|
Тема жизни и смерти в работе с подростками. Из опыта.Автор статьи: Юлия Сергеевна Шумкова
"Жизнь - смерть - жизнь" - вечный круговорот К.П. Эстес В 2017 году, когда началась волна суицидальных попыток и завершенных суицидов среди подростков я работала в одной из общеобразовательных школ города Тюмени и благодарила Бога и себя за наличие у меня дополнительного образования психолога консультанта в гештальт-подходе, а также личного психолога. Целыми днями три месяца подряд я консультировала только на тему жизни и смерти... Это было тяжелое испытание моего профессионализма и эмоциональной устойчивости. Как оказалось многим детям и подросткам есть что сказать и почувствовать на эту тему! Тема смерти повсюду... С темой жизни и смерти - экзистенциальной темой, вечной темой, все чаще стали приходить на консультации подростки. Этому способствует множество факторов, начиная от особенностей подросткового возраста и размышлений о своем предназначении, смысле жизни и заканчивая пропагандой в социальных сетях самоповреждающего поведения, отсутствия жизненных ценностей. Тема жизни и смерти окружает нас повсюду: опавшие (умершие) листья в осеннем парке, "убежавшие" хомячки и собаки в детстве, "уехавшие" бабушки и дедушки. В современном мире подростка из темы смерти окружает следующее: компьютерные игры с наличием множества жизней, социальные сети, пропагандирующие аутоагрессивное поведение через околосуицидальные группы ВК, Instagram и пр. (через: татуировки, пирсинг, голодание, порезы тела, суицид), телевидение, с наличием околосуицидального видео ряда (в музыкальных клипах: полет с крыш, самоповреждение, насилие и пр.), друзья и одноклассники, с наличием суицидальных мыслей и/или суицидального поведения, известия из соседних школ об очередном суициде. Обсуждение темы смерти дома Страшно, больно, стыдно, обидно говорить о смерти... Сразу всплывают картины прошлого, люди, эмоции, переживания и тут уж не до поддержки подростка и его становления в этой сложной теме! самому родителю поддержка требуется... Вот так обычно и происходит. Тема смерти дома как правило вытесняется, подавляется, обесценивается. Страх смерти силен, а рассказать подростку о том, что все мы когда-то канем в небытие и это может случиться даже прямо сейчас по независящим от нас причинам не смотря на то, что в нашей семье не курят и пьют фильтрованную воду... подкашиваются коленки. Однако переживание, проживание страха смерти, осознание положения вещей рядом с эмоционально устойчивым человеком и есть та необходимость за которой приходят к психологу. Почему школьный психолог и экзистенциальные темы не совместимы? В моем профессиональном опыте школьные психологи как правило не берутся работать с такой экзистенциальной темой как жизнь и смерть. Данная тема требует не только знаний, опыта, но и большого количества времени на одного ребенка (что в условиях современного образования непозволительная роскошь). Помимо этого, чтобы свободно говорить о теме жизни и смерти с подростками или взрослыми людьми нужно уделить ей много времени и средств, проработать себя в этой теме и свои эмоции. Редко кто из системы образования посещает личного психолога или супервизии для коррекции своей профессиональной консультативной деятельности. Чем может помочь школа? Классный руководитель может подсказать особенности ситуации в классном коллективе, социальный статус вашего ребенка, особенности его взаимодействия со сверстниками. Психолог в школе может помочь заметить изменения в поведении ребенка, настроении, наличие суицидальных высказываний в речи, поделиться контактами коллег, которые работают в медицинских учреждениях, детских центрах, занимаются частной практикой. Медик в школе может помочь заметить изменения в весе ребенка, самочувствии, наличие следов самоповреждения на теле (во время мед осмотра этому уделяется пристальное внимание). Что же делать?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|