Как сказать ребенку о смерти близкого

Есть вещи, которые редко обсуждаются, поскольку наполнены страхами. Пожалуй, самая табуированная из них - это смерть. Вопрос о том, стоит ли говорить о смерти, и если говорить - то как, встает особенно остро, когда он касается разговора с детьми о том, что близкого человека больше нет. С одной стороны, взрослые понимают необходимость такого разговора, с другой стороны, это понимание вступает в конфликт с тревогой за благополучие ребенка. Особенно сложен такой разговор, если сам взрослый с темой смерти глубоко на "Вы" и старается избегать ее в повседневной жизни из-за своих внутренних страхов или других сильных чувств. Это действительно сложно, но вместе с тем и важно, и я горжусь теми родителями, которые задумываются о таких вещах.

Я постараюсь описать основные моменты, на которые стоит обратить внимание, если в семье происходит горе и умирает близкий человек.


1. Не скрывать. Дети всегда чувствуют, что в семье что-то происходит, а при свойственном, особенно дошкольникам, эгоцентризме, склонны искать причину расстройства и переживаний близких в себе. 


2. Рассказать о смерти максимально простыми словами. "Бабушка умерла" для ребёнка понятнее, чем "покинула", "ушла" и прочие метафоры, оставляющие недосказанность и простор для тревоги.


3. Желательно, чтобы сообщил о смерти самый близкий ребёнку человек, обычно мама или папа, но при условии, что сам взрослый не находится в состоянии истерики и может себя контролировать и поддержать ребёнка.


4. Быть готовыми к разным реакциям. Смерть для детей - это сродни вопросу "откуда я взялся", в котором содержится интерес об устройстве мира. Нормальны для ребёнка вопросы в ответ на трагическое известие из серии "а бабушка будет мне с облака конфеты бросать"? Окружающим можно объяснить, что это первая реакция и горевание наступит позже.


5. Вероятно, ребёнок будет задавать вопросы "а я тоже умру?", "а мама с папой умрут?", "а что происходит потом?" - быть готовыми обсуждать тему смерти и ответить на многие вопросы, учитывая ваши религиозные и иные убеждения, честно, но стараясь не напугать ребёнка. (Например, "да, мы умрем, но это будет очень-очень нескоро: ты вырастешь, у тебя уже будут свои дети, а может, и внуки"). Если ребёнок проигрывает темы смерти (игра в кладбище и пр.) - так он обрабатывает событие, это нормально.


6. Ребёнку крайне важна стабильность и предсказуемость. Хорошо поддерживать те же режим дня и ритуалы засыпания, по возможности - сохранить место жительства ребёнка. Важно рассказать ребёнку, что в его жизни все останется так же (или что изменится: например, он переедет жить к папе, у него будет своя комната, он сможет забрать свои игрушки, будет встречаться со своими друзьями, ходить в ту же школу и пр.)


7. Дать возможность попрощаться с близким человеком. Это важно в любом возрасте, и детям тоже. Вопрос о том, присутствовать ли ребёнку на похоронах, - отдельная тема и зависит от многих моментов (в первую очередь, будет ли рядом эмоционально выдержанный близкий взрослый, который сможет следить за состоянием ребёнка, быть на нем сконцентрированным и увести, при его желании или необходимости). Попрощаться можно и другими способами: сходить на кладбище, принести игрушку, поговорить с фотографией, погоревать и поскучать вместе.


8. Чего делать не надо: "ссылать" ребёнка (например, к другой бабушке), особенно - без самого близкого взрослого рядом и без объяснения причин происходящего: это может заставить его почувствовать себя "на обочине" семьи, отвергнутым, возможно, и испытывать чувство вины ввиду описанного выше детского эгоцентризма, страх возвращаться обратно. Если так случилось, объяснить причины происходящего.


9. Не стоит задаривать ребёнка игрушками и всячески отвлекать: это мешает прожить горе, чтобы оставить его позади, и, опять же, демонстрирует страх взрослых и их уход от темы смерти. Тёплое отношение, ненавязчивая, но ощутимая поддержка, чуткость, открытость и любовь к ребёнку - намного важнее.


10. Дать ребёнку право жить и чувствовать, разделяя со своей семьёй радости и горести, но стараясь избегать крайностей (истерик при ребёнке, посвящения его в красочные детали смерти, заставлять целовать и вообще подходить к покойнику, если он сам не хочет, и пр.).

В тяжёлых событиях есть и ресурс - это чувство принадлежности своей семье, понимании того, что в жизни бывает грустно и горько, но люди с этим справляются  вместе и получают поддержку и любовь близких.

После смерти близкого взрослого возможны такие детские реакции как страхи, энурез и пр. Если они длятся более двух месяцев, имеет смысл обратиться к неврологу и детскому или семейному психологу.



Просмотров: 447
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я думаю о смерти... Это нормально? или Как предотвратить суицид".
  • "Группы смерти", или как уберечь ребёнка?!
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Это же бабушка.. Как общаться, чтобы не испытывать чувство вины?"
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Когда станет легче после смерти близкого? Как отпустить умершего? Методика "Паттерн прощания"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь