|
Особенности представления о смерти в подростковом возрастеАвтор статьи: 404
Столкновение современных подростков со смертью в разных вариантах, с одной стороны, разогревает их интерес к данной теме, с другой, развивает переживания страха собственной смерти, искажает их представление о смерти. Анализ психологической литературы показал, что еще совсем недавно, в середине двадцатого века считалось, что подростковый возраст не является чувствительным к страху смерти [11]. Анализируя страх смерти в подростковом возрасте, Т.А. Гаврилова, приводит исследование Д. Эклинда о феномене детского эгоцентризма, который полагал, что его последствием является образование «личного мифа» - вера в собственную бессмертность, уникальность и исключительность. Такая вера в большей степени характерна для периода раннего взросления (12-15 лет) поскольку придает сил формирующемуся «Я» подростка, что в свою очередь, способствует успешному переходу к взрослости [3]. А.М. Прихожан провела кросс-историческое исследование страха смерти у подростков, в конце 70-х – начала 80-х годов, конца 80-х – начала 90-х годов, а также конца 90-х годов XXвека – начала XXI. Ею были получены следующие результаты: в первом, сравнительно благополучном для страны, периоде ни младшие школьники, ни подростки никак не вербализировали свой страх смерти. Спустя десять лет, в период социальной перестройки и реформ, страх смерти проявили девочки 13-14 лет. В конце 90-х годов страх смерти стал свойственен и для мальчиков 11-12 лет. Своим исследованием, А.М. Прихожан продемонстрировала конкретно историческую и социально-экономическую обусловленность выраженности страха смерти у подростков[11]. По мнению И. Ялома, страх смерти не проявляет себя до тех пор, пока человек не достигает пубертатного возраста. Достигая подросткового возраста, человек начинает беспокоиться, размышлять о смерти. И. Ялом считает, что с возрастом страх смерти вытесняется двумя жизненными задачами, которые становятся основными: построение карьеры и создание собственной семьи [15]. Исследование Т.А. Гавриловой, направленное на изучение подростковых переживаний темы смерти, проводилось на большой выборке – 649 подростков возраста 13-16 лет (352 девочек и 297 мальчиков Приморского края и Самарской области). Полученные результаты демонстрируют наличие у девочек более высокого уровня страха смерти, по сравнению с мальчиками. Были выявлены региональные различия уровня страха смерти внутри российской выборки – у приморских подростков страх смерти, оказался значительно выше, чем у подростков Самарской области. Еще одним интересным моментом полученных результатов, стало то, что младшие подростки продемонстрировали большую выраженность страха неожиданной смерти, тогда как старшие подростки больше озабочены страхом мучительной смерти[3]. В своем исследовании представлений подростков о смерти, Т.О. Новикова и Д.Н. Исаев отмечают, что, по мнению взрослых, смерть воспринимается подростками только как трагическое явление. Тогда как большинство подростков считает, что если человеку надоела его жизнь или он испытывает мучения и страдания, то смерть в этом случае является для него спасением, избавляющим от этих страданий, другими словами она является для него положительным явлением. В связи с этим, авторы исследования полагают, что запрет, налагаемый, на все что связано с темой смерти, скорее является своеобразным отражением тревог и беспокойств взрослых, и не свидетельствует о реальных представлениях подростков о смерти как явлении [6,7,8,9]. Далее Т.О. Новикова и Д.Н. Исаев отмечают, что подростки осознают собственную конечность, однако около трети из их числа заявляют о своем страхе смерти и объясняют свой страх неизвестностью, другая треть подростков сообщила, что боится потерять близких и остаться в одиночестве, а для остального количества подростков смерть страшна, потому что им хочется жить[6,7,8,9]. А.Б. Холмогорова изучая источники страха смерти, выделяла среди них не переработанный опыт столкновения со смертью. Особенно это проявляется в детском возрасте, когда ребенка поглощает вопрос смерти, но поскольку в современной обществе говорить о смерти с детьми не принято, переживания ребенка остаются не разделенными, что в дальнейшем может развивать страх смерти [13]. В своем диссертационном исследовании Е.В. Шварева показала, что на сегодняшний день, активно обсуждается важность организации системы ознакомления подростков со всеми обстоятельствами касающихся темы смерти и ухода из жизни. Она отмечает, что в нашей стране не только отсутствует подобная практика, но и в литературе об этом практически ничего не сказано о таком понятии, как «обучение пониманию и принятию смерти». Следует отметить, что подготовка подростков к принятию смерти, требует от взрослых личную готовность осуществления данного обучения. Однако не все родители считают необходимым говорить о смерти с детьми. По мнению некоторых родителей, такое обучение должно реализовываться в рамках общеобразовательных учреждениях [14]. Таким образом, анализ литературы позволяет выделить следующие проблемы в исследовании представления о смерти в подростковом возрасте:
Целью нашего исследования являлось изучение особенности представления о смерти у подростков. Задачами эмпирического исследования были: 1) выявление и описание структуры, и содержания представления о смерти у подростков; 2) и, на основе сравнительного анализа, изучение различий в содержании представления о смерти у подростков. Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы; психодиагностические методики: «Шкала тревоги по поводу смерти» Д. Темплер; «Отношение к смерти» С.В. Коваленко; контекстуальный анализ мини - сочинений на тему «Моё представление о смерти»; статистический анализ по U-критерию Манна – Уитни. Наше исследование проводилось на базе МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14 г. Химки. В исследовании приняло участие 113 испытуемых. В группу младших подростков вошли 56 респондентов: 29 мальчиков и 27 девочек (11-14 лет). В группу старших подростков вошли 57 респондентов: 32 мальчика и 25 девочек (15-17 лет). Данное деление обусловлено следующим различием: в младшем подростковом возрасте происходит перестройка отношения к себе и к миру, и возникает новый уровень самосознания, ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. В старшем – развивается самоопределение, которое, в свою очередь, приводит к формированию собственной жизненной позиции, с которой старшие подростки вступают во взрослый мир, ведущей деятельностью является учебно-профессиональная [2,16]. Для выявления значимых различий в представлениях о смерти между старшими и младшими подростками, а так же между девочками и мальчиками эмпирические данные методик «Отношение к смерти» (С.В. Коваленко) и «Шкалы тревоги по поводу смерти» (Д. Темплер) были подвергнуты статистическому анализу по U-критерию Манна – Уитни. Статистически значимые различия (методика «Отношение к смерти» С.В. Коваленко)между младшими и старшими подросткамибыли полученыпо показателю «жизнь после смерти» (табл.1). Вера в бессмертие души и жизнь после смерти у младших подростков выражена в большей степени, чем у старших подростков [10]. Таблица 1 Результаты сравнительного анализа по U-критерию Манна-Уитни (между младшими и старшими подростками) (методика «Отношение к смерти»)
ООСм – общая оценка смерти; НСм – неизбежность смерти; ЖПСм – жизнь после смерти; Оэв – отношение к эвтаназии; ОССм – отношение к собственной смерти; ОСУ – отношение к самоубийству; ССм – страх смерти.
По нашим предположениям это связано с образованием у младших подростков, так называемого, «личного мифа», содержанием которого является вера в собственную бессмертность, уникальность и исключительность, при этом они опираются и на установки взрослых, верующих в жизнь после смерти. Это в свою очередь придает сил для формирования «Я» подростка,что способствует успешному решению задач младшего подросткового возраста. Тогда как старшие подростки ориентированы на развитиесобственной жизненной позиции, с которой и вступают во взрослый мир, им важно ставить под сомнения установки взрослых и в большей степени ориентироваться на установки собственные.В этой связи они склонны не принимать на веру бессмертии души и жизнь после смерти, а скорее иметь свои, отличительные от взрослых, представления о смерти, которые могут иметь атеистический характер. Таблица 2
Результаты сравнительного анализа по U-критерию Манна-Уитни (между девочками и мальчиками) (методика «Отношение к смерти»)
ООСм – общая оценка смерти; НСм – неизбежность смерти; ЖПСм – жизнь после смерти; Оэв – отношение к эвтаназии; ОССм – отношение к собственной смерти; ОСУ – отношение к самоубийству; ССм – страх смерти.
По данному показателю, «жизнь после смерти», было выявлено статистически значимое различие между группами мальчиков и девочек (табл. 2). Девочки в качестве защитной стратегии в большей мере склонны прибегать к вере в бессмертие души и вере в жизнь после смерти. Статистически значимые различия (методика «Шкала тревоги по поводу смерти» Д. Темплер) между мальчиками и девочками были полученыпо показателям «озабоченность физическими изменениями» и «общая тревога смерти» (табл. 3). Девочки продемонстрировали более высокий уровень общей тревоги по поводу смерти и большую озабоченность физическими изменениями, связанными со смертью, чем мальчики. По нашим предположениям это может быть связано с большей ориентацией девочек на свою внешнюю привлекательность, которая с годами теряется. Осознание данных изменений может усиливать тревогу по поводу смерти. Следует отметить, что теоретический анализ исследований представлений о смерти у девушек молодого возраста и женщин средних лет, показал как страх физических изменений с возрастом не проходит, а усиливается [1]. В исследованиях Ю.И. Фадеевойбыло выявлено проявление у девушек в переживании страха смерти большую озабоченность физическими изменениями, чем у юношей [12]. И.А. Горьковая и А.А. Баканова отмечают, что у женщин средних лет, по сравнению с мужчинами этого же возраста, усиливается страх старения и физических изменений [4]. Можно предположить, что у женщин, начиная с подросткового возраста в представлениях о смерти преобладает страх физических изменений, что, конечно, требует дальнейших исследований. Таблица 3 Результаты сравнительного анализа по U-критерию Манна-Уитни (между мальчиками и девочками)
Качественный анализ содержания мини – сочинений «Моё представление о смерти» позволил выявить, что представление о смерти у подростков имеет 3-х компонентную структуру: когнитивный компонент представлен теми знаниями, которые есть у подростков о феномене смерти; эмоциональный компонент представлен переживаниями этих знаний; поведенческий компонент заключается в том, каким образом эти знания и переживания регулируют поведение подростков в целом. А.М. Улановский считает, что качественный анализ это специальная форма анализа текста, при которой акцент делается не на подсчете и статистическом обобщении тех или иных единиц текста, а на их содержательном подразделении, обобщении, сравнении и интерпретации [5]. Качественный анализ мини – сочинений позволил выявить содержание данных компонентов и провести сравнительный анализ для выявления различий в представлениях о смерти у подростков. В содержании когнитивного компонента были обнаружены следующими аспекты:
Содержание эмоционального компонента представлено следующими аспектами:
Содержание поведенческого компонента было представлено такими аспектами как:
Сравнительный анализ содержания мини – сочинений показал: - для младших подростков характерны следующие особенности представления о смерти: в когнитивном компоненте в большей степени выражены религиозные знания, в эмоциональном компоненте преобладают переживания страха смерти и наличие желания жить. Поведенческий компонент, в большей степени представлен, этическим аспектом, который накладывает определенные рамки в поведении; - у старших подростков в представлении о смерти были выявлены следующие особенности: в когнитивном компоненте преобладают атеистические знания о смерти. В эмоциональном компоненте преобладает страх смерти. Поведенческий компонент представлен гедонистическим аспектом, который, в свою очередь, ориентирует старших подростков на получение от жизни удовольствия и наслаждения. Таким образом, качественный сравнительный анализ выявил различие в знаниях о смерти (когнитивный компонент) и в характере поведения (поведенческий компонент) между младшими и старшими подростками. У младших подростков преобладают религиозные знания о смерти, которые регулируют поведение этическими правилами, тогда как у старших – атеистические знания о смерти выражаются в гедонистических установках в поведении. Это подтверждает и выявленное значимое различиепо показателю «жизнь после смерти» (табл.1). У мальчиков в когнитивном компоненте преобладают атеистические знания о смерти, в эмоциональном - преобладает страх смерти и наличие желания жить, в поведенческом компоненте наиболее выражен гедонистический аспект. У девочек в когнитивном компоненте преобладают религиозные знания о смерти, в эмоциональном компоненте выражен страх смерти, поведенческий компонент проявляется этическим аспектом. Данные различия в содержании представления о смерти между девочками и мальчиками подтверждаются статически значимыми различиями, которые были обнаружены нами по показателям «жизнь после смерти» (табл.2), «озабоченность физическими изменениями» и «общая тревога смерти» (табл. 3). Таким образом, теоретическое и эмпирическое исследование показало, что как младшие, так и старшие подростки нашей выборки нуждаются в психологической поддержке в переживании представления о смерти. Все выше сказанное актуализируют поиск адекватных способов психологической помощи подросткам в переживании страха смерти, а также поиск форм подготовки специалистов психологов-консультантов для работы с подростками и их родителями в теме умирания и переживания страха смерти. Литература
Статья размещена в журнале "Вестник Московского государственного областного университета" Серия "Психологические науки" №2 2017 г. Авторы статьи: Богатырева М.Б., Бесполденов С.С.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|