|
Стоит ли говорить ребенку «Я за тебя любого порву»?Автор статьи: Александр Уразов
Иногда в разговоре с людьми, у которых дети учатся в школе, я слышу фразы наподобие, например, вот такой: – Я своему сыну (своей дочери) всегда говорю: «Да я за тебя любого порву!» Безусловно, эта фраза – она не говорится просто так, ни с того, ни с сего. Обычно в контексте обсуждения проблем ребенка в школе в плане общения со сверстниками или – в случае, если таковых проблем нет – когда речь заходит о возможности их возникновения. Для чего произносятся эти слова? Родители рассчитывают, что они придадут их детям уверенности. Что, получив столь сильную поддержку, чада не будут робеть перед обидчиками и всегда смело дадут сдачи в случае каких-либо посягательств на их честь, достоинство, да и физическую целостность – у детей же, как мы все знаем, конфликты-то зачастую не ограничиваются только лишь словами. Но действительно ли ожидаемый результат совпадает с реальным? Я, пожалуй, не стану утверждать категорично «да» или «нет». Вместо этого поделюсь… нет, не соображениями, а жизненным историями. То есть напишу то, что бывает. В некоторых обстоятельствах, с некоторыми людьми. Ситуация первая. Папа говорит своему маленькому сыну, что всегда заступится, что сын может в полной мере рассчитывать на него. Однажды у сына возникает ссора с одним из своих сверстников. Ссора перерастает в борьбу, где описываемый мальчик терпит поражение – оказывается свален с ног. В общем и целом, ничего страшного, но – обидно же! Мальчик бежит за помощью к папе, рассказывает в слезах ситуацию и ждет обещанной ранее поддержки. Но папа не спешит помогать. Он начинает спрашивать: – А сколько их было? А как все было? Получив ответы, он говорит: – Один?! И ты не дал сдачи? Или, например: – Что мне теперь – в драку двух детей влезать? Разбираться, кто у вас там прав, а кто виноват? Ребенок в растерянности: ведь он не знал, что, как выясняется, нужен определенный контекст для получения поддержки. Он чувствует, что что-то не так. Он чувствует стыд и вину. И, на самом деле, злость. Все бы ничего, если бы ему внятно объяснили ситуацию, а также поддержали в его чувствах. Но этого не произошло. Еще пару раз мальчик обратится за поддержкой в определенных ситуациях, но всегда будет сталкиваться в первую очередь с «уточняющими вопросами», на которые он, может быть, и мог бы дать иногда достойный ответ, но, уже заранее опасаясь гнева, стыжения и обвинений, станет теряться и мямлить, что приведет все к тем же реакциям. Через некоторое время он совсем перестанет обращаться за помощью. Ситуация вторая. Родители всегда обещали своему маленькому сыну, что защитят его от опасностей (ну, да – как и предыдущему). Мальчик сталкивается с нападками одноклассников в школе. Он сообщает об этом родителям. Родители идут к родителям одного из обидчиков. На следующий день мальчику достается от обидчика и его друзей еще больше «за ябедничество». Ребенок вновь жалуется… Не буду уж слишком подробно все это расписывать. Как итог, взрослые что-то там поговорили друг с другом: родители, учительница, родители тех ребят. Мальчик в ходе всех этих «разборок» несколько раз «получил» от своих обидчиков. Затем они, вроде, присмирели. Но через некоторое время вновь принялись за старое. Мальчик снова обратился к родителям. Но тем уже было немного не до того, да и не хотелось опять влезать во все эти дрязги. Они сказали, чтобы разбирался сам. Если только уже прямо-таки сильно будут задирать – тогда пусть обращается. Об мальчика впоследствии сверстники вытирали подошвы ботинок, заставляли бегать вокруг школы кругами и так далее. Но, поскольку он не знал, где начинается вот то самое «прямо-таки сильно», то боялся обратиться к взрослым и просто терпел, стараясь выжить еще один день. Год за годом. Ситуация третья. Родители… Ну, да – вы уже поняли: обещали. Причем не просто как-то вот так «заступиться», а именно прямо-таки «порвать» и демонстрировали при этом полнейшую решимость, граничащую чуть ли не с потерей адекватности. Мальчик перешел в новую школу и столкнулся с жестокостью, ранее ему просто неведомой. Он не был таким уж маленьким – скорее, уже подростком. И поэтому смог более-менее оценить обстоятельства. Он понял, что его обидчики находятся вне школы в среде, где «пойти в зону» за грабеж или убийство – в порядке вещей; что они получают полное понимание и поддержку от близких им людей в данной теме. Неоднократно он видел, как эти «ребята» после школы встречались с какими-то совсем уже криминального вида людьми. Родители же описываемого подростка – просто обычные служащие. Без каких-либо «блатных связей». И тогда ребенок рассудил, что ему не стоит подвергать жизнь родителей опасности, так как по его мнению, они сразу бы кинулись в обострение конфликта, которое могло бы привести, что называется, к непредсказуемым последствиям. Поэтому также, как и вышеописанные дети, предпочел терпеть. Как ему в связи со всем этим приходилось – это я уже не буду писать. А то статья получится совсем уж душераздирающей. Ситуация четвертая. Предыстория вся такая же, как и в вышеописанных случаях. Когда ребенок приходит за поддержкой, родители говорят тоже что-нибудь из разряда: – А что же ты сам себя не защитил? – А сколько ему лет? Столько же?! И ты хочешь, чтобы мы вмешивались в ваши детские разборки? – Ты сам виноват! Зачем ты, вообще, там оказался? И так далее. Конечно, в ряде случаев все эти слова оказываются уместными и справедливыми. Но я пишу не о «типичных ошибочных фразах», а хочу показать отсутствие реального интереса к жизни ребенка. Это не значит, что родители всех этих детей – ужасные люди. Они могли просто быть слишком заняты какими-то своими проблемами. Ведь бывают же иногда у людей такие проблемы, что они уже за ними ничего не видят. Суть не в том, чтобы кого-то обвинить, а в том, чтобы продемонстрировать, как иногда бывает: как на детей влияют те или иные слова взрослых, то или иное их поведение. Ладно. Я немного отвлекся. Возвращаюсь к ситуации номер четыре. Здесь родители неосознанно транслируют своему чаду: «Не приноси нам свои проблемы. Они нам не нужны». А потом максимально возможно искренне смотрят ему в глаза и спрашивают: – У тебя правда все хорошо в школе? Ты не обманываешь нас? Но ребенок-то уже знает, что, если он пожалуется, то к его переживаниям по поводу неприятностей (а иногда и откровенной беды) в школе добавится еще и отвержение родителями. И конечно он отвечает, что у него все замечательно. А потом, когда случается что-нибудь, например, не совсем хорошее, а иногда и, прямо скажем, откровенно ужасное, то все делают большие изумленные глаза на расстроенных лицах и восклицают: – Надо же, какая неожиданность! Кто бы мог подумать! Ведь все было хорошо! М-да. Тон статьи стал каким-то, наверное, чересчур эмоциональным. Но иногда очень трудно сдерживаться в определенных темах. Теперь хочу как-то подытожить все вышесказанное. Наверное, если мы обещаем детям заступиться за них в беде, то имеет смысл в самую первую очередь продемонстрировать готовность выслушать и понять их, а также свою адекватность и вменяемость. Оголтелое «всех за тебя порву!» способно напугать самого ребенка и снизить его доверие к нам. Равно как и это же громкое однозначное обещание, не подтвержденное впоследствии такими же решительными действиями. И, конечно же, хорошо бы отстаивать ребенка до конца. Не бросать его на полпути, оставляя в растерянности, безвыходности и одиночестве. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|