появляется агрессивность. Подсознательные страхи ограничивают достижения в тех областях, где хорошие способности. Стоит  поработать с чувством страха.  
 

   Поиск наличия связи между страхом смерти (инстинкта самосохранения) и потребности к достижениям.

Дано:

Страх смерти = 13;

Среднеарифметический показатель = 27,33;

Потребность достижения (шкальная)  – 4, ниже среднего.

Поиск зависимости:

Ст.с. < Ср.ариф.,

13<27,3.

   Вывод:   При уровне страха смерти  меньше среднеарифметического показателя страхов, наблюдается относительно низкая потребность к достижению. Зависимость прямая.  

   Результат беседы:   Испытуемый осознает свою смертность и конечность мира, отмечает свое спокойствие при разговоре о смерти и смертности. Однако испытывает чувство страха при разговоре о смертности своего ребенка. Способен дифференцировать разницу между страхом собственной смерти и страхом за смерть ребенка, как перенос собственных страхов на него. Склонен к экстремальным развлечениям, не обоснованному риску, аффективным состоянием. Считает, что смерть это не окончание пути сознания. Свое спокойствие объясняет именно таким взглядом на жизнь и смерть.

Испытуемый 7

Пол: Муж.

Возраст: 27 лет

Семейное положение: Холост

Дети: нет

Профессия(должность): Бариста

Образование: Высшее

Результаты тестирования

Тест Айзенка.

Эмоциональная устойчивость - 12

Экстраверсия – 14

Тип темперамента: Холерик, Сангвиник пограничное состояние.

Опросник потребности в достижении.

Сумма Да – 6

Сумма Нет – 6

Итог 12

Интерпретация по таблице:

Сумма баллов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-21

Шкальная оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень потребности достижения

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

Вывод: Уровень потребности достижения ниже среднего.

С-Тест.Талица результатов опроса:

Страхи смерти, боли, болезней

15

Страхи пространств: открытых, закрытых

53

Социофобии: социально-оценочные страхи

61

Боязнь выступлений, экзаменов, встреч

33

Агрессофобии: страхи перед агрессией

80

Зависимостные страхи

13

Панфобии: общебытийные страхи

41

Эзофобии: мистические страхи

26

Фортунофобии: страхи перед судьбой

29

Результатов опроса  с помощью ключа

219

Среднее арифметическое значение страхов

39,00

Интерпретация результатов опроса по В.Леви:  

   Гамма Колеблющийся. Производит впечатление человека достаточно уверенного. Но внутри не совсем таков, хотя ему, может быть, так не кажется. Уровень тревожности, в общем, в норме, но в некоторых сферах иили в некие времена выходит за ее пределы: бывают состояния мнительности и тревоги, не вполне оправданные обстоятельствами. Свое беспокойство может искусно скрывать напускной беспечностью или бравадой. Иногда становится чересчур суетливым, а когда хочет  скрыть страх от себя самого, появляется агрессивность. Подсознательные страхи ограничивают достижения в тех областях, где хорошие способности. Стоит  поработать с чувством страха.  
 

   Поиск наличия связи между страхом смерти (инстинкта самосохранения) и потребности к достижениям.

Дано:

Страх смерти = 15;

Среднеарифметический показатель = 39;

Потребность достижения (шкальная)  – 4, ниже среднего.

Поиск зависимости:

Ст.с. < Ср.ариф.,15<39.

   Вывод:   При уровне страха смерти  меньше среднеарифметического показателя страхов, наблюдается относительно низкая потребность к достижению. Зависимость прямая.                                                                   

  Результат беседы:   К вопросу собственной смертности относиться с показной иронией, во время беседы смеялся, подшучивал. Однако наблюдался механизм отрицания, стремился сменить тему, превратить беседу в дружескую беседу. При усилении темы смерти, появились признаки депрессии (глаза поблекли, взгляд опустился вниз, движения стали более медленными, автоматическими). При повторной беседе ушел от ответа, перевел тему и занялся работой.

Испытуемый 8

Пол: Муж.

Возраст: 30 лет

Семейное положение: Женат

Дети: 1

Профессия(должность): Инженер

Образование: Высшее

Результаты тестирования

Тест Айзенка.

Эмоциональная устойчивость - 15

Интроверсия – 9

Тип темперамента: Меланхолик  

Опросник потребности в достижении.

Сумма Да – 6

Сумма Нет – 6

Итог 12

Интерпретация по таблице:

Сумма баллов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-21

Шкальная оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень потребности достижения

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

Вывод: Уровень потребности достижения ниже среднего.

С-Тест.Талица результатов опроса:

Страхи смерти, боли, болезней

47

Страхи пространств: открытых, закрытых

47

Социофобии: социально-оценочные страхи

46

Боязнь выступлений, экзаменов, встреч

34

Агрессофобии: страхи перед агрессией

51

Зависимостные страхи

53

Панфобии: общебытийные страхи

68

Эзофобии: мистические страхи

55

Фортунофобии: страхи перед судьбой

40

Результатов опроса  с помощью ключа

266

Среднее арифметическое значение страхов

49,00

Интерпретация результатов опроса по В.Леви:  

   Тета Тревожный. Может производить впечатление человека уравновешенного, но на самом деле расположены к страхам. Уровень тревожности в целом выше нормы. От окружающих может скрывать, но от себя скрыть не можете. Корни многих недомоганий – именно в страхах. Свою жизнь может строить либо по принципу наименьшего риска, либо, наоборот, по принципу наибольшего, чтобы компенсировать внутреннеизбыточное присутствие страха. При реальных угрозах может проявлять несоразмерное неистовство, а иногда – отступать… Возможны неадекватные панические реакции. На почве страхов могут возникать срывы. Желательна квалифицированная помощь.     


  Поиск наличия связи между страхом смерти (инстинкта самосохранения) и потребности к достижениям.

Дано:

Страх смерти = 47;

Среднеарифметический показатель = 49;

Потребность достижения (шкальная)  – 4, ниже среднего.

Поиск зависимости:

Ст.с. < Ср.ариф.,

47<49.

Вывод:   При уровне страха смерти  меньше среднеарифметического показателя страхов, наблюдается относительно низкая потребность к достижению. Зависимость прямая.                                                                   

 Результат беседы:   К собственной смертности относиться с не скрываемым страхом, говорит о нем свободно. Его беспокоит сам факт смерти. Конечность жизни признает как закономерное и логичное окончание жизненного цикла, однако не ассоциирует это окончание с собой – отрицает подобную ассоциацию. При беседе проявляются внешние признаки страха, депрессии. 

Испытуемый 9

Пол: Жен.

Возраст: 24 лет

Семейное положение: Замужем

Дети: нет

Профессия(должность): Учитель

Образование: Высшее

Результаты тестирования

Тест Айзенка.

Эмоциональная устойчивость - 19

Экстраверсия – 13

Тип темперамента: Холерик

Опросник потребности в достижении.

Сумма Да – 6

Сумма Нет – 7

Итог 13

Интерпретация по таблице:

Сумма баллов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-21

Шкальная оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень потребности достижения

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

Вывод: Уровень потребности достижения средний.

С-Тест.Талица результатов опроса:

Страхи смерти, боли, болезней

55

Страхи пространств: открытых, закрытых

55

Социофобии: социально-оценочные страхи

73

Боязнь выступлений, экзаменов, встреч

44

Агрессофобии: страхи перед агрессией

46

Зависимостные страхи

45

Панфобии: общебытийные страхи

59

Эзофобии: мистические страхи

36

Фортунофобии: страхи перед судьбой

48

Результатов опроса  с помощью ключа

288

Среднее арифметическое значение страхов

51,00

Интерпретация результатов опроса по В.Леви:  

   Тета Тревожный. Может производить впечатление человека уравновешенного, но на самом деле расположены к страхам. Уровень тревожности в целом выше нормы. От окружающих может скрывать, но от себя скрыть не можете. Корни многих недомоганий – именно в страхах. Свою жизнь может строить либо по принципу наименьшего риска, либо, наоборот, по принципу наибольшего, чтобы компенсировать внутреннеизбыточное присутствие страха. При реальных угрозах может проявлять несоразмерное неистовство, а иногда – отступать… Возможны неадекватные панические реакции. На почве страхов могут возникать срывы. Желательна квалифицированная помощь.      


  Поиск наличия связи между страхом смерти (инстинкта самосохранения) и потребности к достижениям.

Дано:

Страх смерти = 55;

Среднеарифметический показатель = 51;

Потребность достижения (шкальная)  – 5,  средний.

Поиск зависимости:Ст.с. > Ср.ариф.,55>51.

Вывод:   При уровне страха смерти  больше среднеарифметического показателя страхов, наблюдается относительно средняя потребность к достижению. Зависимость косвенно прямая.     

Результат беседы:Беседу провести не удалось. 

Испытуемый 10

Пол: Муж.

Возраст: 18 лет

Семейное положение: Есть постоянные отношения

Дети: нет

Профессия(должность): Диспетчер, студент

Образование: Неоконченное среднее

Результаты тестирования

Тест Айзенка.

Эмоциональная устойчивость - 14

Экстраверсия – 16

Тип темперамента: Холерик   

 Опросник потребности в достижении.

Сумма Да – 6

Сумма Нет – 6

Итог 12

Интерпретация по таблице:

Сумма баллов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-21

Шкальная оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень потребности достижения

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

Вывод: Уровень потребности достижения ниже среднего.

С-Тест.Талица результатов опроса:

Страхи смерти, боли, болезней

25

Страхи пространств: открытых, закрытых

27

Социофобии: социально-оценочные страхи

15

Боязнь выступлений, экзаменов, встреч

17

Агрессофобии: страхи перед агрессией

27

Зависимостные страхи

37

Панфобии: общебытийные страхи

31

Эзофобии: мистические страхи

16

Фортунофобии: страхи перед судьбой

17

Результатов опроса  с помощью ключа

134

Среднее арифметическое значение страхов

24,00

Интерпретация результатов опроса по В.Леви:  

   Гамма Колеблющийся. Производит впечатление человека достаточно уверенного. Но внутри не совсем таков, хотя ему, может быть, так не кажется. Уровень тревожности, в общем, в норме, но в некоторых сферах иили в некие времена выходит за ее пределы: бывают состояния мнительности и тревоги, не вполне оправданные обстоятельствами. Свое беспокойство может искусно скрывать напускной беспечностью или бравадой. Иногда становится чересчур суетливым, а когда хочет  скрыть страх от себя самого, появляется агрессивность. Подсознательные страхи ограничивают достижения в тех областях, где хорошие способности. Стоит  поработать с чувством страха.     


  Поиск наличия связи между страхом смерти (инстинкта самосохранения) и потребности к достижениям.

Дано:

Страх смерти = 25;

Среднеарифметический показатель = 24;

Потребность достижения (шкальная)  – 4,  ниже среднего.

Поиск зависимости:

Ст.с. > Ср.ариф.,

25>24.

   Вывод:   При уровне страха смерти  больше среднеарифметического показателя страхов, наблюдается относительно низкая потребность к достижению. Зависимость обратная.                                                         

  Результат беседы:Собственную смертность не осознает, на эту тему никогда не размышлял. Говорит охотно, признаков страха или депрессии не вывялено. Склонен к не решимости в действиях, аффективному поведению.

Испытуемый 11

Пол: Жен.

Возраст: 54 

Семейное положение: Замужем

Дети: 1

Профессия(должность): Бухгалтер

Образование: Среднее

Результаты тестирования

Тест Айзенка.

Эмоциональная устойчивость - 6

Интроверсия– 10

Тип темперамента: Флегматик  

Опросник потребности в достижении.

Сумма Да – 3

Сумма Нет – 8

Итог 11

Интерпретация по таблице:

Сумма баллов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-21

Шкальная оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень потребности достижения

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

Вывод: Уровень потребности достижения ниже среднего.

С-Тест.Талица результатов опроса:

Страхи смерти, боли, болезней

14

Страхи пространств: открытых, закрытых

22

Социофобии: социально-оценочные страхи

26

Боязнь выступлений, экзаменов, встреч

17

Агрессофобии: страхи перед агрессией

23

Зависимостные страхи

19

Панфобии: общебытийные страхи

19

Эзофобии: мистические страхи

11

Фортунофобии: страхи перед судьбой

30

Результатов опроса  с помощью ключа

118

Среднее арифметическое значение страхов

20,00

Интерпретация результатов опроса по В.Леви:  

   Бета Уверенный. Человек довольно уверенный, со средним уровнем тревожности, с сильной психикой, но не очень устойчивой. Страх у возникает обычно в соответствии с реальными угрозами, но иногда может и превышать их масштаб. А когда угрозы минуют, может оставаться как следовая реакция и переноситься на ситуации, где угроз уже нет. По большей части легко отслеживает и исправляет. Но иногда скрытая неуверенность может достичь максимума возможного. В целом по отношению к тревоге и страху представляете собой завидную норму. Способен сам значительно улучшить свои показатели, и помочь другим.     


  Поиск наличия связи между страхом смерти (инстинкта самосохранения) и потребности к достижениям.Дано:Страх смерти = 14;Среднеарифметический показатель = 20;Потребность достижения (шкальная)  – 3,  ниже среднего.Поиск зависимости:Ст.с. < Ср.ариф.,14<20.Вывод:   При уровне страха смерти  меньше среднеарифметического показателя страхов, наблюдается низкая потребность к достижению. Зависимость прямая.  

  Результат беседы:Собственную смертность осознает и принимает как данность, при разговоре на тему неминуемой смерти – спокойна, рассудительна. Считает поставленные в жизни цели достигнутыми, но не испытает обесценивания. На оборот считает, что после достижения целей может позволить себе отдохнуть. 

Заключение.

   Проведя вышеизложенные и расшифрованные исследования в заключении предлагаю ответить на поставленные нами во ведении вопросы.   Итак, в качестве доказательства наличия связи между страхом смерти и развитием личности. Мной был предложен принцип зависимости, между  стремлениям к достижениям и собственно страхом смерти. При этом под стремлением к достижениям понимая, любые стремления в жизни человека, будь то стремление быть услышанным окружающими, самореализации, уединения или высокооплачиваемой должности, своего рода последовательные цели.

   Из общего количества испытуемых(11 человек) было получено наибольше вариантов прямой зависимости(8 человек), т.е. чем больше страх смерти по отношению к среднеарифметической всех страхов, тем больше потребность к достижениям.

  Из чего можно сделать вывод, что стремления человека, как цепочка последовательных целей и желание их достичь, обусловлено стремлением к выживанию в окружающей его среде.  Кроме того согласно выдвинутой мной теории именно желание человека выжить является основополагающим движителем развития, психики, личности и ее основных черт, как выбор наилучшей стратегии наилучшего пути достижения заданного уровня выживания сформированного в детстве.  Сам же уровень выживания задается исходя из различных фактов, как стремления ребенка соответствовать мировоззрениям своих родителей и окружающим людям и условиям его существования, так и полностью отрицая последние.



Просмотров: 595
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • #2. Страх смерти. Боитесь ли Вы смерти так, как боюсь её я?
  • Как страх смерти может стать лекарством от прокрастинации
  • Страх смерти: как пережить смерть близкого человека
  • Ожидание смерти подобно. Может пора на новый уровень?
  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Страх смерти и его позитивное значение.
  • Страх смерти. В чем его польза? И как преодолеть.
  • Страх смерти, как детерминанта развития личности. Часть 1
  • Страх смерти, как детерминанта развития личности. Часть 3
  • Смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его
  • Программа смерти. Мифы, страхи и ....
  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • Как выжить после смерти слишком близкого человека
  • Что нужно для достижения результатов – Цель, Желание или Намерение?
  • Как избавиться от страха смерти
  • Мужчина, страхи и потребности.
  • Как жить без страха смерти?
  • Как избавиться от страха смерти? Совет №1
  • Как избавиться от страха смерти? Совет №3
  • Как избавиться от страха смерти? Совет №2
  • Заикание как проявление страха смерти.
  • Женщина. Женские страхи и потребности.
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • Как преодолеть страх смерти: 5 напоминаний о жизни
  • Как избавиться от страха смерти? Рецепт стоиков. Часть 2
  • Страх смерти и его преодоление
  • Страх смерти и его последствия
  • Как идея смерти спасает человека
  • Личностный рост - как попытка избежать страха смерти
  • Ребенок и смерть. Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь