А если ребенку будет скучно в первом классе?

Как часто родители боятся, что ребенок тщательно подготовленный к школе почувствует скуку и разочаруется в школе и учебе и поэтому выбирают школу с интенсивной, усложненной, нетрадиционной программой.

Вопрос этот очень многоплановый.

Во-первых, кто эти дети которым может стать скучно? Родители определяют в эту зону риска детей, которые уже умеют хорошо читать, писать прописными буквами и считать (прямой счет до 100, уверенно складывать в пределах 10).В этой ситуации встает вопрос, а что они будут делать в 1 классе, чему учиться, получается они будут ждать всех остальных?

Во-вторых, кто эти переживающие родители? Конечно все они очень разные, но  можно выдели две большие группы.

В одну входят родители, которые очень озабочены тем, чтобы ребенок был не хуже других, а желательно лучше, и наиболее удобный способ оценивать успешность ребенка по формальным категориям - оценкам в школе, местам на олимпиадах, рейтингам школы, класса. Поэтому такие родители подготовку к школе начинают как минимум лет с 4-х и ни на мгновение не желают остановливаться - им постоянно нужны результаты.  Это родители которые загружают ребенка по полной, что к сожалению приводит к подавлению собственной познавательной активности ребенка. Ребенок становится потребителем, объектом в который загружают знания. И, соотвественно, при прекращении поступления новой информации, ребенок замирает, нарушается привычный способ его функционирования, а самостоятельной и нестандартной деятельности его никто не учил.

Есть и другие родители, которые наоборот очень включены в процесс развития творческого потенциала ребенка, нередко для этого приходится очень много вносить изменений в условия жизни, обучения, круга  и формата общения ребенка. В этой ситуации детям трудно и скучно в школе потому, что следовать и подстраиваться под других они не умеют - до этого все вокруг подстраивались под них.

В стремлениях обоих типов родителей есть свое рациональное зерно, и только излишняя зацикленность на крайностях приводит к реальным сложностям для ребенка. 

Так что же может дать самая обычная школа таким детям?
Задачи первого класса это не только освоение вышеперечисленных базовых навыков письма, чтения, счета. Ребенку нужно освоить новую социальную роль:

  • научиться брать необходимую долю отвественности за себя и свои действия. Кто виноват, что нет  в пенале карандаша? Кто виноват, что в тетради не отмечено домашнее задачие ? Кто виноват, что пропала сменка, шапка?
  • научиться содержать в порядке свое рабочее место, рюкзак, школьную форму;
  • научиться составлять свое расписание (на день, неделю, семестр) и следовать ему;
  • научиться оценивать свое состояние (физическое и эмоциональное) и знать способы которые помогают лично ему восстанавливать силы;
  • научиться выполнять домашние задания (определять последовательность, объем на 1 раз, уметь проверять свою работу);
  • научиться самому ориентироваться в новом месте и если необходимо просить о помощи (как дойти до своего класса, библиотеки, раздевалки, столовой если нет рядом учителя, а далее и как дойти до школы и домой);  
  • научиться быть частью группы (уметь сопоставлять свои интересы и интрессы группы), ребенку хочется бегать, тогда когда класс идет в столовую, ребенку надоело/неинтересно/трудно выполнять задание, а у класса все наоборот;
  • научиться слушать и выполнять указания учителя, даже если это пресловутые клеточки между классной и домашней работой, правильно воспринимать урок, истинный смысл действий преподавателя, его профессиональную роль;
  • научиться строить отношения с учителями и сверсниками, выражать свое мнение уважая собеседника, отстаивать свои интересы, разрешать конфликты, научиться дружить и защищать себя,
  • научиться самостоятельно оценивать свои достижения, и соотносить их внешней оценкой, то есть фактически уметь устойчивую самооценку, самоотношение не разружающиеся от критики, уметь проигрывать,  принимать свои неудачи;
  • научиться  сопереживать своим однокласникам, радоваться достижениям других, окзывать им помощь;
  • понимать значение дисциплины в школе, уметь управлять своим поведением.

Конечно обучение всем этим навыкам невозможно  без соотвествующей поддержки учителя, и родителей, разъяснения ему смысла всех этих действий  и условий и займет оно не только первый класс, а всю начальную школу, но начало должно быть положено именно в первом классе.

Если родители в полной мере правильно понимают задачи школьного обучения, которые не сводятся к повышению способности опрерировать буквами и цифрами, а включает и личностное и социальное развитие ребенка, скучно ему никогда не будет.

Если ребенок в первом классе не тратит бОльшую часть своей энергии на обучение новым навыкам, у его остаются силы на личностное развитие.

А откуда вообще берется скука? Скука появляется когда нет задач, проблем для решения. Но ведь задачи могут быть поставлены не только учителем согласно программе обучения, но и дополнительно с учетом интереса ученика, они могут ставиться и родителями (особенно в рамках совместной с ними деятельности).

Если ребенок уверенно пишет - можно писать открытки или сочинения. Если ребенок хорошо читает - читать интересные ему книги, а не только то что задают, развивать не скорость, а например выразительность чтения, или литературные навыки. Юным математикам можно давать логические, творческие задачи. Очень важно чтобы в процессе этого направленного углубленного изучения, ребенок учился оценивать свои достижения не только сравнивая себя и других, но и относительно себя же.

Но главное  это замечательный повод (если ранее ребенок этому не обучился ) научиться самому управлять своим любопытсвом в рамках социума.



Просмотров: 735
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если родители не поддерживали в детстве. Как научиться это делать самому.
  • Как научиться оценивать свои действия и поступки?
  • Постоянная драма как способ почувствовать себя живым: а что если научиться просто жить?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как научиться понимать свои эмоции и управлять своим эмоциональным состоянием?
  • Как научиться строить отношения с мужчинами? Как стать уверенной в себе? Что делать если неудачный секс?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Как научиться принимать себя? Или важно уметь принимать розу вместе с ее шипами.
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Плачущий, травмированный, контролирующий внутренний ребенок или как научиться любить себя.
  • «Женское счастье - милый очень хочет!» - кто виноват и что делать, если партнёр охладел?
  • Что необходимо знать о восприятии, чтобы научиться управлять им.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок в школе всех задирает. Как его от этого отучить
  • Психотерапевтическая сказка для детей, которые не верят в себя и не пытаются чему либо научиться.
  • Как научиться отказывать и почему полезно уметь говорить «нет»
  • Психологический лайфхак, или как научиться понимать самих себя и других
  • Сказать «Нет!»: почему это бывает трудно и как этому научиться?
  • Чтобы научиться говорить, нужно уметь слышать
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • О том, как научиться радоваться жизни, даже если жизнь не спешит вас радовать приятными сюрпризами.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Научиться «быть собой», а не «что-то из себя представлять»
  • Что значит любить и ценить себя и как этому научиться



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь