Представления о смерти у детей

Прочитать эту книгу мне рекомендовали уже несколько месяцев назад, и наконец пришла ее очередь. Не скажу, что книга легкая для прочтения(по крайней мере для меня). Прочтя первую часть я еще несколько дней ходила и "переваривала" полученную информацию. А в какой-то момент поняла, что эта книга рождает во мне больше вопросов, чем ответов на вопросы.
Очень любопытным мне представился раздел о представлении о смерти у детей, и захотелось поделиться с Вами своими размышлениями, услышать Ваши мнения по поводу данного вопроса.
Последнее время очень часто на форуме затрагивается вопрос смерти. О том как к ней относится, как жить с осознанием того, что все закончится, какой смысл имеет тогда жизнь, если все мы умрем, как попытаться продлить жизнь или попытаться сделать себя бессмертым, оставив потомство или свои бессмертные труды.
Я думаю, что каждый человек в те или иные периоды жизни сталкивается с своей стревогой в отношение смерти и справляется с ней разными способами. Кто-то начинает читать литературу, посвященную данной проблематике, кто-то идет к психотерапевту и делится с ним своими размышлениями, кто-то запихивает свою тревогу поглубже и просто старается не думать. Мысли о смерти коренятся глубоко в нашем прошлом и претерпевают значительные трансформации в течение жизни.
Когда же впервые в своем онтогенезе мы встречаемся с мыслями о смерти ?
В литературе этот вопрос изучен достаточно поверхностно, существует очень мало эмпирических исследований концепции смерти у детей. Всякий раз при достаточно тщательном подходе к изучению вопроса исследователи обнаруживают, что детей чрезвычайно занимает тема смерти. Беспокойство детей о смерти носит всепроникающий характер и оказывает далеко идущее воздействие на их переживания. Для них смерть – великая загадка, а преодоление страхов беспомощности и уничтожения – одна из основных задач развития. Дети глубоко озабочены вопросом смерти, и эта озабоченность возникает в более раннем возрасте, чем принято думать.
Осознание смерти детьми и используемые ими способы справляться со страхом смерти различны в разном возрасте и проходят через определенную закономерную последовательность этапов.
Думаю, что мало кого не заставали врасплох неожиданные детские, но очень прямые вопросы о смерти. И как родителю реагировать на них ? А представьте себе того родителя, который придпочитает не думать о смерти, и свою тревогу запрятал уже давным давно и ребенок задает такие вопросы ? Что такой родитель скажет своему ребенку ? 
Различные педагоги имеют различные мнения на то, как следует просвящать ребенка по данному вопросу.
Среди профессиональных педагогов существуют резкие разногласия в том, как следует просвящать ребенка о смерти.
Энтони рекомендует родителям отрицать реальность перед ребенком. Она ссылается на Шандора Ференци, заявившего, что «отрицание реальности есть переходная фаза между игнорированием и принятием реальности», и говорит, что если родителям не удается содействовать ребенку в отрицании, у него может развиться «невроз, в котором ассоциации со смертью играют свою роль».
С другой стороны, многие профессиональные педагоги разделяют взгляд Джерома Брунера, согласно которому «любому ребенку на любой стадии развития может быть интеллектуально честно преподан любой предмет», и стремятся содействовать постепенному реалистическому формированию представления о смерти у ребенка.

Эвфемизмы («заснул навеки», «ушел к Отцу Небесному», «находится с ангелами») – это «хрупкие заслоны от страха смерти, которые только ставят ребенка в тупик». Игнорирование темы смерти дарует родителям «покой глупца»: дети-то ее все равно не игнорируют и так же, как по теме секса, находят другие источники информации, зачастую не выдерживающей проверки реальностью либо даже более пугающей или невероятной, чем реальность.

Так что же действительно для ребенка будет более продуктивным ?

Еще один вопрос, который остается открытым это то, в какое время появляются у ребенка мыли подобной направленности ?
Исследования этого вопроса осложняются вследствие недостаточного развития речи и абстрактного мышления. Дефицит речевых навыков у детей является практически непреодолимым барьером в исследовании и понимании их внутреннего мира. Ученым остается лишь строить гипотезы из имеющихся отрывочных знаний.
А может ребенок уже рождается с этой тревогой, которая передается генетически из поколения в поколения ? Или наоборот он знает намного больше? Ведь являясь из "ниоткуда" мы уходим в тоже "Никуда".

Очень интересно мнение каждого, поделитесь своими размышлениями !
Поделитесь своим опытом, ведь каждый встречался с этой темой в процессе работы ?
Как Вы считаете что следует говорить ребенку, а что нет?
Может в Вашей практике были очень занимательные случаи ?



Просмотров: 442
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Разговоры с детьми о смерти и отношение детей к смерти.
  • Мое отношение к смерти. Эссе по психологии смерти, горевания и утраты
  • Дети спрашивают о смерти. Часть 2. Как ответить на вопросы детей?
  • #2. Страх смерти. Боитесь ли Вы смерти так, как боюсь её я?
  • Боюсь смерти=хочу смерти
  • Как сказать ребенку о смерти папы? Вопрос - ответ
  • Гипотеза: О жизни и смерти и об инстинктах жизни и смерти…
  • Ребенок и смерть. Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека
  • Смерть родителя. Как сказать ребенку о смерти?
  • Как говорить с детьми о смерти (родителям и не только)
  • У моего ребенка мысли о смерти.
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Как сказать ребенку о смерти родителя: рекомендации
  • Особенности представления о смерти в подростковом возрасте
  • Экзистенциализм и бессмертие души, бытие-к-смерти и вопрос о т.н. "реинкарнации"
  • Зачем мы думаем о смерти "во время жизни"?
  • Короткие заметки. "Недетские" вопросы о смерти.
  • Думали ли вы когда-нибудь о том, что чувствуют ваши дети по поводу вашей смерти?
  • Представление о смерти у ребенка
  • "Я думаю о смерти... Это нормально? или Как предотвратить суицид".
  • Страх смерти у детей и взрослых
  • Через психологию к литературе: "Координаты чудес" Р.Шекли и образ смерти
  • Как уберечь ребенка от групп смерти
  • Групы смерти.Как уберечь детей от суицидальных игр.
  • Страх смерти у детей: опыт и размышления
  • Сказки для детей: в ситуации смерти близкого.
  • Обзор книги Ирвина Ялома "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти"
  • Как рассказать ребенку о смерти
  • Проблема отношения детей к смерти близкого человека
  • Есть ли границы у реальности? Очерки о Жизни и Смерти.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь