|
Шедевры МХК как проективные методы: тема смертиАвтор статьи: Мосин Алексей Викторович
Художественное творчество, на мой взгляд, является отличным проективным материалом для познания глубинных свойств и особенностей личности, а также диагностики некоторых психических расстройств. Планируется в ряде статей осветить различные мишени диагностики психических расстройств посредством шедевров МХК. На наш взгляд, зная основы МХК, истории, философии и концептуализма в искусстве и знания в области клинической психологии, можно сложить одно с другим, выделив специфические клинические проявления того или иного психического расстройства, сопоставив его с эквивалентными образцами шедевров МХК (которые отражают данные специфические клинические признаки расстройств). На выходе можно получить отличные образцы проективных методов. Чем более универсальным окажется образец живописи (содержит в себе стимулы для проекции), тем лучше, так как открывает множество вариантов для проекции клиентом своих внутренних переживаний, отношений и свойств личности. Хотелось бы уточнить, что данная статья только часть большой работы по использованию произведений МХК в практике психологической проективной диагностики. Предметом данной статьи является тема смерти в МХК и как ее можно использовать в диагностике различных психических расстройств. Определение диагностических мишеней. Темой данной статьи является анализ некоторых картин с изображением на них смерти. Почему именно тема смерти? Хороший и сложный вопрос. Тема отношения к смерти актуальна для каждого человека. Также это часть большого исследования, в котором кроме смерти исследуются такие категории как «пустота», «скука», «одиночество», «безумие» и пр. (об этих категориях в других статьях). Планируется создание и разработка полноценной проективной диагностической методики («Проективный Художественный тест»). Исходя из анализа отношения человека к смерти, можно делать определенные выводы: принимает ли человек факт смерти, избегает и боится ее, притягивает ли его смерть и т.д., что, в свою очередь, является важным материалом при диагностике и дифференцировании различных психических расстройств и свойств личности. Кроме непосредственного интереса к теме смерти важна диагностика отношения к смерти как противоположности жизни. Каково соотношение «жизнь-смерть». Выделим мишени диагностики. Тематика смерти близка ряду психических расстройств (на всех уровнях организации патологии: невротическом, пограничном и психотическом):
Можно заметить, что пункт 1 отражает невротический уровень, пункты 2-4 – пограничный уровень, пункты 6-7 – психотический уровень. Также тема смерти и отношение к ней важно и в «нормальной» популяции, так как диагностика отношения к смерти может выявлять «группы риска». Картина – является важным диагностическим материалом, который может помочь в работе психолога с диагностикой психических расстройств, минуя рационализации и комплекс защит клиента. Процедура отбора картин. В МХК тема смерти представлена сотнями полотен. Начиная с 16 в. и до сегодняшнего дня тема смерти в МХК является очень популярной. Откуда такой «спрос»? В разные века мотивы на изображение смерти, мучений и пр. трансформировались от религиозного контекста - «смысл жизни в смерти», «смерть – освобождение от греховности жизни», до реализма и концептуализации в связи с современной геополитической ситуацией и психологией человека «смерть – часть реальности», «агрессия ради агрессии», «смерть в результате войн и катастроф» и пр. Выбор очень большой и представлен полотнами Рембрандта, Хаима Сутина, Френсиса Бэкона, Дэмиэна Хёрста (многим известные инсталляции с тушами быка, акулы, коровы с теленком и пр.) и мн.др. Проанализировав и рассмотрев большое количество картин, мы выбрали 30 полотен. Затем, в ходе эмпирической проверки на групповой терапии, студентах и некоторых клинических группах в рамках ПНД мы предлагали выбрать 5 из 30, которые наиболее максимально близки (вызывают симпатию) и 5, которые вызывают антипатию. Те, картины, которые были общими для разных групп, мы собрали в один блок, их получилось 7. Полученные 7 картин мы использовали в качестве стимульного материала, провели процедуру интервьюирования (которая представлена ниже) и из полученных ответов выбрали только 3, которые давали максимально большее количество данных:
На наш взгляд, данные полотна отражают множество проективных стимулов (а не узко сосредоточены на одной теме) на разные тематики, не только тему смерти, но и агрессию, рамки, боль, «крик души» и пр., иными словами данные картины полимодальны в своих «провоцирующих» на проекцию стимулах. Рассмотрим каждую картину более подробно, выделив основные детали, которые являются пусковыми для проекций. Филипп Шампань «Жизнь, смерть, время»
Эти и многие другие вопросы поднимает данная картина. Фрэнсис Бэкон «Живопись» (1946 г.)
Френсис Бэкон «Кричащий папа» и Веласкес «Папа»
Предлагается анализировать данную карту как диптих, составленный из двух картин: картины Веласкеса «Папа» и ее переосмысление Френсисом Бэконом «Кричащий папа». Такое соображение обусловлено отражением:
На проекции провоцируют:
Процедура проведения. Исследуемому предлагается внимательно посмотреть на картину в распечатанном виде (формат картины А5 на листе А4). Затем диагност задает ряд вопросов:
Данные вопросы – это основные опорные точки. Из характера ответов испытуемого, диагност задает уточняющие и проясняющие вопросы. Все ответы испытуемого, латентное время ответа, невербальное поведение детально фиксируются в бланке ответа. Далее проводится анализ ответов и делается заключение и выводы. Параметры, поддающиеся оценке.
Необходимо сводить все параметры в единую интегральную оценку, а не рассматривать каждый изолированно! Интерпретация данных. Выше мы указали основные мишени, которые выявляет данный тест. Каждая группа испытуемых (норма, невроз, личностное расстройство или психоз) дают свою специфику в интерпретации изображения. Сложно передать вербально разницу в качестве ответов (специфические параметры находятся в стадии разработки). Совмещая качество ответа со всеми указанными оценочными параметрами, становится ясной принадлежность клиента к той или иной категории. Чем больше опыта, тем яснее картинка (как и л любой проективной методикой). Так, например лица с неврозом (тревожное расстройство, фобии) фиксируют свое внимание на переживании страха смерти и рассказ ориентирован на будущее время. Что закономерно, так как тревога по определению направлена на будущее. Лица с пограничной симптоматикой акцентируют внимание на настоящем времени и «возбуждающе» переживают содержание картины. Лица с суицидальными намерениями и депрессивные клиенты акцентируют свое внимание на негативной оценке жизни и стремятся к смерти. Негативно оценивают все три времени. Лица с психотической патологией дают самые разнообразные интерпретации. Картины чувствительны на резонерство и разноплановость, что может использоваться в патопсихологической диагностике. Лица в категории «нормы» также указывают разнообразные данные. По качеству ответов можно судить о «группах риска». Материалы находятся в активной разработке, пополняются и анализируются, выделяются параметры ответов в каждой из клинических групп, производится их качественная обработка и статистический анализ. В рамках одной статьи не представляется возможным, к сожалению, написать методическое руководство. Надеюсь статья была Вам интересной и полезной. С уважением, Алексей Мосин! Получить консультацию можно обратившись: По тлф. 8-923-146-08-18 Skype: Alexey Mossin e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|