|
Как избавиться от страха смерти? Рецепт стоиков. Часть 2Автор статьи: Иван Малафеевский
Как я уже писал тут, все люди в какой-то мере испытывают страх смерти. Кто-то слегка переживает из-за этой преспективы и старается взять от жизни все возможное. А кто-то парализован и не живет вовсе. Участь каждого зависит от убеждений, которые у него сложились на протяжении жизни, были интериоризированы, или восприняты, от родителей и из культурной среды (СМИ, мода, общественные институты и т.п.) Аргументы «за» Однажды сформировавшись, эти убеждения поддерживаются людьми на протяжении жизни. Но раз в их силах поддерживать определенные убеждения, тем самым создавая себе проблемы, такие как страх смерти, например, значит можно и перестать это делать, и начать придерживаться других, более рациональных, которые помогут этот страх умерить. Для того, чтобы это сделать, люди часто приводят себе различные аргументы, которые доказывают и опровергают их убеждения, позволяя от одних отказаться, а другие принять и следовать им. Люди, страдающие от страха смерти, как вы знаете, склонны оценивать смерть как нечто ужасное. Слово «ужасный» имеет одно единственное значение для человека – так называют абсолютное зло, на 101% и более плохо, или то, хуже чего в принципе не может быть. Ужас небытия Если говорить о страхе смерти, то в пользу «ужасности» смерти часто звучат на первый взгляд разумные доводы. Например, некоторые люди самым страшным в смерти считают то, что их личность перестанет существовать, и они как бы потеряют способность ощущать, воспринимать и мыслить. Они оценивают эту перспективу, как абсолютный ужас и страшатся ее. Контраргумент или аргумент «против» С такими размышлениями еще во II веке н.э. сталкивался известный всем римский император и по совместительству философ (а может, и наоборот) Марк Аврелий. Его пацифистский характер судьба решила испытать множеством войн, в которых ему пришлось участвовать. И несмотря на это, время его правления Римской империей считается «золотым веком» античности. Эта справка здесь для того, чтобы убедить читателя в авторитете автора аргумента, хотя в этом и нет необходимости, в силу неоспоримости самого аргумента.
«Боящийся смерти боится или остаться вовсе без ощущений, или получать ощущения иного рода. Но если он будет лишен ощущений, то не будет ощущать никакого зла, если же он приобретет новые видоощущения, то он станет другим существом и его жизнь не прекратится» ...или нейтральность небытия Его стоическая логика говорит о том, что в результате лишения способности к ощущению, человеку не будет доступно и восприятие с мышлением, которые необходимы для отделения добра от зла. Соответственно, нет оснований полагать, что в отсутствии ощущений и мыслей есть какое-то зло вообще, не говоря уже об абсолютном зле, на 101% и более зле. Эти понятия просто перестанут для него существовать. ...или измененное бытие В другом же случае, если подразумевается жизнь после смерти, Марк Аврелий настаивает на том, что там, в идеальном мире, человек уже не будет тем, кем был здесь, в материальном мире. Его сущность изменится, а вместе с этим и способности к ощущению, восприятию и мышлению изменятся. Получается, нет оснований полагать, что представления о зле и ужасе останутся прежними. "Ну и что?" Следовательно, приведенный выше довод в пользу «ужасности» смерти несостоятелен. Что наталкивает на формулировку альтернативной концепции. Смерть – это обязательная издержка контракта жизни, который человек подписывает каждый день, просыпаясь по утрам. И он не знает, что ждет его после, отсутствие ощущений или присутствие новых, но может убедиться в одном – это не ужасно. Это поможет ему сосредоточиться на жизни. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|