|
Феномен Смерти в мировоззрении человекаАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Одним из главных страхов всего человечества является страх смерти. С одной стороны, это проявление работоспособного инстинкта самосохранения, при котором на бессознательном и генетическом уровне передается программа эволюции человека. С другой стороны, страх смерти может иметь обратную реакцию, связанную с обесцениванием собственной жизни. "Зачем жить, если все равно умирать?". Страх смерти связан с некоторыми аспектами. В том числе в мироззрении человека с глубоких времен Смерть представляла собой Нечто мрачное и холодное. Возможно, подобный семантический смысл объясняется именно ощущением и восприятием физической смерти человека с характерными физиологическими признаками (закостенелость, обездвиженность, остывание тела и тд). Семантический аспект еще дополняет представление разных народов, в том числе славянских, о Смерти как Зиме. Так, в чешской рукописи имеется такое выражение: "po Puti wsei z vesny po Moranu". По пути от весны до Мораны. Весна ассоциируется здесь с детством, юность, началом жизни, в то время как старость, умирание с зимой. Рассматривая феномен смерти сквозь призму ментальности древних обществ, даже первобытнообщинную, стоит подчеркнуть, что многие археологические культуры и стоянки людей идентифицируются и исследуются именно по специфике захоронения умерших и практике погребальных культов. Акт смерти в первобытном мире ассоциировался со сном. Длительный, не похожий на привычный, обусловленный биологически. В то же время миповоззренческий потенциал человека нашел взаимосвязь между ночью и смертью. Ночь время сна и покоя. Смерть и Сон близнецы, по высказыванию Гомера, или "чада ночи" по Гесиоду. В русском языке об умершем говорят "усопший", что также отражает концептуальную основу мировоззрения. Мифологическое сознание древних людей нуждалось в материальном, зафиксированном представлении Смерти. Иными словами, человека интересовало, как выглядит Смерть? В этой связи мы переходим в ретрансляцию ассоциативных образов, перекликающихся с современными представлениями и суеверями о Смерти. Испокон веков птица является олицетворением или предвестником смерти. Так, по сей день залетевшая в дом птица может истолковываться человеком как знак смерти. В то же время множество суеверий о Смерти имеет связь с птицей. Например, карканье вороны, крик совы близ дома имеют ассоциативную связь со Смертью. Известны также и антропоморфные, человекообразные образы. В частности, Смерть в образе женщины, чаще всего уродливой, костлявой или вовсе в виде скелета. В то же время представления о Смерти в ментальности и мировоззрении ряда народов имеют общие корни и объяснения, равно как и восприятие Души человека. В Европе и России сохранились поверья о стуке в дверь или рядом с изголовьем больного. Характерно и то что представления о Смерти и регулировании поведения родственников умершего во многом схожи. Так, у евреев принято после смерти человека открывать окна и двери, чтобы Ангел Смерти вылетел беспрепятственно в иной мир. Весьма интересны правила поведения и в русской и славянской культуре в целом, в частности, запрет плакать матери об умерших детях, поскольку "младенец, который помер, то Богу свеча ушла ", при этом, учитывался возраст , если до семи лет умер, то непременно в рай попадет. Своего рода подобные толкования и суеверия, а также доверия суть развития человеческого сознания в освоении философско-этических категорий и норм. Это и защитные механизмы, пытающиеся рационализировать тот или иной момент, связанный со Смертью. Во многом представления о Смерти традиционно сакрализованы, то есть им придан статус особо значимого явления, во многом направленный на принятие смерти как неизбежного финала земной жизни. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|