Особенности представления о смерти в подростковом возрасте

Автор статьи: 404

Особенности представления о смерти в подростковом возрасте

Подростковый возраст является периодом перестройки сознания, свя­занный с физическими и психологическими изменениями, которые способствуют развитию у подростков чувства взрослости, стремление к осво­бождению от опеки родителей, повышенной рефлексивности, интереса к противоположному полу, склонности к группированию и потребности в самоутверждении. Эти новообразования готовят подростков к взрослой жизни, с одной стороны. С другой, способствуют возникновению ситуаций, опасных для жизни – употребление наркотических средств, алкоголя и различных пре­паратов, гонки на скорости, стремление к риску и т.д., которые могут не только разрушить жизнь подростка, но и привести к смертельному исходу[2,11,16].

Столкновение современных подростков со смертью в разных вариантах, с одной стороны, разогревает их интерес к данной теме, с другой, развивает переживания страха собственной смерти, искажает их представление о смерти. Анализ психологической литературы показал, что еще совсем недавно, в середине двадцатого века считалось, что подростковый возраст не является чувствительным к страху смерти [11].

Анализируя страх смерти в подростковом возрасте, Т.А. Гаврилова, приводит исследование Д. Эклинда о феномене детского эгоцентризма, который полагал, что его последствием является образование «личного мифа» - вера в собственную бес­смертность, уникальность и исключительность. Такая вера в большей степени характерна для периода раннего взросления (12-15 лет) поскольку придает сил формирующемуся «Я» подростка, что в свою очередь, способствует успешному переходу к взрослости [3].

А.М. Прихожан провела кросс-историческое исследование страха смерти у подростков, в конце 70-х – начала 80-х годов, конца 80-х – начала 90-х годов, а также конца 90-х годов XXвека – начала XXI. Ею были получены следующие результаты: в первом, сравнительно благополучном для страны, периоде ни младшие школьники, ни подростки никак не вербализировали свой страх смерти. Спустя десять лет, в период социальной перестройки и реформ, страх смерти проявили девочки 13-14 лет. В конце 90-х годов страх смерти стал свойственен и для мальчиков 11-12 лет. Своим исследованием, А.М. Прихожан продемонстрировала конкретно историческую и социально-экономическую обусловленность выраженности страха смерти у подростков[11].

По мнению И. Ялома, страх смерти не проявляет себя до тех пор, пока человек не достигает пубертатного возраста. Достигая подросткового возраста, человек начинает беспокоиться, размышлять о смерти. И. Ялом считает, что с возрастом страх смерти вытесняется двумя жизненными задачами, которые становятся основными: построение карьеры и создание собственной семьи [15].

Исследование Т.А. Гавриловой, направленное на изучение подростковых переживаний темы смерти, проводилось на большой выборке – 649 подростков возраста 13-16 лет (352 девочек и 297 мальчиков Приморского края и Самарской области). Полученные результаты демонстрируют наличие у девочек более высокого уровня страха смерти, по сравнению с мальчиками. Были выявлены региональные различия уровня страха смерти внутри российской выборки – у приморских подростков страх смерти, оказался значительно выше, чем у подростков Самарской области. Еще одним интересным моментом полученных результатов, стало то, что младшие подростки продемонстрировали большую выраженность страха неожиданной смерти, тогда как старшие подростки больше оза­бочены страхом мучительной смерти[3].

В своем исследовании представлений подростков о смерти, Т.О. Новикова  и Д.Н. Исаев отмечают, что, по мнению взрослых, смерть воспринимается подростками только как трагическое явление. Тогда как большинство подростков считает, что если человеку надоела его жизнь или он испытывает мучения и страдания, то смерть в этом случае является для него спасением, избавляющим  от этих страданий, другими словами она является для него поло­жительным явлением. В связи с этим, авторы исследования полагают, что за­прет, налагаемый, на все что связано с темой смерти, скорее является своеоб­разным отражением тревог и беспокойств взрослых, и не свидетельствует о реальных представлениях подростков о смерти как явлении [6,7,8,9].

Далее Т.О. Новикова и Д.Н. Исаев отмечают, что подростки осознают собственную конечность, однако около трети из их числа заявляют о своем страхе смерти и объясняют свой страх неизвестностью, другая треть под­ростков сообщила, что боится потерять близких и остаться в одиночестве, а для остального количества подростков смерть страшна, потому что им хочется жить[6,7,8,9].

А.Б. Холмогорова изучая источники страха смерти, выделяла среди них не переработанный опыт столкновения со смертью. Особенно это проявляется в детском возрасте, когда ребенка поглощает вопрос смерти, но поскольку в современной обществе говорить о смерти с детьми не принято, переживания ребенка остаются не разделенными, что в дальнейшем может развивать страх смерти [13].

В своем диссертационном исследовании Е.В. Шварева показала, что на сегодняшний день, активно обсуждается важность организации системы ознакомления подростков со всеми обстоятельствами касающихся темы смерти и ухода из жизни. Она отмечает, что в нашей стране не только отсутствует подобная практика, но и в литературе об этом практически ничего не сказано о таком понятии, как «обучение пониманию и принятию смерти». Следует отметить, что подготовка подростков к принятию смерти, требует от взрослых личную готовность осуществления данного обучения. Однако не все родители считают необходимым говорить о смерти с детьми. По мнению некоторых родителей, такое обучение должно реализовываться в рамках общеобразовательных учреждениях [14].

Таким образом, анализ литературы позволяет выделить следующие проблемы в исследовании представления о смерти в подростковом возрасте:

  1. Переживание страха смерти актуально для подростков начала XXIвека и имеет региональный характер, поскольку были выявлены различия уровня страха смерти внутри российской выборки.
  2. Представления подростков о смерти мало изучены в психологической литературе. Данная сложность обусловлена как этическими проблемами, так и не устойчивостью в теме смерти специалистов разных профессий, работающих с подростками, а так же их родителей. Взрослые, в силу имеющегося у них представления о том, что подростки воспринимают смерть как трагическое явление и из-за собственной тревоги и беспокойства о переживании смерти, избегают данную тему в общении с подростками.

Целью нашего исследования являлось изучение особенности представления о смерти у подростков. Задачами эмпирического исследования были: 1) выявление и описание структуры, и содержания представления о смерти у подростков; 2) и, на основе сравнительного анализа, изучение различий в содержании представления о смерти у подростков.

Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы; психодиагностические методики: «Шкала тревоги по поводу смерти» Д. Темплер; «Отношение к смерти» С.В. Коваленко; контекстуальный анализ мини - сочинений на тему «Моё представление о смерти»; статистический анализ по U-критерию Манна – Уитни.

Наше исследование проводилось на базе МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14 г. Химки. В исследовании приняло участие 113 испытуемых. В группу младших подростков вошли 56 респондентов: 29 мальчиков и 27 девочек (11-14 лет). В группу старших подростков вошли 57 респондентов: 32 мальчика и 25 девочек (15-17 лет).

Данное деление обусловлено следующим различием: в младшем подростковом возрасте происходит перестройка отношения к себе и к миру, и возникает новый уро­вень самосознания, ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. В старшем – развивается самоопределение, которое, в свою очередь, приводит к формированию собственной жизненной позиции, с которой старшие подростки вступают во взрослый мир, ведущей деятельностью является учебно-профессиональная [2,16].

Для выявления значимых различий в представлениях о смерти между старшими и младшими подростками, а так же между девочками и мальчиками эмпирические данные методик «Отношение к смерти» (С.В. Коваленко) и «Шкалы тревоги по поводу смерти» (Д. Темплер) были подвергнуты статистическому анализу по U-критерию Манна – Уитни.  

Статистически значимые различия (методика «Отношение к смерти» С.В. Коваленко)между младшими и старшими подросткамибыли полученыпо показателю «жизнь после смерти» (табл.1). Вера в бессмертие души и жизнь после смерти у младших подростков выражена в большей степени,  чем у старших подростков [10].

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа по U-критерию Манна-Уитни

(между младшими и старшими подростками)

(методика «Отношение к смерти»)

Статистики критерия

 

ООСм

НСм

ЖПСм

ОЭв

ОССм

ОСУ

ССм

Статистика U Манна-Уитни

1404,00

1406,50

1168,50

1565,00

1490,00

1535,00

1520,50

Статистика W Уилкоксона

3057,00

3002,50

2821,50

3218,00

3086,00

3131,00

3173,50

Z

-1,103

-1,088

-2,455

-0,178

-0,609

-0,350

-0,434

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

0,270

0,276

0,014

0,859

0,543

0,726

0,665

ООСм – общая оценка смерти;

НСм – неизбежность смерти;

ЖПСм – жизнь после смерти;

Оэв – отношение к эвтаназии;

ОССм – отношение к собственной смерти;

ОСУ – отношение к самоубийству;

ССм – страх смерти.

 

По нашим предположениям это связано с образованием у младших подростков, так называемого, «личного мифа», содержанием которого является вера в собственную бес­смертность, уникальность и исключительность, при этом они опираются и на установки взрослых, верующих в жизнь после смерти. Это в свою очередь придает сил для формирования «Я» подростка,что способствует успешному решению задач младшего подросткового возраста.  Тогда как старшие подростки ориентированы на развитиесобственной жизненной позиции, с которой и вступают во взрослый мир, им важно ставить под сомнения установки взрослых и в большей степени ориентироваться на установки собственные.В этой связи они склонны не принимать на веру бессмертии души и жизнь после смерти, а скорее иметь свои, отличительные от взрослых, представления о смерти, которые могут иметь атеистический характер.

Таблица 2

 

Результаты сравнительного анализа по U-критерию Манна-Уитни

 (между девочками и мальчиками)

(методика «Отношение к смерти»)

Статистики критерия

 

ООСм

НСм

ЖПСм

ОЭв

ОССм

ОСУ

ССм

 

Статистика U Манна-Уитни

1543,50

1622,50

1053,00

1253,00

1505,00

1696,00

1570,50

 

Статистика W Уилкоксона

2921,50

3000,50

2883,00

2631,00

2883,00

3074,00

2948,50

 

Z

-0,96

0,365

-2,958

-1,791

-0,321

0,793

0,061

 

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

0,923

1,285

0,003

0,073

0,748

1,572

1,049

 

ООСм – общая оценка смерти;

НСм – неизбежность смерти;

ЖПСм – жизнь после смерти;

Оэв – отношение к эвтаназии;

ОССм – отношение к собственной смерти;

ОСУ – отношение к самоубийству;

ССм – страх смерти.

 

По данному показателю, «жизнь после смерти», было выявлено статистически значимое различие между группами мальчи­ков и девочек (табл. 2). Девочки в качестве защит­ной стратегии в большей мере склонны прибегать к вере в бессмертие души и вере в жизнь после смерти.

Статистически значимые различия (методика «Шкала тревоги по поводу смерти» Д. Темплер) между мальчиками и девочками были полученыпо показателям «озабоченность физическими изменениями» и «общая тревога смерти» (табл. 3). Девочки продемонстрировали более высокий уровень общей тревоги по поводу смерти и большую озабоченность физическими изменениями, связанными со смертью, чем мальчики.

По нашим предположениям это может быть связано с большей ориентацией девочек на свою внешнюю привлекательность, которая с годами теряется. Осознание данных изменений может усиливать тревогу по поводу смерти. Следует отметить, что теоретический анализ исследований представлений о смерти у девушек молодого возраста и женщин средних лет, показал как страх физических изменений с возрастом не проходит, а усиливается [1]. В исследованиях Ю.И. Фадеевойбыло выявлено проявление у девушек в переживании страха смерти большую озабоченность физическими изменениями, чем у юношей [12]. И.А. Горьковая и А.А. Баканова отмечают, что у женщин средних лет, по сравнению с мужчинами этого же возраста, усиливается страх старения и физических изменений [4]. Можно предположить, что у женщин, начиная с подросткового возраста в представлениях о смерти преобладает страх физических изменений, что, конечно, требует дальнейших исследований.

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа по U-критерию Манна-Уитни

(между мальчиками и девочками)

Статистики критерия

 

1.КАОСм

2.ОФИ

3.ОТВ

4.ОБС

5ОШТСм

6.СНСм

7.СМСм

Статистика U Манна-Уитни

1693,00

1178,50

1240,00

1327,00

1155,50

1254,50

1506,50

Статистика W Уилкоксона

3071,00

3008,50

3070,00

3157,00

2985,50

3084,50

2884,50

Z

0,776

-2,226

-1,867

-1,359

-2,360

-1,782

-0,312

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

1,562

0,026

0,062

0,174

0,018

0,075

0,755

  1. Когнитивно-аффективная озабоченность смертью.
  2. Озабоченность физическими изменениями.
  3. Осознание течения времени.
  4. Озабоченность болью и стрессом.
  5. Общая шкала тревоги по поводу смерти.
  6. Страх неожиданной смерти.
  7. Страх мучительной смерти.

 

Качественный анализ содержания мини – сочинений «Моё представление о смерти» позволил выявить, что представление о смерти у подростков имеет 3-х компонентную структуру: когнитивный компонент представлен теми знани­ями, которые есть у подростков о феномене смерти; эмоциональный компо­нент представлен переживаниями этих знаний; поведенческий компонент за­ключается в том, каким образом эти знания и переживания регулируют пове­дение подростков в целом. А.М. Улановский считает, что качественный анализ это специальная форма анализа текста, при которой акцент делается не на подсчете и статистическом обобщении тех или иных единиц текста, а на их содержательном подразделении, обобщении, сравнении и интерпретации [5]. Качественный анализ мини – сочинений позволил выявить содержание данных компонентов и провести сравнительный анализ для выявления различий в представлениях о смерти у подростков.

В содержании когнитивного компонента были обнаружены следующими аспекты:

  1. Религиозный – смерть подростками воспринимается, как «процесс отделения души от тела», «переход рай или ад» либо «начало процесса перерождения души» и т.д.
  2. Атеистический представлен определением смерти как «процесс завершения биологических процессов организма», а также «отсут­ствием жизни после смерти» и т.д.
  3. Осознание неизбежности смерти – подчеркивание подростками неизбежности смерти: «смерть это то, что случится с человеком, рано или поздно» и т.д.
  4. Отрицание мыслей о смерти – убеждение подростков о том, что «думать о смерти не нужно, потому что это бессмысленно» и т.д.
  5. Личностно-значимый аспект представлен присвоением фено­мена смерти себе: «я считаю что смерть», «мне кажется, что смерть это» и т.д.
  6. Обезличивание. Рассуждения подростков о смерти в обезличен­ной форме: «некоторые люди думают о смерти», «когда человек уми­рает», «каждый человек рано или поздно умрет» и т.д.
  7. Метафорический – для описания собственного представления о смерти подростки используют метафоры: «смерть это как сон», «смерть это словно опадание листьев с дерева» и т.д.
  8. Упоминание о самоубийстве.В контексте представлений о смерти подростки сообщали о своем мнении касаемо самоубийства. Взгляд на суицид носит как нейтральный характер – «понять можно каждого», так и отрицательный – «самоубийство это грех», «самоубийство поступок сла­бого человека» и т.д.

Содержание эмоционального компонента представлено следующими аспектами:

  1. Переживание страха смерти.Смерть, в представлении подростков, сопровождается причинением боли себе и окружающим своей смертью.
  2. Личностно-значимый аспектпредставлен присвоением переживания страха смерти себе – «я очень боюсь смерти», «я не хочу умирать» и т.д.
  3. Обезличивание. Этот аспект представлен обезличенной формой переживаний страха смерти: «как правило, люди боятся смерти», «каждый человек боится умереть» и т.д.
  4. Отрицание страха смерти.Некоторые подростки сообщали об отсутствие страха смерти: «я не боюсь смерти», «человеку не следует бо­яться смерти» и т.д.
  5. Наличие желания жить. Этот аспект представлен наличием у подростков желания жить – «я хочу жить и не хочу умирать», «мне бы хо­телось жить вечно» и т.д.

Содержание поведенческого компонента было представлено такими аспектами как:

  1. Гедонистический.Данный аспект представлен желанием подростков наслаждаться своей жизнью – «нужно наслаждаться жизнью и не думать о смерти», «смерть заставляет нас наслаждаться жизнью» и т.д.
  2. Этический. Он заключается в представлении подростков о необходимости совершения определенных поступков для улучшенного ка­чества жизни после смерти: «не должен совершать плохих поступков», «не должен грешить» и т.д.

Сравнительный анализ содержания мини – сочинений показал:

 - для младших подростков характерны следующие особенности представления о смерти: в когнитивном компоненте в большей степени выражены религиозные знания, в эмоциональном компоненте преобладают переживания страха  смерти и наличие желания жить. Поведенческий компонент, в большей степени представлен, этическим аспектом, который накладывает определенные рамки в поведении;

 - у старших подростков в представлении о смерти были выявлены следующие особенности: в когнитивном компоненте преобладают атеисти­ческие знания о смерти. В эмоциональном компоненте преобладает страх смерти. Поведенческий компонент представлен гедонистическим аспектом, который, в свою очередь, ориентирует старших подростков на получение от жизни удовольствия и наслаждения.

Таким образом, качественный сравнительный анализ выявил различие в знаниях о смерти (когнитивный компонент) и в характере поведения (поведенческий компонент) между младшими и старшими подростками. У младших подростков преобладают религиозные знания о смерти, которые регулируют поведение этическими правилами, тогда как у старших – атеистические знания о смерти выражаются в гедонистических установках в поведении. Это подтверждает и выявленное значимое различиепо показателю «жизнь после смерти» (табл.1).

 У мальчиков в когнитивном компоненте преобладают атеистические знания о смерти, в эмоциональном -  преобладает страх смерти и наличие желания жить, в поведенческом компоненте наиболее выражен гедонистический аспект. У девочек в когнитивном компоненте преобладают религиозные знания о смерти, в эмоциональном компоненте выражен страх смерти, поведенческий компонент проявляется этическим аспектом. Данные различия в содержании представления о смерти  между девочками и мальчиками подтверждаются статически значимыми различиями, которые были обнаружены нами по показателям «жизнь после смерти» (табл.2), «озабоченность физическими изменениями» и «общая тревога смерти» (табл. 3).

Таким образом, теоретическое и эмпирическое исследование показало, что как младшие, так и старшие подростки нашей выборки нуждаются в психологической поддержке в переживании представления о смерти.

Все выше сказанное актуализируют поиск адекватных способов психологической помощи подросткам в переживании страха смерти, а также поиск форм подготовки специалистов психологов-консультантов для работы с подростками и их родителями в теме умирания и переживания страха смерти.

Литература

  1. Белоусова Е.В., Богатырева М.Б. Особенности переживания страха смерти в молодом возрасте. Сборник материалов международной научно-практической конференции XI Левитовские чтения в МГОУ (г. Москва, 20-21 апреля 2016г.). – М.:ИИУ МГОУ, 2016. С. 242-245.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.:Питер, 2008. – 346 с.
  3. Гаврилова Т.А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. –2004. – №6. – С. 63-72.
  4. Горьковая И.А., Баканова А.А. Осознаваемые компоненты страха смерти в зрелом возрасте // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №3. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/osoznavaemye-komponenty-straha-smerti-v-zrelom-vozraste.(дата обращения: 29.02.2016).
  5. Улановский А.М. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживаниями. – 2-изд., испр. – М.: Смысл, 2016. – 255с.
  6. Новикова Т.О., Исаев Д.Н. Модель подготовки подрастающего поколения к принятию смерти // Конгресс по детской психиатрии / Материалы конгресса. – М., 2001. – С. 278-279.
  7. Новикова Т.О., Исаев Д.Н. Воспитание сознательного отношения к смерти // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения / Тезисы ежегодной региональной научно-практической конфе­ренции. – СПб., 2002. – С. 91-95.
  8. Новикова Т.О. Запретная тема (представления детей о смерти) // Человек. – 2002. – №5. – С. 112-117.
  9. Новикова Т.О., Исаев Д.Н. Нужна ли подросткам помощь в восприятии смерти? // Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С.110-117.
  10. Коваленко С.В. Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия: Дис. канд. псих. наук. – Ростов на Дону: Юж.федер.ун-т, 2007. – 165 с.
  11. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Москов. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2000. – 304 с.
  12. Фадеева Ю.И. Особенности отношения к смерти в юношеском возрасте в зависимости от пола // Актуальные проблемы психологического зна­ния. №4.– Москва: Московский психолого-социальный университет, 2010.– С. 136-142.
  13. Холмогорова А.Б. Страх смерти: культуральные источники и способы психологической работы // Московский психотерапевтический журнал. – 2003. – №2. – С.120-131.
  14. Шварева Е.В. Особенности образа смерти у старших школьников с разным уровнем жизнестойкости: Дис. канд. псих. наук. – Екатеренбург: Уральский гос. пед.ун-т, 2012. – 183 с.
  15. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. – М.: Независимая фирма «Класс», 2014. – 576 с.
  16. Эльконин Б.Д. Детская психология / ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

 

 

Статья размещена в журнале "Вестник Московского государственного областного университета" Серия "Психологические науки" №2 2017 г. 

Авторы статьи: Богатырева М.Б., Бесполденов С.С.

 



Просмотров: 1899
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мое отношение к смерти. Эссе по психологии смерти, горевания и утраты
  • Разговоры с детьми о смерти и отношение детей к смерти.
  • #2. Страх смерти. Боитесь ли Вы смерти так, как боюсь её я?
  • Боюсь смерти=хочу смерти
  • Эмпирическое исследование особенностей представлений о смерти у современных подростков
  • Гипотеза: О жизни и смерти и об инстинктах жизни и смерти…
  • В моей смерти прошу винить… (Самоубийства у подростков или как не пережить своих детей)
  • Пропаганда смерти как технология манипуляции общественным сознанием на примере детей и подростков
  • Жизнь без страха смерти
  • Жизнь без страха смерти?
  • Как жить без страха смерти?
  • Страх смерти. Меняем своё отношение
  • Вглядываясь в будущее: жизнь без страха смерти
  • Страх смерти: как пережить смерть близкого человека
  • Страх смерти у детей и взрослых
  • Психология страха смерти
  • Вглядываясь в солнце: Жизнь без страха смерти. Отзыв о книге.
  • Немного психологии страха смерти.
  • Как избавиться от страха смерти
  • Защиты от страха смерти
  • Заикание как проявление страха смерти.
  • Страх смерти или желание жить?
  • Вера в Бога или страх смерти. Ч-1.
  • Как избавиться от страха смерти? Совет №3
  • Морское дно. Трансформация страха смерти.
  • Практикум по регуляции страха смерти
  • Как избавиться от страха смерти? Совет №1
  • Как избавиться от страха смерти? Совет №2
  • Страх Смерти = Любовь к Жизни
  • Страх смерти или как жить со скоростью любви.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь