|
О смысле жизни и о смерти (И. Ялом)Автор статьи: Ольга Левчук
Первая из них и наиболее очевидная - это смерть. Мы все хотим продолжить свое существование, и при этом каждый из нас знает, что когда-то придет конец, и мы столкнемся со смертью. И это важнейший конфликт в жизни каждого из нас и объединяющий всех нас. Другая глубочайшая проблема – ощущение большинством из нас отсутствия какого либо безусловного, самоочевидного и внятного смысла жизни. Зачем мы живем и ради чего? Одна из основных дилемм человека состоит в том, что нас бросают в этот мир, в котором нет подспудного смысла. Для того чтобы заполнить эту пустоту, мы должны придумать себе смысл жизни и он должен быть достаточно убедителен, чтобы мы продолжали жить. Третий главный вопрос – это вопрос о свободе сделать свою жизнь такой, какой мы хотим ее видеть. Мы сами являемся авторами, хозяевами своей собственной жизни. Здесь мы вплотную подходим к проблеме ответственности за то, что происходит и произойдет с нами. Возникает вопрос о личной ответственности за свою собственную поведенческую модель. И последняя, четвертая из радикальных данностей – это изоляция, экзистенциальное одиночество. Эти понятия весьма многообразные в нашей сфере. Это не об изоляции между людьми, а о более глубокой степени и форме одиночества и изоляции. Вас как будто бросают в этот мир в полном одиночестве и чрезвычайно сложно забыть об этом. Каждый из нас пришел в этот мир совершенно случайно благодаря стечению обстоятельств. И какого-то плана единственного или сверхъестественного в нашем появлении не было, как и нет его в нашем существовании. Мы здесь, но нас могло бы здесь и не быть. И жизни после смерти может и не быть. Это может быть радикальной точкой зрения, но это и есть реализм. Подготовка к жизни и подготовка к смерти – это одно и то же. Мы можем поменять свой образ жизни если будем думать о моменте смерти. Приспосабливаясь к реальности смерти, мы бываем бесконечно изобретательны, придумывая все новые способы ее отрицания и избегания. В раннем детстве мы избегаем смерть с помощью родительских утешений, светских и религиозных мифов. Позднее мы персонифицируем ее, превращая в некое существо, монстра, скелет с косой, демона, так как в этом случае можно отыскать способ ускользнуть от него. Кроме того, как бы ни был страшен этот монстр, он не так страшен как истина. Когда мы становимся старше, то стараемся выкинуть из головы мысли о смерти. Мы развлекаемся, мы превращаем ее в нечто позитивное: переход в иной мир, возвращение домой, соединение с Богом, вечный покой, мы отрицаем ее, поддерживая мифы. Мы стремимся к бессмертию, создавая бессмертные произведения, продолжаясь в наших детях или обращаясь в религиозную веру, утверждающую бессмертие души. Конечно, мы знаем о смерти, интеллектуально признаем ее как факт, но вместе с тем мы, а точнее бессознательная часть нашей психики, предохраняющая нас от губительной тревоги, отделяем себя от ужаса, связанного со смертью. Этот процесс расщепления происходит незаметно для нас, но мы можем убедиться в его наличии в те редкие моменты, когда механизм отрицания дает сбой, и страх смерти прорывается со всей своей мощью. Не будет никакого меня, который мог бы чувствовать страх, грусть, горе, потерю, растерянность, мое сознание исчезнет, выключится как свет при щелчке выключателя. После смерти я вернусь в то же состояние, в котором пребывал до рождения. В самой основе человека лежит этот конфликт между желанием продолжать жизнь и осознанием неизбежности смерти. Тревожность и страх смерть – это те чувства, которые постоянно живут внутри нас, так или иначе постоянно проявляясь. Мы не можем жить в постоянном чувстве страха, мы должны преодолевать это чувство. Многие из нас пытаются добиться символического бессмертия, пытаясь через детей соприкоснуться с будущим и остаться в этой жизни, а также через богатство, через собственный вес, авторитет, известность, славу добиться бессмертия. Это естественный защитный механизм, который глубоко встроен в нашу личность. Религия помогает нам преодолевать тревожность и преодолевать страх перед смертью и Бог, спаситель в каждой из этих религий, как-то смягчает нашу боль, то есть позволяет нам представить себе, что есть жизни после смерти, другая загробная жизнь. Большинство из нас живут вполне комфортно, избегая мыслей о смерти. Но существует и другой путь, древняя традиция, которая учит о том, что знание о смерти, может наполнить нас мудростью и обогатить нашу жизнь. Идея смерти хоть и разрушает нас физически, но она может спасти нас, смелый взгляд на смерть прогоняет мрак. (Из лекции Ирвина Дэвида Ялома 2008 г.) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|