|
Проблема отношения детей к смерти близкого человекаАвтор статьи: Бутенко Лилия Борисовна
ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К СМЕРТИ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА. (автор Бутенко Л.Б.)
Отношение к смерти – это одна из величайших проблем, с которой сталкивается человек в своей жизни. Итак, рассмотрим проблему смерти в сознании ребенка и как же все-таки сказать ребенку о смерти близкого человека? Все мы с детства и во взрослом состоянии ощущаем беспокойство относительно смерти. Все страхи и мысли относительно смерти коренятся в нашем далеком прошлом и порой возникают из ничего, протекая сквозь жизнь, полную забот, стрессов и тревог за себя и своих близких. По мнению И. Ялома ( Ялом И. Экзистенциальная психотерапия., 1980, Собственная клиническая работа И. Ялома (Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти / Ирвин Ялом; [пер. с англ. А. Петренко]. — М.: Эксмо, 2009. - 352 с.) и его изучение работ других исследователей приводят к следующим выводам:
Сейчас мы уже знаем, что детей волнует не только вопрос «откуда мы беремся?» или « как мы появляемся?» (сейчас бы Фрейд наверное сказал бы про либидо и т.д.), но и вопрос «куда мы уходим?» и это вопрос сопровождает нас по жизни, как бы мы ни пытались его игнорировать, вытеснять, рационализировать и т.д. Читая описания реакций и высказываний на тему смерти в монографии Сильвии Энтони, я столкнулась с практически философским отношением смерти у детей (4-7 лет). Основная проблема изучения этого вопроса состоит в том, что исследовать степень информированности детей о смерти, особенно в младшем возрасте, затруднительно, поскольку вербалика еще развита слабо и понимание вопросов может проходить в искаженном виде из-за легкой отвлекаемости ребенка этого возраста. Другой фактор, на который указывает И. Ялом – показанная сторонниками психологии развития, прежде всего Жаном Пиаже, слабость функции абстрактного мышления очень маленьких детей. В десять лет ребенок находится еще на стадии конкретных мыслительных операций и лишь начинает по-настоящему осознавать "потенциальное", или "возможное". И поскольку смерть, собственная смерть, бытие и небытие, сознание, смертность, вечность, будущее являются абстрактными понятиями, то многие психологи развития полагают, что у маленьких детей отсутствует четкая концепция смерти. Еще одно препятствие – осознавание таких понятий как «живое» и «не живое». У детей эти знания формируются более четко только к 12 годам, до этого возраста по теории Ж. Пиаже в сознании детей присутствует так называемый анимизм. Но данная проблема достаточно спорна, с моей точки зрения. Она приемлема до тех пор, пока ребенок не столкнется с реалиями смерти в бытовой жизни. Например, умрет хомяк, или в деревне у бабушки – вот курица бегала, а вот бабушка несет уже явно «не живую» курицу. Или , что еще трагичнее, кто-то умирает в семье. Подтверждения моего мнения я находила в описаниях рассказов детей о смерти и у И. Ялома и у С. Энтони с указанием возраста от 3-х лет. И еще одно немаловажное препятствие, указанное И. Яломом, и с которым соглашусь в первую очередь - собирает и интерпретирует данные взрослый, собственные страхи и собственное отрицание смерти которого нередко приводят к искажению результатов. Взрослые избегают разговоров с детьми о смерти, они уклоняются от этой темы, не желая углубляться в мысли ребенка, они довольствуются поверхностной информацией, они систематически ложно воспринимают переживания ребенка и всегда преуменьшают осознавание им смерти и сопутствующее этому страдание. И мне кажется, что именно этот факт имеет основное влияние на исследование этого вопроса в возрастной психологии. Поскольку, согласно Ж. Пиаже, единственным наиболее удовлетворительным методом исследования детей является "общее исследование", в котором, как правило, используется глубинное интервью, можно предположить с какой эмоциональной трудностью столкнется исследователь – как можно говорить с «таким крохой» о таком страшном вопросе - смерть, да и не каждый родитель согласится на такое исследование, То есть, можно утверждать, что именно взрослые блокируют понимание феномена смерти у детей. Мы рождаемся, и нас оберегают, от падения, от плохих друзей, от простуды и от плохих (с точки зрения родителей) тем и разговоров. И смерть номер один в этом списке. Мы сами боимся говорить об этом, мы боимся даже вопросов на эту тему, и этот страх передается нашим детям. А вот выявить их эмоциональное отношение к смертельному исходу жизни уже возможно. С этой целью изучалось содержание существующих у здоровых и невротичных детей страхов. Итак, ниже приведу данные, найденные мной в книге Исаева Д.Н. – «Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей»: Распространенность страхов смерти составляет в дошкольном возрасте 47% у мальчиков и 70% у девочек, в школьном — 55% и 60%, соответственно. Страхи смерти родителей у дошкольников наблюдаются у 53% мальчиков и у 61% девочек, у школьников 93% и 95% соответственно. В младшем школьном возрасте у ребенка часты страхи остаться одному без поддержки родителей, испытывая чувства опасности и страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами. В старшем дошкольном возрасте чаще других наблюдаются страхи смерти у мальчиков (7 лет) в 62% и у девочек (6 лет) — в 90%. В этом возрасте эмоциональное и познавательное развитие достигает такой степени, что понимание опасности значительно возрастает. Для оценки этого факта следует знать и о большой распространенности в этом возрасте страхов войны, пожара, нападения, заболевания, смерти родителей и др. Все они связаны с переживанием угрозы жизни, что иллюстрирует высокую степень актуальности переживания смерти в этом возрасте. При этом, хочу отметить, что многие исследования детских страхов, вернее их возникновения указывают на то, что вероятность появления страха смерти больше у тех детей, которые на первом году жизни пережили страхи незнакомых людей, родовые травмы (асфиксия, нарушения питания плаценты и т.д.) или имели трудности в овладении навыками ходьбы. Интересно также отметить персонификацию страхов, связанных с Бабой Ягой, Кощеем, Змеем Горынычем, олицетворяющими силы, враждебные жизни. (Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз", 2004.) Здесь еще стоит отметить, что многие исследования указывают, что у детей также присутствует соотношение сна и смерти, как понятие своеобразного небытия. Но это уже иная тема для дискуссии. Младший школьный возраст знаменуется резким увеличением распространенности страхов смерти родителей (в 9 лет у 98% мальчиков и у 97% девочек). Страх своей смерти, еще очень частый, реже встречается у девочек. У подростков страх смерти родителей наблюдается уже у всех мальчиков (к 15 годам) и всех девочек (к 12 годам). Почти так же часто встречается страх войны. Последний тесно связан с первым, так как и во время войны очень реальна потеря родителей. Несколько реже наблюдаются страхи собственной смерти, нападения и пожара. Как видно из вышеуказанного, осознание такого феномена как смерть начинает присутствовать в жизни ребенка еще в раннем детстве. Но если вопросы возникают, а на них не отвечают приходиться додумывать в силу собственной фантазии и эмоционального фона в семье. Дети понимают, что беспокойство о смерти совершенно необходимо подавлять. Еще считаю важным отметить, что достаточно сильное подкрепление, отрицания смерти или хотя бы ее обратимость, дети получают из мультфильмов, в которых герои взрываются, рассыпаются на части , подвергаются всевозможным уничтожениям и, о чудо, вновь живут и действуют. Но в большинстве своем, как указывает И. Ялом, дети представляют, что такое смерть и, как правило, представляют гораздо страшнее и ужаснее, чем им преподносят взрослые. Но здесь я бы могла поспорить. На мой взгляд, все зависит от социальной ситуации в семье. То есть если семья живет в далекой деревне, где интеллектуальный уровень родителей достаточно невысок, традиции хранятся и вплетены в жизнь более глубоко ( погребение, как правило не скрывается от ребенка, как и сам факт смерти кого-то), а смерть домашних животных воспринимается вообще как поход в магазин. Я уже не говорю о культурных ритуалах далеких островов. Вот в таких условиях, ребенок скажем так, воспринимает смерть как часть жизни. Да больно от утраты, но не так страшно. Как если от незнания, ребенок фантазирует на эту тему и, обычно, в более страшной области. В семье же городских жителей и уж тем более, если семья настроена на тревожно-оберегательную позицию по отношению к ребенку – здесь от незнания и от явного скрывания правды, ребенок представит себе смерть в силу своей эмоциональности. Итак, ранее мы обсуждали само понятие смерти и его понимание детьми. И это сделано мной для полного понимания глубины данного вопроса и его неоднозначности. Теперь обратимся непосредственно к запросу и проблеме восприятия смерти близкого человека для ребенка. Не хотелось бы касаться религиозной тематики данного вопроса, но здесь все социальные слои и культурные уровни приняли единую концепцию рационализации или интеллектуализации трудного принятия смерти – «рай». Я бы убрала этот абзац, слишком серьезно и важно для многих людей, а такая ремарка обесценивает их чувства. Смерть кого-либо из окружения ребенка – трагическое и очень эмоциональное событие. Как считает И. Ялом, встреча со смертью в соразмерной дозе, при наличии необходимых ресурсов Эго (что это такое?), благоприятных конституциональных факторов и поддерживающих взрослых, которые сами способны адаптивно взаимодействовать с тревогой смерти, вырабатывает психологический иммунитет. Здесь хотелось бы добавить, что здесь необходимы не только ресурсы самого ребенка, но и должны присутствовать ресурсы взрослого человека, чтобы поддержать ребенка. И если обратиться к понятийному аппарату психотерапии – «контейнировать» те эмоции, которые ребенок переживет в связи с этим событием. Итак, мы подошли к первому вопросу: говорить или не говорить с ребенком о смерти? В нашей культуре нет четких ответов, способных помочь родителям. При доказанной важности и универсальности этого вопроса, каждая семья вынуждена решать, что говорить детям. Как правило, дается неопределенная ограниченная информация, на фоне родительской тревоги. Если приложить к этому внешние источники информации (телевидение, кино и детские коллективы), можно приблизительно понять какой хаос возникает в сознании ребенка. Как видно из многих источников, среди профессиональных педагогов и психологов существуют разногласия по этому вопросу. Так С.Энтони рекомендует родителям отрицать реальность перед ребенком. Она ссылается на Шандора Ференци, заявившего, что "отрицание реальности есть переходная фаза между игнорированием и принятием реальности", и говорит, что если родителям не удается содействовать ребенку в отрицании, у него может развиться "невроз, в котором ассоциации со смертью играют свою роль". А другие разделяют взгляд Джерома Брунера, согласно которому "любому ребенку на любой стадии развития может быть интеллектуально честно преподан любой предмет", и стремятся содействовать постепенному реалистическому формированию представления о смерти у ребенка. Я больше склоняюсь к варианту – говорить. Но! Когда и как – вот основные отправные точки данного варианта. В статье Е. Бурмистровой (http://family.booknik.ru/articles/nedetskie-problemy/kak-govorit-s-detmi-o-smerti-osnovnye-printsipy/) я нашла ответ, который полностью согласуется с моим мнением на этот счет. Привожу в сокращенном виде. Итак, Е.Бурмистрова предлагает «говорить», но основываясь на следующих принципах:
Соответственно если НЕ говорить, у ребенка на основе создавшегося внутреннего тревожного напряжения может возникнуть чувство вины за произошедшее событие, так как доказано, что детям в возрасте до 12-13 лет свойственно, в таких неопределенных ситуациях, принимать вину на себя. То есть повторюсь, незнание того, что происходит, но ощущение, что происходит или произошло что-то страшное, способно породить бесконечное количество проблем у ребенка: неустановленное чувство вины, тревожность, ночные и дневные страхи, и даже неврозы. Итак, переходим к вопросу: как сказать ребенку о смерти близкого человека? Проанализировав статьи на эту тему, можно отметить следующие важные факты в качестве рекоммендаций:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|