Как сказать ребенку о смерти родителя: рекомендации

Потеря родителя или обоих родителей – травма для человека в любом возрасте. Но для ребенка это особая травма, наполненная большей тревогой, чем у взрослых. Ребенку предстоит оторваться от ушедшего и найти нового взрослого, к которому можно привязаться для своего полноценного развития.

Реакция детей на потерю родителя

Дети, сталкиваясь с реакцией утраты, регрессируют до предыдущей стадии своего развития, т.е. стойкие навыки, полностью сформировавшиеся, сохраняются, а формирующиеся распадаются. Ребенок становится как будто младше, чем  был до травмы. Например, годовалый ребенок, перестает ходить и начинает ползать, дошкольники  могут сосать пальцы, мочиться в постель, в штаны и т.д. Задача взрослых – способствовать тому, чтобы травма потери не усугубилась травмой развития, т.е. ребенок вышел из кризиса в возраст, соответствующий реальному.

Дети проживают горе непонятно для взрослого. Реакция на горе может: 

  • быть отсроченной – ребенок реагирует не непосредственно после известия. Он может какое-то время вести себя как обычно или отстраненно, а позже проявить бурную реакцию;
  • быть скрытой, когда ребенок не демонстрирует сильный эмоциональных реакций, но внутри испытывает весь спектр чувств, связанных с потерей;
  • проявляться в поведении неожиданно, бурной реакцией в обычной ситуации;
  • проявляться неравномерно, когда эмоциональная реакция то возникает, то спадает, то возникает вновь.  Переживания горя происходит не по прямой от сильного горя к переживаниям меньшей интенсивности, а витками от сильного горя к улучшению состояния и обратно к сильному переживанию горя.

 

Как сообщить ребенку о смерти близкого человека

  • Рассказывать о беде должен самый близкий из живущих с ребенком людей
  • Во время  всего разговора  взрослый должен быть способен держать себя в руках. Это не значит, что нельзя тихо плакать, но нельзя полностью погружаться в свои переживания. Если нет уверенности в своей способности удержать эмоции, можно принять легкое успокаивающее. Если нет уверенности в своей способности удержаться от бурных проявлений своих чувств, лучше передоверить этот разговор другому человеку.
  •  Во время разговора особенно важно, чтобы никто не мешал, и было достаточно времени, чтобы ответить на все вопросы и побыть с ребенком после разговора столько, сколько это необходимо.
  • Во время первого разговора ребенок должен быть сыт, не хотеть спать и не испытывать другого психического дискомфорта.
  • Поддерживать с ребенком физический контакт: взять на руки, взять за руку,  прикасаться к руке или к плечу.
  • Само известие не требует долгих предисловий и должно быть сообщено просто, коротко, простыми предложениями, не допускающими двойного толкования.
  • После главного следует сделать паузу, чтобы ребенок мог осмыслить сказанное и отреагировать. Реакция ребенка может быть  неожиданной и непонятной, даже неуместной или возмутительной. Но какой бы она ни была, нужно принять ее спокойно, как само собой разумеющееся. Нельзя давать волю своему возмущению или удивлению.
  • Ответьте на вопросы, которые задаст вам ребенок, искренне и серьезно. Попросите его прокомментировать или расширить те замечания, которые показались самыми и неожиданными или непонятными.
  • Если ребенка ожидают скорые перемены в жизни в связи со смертью близкого (переезд, переход в другой садик, школу и т.п.), сообщите заранее об этих переменах и дайте время на размышления и разговор.
  • Если после такого разговора ребенок предложит  какое-нибудь совместное занятие, непременно нужно соглашаться.
  • Если ребенок уйдет с намерением уединиться, нужно дать ему такую возможность, но через 20-30 минут посмотреть, что он делает.
  • Если ребенок чем-то занялся – попробуйте присоединиться и играть по его правилам, ничего не предлагая своего.
  • Будет очень полезно, если взрослый сможет назвать словами те эмоции, которые видит в ребенке.
  • Если Вы найдете ребенка неподвижно сидящим или забившемся куда-нибудь, то сядьте и посидите рядышком молча.
  • После, если ребенок позволит, обнимите его и посидите так,  затем можно предложить занятие или игру из любимых.
  • Если после разговора ребенок начал «беситься» - это частая реакция, дайте ему время. Можно даже присоединиться. Когда он выдохнется, сядьте рядом, обнимите и поговорите с ним.
  • Вечером того же дня предложите ребенку на ужин любимое блюдо. Не устраивайте  пир, просто еда должна быть для него любимой и вкусной. Укладывая спать, посидите с ним подольше. Убедитесь, что рядом есь все любимые игрушки. Оставьте свет, если он захочет.
  • Что делать в ситуации истерики

    Если у ребенка случилась истерика, постарайтесь взять ребенка на руки. Держать надо уверенно, но не прижимать слишком сильно. Покачайте его. Поймайте его взгляд и, глядя в глаза, негромким голосом, размеренно, говорите любые успокаивающие слова, пока истерика не перейдет в обычный плач. Если ребенок не дается на руки, кидается на пол и т.п., Вы можете остановить это, быстро обтерев его лицо полотенцем, смоченным в холодной воде.

    Нормальные и тревожные признаки переживания горя

    Если в дни, следующие за разговором, ребенок будет капризным, слезливым, играть в агрессивные игры, ходить за вами хвостиком, цепляться за вас – это нормально.

    Не пугайтесь, если ребенок разучиться делать то, что он умел.

    Если ребенок в первые ночи после утраты будет мочить постель – это норма. Но если это не проходит и через месяц – необходимо обратиться к психологу. Если ночные кошмары не проходят через шесть недель, это тревожный признак.

    Тревожными признаками при переживания горя у ребенка, говорящими о необходимости помощи профессионального психолога, являются следующие:

  • Ребенок  очень ласков и совершенно послушен в течение 6 недель после утраты (за этим может стоять чувство вины, ощущение себя плохим, страх быть брошенным);
  • Идеализация оставшегося или ушедшего взрослого;
  • Агрессивное поведение, не ослабевающее и через два месяца после утраты;
  • Если у ребенка появилась склонность сосать пальцы, раскачиваться сидя, настойчиво крутить волосы, ходить на цыпочках.
  • Смерть родителей – всегда травма, но не всегда это травма – остановка в развитии. Горевание у детей завершается иначе, чем у взрослых. В норме они выходят из кризиса в возраст, соответствующий реальному, и создают привязанность к человеку, замещающему умершего.

    Переживания, похожие на переживания утраты, неоднократно ожидают взрослого, пережившего утрату в детстве во время утрат и других важных жизненных событий. Особенно часто – когда их дети достигают того озраста, в котором они были сами, когда умерли их родители.

     Нередко возникают вопросы:

  • Сообщать ли о смерти или нет?
  • Брать на мероприятия или нет?
  • Брать на похороны или нет?
  • Говорить об умершем или нет?
  • В идеале на все эти вопросы следует ответить «Да». Но дать возможность ребенку выбирать. Если ребенок собирается быть на похоронах, с ним должен быть взрослый, который будет реагировать на его неравномерность, будет корректировать социальное окружение. Часто взрослые бояться не справиться  с интенсивностью детских реакций. Однако, если ребенка исключают из похоронных мероприятий, он чувствует себя брошенным. Ребенка нужно посильно включать в организацию. Важно, чтобы появился кто-то, с кем он может установить надежную связь.



    Просмотров: 465
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Энурез или что делать, если мой ребенок писает в постель
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • как быть, если ребенок что-то украл?
  • Как быть, если ребенок перестал Вас слушаться?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Монстр под кроватью, или что делать, если Ваш ребенок боится темноты
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Что делать, если вам стало плохо во время или после телесно-энергетической практики?
  • Подростковые сюрпризы, или что делать, если ваш ребенок хочет праздновать Новый год с друзьями?
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?)
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?) 2 часть
  • Что делать, если ваш ребенок в 3-4 года отказывается ходить на горшок?
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • Обманутая мать или если ребенок в тягость
  • Каким вырастет ребенок, если кормить его насильно
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Как быть родителю, если ребенок устраивает истерики, и как различить истерику и каприз?
  • Что делать, если ребенок младше 3 лет дерется?
  • Что делать если ребенок начал заикаться?
  • Если ребенок не сдал ЕГЭ, или почему нужен план Б
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь