Как сказать ребенку о смерти близкого человека

Тема смерти близкого человека по-прежнему остается табуированной для многих семей. О ней не принято говорить ни с умирающим родственником, ни с окружающими его или ее членами семьи. Ритуалы переживания личного горя сводятся к таким формальным мероприятиям, как организация похорон, отпевания в церкви, поминальной трапезы с обязательным употреблением алкоголя, призванного смягчить или заглушить трудные для "переваривания" скорбные чувства: тоску, уныние, беспомощность, гнев, вину, покинутость.

В нашей культуре эти чувства считаются, по умолчанию, опасными, разрушительными. Скорбящий человек заражает своим отчаянием других, вызывая у них ощущение беспомощности от незнания, чем можно помочь в такой ситуации. Беспомощность, в свою очередь, побуждает немедленно устранить ее источник, поэтому плачущего или кричащего от горя человека принято интенсивно успокаивать, прибегая к рациональным аргументам: "Не плачь, слезами уже не поможешь, не вернешь, надо жить дальше, надо взять себя в руки, у тебя дети" и т.д. Неумение быть рядом с горюющим человеком, незнание того, что это важно и полезно - поддерживать интенсивное выражение чувств в первые месяцы после утраты, часто приводит к превращению нормального горя в тяжелую депрессию, с которой справляться приходится значительно дольше и сложнее.

Как сказать ребенку о смерти близкого человека

Логично, что трудности в переживании собственного горя делают вдвойне сложным объяснение произошедшего ребенку. Ребенка чаще всего стараются уберечь, оградить от правды, боясь нанести еще не созревшей психике непоправимую травму. Приведу наиболее часто встречающиеся объяснения, к которым прибегают взрослые, на примере тяжелой ситуации смерти мамы:

- "Мама улетела на звездочку".

- "Мама уехала в командировку" (на неопределенный срок).

- "Мама лежит в больнице" (и год, и три, и пять лет).

- "Мама теперь на небе, она нас оттуда видит и заботится о нас".

В самых тяжелых случаях вопрос ребенка "где мама" просто игнорируется переводом разговора на другую тему, из чего чувствительный малыш делает вывод, что данный вопрос находится под запретом и задавать его нельзя, чтобы не расстраивать/не сердить оставшихся у него/нее близких людей.

Почему же подобные искажения факта смерти мамы могут повредить психике ребенка больше, чем правда, сказанная доступными для детского сознания словами?

Дети очень чувствительны ко лжи и умолчаниям. Огромное напряжение, которым становится заряжена в семье тема смерти, вызывает у ребенка сильную тревогу, а неизвестность побуждает психику к компенсаторным фантазиям (часто пугающим и болезненным).

Одни дети начинают навязчиво фантазировать вслух о том, что происходит там, с мамой, на небе или на звездочке, так что, через некоторое время, обеспокоенные родные вынуждены обратиться за помощью к психологу.

У других появляются ночные страхи, трудности засыпания, кошмарные сновидения, страх оставаться в одиночестве, страх темноты, энурез, навязчивые движения головой, нервные тики, беспричинные слезы, отказ ходить в школу или детский сад.

Ребенок может постоянно задавать вопрос "где мама?", а может избегать любого упоминания о матери, замыкаясь в себе или убегая, даже если взрослые упоминают ее в разговоре между собой. Так или иначе, умолчание не проходит бесследно. Маленький человек понес тяжелую утрату, и, чтобы жить дальше, мозг ребенка требует информации, не нарушающей связи с реальностью.

А что делают взрослые? По сути, все предлагаемые ими ложные объяснения исчезновения мамы являются отрицанием факта смерти, а значит, задействуют психотические способы совладания с тяжелыми чувствами, формируя у малыша предрасположенность к психологической неустойчивости и незрелости в более старшем возрасте. Что такое зрелая психика? Это психика человека, осознающего все, что с ним или с ней происходит, и способного переваривать свои чувства, не избегая их. Другими словами, воспитывая ребенка, мы учим маленькую девочку или маленького мальчика обращаться со своими чувствами так, чтобы не чувства владели детьми, а дети умели совладать со своими чувствами и не считали какие-то из них настолько опасными, чтобы надо было создавать альтернативную реальность. Взрослые же, умалчивая, недоговаривая или искажая информацию о смерти близкого человека, дают именно такой посыл: "Случилось кое-что очень страшное, но говорить об этом прямо запрещено, так как это очень опасно. Если ты узнаешь об этом, ты не сможешь жить дальше". В действительности, смерть - это неизбежная часть жизни, и ребенку необходимо получить опыт ее переживания в нормальном режиме, вместе со взрослыми.



Как же следует говорить с детьми о смерти?

Прямо, подбирая доступные возрасту слова, и не давая избыточной информации, если ребенок сам ее не запрашивает.

Ребенку 3 - 5 лет можно сказать, что мама умерла, и все мы очень грустим от того, что больше ее не увидим. Можно взять малыша на похороны, если рядом будет владеющий собой взрослый, способный объяснить ребенку, что происходящее там очень грустно, но нормально. Если при прощании с телом ребенок начнет плакать, этого не нужно пугаться. Естественно будет обнять его или ее, покачать, взять на руки, сказать: "Ты плачешь, потому что тебе очень грустно прощаться с мамой. Нам всем очень-очень грустно. Когда грустно, мы плачем, это нормально". Если позже ребенок начнет задавать вопросы, ставящие в тупик: "А когда мама опять придет? А маме там страшно под землей? А она может там дышать? А что она там кушает? А она скучает там по мне?", то отвечать на них следует точно так же - правдой, но высказанной доступными словами. Например: "Мама уже не придет. Когда человек умирает, он уже не может вернуться. Нет, ей там не страшно. Когда человек умирает, он больше ничего не чувствует. Нет, маме не нужно дышать под землей - дышит только живой человек. Кушают тоже только живые люди. Ты, наверное, сам скучаешь по маме? Давай придем домой и вместе посмотрим ее фотографии? Я тоже по ней очень скучаю".

Не следует вдаваться в долгие и пространные разговоры о смерти, уходить в философствование. Лучше стараться отвечать коротко и исчерпывающе, возвращаясь к трудной, но такой важной теме по мере взросления ребенка, который  постепенно будет задавать все новые уточняющие вопросы.



Просмотров: 490
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Лучше бы ты умерла" или "мама, мне больно, страшно..."
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Как я поняла, что я "достаточно хорошая мама", или трудности новой идентификации.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • "Я думаю о смерти... Это нормально? или Как предотвратить суицид".
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Мама, папа, я -счастливая семья!.." - а если все не так?
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Неэмоциональная мама или... "что-то не то с Кевином"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Не очень-то и хотелось" Как хотеть так, чтобы случалось
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь