Тема жизни и смерти в работе с подростками. Из опыта.

"Жизнь - смерть - жизнь" -  вечный круговорот К.П. Эстес

В 2017 году, когда началась волна суицидальных попыток и завершенных суицидов среди подростков я работала в одной из общеобразовательных школ города Тюмени и благодарила Бога и себя за наличие у меня дополнительного образования психолога консультанта в гештальт-подходе, а также личного психолога. Целыми днями три месяца подряд я консультировала только на тему жизни и смерти... Это было тяжелое испытание моего профессионализма и эмоциональной устойчивости. Как оказалось многим детям и подросткам есть что сказать и почувствовать на эту тему! 

Тема смерти повсюду...

С темой жизни и смерти - экзистенциальной темой, вечной темой, все чаще стали приходить на консультации подростки. Этому способствует множество факторов, начиная от особенностей подросткового возраста и размышлений о своем предназначении, смысле жизни и заканчивая пропагандой в социальных сетях самоповреждающего поведения, отсутствия жизненных ценностей. 

Тема жизни и смерти окружает нас повсюду: опавшие (умершие) листья в осеннем парке, "убежавшие" хомячки и собаки в детстве, "уехавшие" бабушки и дедушки. В современном мире подростка из темы смерти окружает следующее: компьютерные игры с наличием множества жизней, социальные сети, пропагандирующие аутоагрессивное поведение через околосуицидальные группы ВК, Instagram и пр. (через: татуировки, пирсинг, голодание, порезы тела, суицид), телевидение, с наличием околосуицидального видео ряда (в музыкальных клипах: полет с крыш, самоповреждение, насилие и пр.), друзья и одноклассники, с наличием суицидальных мыслей и/или суицидального поведения, известия из соседних школ об очередном суициде.

Обсуждение темы смерти дома

Страшно, больно, стыдно, обидно говорить о смерти... Сразу всплывают картины прошлого, люди, эмоции, переживания и тут уж не до поддержки подростка и его становления в этой сложной теме! самому родителю поддержка требуется...

Вот так обычно и происходит. Тема смерти дома как правило вытесняется, подавляется, обесценивается. Страх смерти силен, а рассказать подростку о том, что все мы когда-то канем в небытие и это может случиться даже прямо сейчас по независящим от нас причинам не смотря на то, что в нашей семье не курят и пьют фильтрованную воду... подкашиваются коленки. Однако переживание, проживание страха смерти, осознание положения вещей рядом с эмоционально устойчивым человеком и есть та необходимость за которой приходят к психологу.

Почему школьный психолог и экзистенциальные темы не совместимы?

В моем профессиональном опыте школьные психологи как правило не берутся работать с такой экзистенциальной темой как жизнь и смерть. Данная тема требует не только знаний, опыта, но и большого количества времени на одного ребенка (что в условиях современного образования непозволительная роскошь). Помимо этого, чтобы свободно говорить о теме жизни и смерти с подростками или взрослыми людьми нужно уделить ей много времени и средств, проработать себя в этой теме и свои эмоции. Редко кто из системы образования посещает личного психолога или супервизии для коррекции своей профессиональной консультативной деятельности. 

Чем может помочь школа?

Классный руководитель может подсказать особенности ситуации в классном коллективе, социальный статус вашего ребенка, особенности его взаимодействия со сверстниками.

Психолог в школе может помочь заметить изменения в поведении ребенка, настроении, наличие суицидальных высказываний в речи, поделиться контактами коллег, которые работают в медицинских учреждениях, детских центрах, занимаются частной практикой.

Медик в школе может помочь заметить изменения в весе ребенка, самочувствии, наличие следов самоповреждения на теле (во время мед осмотра этому уделяется пристальное внимание). 

Что же делать?

  • Наблюдать за эмоциональным состоянием подростка, начиная с 11-12 лет
  • Быть в доверительных отношениях с подростком
  • Наблюдать за социальными сетями подростка, быть подписанным на его странички
  • Уточнять у классного руководителя, психолога, медика состояние подростка и наличие "тревожных звоночков"
  • Знать общую ситуацию в классном коллективе
  • Знать контакты специалистов к которым можно обратиться при необходимости (чтобы не искать в торопях): педагог-психолог, семейный психолог, психиатр, нарколог
  • При необходимости самим обратиться к психологу для обсуждения больных ситуаций из прошлого, связанных с темой жизни и смерти


Просмотров: 441
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Некоторые особенности работы с темой смерти
  • Гипотеза: О жизни и смерти и об инстинктах жизни и смерти…
  • Зачем мы думаем о смерти "во время жизни"?
  • #2. Страх смерти. Боитесь ли Вы смерти так, как боюсь её я?
  • "Я думаю о смерти... Это нормально? или Как предотвратить суицид".
  • Небольшая метафора о смысле жизни, его потере и обретении, творчестве, боли бытия и страхе жизни/смерти.
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Экзистенциальная театр-терапия: работа с темой смерти
  • "Группы смерти", или как уберечь ребёнка?!
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • Когда мы стоим на грани Жизни и Смерти – это о чем?
  • #1. Страх смерти. Запретная тема.
  • Тема смерти и её значение для терапевтического процесса
  • О времени, жизни и смерти
  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • Обзор книги Ирвина Ялома "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти"
  • Шедевры МХК как проективные методы: тема смерти
  • Расстановки с таро: "Родовое Древо, послания жизни - послания смерти"
  • Стресс как катализатор жизни или смерти
  • Мое отношение к смерти. Эссе по психологии смерти, горевания и утраты
  • Тема смерти в иконотерапии
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: распознать, понять и обезвредить
  • Психотерапия и тема смерти часть 1
  • Психотерапия и тема смерти часть 2
  • Разговоры с детьми о смерти и отношение детей к смерти.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь