Рано или поздно кто-то из близких уходит из жизни.
Какими словами и в какой обстановке лучше сообщить ребенку о печальном событии, кто должен начать разговор, можно ли брать детей на кладбище, и как вести себя родителям, если ребенок рисует гробы и кресты?..
«Реальное горе безопаснее, чем богатая фантазия»
Если в семье кто-то умер, важно сказать ребенку правду. Для детей реальное горе безопаснее, чем их богатая фантазия. Когда им не объясняют, что происходит, почему завешаны зеркала и все плачут, они могут подумать, что это всемирная трагедия, и что с ними тоже произойдет что-то ужасное.
*Если ребенок не столкнулся с потерей, нет смысла говорить с ним о смерти. В случае, если он ничего не спрашивает, не стимулируйте его излишний интерес. Если задает вопросы – спокойно отвечайте. Объясните, что это всегда печальное событие в жизни любого человека, но вместе с тем это естественный процесс, круговорот жизни.
«Важен телесный контакт»
Тема смерти сложная, но о ней можно и нужно говорить. С разговором лучше не затягивать: если в безопасной форме это не сделает семья – сделают «добрые» люди.
Сообщить правду должен близкий человек, которому ребенок доверяет. Лучше поговорить в привычном месте, например, дома. Детям нужно позволить быть причастными к общему горю. Они должны почувствовать, что семья им доверяет и ничего от них не скрывает.
Когда сообщаете ребенку новость, можно горевать, быть в печали, плакать. Но не стоит начинать разговор, находясь в состоянии истерики.
Очень важен телесный контакт. Маленького ребенка лучше взять на руки, прижать к себе и рассказать, что случилось. Подростка нужно взять за руку и приобнять. Можно вместе поплакать.
«Ты тоже умрешь?»
Ребенок должен понимать, что он может задавать вопросы, если его что-то интересует. Если он спрашивает: «А где дедушка? Когда он вернется? Что будет дальше?», отвечайте честно, но без лишних подробностей.
Ребенок может спрашивать у родителя: «Ты тоже умрешь?». Не бойтесь этого. Начните рассказывать добрую историю, которая его успокоит: «Ты станешь большим и взрослым. Твои дети вырастут. И когда в твоей жизни будет много людей, которые тебя будут любить, я стану старенькой. Моя жизнь будет подходить к концу, и я умру. Но это произойдет не скоро. Ты еще малыш, мне нужно тебя вырастить».
Дети до 10 лет, столкнувшиеся со смертью, часто проигрывают эту ситуацию. Например, могут лепить из пластилина гроб, рисовать кресты, «хоронить» в песочнице игрушки. Родителям не стоит этого пугаться и запрещать подобные игры. Это естественные процессы, происходящие в детской психике: ребенок травмирован и таким образом переживает сложную ситуацию.
Если вы замечаете, что ребенок грустный, можно сказать ему об этом: «Малыш, я вижу, что ты выглядишь печальным, когда играешь в эту игру. Знаешь, когда мне грустно, мне хочется, что бы меня обняли. Если захочешь, приходи, я тебя пожалею». Это поможет ребенку почувствовать, что он не одинок.
Что нельзя говорить.
В разговоре с ребенком ни в коем случае нельзя говорить «уснула и не проснулась», «улетела», «ушла». Эти слова развивают детские страхи, отчего у ребенка могут возникнуть психосоматические симптомы - энурез, нервный тик, ходьба во сне и т.д.
В общении с детьми всех возрастов употребляйте простые слова и односложные предложения. Например, «Папа умер. Он не справился с болезнью. Его больше нет».
Если ребенок, после смерти близкого человека, просит не оставлять его одного, не стоит говорить: «Здесь нет ничего страшного. Чего ты боишься?». Скажите: «Хорошо. Поехали с нами». Не концентрируйте внимание ребенка на негативных моментах. Чрезмерное внимание к проблеме может сформировать детские страхи.
Ни в коем случае не культивируйте в ребенке позицию жертвы! Не стоит его постоянно жалеть и задаривать подарками. В скором времени ребенок станет расцениваться это как должное и начнет пользоваться своим положением, наслаждаться вторичными выгодами.
Не берите маленьких детей на кладбище – это не то место, где им нужно быть. А вот уже после 8-9 лет можно устраивать спокойные, непродолжительные походы на место захоронения родного или близкого человека, для того, чтобы ребенок видел, как чтить память родственников.