С момента появления так называемых «групп смерти» родители подростков обеспокоились длительным нахождением детей в социальных сетях. Чаще всего родители ограничивают доступ. Если это не возможно, то контролируют, просматривают страницы без ведома детей, создают фейки, добавляются в друзья. Усиление контроля связано с отчаянием, страхом, чувством беспомощности. Эти чувства не имеют ничего общего с доверием. Поэтому, первое, чего лишаются дети-подростки, это искреннего общения, диалога, основанного на доверии. Отчаяние, страх и чувство беспомощности родителя на бессознательном или вполне осознанном уровне понятны ребенку. Поэтому ребенок лишается еще и опоры, уверенности. Если родитель не уверен в себе, в своем ребенке, то ребенок вынужден полагаться на себя, на людей, вызывающих доверие, сверстников. Отношения с родителем, лишенные надежности и доверия, заполняются контролем, взаимными обидами и ссорами.
Что ребенка привлекает в группах смерти? Почему именно подростки становятся жертвами? Действительно ли зло находится по ту сторону экрана? Разберёмся с этими вопросами по порядку.
Возрастные особенности подростков таковы, что каждый ребенок с наступлением возраста «гормональной перестройки» и психосексуального развития, чувствует себя «повзрослевшим», а это для каждого значит своё. Для детей, которые стремятся к самостоятельности, отсутствие критичности в установлении контактов является характерной чертой. Это происходит в связи с тем, что ребенок проходит естественный для этого периода процесс деидеализации родителей и пересмотра взглядов? представлений. Встречая у родителей сопротивление начавшемуся процессу деидеализации, подростки ищут опору вне семьи, в среде сверстников, других взрослых, которые готовы не только оказать им поддержку, но и дать им столько внимания, сколько потребуется. Недостаток внимания и отсутствие «серьезного» отношения к формирующимся взглядам, а иногда и полное отсутствие интереса, создают предпосылки для «ухода» в виртуальную среду, где все «по-серьёзному», при чем настолько, что речь идет не об умозрительных вещах, а о совершенно конкретной смерти. Власть рождения некогда принадлежала родителям, а теперь сам подросток может распоряжаться своей жизнью. И это «вызов» родителям, прежде всего.
Злость и агрессия, которые выразить «идеальным» родителям не возможно, отыгрываются через прохождение ситуаций с риском для жизни. Отыгрывается и бессознательное для ребенка чувство вины и стремление к наказанию. Условия, позволяющие отыграть разрушительный сценарий, высвобождают накопленные чувства — злости, агрессии и вместе с тем чувства вины, обиды, поэтому становятся привлекательными для детей. Руководителями групп используются чувство взрослости подростка, контроль, основанный на поддержке подавленных, крайне разрушительных чувств. Создаются такие условия игры, при которых чувства отыгрываются. Облегчение, как результат отыгрывания, делают приятным для ребенка существующий контакт. И это понятно, ведь контакт основан на понимании внутреннего мира переживаний ребенка. Чувство одиночества, характерное для этого возраста, уходит, депрессия сменяется эйфорией от отреагирования подавленных переживаний, и ребёнок получает «облегчение» и таким образом затягивается в игру с печальным концом. Смерть является закономерным концом игры, ведь смерть — это «вызов», единственный «способ освобождения», «протест».
Как бы не было грустно осознавать, но становится очевидным — отсутствие доверия в отношениях, контакта с ребенком, гармонии в детско-родительских отношениях, внимания, сопряженного с любовью и принятием, становится в современном виртуальном мире смертельно опасным.
Поэтому если вы:
- перестали доверять ребенку,
- отчаяние и страх поселились в вашей душе,
- контроль стал единственным способом воспитания,
обращайтесь за профессиональной помощью психолога, который поможет вам придти к доверию и гармонии в отношениях!