Эмпирическое исследование особенностей представлений о смерти у современных подростков

Автор статьи: Бесполденов Сергей

Эмпирическое исследование особенностей представлений о смерти у современных подростков

Статья написана в соавторстве

с кандидатом психологических наук, доцентом, Богатыревой М.Б.

Столкновение современных подростков со смертью в разных вариантах (кино, видеоигры, социальные сети) с одной стороны, разогревает их интерес к данной теме, с другой, повышает уровень страха собственной смерти, искажает их представление о смерти. Хотя еще совсем недавно, в середине двадцатого века, считалось, что подростковый возраст не являлся чувствительным к страху смерти [1]. Тогда как анализ исследований подросткового возраста за последние 20 лет позволяет сделать следующие выводы:

1) Переживание страха смерти актуально для подростков начала XXI века и имеет региональный характер – выявлены различия уровня страха смерти внутри российской выборки – у подростков Приморского края страх смерти, оказался значительно выше, чем у подростков Самарской области [1].

2) Сложность исследования представления о смерти в подростковой среде обусловлена как этическими проблемами, так и не компетентностью в теме смерти специалистов разных профессий, работающих с подростками, а так же их родителей. Взрослые, в силу имеющегося у них представления о том, что подростки воспринимают смерть как трагическое явление и из-за собственной тревоги, и беспокойства о переживании смерти, избегают данную тему в общении с подростками [2, 3].

3) Подростки осознают собственную конечность, однако около трети из их числа заявляют о своем страхе смерти и объясняют свой страх неизвестностью, другая треть подростков сообщили, что боятся потерять близких и остаться в одиночестве, а для остального количества подростков смерть страшна, потому что им хочется жить [2, 3].

4) Младшие подростки демонстрируют большую выраженность страха неожиданной смерти, тогда как старшие подростки больше озабочены страхом мучительной смерти [1].

5) Были выявлены и гендерные различия в переживании страха смерти: девочки демонстрируют более высокого уровня страха смерти, по сравнению с мальчиками [1, 4].

Необходимо отметить, что переживания страха смерти и представления подростков о смерти мало изучены в психологической литературе, что делает наше исследование актуальным.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей представления о смерти у подростков. Задачами эмпирического исследования были:

1) выявление и описание структуры, и содержания представления о смерти у подростков;

2) на основе сравнительного анализа изучение особенностей представления о смерти у подростков.

Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы; психодиагностические методики: «Шкала тревоги по поводу смерти» Д. Темплер; «Отношение к смерти» С.В. Коваленко; контекстуальный анализ эссе на тему «Моё представление о смерти»; статистический анализ по U-критерию Манна – Уитни.

База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ№14 г. Химки. В исследование приняли участие 113 испытуемых. В группу младших подростков вошло 56 респондентов: 29 мальчиков и 27 девочек (11-14 лет). В группу старших подростков вошло 57 респондентов:32 мальчика и 25 девочек (15-17 лет).

Проведенное эмпирическое исследование показало следующее:

1) Представление о смерти у подростков имеет 3-х компонентную структуру: когнитивный компонент представлен теми знаниями, которые есть у подростков о феномене смерти; эмоциональный компонент представлен переживаниями этих знаний; поведенческий компонент заключается в том, каким образом эти знания и переживания регулируют поведение подростков в целом.

2) Для младших подростков характерны следующие особенности представления о смерти: в когнитивном компоненте выраженность религиозного аспекта, в эмоциональном компоненте преобладание страха мучительной смерти и наличие желания жить. Поведенческий компонент, в большей степени представлен этическим аспектом, который накладывает определенные рамки в поведении.

3) У старших подростков в представлении о смерти были выявлены следующие особенности: в когнитивном компоненте выраженность атеистического аспекта. В эмоциональном компоненте преобладание страха мучительной смерти. Поведенческий компонент представлен гедонистическим аспектом, который, в свою очередь, ориентирует старших подростков на получение от жизни удовольствия и наслаждения.

4) Было выявлено, что у мальчиков в когнитивном компоненте преобладают атеистические знания о смерти, в эмоциональном - выражен страх мучительной смерти и наличие желания жить, в поведенческом компоненте наиболее выражен гедонистический аспект. У девочек в когнитивном компоненте преобладают религиозные знания о смерти, в эмоциональном компоненте выражен страх неожиданной смерти, поведенческий компонент представлен этическим аспектом.

5) Статистический анализ U– критерия Манна Уитни показал, что существуют значимые различия между младшими и старшими подростками по показателю «жизнь после смерти». В качестве защитного механизма младшие подростки склонны прибегать к вере в загробную жизнь.

6) В результате статистического анализа U– критерия Манна Уитни были выявлены значимые различия между мальчиками и девочками по следующим показателям: «озабоченность физическими изменениями», «жизнь после смерти», «уровень общей тревоги». У девочек высокий уровень тревоги характеризуется озабоченностью физическими изменениями, в качестве защитного механизма они используют веру в загробную жизнь.

Полученные результаты теоретического и эмпирического исследования актуализируют поиск адекватных способов психологической помощи подросткам в переживании страха смерти, а также поиск форм подготовки специалистов психологов-консультантов для работы с подростками и их родителями в теме умирания и переживания страха смерти.

Литература

1) Гаврилова Т.А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. –2004. – №6. – С. 63-72.

2) Новикова Т.О., Исаев Д.Н. Модель подготовки подрастающего поколения к принятию смерти // Конгресс по детской психиатрии / Материалы конгресса. – М., 2001. – С. 278-279.

3) Новикова Т.О., Исаев Д.Н. Нужна ли подросткам помощь в восприятии смерти? // Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С.110-117.

4) Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Москов.психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2000. – 304 с.



Просмотров: 326
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • #2. Страх смерти. Боитесь ли Вы смерти так, как боюсь её я?
  • Мое отношение к смерти. Эссе по психологии смерти, горевания и утраты
  • Разговоры с детьми о смерти и отношение детей к смерти.
  • Пропаганда смерти как технология манипуляции общественным сознанием на примере детей и подростков
  • В моей смерти прошу винить… (Самоубийства у подростков или как не пережить своих детей)
  • Боюсь смерти=хочу смерти
  • Как жить без страха смерти?
  • Жизнь без страха смерти
  • Жизнь без страха смерти?
  • Немного психологии страха смерти.
  • Особенности представления о смерти в подростковом возрасте
  • Вглядываясь в будущее: жизнь без страха смерти
  • Как избавиться от страха смерти
  • Как избавиться от страха смерти? Совет №3
  • Заикание как проявление страха смерти.
  • Как избавиться от страха смерти? Совет №1
  • Как избавиться от страха смерти? Совет №2
  • Защиты от страха смерти
  • Психология страха смерти
  • Вглядываясь в солнце: Жизнь без страха смерти. Отзыв о книге.
  • Практикум по регуляции страха смерти
  • Личностный рост - как попытка избежать страха смерти
  • Как избавиться от страха смерти? Рецепт стоиков. Часть 2
  • Морское дно. Трансформация страха смерти.
  • Преодоление страха смерти (реальная история)
  • Гипотеза: О жизни и смерти и об инстинктах жизни и смерти…
  • Представления о смерти у детей
  • Терапия отправных точек в психотерапии страха смерти
  • Теоретический анализ представлений о смерти в отечественной психологии
  • Страх смерти. Что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь