Шедевры МХК как проективные методы: тема смерти

Художественное творчество, на мой взгляд, является отличным проективным материалом для познания глубинных свойств и особенностей личности, а также диагностики некоторых психических расстройств.

Планируется в ряде статей осветить различные мишени диагностики психических расстройств посредством шедевров МХК.

На наш взгляд, зная основы МХК, истории, философии и концептуализма в искусстве и знания в области клинической психологии, можно сложить одно с другим, выделив специфические клинические проявления того или иного психического расстройства, сопоставив его с эквивалентными образцами шедевров МХК (которые отражают данные специфические клинические признаки расстройств). На выходе можно получить отличные образцы проективных методов. Чем более универсальным окажется образец живописи (содержит в себе стимулы для проекции), тем лучше, так как открывает множество вариантов для проекции клиентом своих внутренних переживаний, отношений и свойств личности.
Хотелось бы уточнить, что данная статья только часть большой работы по использованию произведений МХК в практике психологической проективной диагностики. Предметом данной статьи является тема смерти в МХК и как ее можно использовать в диагностике различных психических расстройств.

Определение диагностических мишеней. Темой данной статьи является анализ некоторых картин с изображением на них смерти. Почему именно тема смерти? Хороший и сложный вопрос. Тема отношения к смерти актуальна для каждого человека. Также это часть большого исследования, в котором кроме смерти исследуются такие категории как «пустота», «скука», «одиночество», «безумие» и пр. (об этих категориях в других статьях). Планируется создание и разработка полноценной проективной диагностической методики («Проективный Художественный тест»).

Исходя из анализа отношения человека к смерти, можно делать определенные выводы: принимает ли человек факт смерти, избегает и боится ее, притягивает ли его смерть и т.д., что, в свою очередь, является важным материалом при диагностике и дифференцировании различных психических расстройств и свойств личности.

Кроме непосредственного интереса к теме смерти важна диагностика отношения к смерти как противоположности жизни. Каково соотношение «жизнь-смерть».

Выделим мишени диагностики. Тематика смерти близка ряду психических расстройств (на всех уровнях организации патологии: невротическом, пограничном и психотическом):

  • 1. Невротический страх смерти (тревожные расстройства, фобии);
  • 2. Один из основных диагностических признаков ПЛР (пограничного личностного расстройства) – интерес к тематике смерти. Смерть, кровь как бы «завораживает» лиц с ПЛР;
  • 3. Проявление агрессивности, садизма и насилия свойственно АЛР (антисоциальному личностному расстройству) и сочетанию АЛР+НЛР (нарциссическому и антисоциальному ЛР);
  • 4. Склонность к суициду при личностных расстройствах кластера «В»;
  • 5. Склонность к суициду в рамках «нормы»;
  • 6. Склонность к отрицанию своей жизни при депрессивных расстройствах, выявление угрозы «суицида»;
  • 7. Психотические расстройства (шизофрения, БАР, клиническая депрессия).

Можно заметить, что пункт 1 отражает невротический уровень, пункты 2-4 – пограничный уровень, пункты 6-7 – психотический уровень.

Также тема смерти и отношение к ней важно и в «нормальной» популяции, так как диагностика отношения к смерти может выявлять «группы риска».

Картина – является важным диагностическим материалом, который может помочь в работе психолога с диагностикой психических расстройств, минуя рационализации и комплекс защит клиента.

Процедура отбора картин. В МХК тема смерти представлена сотнями полотен. Начиная с 16 в. и до сегодняшнего дня тема смерти в МХК является очень популярной. Откуда такой «спрос»? В разные века мотивы на изображение смерти, мучений и пр. трансформировались от религиозного контекста - «смысл жизни в смерти», «смерть – освобождение от греховности жизни», до реализма и концептуализации в связи с современной геополитической ситуацией и психологией человека «смерть – часть реальности», «агрессия ради агрессии», «смерть в результате войн и катастроф» и пр.

Выбор очень большой и представлен полотнами Рембрандта, Хаима Сутина, Френсиса Бэкона, Дэмиэна Хёрста (многим известные инсталляции с тушами быка, акулы, коровы с теленком и пр.) и мн.др. Проанализировав и рассмотрев большое количество картин, мы выбрали 30 полотен.

Затем, в ходе эмпирической проверки на групповой терапии, студентах и некоторых клинических группах в рамках ПНД мы предлагали выбрать 5 из 30, которые наиболее максимально близки (вызывают симпатию) и 5, которые вызывают антипатию. Те, картины, которые были общими для разных групп, мы собрали в один блок, их получилось 7. Полученные 7 картин мы использовали в качестве стимульного материала, провели процедуру интервьюирования (которая представлена ниже) и из полученных ответов выбрали только 3, которые давали максимально большее количество данных:

  • Филипп Шампань «Жизнь, смерть, время»;
  • Фрэнсис Бэкон «Живопись» (1946 г.);
  • Фрэнсис Бэкон «Кричащий папа» и Веласкес «Папа».
На наш взгляд, данные полотна отражают множество проективных стимулов (а не узко сосредоточены на одной теме) на разные тематики, не только тему смерти, но и агрессию, рамки, боль, «крик души» и пр., иными словами данные картины полимодальны в своих «провоцирующих» на проекцию стимулах.

Рассмотрим каждую картину более подробно, выделив основные детали, которые являются пусковыми для проекций.

Филипп Шампань «Жизнь, смерть, время»

 Шедевры МХК как проективные методы тема смерти
Сочетание трех символов, изображенных на картине отлично провоцируют на проекции: цветок – символ жизни, череп – символ смерти, часы – символ времени.

  • Как переплетаются в сознании человека соотношения жизни, смерти и времени?
  • Каково отношение и значимость в жизни человека этих трех составляющих?
  • В Чем суть жизни (смерти) человека?
  • Каково отношение ко времени? Какова его быстротечность?

Эти и многие другие вопросы поднимает данная картина.

Фрэнсис Бэкон «Живопись» (1946 г.)

 
Эта картина, в силу нечеткость очерченных форм, сочетает в себе большое количество разнонаправленных стимулов, отражающих разные психические аспекты:

  • Распятая туша – символ смерти (как и ряд костей на картине), символ скоротечности и непредсказуемости жизни (этот образ писал Рембрандт в картине «Туша быка»).
  • Также туша – символ «нутра» человека. Жизнь внешне складывается под маской социальной желательности, мира и спокойствия, в то время как внутри разворачивается буря.
  • Подавленность агрессии представлено черно-красной гаммой картины.
  • Не ясно очерченная фигура человека как символ для персонификации: «Что делает этот человек?», «Как он здесь оказался?», «какова его роль во всем происходящем?» и др.
  • Рамки – символ ограниченности человека в действиях и проявлениях (социальные нормы и правила).
  • Зонт – символ защиты (родительской), покровительства.

Френсис Бэкон «Кричащий папа» и Веласкес «Папа»

 

Предлагается анализировать данную карту как диптих, составленный из двух картин: картины Веласкеса «Папа» и ее переосмысление Френсисом Бэконом «Кричащий папа». Такое соображение обусловлено отражением:
  • Отношения к двум изображениям;
  • Оценке временной перспективы («Что было, что стало»);
  • Установлением причинно-следственных связей;
  • Какая из картин нравится больше и почему? Отражает предпочтения, что является диагностически значимым.

На проекции провоцируют:

    Цветовые трансформации;Крик Папы у Бэкона как «крик души» (или «крик от боли»). Отношение к крику и вопрос «Почему кричит Папа?» очень диагностичны;Трансформация алтаря в рамки, ограничивающие человека и пр.

Процедура проведения. Исследуемому предлагается внимательно посмотреть на картину в распечатанном виде (формат картины А5 на листе А4).

Затем диагност задает ряд вопросов:

  • Что изображено на картине?
  • Какие эмоции у Вас вызывает изображенное?
  • Что, на Ваш взгляд, хотел выразить художник?
  • Какие ценности «несет в себе» эта картина?
  • Что Вам нравится в этой картине (вызывает симпатию)?
  • Что Вам не нравится в этой картине (вызывает антипатию)?

Данные вопросы – это основные опорные точки. Из характера ответов испытуемого, диагност задает уточняющие и проясняющие вопросы.

Все ответы испытуемого, латентное время ответа, невербальное поведение детально фиксируются в бланке ответа.

Далее проводится анализ ответов и делается заключение и выводы.

Параметры, поддающиеся оценке.

  • Латентное время ответа. Показатель, который дает возможность оценить время, затраченное на формулирование ответа. Что это дает? Это дает на фоне всех ответов оценить, какая именно картина вызвала больший/меньший резонанс в психике, нашла/нет отклик, сколько испытуемый думал над ответом (если долго, то это свидетельство «оформления» ответа, реактивное образование, защита от истинных эмоций и пр. – для каждой картины и клинической группы свои параметры).
  • Невербальное поведение. Как испытуемый реагирует на картинку, каково его поведение во время рассказа содержания изображенного и пр.
  • Эмоциональная экспрессия. Отмечается какие эмоции испытуемый демонстрирует при описании, вызывает или нет отклик изображенное на картине, эмоциональная насыщенность рассказа и пр.
  • Качественная интерпретация рассказа. Смотрится смысл, какие акценты делаются и пр.
  • Оценка временной перспективы. На каком времени сосредоточен испытуемый.
  • Анализ прилагательных. Это количественный параметр, если необходимо собрать статистические данные. Но также данный параметр можно использовать как качественная оценка. Из записанных ответов выделяются положительные и отрицательные прилагательные. Считается их соотношение (каких больше) в процентах. Косвенно анализ используемых прилагательных может оценить и вербальный интеллект.
 Необходимо сводить все параметры в единую интегральную оценку, а не рассматривать каждый изолированно!

Интерпретация данных. Выше мы указали основные мишени, которые выявляет данный тест. Каждая группа испытуемых (норма, невроз, личностное расстройство или психоз) дают свою специфику в интерпретации изображения. Сложно передать вербально разницу в качестве ответов (специфические параметры находятся в стадии разработки).

Совмещая качество ответа со всеми указанными оценочными параметрами, становится ясной принадлежность клиента к той или иной категории. Чем больше опыта, тем яснее картинка (как и л любой проективной методикой).

Так, например лица с неврозом (тревожное расстройство, фобии) фиксируют свое внимание на переживании страха смерти и рассказ ориентирован на будущее время. Что закономерно, так как тревога по определению направлена на будущее.
Лица с пограничной симптоматикой акцентируют внимание на настоящем времени и «возбуждающе» переживают содержание картины.
Лица с суицидальными намерениями и депрессивные клиенты акцентируют свое внимание на негативной оценке жизни и стремятся к смерти. Негативно оценивают все три времени.
Лица с психотической патологией дают самые разнообразные интерпретации. Картины чувствительны на резонерство и разноплановость, что может использоваться в патопсихологической диагностике.
Лица в категории «нормы» также указывают разнообразные данные. По качеству ответов можно судить о «группах риска».

Материалы находятся в активной разработке, пополняются и анализируются, выделяются параметры ответов в каждой из клинических групп, производится их качественная обработка и статистический анализ.

В рамках одной статьи не представляется возможным, к сожалению,  написать методическое руководство.

Надеюсь статья была Вам интересной и полезной. 

С уважением, Алексей Мосин! 

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 493
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок и смерть. Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека
  • Страх смерти: как пережить смерть близкого человека
  • #2. Страх смерти. Боитесь ли Вы смерти так, как боюсь её я?
  • Смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его
  • Что такое смерть и что дальше? (Личный опыт клинической смерти)
  • Мое отношение к смерти. Эссе по психологии смерти, горевания и утраты
  • Разговоры с детьми о смерти и отношение детей к смерти.
  • Тема жизни и смерти в работе с подростками. Из опыта.
  • Гипотеза: О жизни и смерти и об инстинктах жизни и смерти…
  • 64 картины маленькой смерти или легко ли проживать чужую жизнь?
  • Новые Отношения После Смерти Любимого Человека - Это Предательство?
  • Как говорить о смерти? Как поддержать человека, который сейчас переживает утрату?
  • «Папа, а можно я не буду умирать?» Поговорим о смерти
  • Группы смерти ВКонтакте: как не попасть и что делать!???
  • Как идея смерти спасает человека
  • О времени, жизни и смерти
  • Смерть родителя. Как сказать ребенку о смерти?
  • Стресс как катализатор жизни или смерти
  • Как говорить с ребенком о смерти близкого человека?
  • Как рассказать ребенку о смерти близкого человека?
  • Как сказать ребенку о смерти близкого человека
  • Тема смерти и её значение для терапевтического процесса
  • Как выжить после смерти слишком близкого человека
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Феномены Жизни и Смерти, или Как избежать страданий по собственному трупу
  • Как преодолеть страх смерти: 5 напоминаний о жизни
  • Когда мы стоим на грани Жизни и Смерти – это о чем?
  • Страх смерти. В чем его польза? И как преодолеть.
  • Шаг второй...или жизнь во время смерти.
  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь