Как говорить с ребенком о смерти близкого человека?

 Семья, перенесшая горечь утраты, проходит длинный и тяжелый путь, прежде чем восстанавливает ход жизни, привычный для всех членов семьи. В такой ситуации взрослые по отношению к детям часто выбирают стратегию «кокона». Малышу не сообщают страшную новость, отсутствие близкого человека объясняют некой причиной («позвали на работу», «уехал по делам» итп.). В некоторых семьях пытаются поддержать эффект присутствия: передают малышу подарки, гостинцы, сообщения от умершего родственника.


 Бывает и так, что тема исчезновения близкого родственника в семьях не затрагивается вообще. Взрослые максимально избегают вопросов: «А где мама-папа?», стараясь сделать вид, что ничего не произошло и переключить ребенка на любую другую деятельность. Причина этому ясна и понятна: взрослый желает защитить и уберечь малыша, создать непробиваемый щит, надеясь, что в силу небольшого возраста ребенок со временем и вовсе забудет о произошедшем. Вредные советы близких родственников часто именно так и звучат: «Не говори детям ничего. Маленькие еще. Подрастут и сами не вспомнят. А станут постарше – тогда и расскажешь.» Взрослые, находящиеся под гнетом собственных тяжелых переживаний, сами нуждающиеся в поддержке и помощи, делают вывод, что лучше ничего не знать, чем пройти через ад потери.

Как говорить с ребенком о смерти близкого человека



Оправдана ли такая стратегия? Категорически -нет. Зачастую такой подход только усугубляет состояние ребенка. Эмоциональный интеллект детей, их восприимчивость и способность анализировать поведение окружающих -гораздо выше, чем принято считать в нашей культуре. Ребенок, которого родители помещают в «кокон неведения», оказывается в ситуации прямо противоположной той, которую пытаются воссоздать взрослые. Ребенок даже по отдельным словам, реакциям, тону голоса, повышенному-сниженному вниманию к себе, по изменившемуся распорядку дня понимает, что произошло что-то из ряда вон выходящее, что-то перед чем бессильны даже взрослые. Когда эта информация накладывается на внезапное исчезновение из жизни значимого взрослого (вкупе с полным или частичным отрицанием произошедшего со стороны других взрослых) – у ребенка повышается тревожность и возникает острая потребность хоть как-то вписать происходящее в его представления об устройстве мира. Ребенок не только не получает навык переживания кризисных ситуаций,  но и обретает багаж неопределенных и пугающих эмоций, чувств,  мыслей, умозаключений, на основе которых легко развиваются навязчивые страхи, деструктивные модели поведения.

Что же делать взрослому? Самая действенная стратегия: дать ребенку опыт преодоления кризисной ситуации и совладания с ней.
     

  Потенциально травмирующую информацию должен сообщать ребенку наиболее близкий к нему взрослый. Правильно выберите время. Вы сами должны быть максимально стабильны и держать себя в руках, ребенок -находиться в спокойном, сосредоточенном состоянии. Малышей лучше посадить к себе на колени, к более старшим детям – сесть максимально рядом. Говорите простыми, короткими предложениями, философствование с детьми неэффективно.

  В случае с маленькими детьми- будьте готовы к вопросам. Постарайтесь максимально просто и честно ответить на них, даже если они будут носить наивный характер или их содержание покажется Вам недостаточно уважительным. Помните, что ребенку необходимо максимально полно включить произошедшее в его картину мира, и он будет стараться уточнить все детали, которых не понимает.

  Обязательно расскажите ребенку о том, как теперь будет жить Ваша семья, расскажите о ближайших планах и обязательно выполните их. («Сегодня мы ляжем спать раньше в 8.30; завтра мы проснемся, позавтракаем и к нам приедет бабушка… и.т.п.») Таким способом Вы дадите ребенку ощущение стабильности, это поможет малышу справится с происходящим. При разговоре с ребенком ориентируйтесь на собственные светские и религиозные убеждения, но помните, что главный посыл этой беседы заключается в том, чтобы дать понять ребенку: «наша жизнь будет другой, но будет продолжаться, вокруг тебя есть много людей, которые любят тебя и будут заботиться о тебе как и раньше».

 Не стесняйтесь сказать о своих чувствах, но постарайтесь избежать слишком бурного, пугающего проявления этих чувств, также, как и не стоит отрицать перед ребенком тот факт, что Вам грустно и тяжело.Это даст ребенку навык понимать и принимать свои собственные чувства и чувства других людей, уменьшит риск развития негативных последствий.

 Не стоит в этот период осыпать ребенка подарками или делать послабления в режиме дня. Чтобы не случилось, привычный режим, питание, формы личной гигиены и ухода за собой должны сохранятся не только у детей, но и взрослых членов семьи. Помните, что чем больше попустительств в качестве жизни будет допущено, тем тяжелее со временем  войти в стабильное, привычное течение жизни.

 Не стесняйтесь при необходимости попросить помощи у близких, обратиться за помощью к специалистам. Все это поможет Вам сохранить в кризисной ситуации себя, свою семью и поможет сформировать у ребенка адекватные механизмы защиты.



Просмотров: 447
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • То, о чем все молчат, или пытаются сделать вид, что ничего не происходит
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • О середине жизни... И о том, что будет потом... (женщинам прочитать обязательно!!!)
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • “Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!”
  • Как показать ребенку/взрослому, что вы его любите?
  • Фразы-стереотипы. То, что не стоит говорить своему ребенку или истинное содержание фраз-посланий
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Упражнение “Что было, что будет, чем сердце успокоится”
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Все, что мы хотим от других, мы можем дать себе сами.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Мама, купи мне!!! Что сколько стоит - как объяснить ребенку?
  • Что будет, если в ситуации никого не винить?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Как сказать ребенку, что папа сидит в тюрьме
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Как сказать ребенку о смерти близкого человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь