Разговоры с детьми о смерти и отношение детей к смерти.

Тема смерти, как одна из самых важных жизненных тем,  проявляется в различных периодах жизни по-разному. Если говорить о детях, то им свойственно интересоваться смертью, и отношение к смерти у детей разного возраста сильно отличается.

 Дети до 5 лет не думают о смерти, как о конечном процессе, не могут соотнести, что смерть когда-нибудь коснется и их родителей, и их самих. Жизнь в этом возрасте кажется вечной, а если кто-то из родственников умер, то ребенку может казаться, например, что просто родственник лег спать на очень долгое время.

Примерно с 6 лет  до 9 лет  дети начинают понимать, что смерть – это окончание жизни, что их родители когда-то умрут. Часто в этом возрасте появляется много вопросов, связанных со смертью, и много страхов, если не были получены честные ответы.  В этом возрасте, однако, собственная смерть не представляется чем-то значительным и может попросту не осознаваться.

После 9 лет и до подросткового возраста собственная смерть уже не кажется нереальной. Также смерть начинает приобретать более широкое, абстрактное значение, например то, что отношения с каким-то человеком заканчиваются, после его смерти, или то, что собственное время жизни не безгранично.

В подростковом возрасте понимание смерти уже усугубляет личностные кризисы, становится экзистенциальным вопросом. Также в подростковом возрасте уже становятся видны последствия смерти и влияние ее как на себя, так и на других людей.

Страх смерти проявляется во всех жизненных периодах, и, наверное, невозможно сформировать устойчивое отношение к смерти, как к феномену, однако после подросткового возраста сильно отношение к смерти уже не меняется.

Часто родители мучаются вопросом, нужно ли сообщать детям о смерти их близких и знакомых, как сообщать, нужно ли водить на кладбище и т.д. Часто есть соблазн уберечь ребенка от тяжелых новостей, скрыть от него травмирующую правду, или, хотя бы, преподнести ее в сильно измененном виде (например, твою бабушку забрали жить на облачко, или твой отец уехал в длительную командировку). Однако, обычно это не приводит к хорошему результату, а приводит к невротизации ребенка и напряжению в детско-родительских отношениях.

Детям важно знать правду. Детям не обязательно знать подробности смерти, хотя если они сами задают вопросы, то отвечать на них стоит, ведь иначе они будут додумывать эти подробности самостоятельно. Несмотря на то, что представление детей о смерти сильно отличается от представления родителей, детям важно объяснять, что поменялось в связи со смертью того, о ком рассказывает родитель.

Важно учиться не прятать чувства, связанные со смертью от ребенка, но и не навязывать их и реакцию на смерть как единственные правильные. С детьми вплоть до подросткового возраста важно проговаривать, что изменится в связи со смертью конкретного человека, например родственника, поменяется ли распорядок дня ребенка, его времяпрепровождение, нагрузка родителей и время, уделяемое ребенку и т.д. 

Также, в особенности с детьми младшего возраста, важно говорить о причинах смерти, т.к. дети склонны к эгоцентричному мышлению и легко могут решить, что это они повинны в смерти, например, т.к. с утра не послушались или сказали что-то нехорошее умершему.

У ребенка  в любом возрасте должна быть возможность задавать вопросы, связанные со смертью конкретного человека или со смертью в общем. Часто родителей пугают такие вопросы и тема в целом, однако очень важно давать ребенку честные и необходимые ответы.

Детям важно учиться обращаться со смертью и со своими чувствами по отношению к ней.  У них должна быть возможность (как и у взрослых) выразить эти чувства, обсудить их, возможно, поговорить о страхах, порисовать на эту тему. Как и взрослым, детям часто бывает важно попрощаться с умершим, (в том числе сходить на похороны), однако если ребенок не хочет этого делать, то естественно это не нужно делать.

В детстве многие из нас хоронили птичек и жучков, и это был один из способов понимания процесса смерти и обхождения с ней. Это важно показывать детям, т.к. такие ритуалы учат лучше понимать, что происходит с чувствами в эти моменты и бережно обходиться с этими чувствами.

Рассказывание небылиц относительно смерти, или избегание этой темы вообще, или чрезмерно трагическое  отношение приводят детей к невротизации, к сложностям с пониманием своих чувств и к нарушению контакта с родителями.

Детям вплоть до подросткового возраста очень важно понимать, как внешние события, такие как смерть, будут влиять на их собственную жизнь, какие их ждут последствия и с ними необходимо об этом говорить. Детям младшего возраста важно проговаривать подробно то, что будет происходить, например, на похоронах, с целью информирования и уменьшения тревоги.

В таких разговорах с детьми лучше всего отвечать на сами вопросы, которые задают дети, чтобы не перегрузить их лишними подробностями, и собственными эмоциями, однако не забывать и об информировании.



Просмотров: 602
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как рассказать ребенку о смерти? Неосознанная трагедия или Не говорите детям не правду
  • Мое отношение к смерти. Эссе по психологии смерти, горевания и утраты
  • Говорить ли детям о смерти?
  • Как говорить детям о смерти
  • Как и когда рассказывать детям о смерти кровного родственника.
  • Особенности представления о смерти в подростковом возрасте
  • о том, как важно помнить о смерти
  • Ребенок и смерть. Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека
  • Зачем близким людям нужно говорить с детьми о смерти? (Если в семье кто-то тяжело болеет).
  • Дети спрашивают о смерти. Часть 1. В каком возрасте это бывает?
  • Смерть родителя. Как сказать ребенку о смерти?
  • Разговор о сложном или детям о смерти
  • Дети спрашивают о смерти. Часть 2. Как ответить на вопросы детей?
  • Страх смерти: как пережить смерть близкого человека
  • Честно и без травм. Нужно ли говорить с детьми о смерти
  • #2. Страх смерти. Боитесь ли Вы смерти так, как боюсь её я?
  • Смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его
  • Гипотеза: О жизни и смерти и об инстинктах жизни и смерти…
  • Боюсь смерти=хочу смерти
  • Можно ли говорить с детьми о смерти?
  • Как говорить с детьми о насильственной смерти
  • Можно ли говорить с детьми о смерти?
  • Как говорить с детьми о смерти (родителям и не только)
  • Как говорить с детьми о смерти? + список литературы
  • Сообщать ли ребенку о смерти близкого?
  • Что такое смерть и что дальше? (Личный опыт клинической смерти)
  • Закормить до смерти – или закормить смертью
  • Как сообщать ребенку о смерти близкого (отец/мать, дедушка/бабушка, брат/сестра).
  • Страх смерти. Меняем своё отношение
  • Как сказать ребенку о смерти одного из родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь