Проблема отношения детей к смерти близкого человека

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К СМЕРТИ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА.

 (автор Бутенко Л.Б.)

 

Отношение к смерти – это одна из величайших проблем, с которой сталкивается человек в своей жизни.

Итак, рассмотрим проблему смерти в сознании ребенка и как же все-таки сказать ребенку о смерти близкого человека?

Все мы с детства и во взрослом состоянии ощущаем беспокойство относительно  смерти. Все  страхи и мысли относительно смерти коренятся в нашем далеком прошлом и порой возникают из ничего, протекая сквозь жизнь, полную забот, стрессов и тревог за себя и своих близких.

По мнению И. Ялома ( Ялом И. Экзистенциальная психотерапия., 1980,
М.: "Класс") существует значительное несоответствие между важностью смерти для ребенка и вниманием, уделяемым  теме смерти в науках о детском развитии. В основном,   литература  по данной тематике ограничена и скудна и, порой, поверхностна по сравнению с обширными источниками по другим аспектам детского развития. Психоаналитические клиницисты пытались заниматься этим вопросом, но скорее эпизодически и относительно содержания внутренних стремлений (Танатос), нежели эмоциональной стороной вопроса и  соответственно у них была предубежденность, зачастую идущая в ущерб точности наблюдений. То есть, каких либо серьезных эмпирических исследований на эту тему не обнаруживается. Там же, у И. Ялома я обнаружила ссылку на единственный источник, содержащий факты исследований и наблюдений, где дан прекрасный обзор и анализ литературы по этому вопросу -  монографию Сильвии Энтони, «Открытие смерти в детстве и позднее».

Собственная клиническая работа И. Ялома  (Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смер­ти / Ирвин Ялом; [пер. с англ. А. Петренко]. — М.: Эксмо, 2009. - 352 с.) и его изучение работ других исследователей приводят к следующим выводам:

  • Всякий раз при достаточно тщательном подходе к изучению вопроса исследователи обнаруживают, что детей чрезвычайно занимает тема смерти. Беспокойство детей о смерти носит всепроникающий характер и оказывает далеко идущее воздействие на их переживания. Для них смерть – великая загадка, а преодоление страхов беспомощности и уничтожения – одна из основных задач развития; что же касается половых проблем, то они вторичны и производны.
  • Дети глубоко озабочены смертью, и эта озабоченность возникает в более раннем возрасте, чем принято думать.
  • Осознание смерти детьми и используемые ими способы справляться со страхом смерти различны в разном возрасте и проходят через определенную закономерную последовательность этапов.
  • Адаптационные стратегии детей неизменно базируются на отрицании; можно предполагать, что мы не растем – вероятно, не можем расти – в непосредственном контакте с фактами жизни и смерти.

Сейчас мы уже знаем, что детей волнует не только вопрос «откуда мы беремся?» или « как мы появляемся?»   (сейчас бы Фрейд наверное сказал бы про либидо и т.д.), но и вопрос «куда мы уходим?» и это вопрос сопровождает нас по жизни, как бы мы ни пытались его игнорировать, вытеснять, рационализировать и т.д.

Читая описания реакций и высказываний на тему смерти в монографии Сильвии Энтони, я столкнулась с практически философским отношением смерти у детей (4-7 лет). Основная проблема изучения этого вопроса состоит в том, что  исследовать  степень информированности детей о смерти, особенно в младшем возрасте, затруднительно, поскольку вербалика еще развита слабо и понимание вопросов может проходить в искаженном виде из-за легкой отвлекаемости ребенка этого возраста. Другой фактор, на который указывает И. Ялом – показанная сторонниками психологии развития, прежде всего Жаном Пиаже, слабость функции абстрактного мышления очень маленьких детей. В десять лет ребенок находится еще на стадии конкретных мыслительных операций и лишь начинает по-настоящему осознавать "потенциальное", или "возможное". И поскольку смерть, собственная смерть, бытие и небытие, сознание, смертность, вечность, будущее являются абстрактными понятиями, то многие психологи развития полагают, что у маленьких детей отсутствует четкая концепция смерти. Еще одно препятствие – осознавание таких понятий как «живое» и «не живое». У детей эти знания формируются более четко только к 12 годам, до этого возраста по теории Ж. Пиаже в сознании  детей присутствует так называемый анимизм. Но данная проблема достаточно спорна, с моей точки зрения. Она приемлема до тех пор, пока ребенок не столкнется с реалиями смерти в бытовой жизни. Например, умрет хомяк, или в деревне у бабушки – вот курица бегала, а вот бабушка несет уже явно «не живую» курицу. Или , что еще трагичнее, кто-то умирает в семье. Подтверждения моего мнения я находила в описаниях рассказов детей о смерти и у И. Ялома и у С. Энтони с указанием возраста от 3-х лет.

И еще одно немаловажное препятствие, указанное И. Яломом, и с которым соглашусь в первую очередь -  собирает и интерпретирует данные взрослый, собственные страхи и собственное отрицание смерти которого нередко приводят к искажению результатов. Взрослые избегают разговоров с детьми о смерти, они уклоняются от этой темы, не желая углубляться в мысли ребенка, они довольствуются поверхностной информацией, они систематически ложно воспринимают переживания ребенка и всегда преуменьшают осознавание им смерти и сопутствующее этому страдание. И мне кажется, что именно этот факт имеет основное влияние на исследование этого вопроса в возрастной психологии. Поскольку, согласно Ж. Пиаже, единственным наиболее удовлетворительным методом  исследования детей является "общее исследование", в котором, как правило, используется глубинное интервью, можно предположить с какой эмоциональной трудностью столкнется исследователь – как можно говорить с «таким крохой» о таком страшном вопросе - смерть, да и не каждый родитель согласится на такое исследование, То есть, можно утверждать, что  именно взрослые блокируют понимание феномена смерти у детей. Мы рождаемся, и нас оберегают, от падения, от плохих друзей, от простуды и от плохих (с точки зрения родителей) тем и разговоров. И смерть номер один в этом списке. Мы сами боимся говорить об этом, мы боимся даже вопросов на эту тему, и этот страх передается нашим детям. 

А вот выявить  их эмоциональное отношение к смертельному исходу жизни уже возможно. С этой целью изучалось содержание существующих у здоровых и невротичных детей страхов.

Итак, ниже приведу данные, найденные мной в книге Исаева Д.Н. – «Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей»:

Распространенность страхов смерти составляет в дошкольном возрасте 47% у мальчиков и 70% у девочек, в школьном — 55% и 60%, соответственно.

 Страхи смерти родителей у дошкольников наблюдаются у 53% мальчиков и у 61% девочек, у школьников 93% и 95% соответственно.

В младшем школьном возрасте у ребенка часты страхи остаться одному без поддержки родителей, испытывая чувства опасности и страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.

В старшем дошкольном возрасте чаще других наблюдаются страхи смерти у мальчиков (7 лет) в 62% и у девочек (6 лет) — в 90%. В этом возрасте эмоциональное и познавательное развитие достигает такой степени, что понимание опасности значительно возрастает. Для оценки этого факта следует знать и о большой распространенности в этом возрасте страхов войны, пожара, нападения, заболевания, смерти родителей и др. Все они связаны с переживанием угрозы жизни, что иллюстрирует высокую степень актуальности переживания смерти в этом возрасте.

При этом, хочу отметить, что многие исследования детских страхов, вернее их возникновения указывают на то, что вероятность появления страха смерти больше у тех детей, которые на первом году жизни пережили страхи незнакомых людей, родовые травмы (асфиксия, нарушения питания плаценты и т.д.) или имели трудности в овладении навыками ходьбы. Интересно также отметить персонификацию страхов, связанных с Бабой Ягой, Кощеем, Змеем Горынычем, олицетворяющими силы, враждебные жизни. (Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз", 2004.) Здесь еще стоит отметить, что многие исследования указывают, что у детей также присутствует  соотношение сна и смерти, как понятие своеобразного небытия. Но это уже иная тема для дискуссии.

Младший школьный возраст знаменуется резким увеличением распространенности страхов смерти родителей (в 9 лет у 98% мальчиков и у 97% девочек). Страх своей смерти, еще очень частый, реже встречается у девочек.

У подростков страх смерти родителей наблюдается уже у всех мальчиков (к 15 годам) и всех девочек (к 12 годам). Почти так же часто встречается страх войны. Последний тесно связан с первым, так как и во время войны очень реальна потеря родителей. Несколько реже наблюдаются страхи собственной смерти, нападения и пожара.

Как видно из вышеуказанного, осознание такого феномена как смерть начинает  присутствовать в жизни ребенка еще в раннем детстве. Но если вопросы возникают, а  на них не отвечают приходиться додумывать в силу собственной фантазии и эмоционального фона в семье. Дети понимают, что беспокойство о смерти совершенно необходимо подавлять.

Еще считаю важным отметить, что достаточно сильное подкрепление, отрицания смерти или хотя бы ее обратимость, дети получают из мультфильмов, в которых герои взрываются, рассыпаются на части , подвергаются всевозможным уничтожениям и, о чудо, вновь живут и действуют.

Но в большинстве своем, как указывает И. Ялом, дети представляют, что такое смерть и, как правило, представляют гораздо страшнее и ужаснее, чем им преподносят взрослые. Но здесь я бы могла поспорить. На мой взгляд, все зависит от социальной ситуации в семье. То есть если семья живет в далекой деревне, где интеллектуальный уровень родителей достаточно невысок, традиции хранятся и вплетены в жизнь более глубоко ( погребение, как правило не скрывается от ребенка, как и сам факт смерти кого-то), а смерть домашних животных воспринимается вообще как поход в магазин. Я уже не говорю о культурных ритуалах далеких островов. Вот  в таких условиях, ребенок скажем так, воспринимает смерть как часть жизни. Да больно от утраты, но не так страшно. Как если от незнания, ребенок фантазирует на эту тему и, обычно, в более страшной области.

 В семье же городских жителей и уж тем более, если семья настроена на тревожно-оберегательную позицию по отношению к ребенку – здесь от незнания и от явного скрывания правды, ребенок представит себе смерть в силу своей эмоциональности.

 Итак, ранее мы обсуждали само понятие смерти и его понимание детьми. И это сделано мной для полного понимания глубины данного вопроса и его неоднозначности.

Теперь обратимся непосредственно к запросу и проблеме восприятия смерти близкого человека для ребенка.

Не хотелось бы касаться религиозной тематики данного вопроса, но здесь все социальные слои и культурные уровни приняли единую концепцию рационализации или интеллектуализации трудного принятия смерти – «рай». Я бы убрала этот абзац, слишком серьезно и важно для многих людей, а такая ремарка обесценивает их чувства.

Смерть кого-либо из окружения ребенка – трагическое и очень эмоциональное событие. Как считает И. Ялом, встреча со смертью в соразмерной дозе, при наличии необходимых ресурсов Эго (что это такое?), благоприятных конституциональных факторов и поддерживающих взрослых, которые сами способны адаптивно взаимодействовать с тревогой смерти, вырабатывает психологический иммунитет. Здесь хотелось бы добавить, что здесь необходимы не только ресурсы самого ребенка, но и должны присутствовать ресурсы взрослого человека, чтобы поддержать ребенка. И если обратиться к понятийному аппарату психотерапии – «контейнировать» те эмоции, которые  ребенок переживет в связи с этим событием. 

Итак, мы подошли к первому вопросу: говорить или не говорить с ребенком о смерти?

В нашей культуре нет четких ответов, способных помочь родителям. При доказанной важности и универсальности этого вопроса, каждая семья вынуждена решать, что говорить детям. Как правило, дается неопределенная ограниченная информация, на фоне родительской тревоги. Если приложить к этому внешние источники информации (телевидение, кино и детские коллективы), можно приблизительно понять какой хаос возникает в сознании ребенка.

Как видно из многих источников, среди профессиональных педагогов и психологов существуют разногласия по этому вопросу. Так С.Энтони рекомендует родителям отрицать реальность перед ребенком. Она ссылается на Шандора Ференци, заявившего, что "отрицание реальности есть переходная фаза между игнорированием и принятием реальности", и говорит, что если родителям не удается содействовать ребенку в отрицании, у него может развиться "невроз, в котором ассоциации со смертью играют свою роль". А другие  разделяют взгляд Джерома Брунера, согласно которому "любому ребенку на любой стадии развития может быть интеллектуально честно преподан любой предмет", и стремятся содействовать постепенному реалистическому формированию представления о смерти у ребенка. 

Я больше склоняюсь к варианту – говорить. Но! Когда  и как – вот основные отправные точки данного варианта. В статье Е. Бурмистровой (http://family.booknik.ru/articles/nedetskie-problemy/kak-govorit-s-detmi-o-smerti-osnovnye-printsipy/) я нашла ответ, который полностью согласуется с моим мнением на этот счет. Привожу в сокращенном виде. Итак, Е.Бурмистрова предлагает «говорить», но основываясь на следующих принципах:

  1. Ни в коем случае не представляться детям всеведущим мудрецом. Даже если вам сейчас кажется, что вы готовы дать квалифицированный ответ, через 5-10 лет ваше мировоззрение может настолько измениться, что ответы на те же самые вопросы окажутся совершенно другими. И не потому, что вы изменили своим принципам, а просто потому, что вы тоже находитесь в процессе становления. («сейчас я думаю так», «я тоже над этим думаю».)
  2. Детей нельзя обманывать. Часто родители, не зная, что сказать, морочат детям голову и делают вид, что всё нормально. Например, ребёнку, увидевшему мёртвого воробья, родители говорят: «Он заснул, он сейчас проснётся».
  3. Отвечать только на заданные вопросы. Пусть вашему ребёнку уже пять или шесть лет, психологически он может быть моложе своего биологического возраста. Не стоит самим заводить разговоры на скользкие темы ради педагогических или просветительских целей.

Соответственно если НЕ говорить, у ребенка на основе создавшегося внутреннего тревожного напряжения может возникнуть чувство вины за произошедшее событие, так как доказано, что детям в возрасте до 12-13 лет свойственно, в таких неопределенных ситуациях, принимать вину на себя. То есть повторюсь, незнание того, что происходит, но ощущение, что происходит или произошло что-то страшное,  способно породить бесконечное количество проблем у ребенка:  неустановленное чувство вины, тревожность, ночные и дневные страхи, и даже неврозы.

Итак, переходим к вопросу: как сказать ребенку о смерти близкого человека?

Проанализировав статьи на эту тему, можно отметить следующие важные факты в качестве рекоммендаций:

  1. Нужно говорить стразу, как только трагедия произошла, чтобы ребенок проживал потерю вместе с семьей. Это даст ощущение сопричастности, все эмоции окружающих станут ребенку понятны и его эмоции будут соответствовать общей обстановке в семье.
  2. Конечно, сказать должен самый близкий человек тот, кому ребенок больше всех доверяет, с кем сможет разделить свое горе. Чем больше веры и поддержки найдет ребенок у этого человека, тем лучше будет проходить его адаптация к новой жизненной ситуации.
  3. Очень важно сразу объяснить все аспекты смерти, которые могут вызвать у ребенка страхи или чувство вины. Если смерть произошла в результате болезни, пояснить, что не все болезни приводят к смерти, чтобы потом, заболев, ребенок не боялся умереть. (Бабушка сильно болела, и врачи не смогли ее вылечить. Давай вспомним, ты же болел в прошлом месяце и поправился. И я болел(а) недавно, помнишь? И тоже поправился(поправилась). Да, существуют болезни, от которых еще нет лекарств, но ты ведь можешь вырасти, стать доктором и найти лекарство против самой опасной болезни.) Если смерть произошла в результате несчастного случая, нужно объяснить факт смерти, не обвиняя в ней никого. 
  4. Оказывая ребенку поддержку необходимо построить разговор так, чтобы у ребенка не появился страх потери оставшихся близких, нужно сказать ему, что остальные хотят жить долго и не хотят оставить его одного. (Да, мама умерла, но я хочу жить очень долго, я хочу быть с тобой все время, я буду заботиться о тебе, пока ты не вырастешь. Не бойся, ты не один). Взрослый должен блокировать возникающее у ребенка чувство вины (Ты не виноват, что мама умерла. Как бы ты ни вел себя, это все равно случилось. Поэтому давай лучше поговорим о том, как нам жить дальше)
  5. Говорить желательно прямо, без метафор (умерший «заснул навсегда» или «отправился в далекий путь, в мир иной»). Дети даже младшего школьного возраста могут понимать буквально, и после таких слов ребенок может отказаться засыпать или путешествовать.

 



Просмотров: 537
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Разговоры с детьми о смерти и отношение детей к смерти.
  • Ребенок и смерть. Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека
  • Страх смерти: как пережить смерть близкого человека
  • Мое отношение к смерти. Эссе по психологии смерти, горевания и утраты
  • #2. Страх смерти. Боитесь ли Вы смерти так, как боюсь её я?
  • Смерть родителя. Как сказать ребенку о смерти?
  • Как сказать ребенку о смерти близкого человека
  • Сказки для детей: в ситуации смерти близкого.
  • Как говорить с ребенком о смерти близкого человека?
  • Зачем близким людям нужно говорить с детьми о смерти? (Если в семье кто-то тяжело болеет).
  • Страх смерти у детей и взрослых
  • Гипотеза: О жизни и смерти и об инстинктах жизни и смерти…
  • Как говорить о смерти? Как поддержать человека, который сейчас переживает утрату?
  • Дети спрашивают о смерти. Часть 2. Как ответить на вопросы детей?
  • Боюсь смерти=хочу смерти
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Страх смерти у детей: опыт и размышления
  • Как говорить с детьми о смерти (родителям и не только)
  • Обзор книги Ирвина Ялома "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти"
  • Как сказать ребенку о смерти одного из родителей
  • Как нужно и не нужно говорить с ребенком о смерти близкого человека (примеры диалогов)
  • Смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его
  • Как сказать ребенку о смерти близкого
  • Можно ли говорить с детьми о смерти?
  • Можно ли говорить с детьми о смерти?
  • Представления о смерти у детей
  • Как рассказать ребенку о смерти близкого человека?
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • О смысле жизни и о смерти (И. Ялом)
  • У моего ребенка мысли о смерти.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь