Возраст детства и зрелый возраст влияют на восприятие опыта и мысли о смерти. Зрелая, взрослая концепция смерти включает понимание того, что смерть окончательна и необратима, что смерть представляет собой конец жизни, и что все живое умирает. Большинство исследователей обнаружило, что по мере того, как дети вырастают, они развивают все более приближенное к зрелому понимание смерти.
Детство
Большинство исследователей утверждают, что младенцы не имеют даже зачатков концепции смерти. Однако когда младенцы привязываются к воспитателю, они могут испытывать потерю или разлуку и сопутствующую тревогу. Но дети младшего возраста переживают время не так, как взрослые. Даже краткие разлуки могут переживаться как полные потери. Для большинства младенцев возвращение воспитателя обеспечивает продолжение существования и снижение тревоги. Мы знаем очень мало о действительном переживании младенцами тяжелой утраты, кроме того, что утрата родителей, особенно если воспитание не возмещено, может негативно влиять на здоровье младенца.
Даже дети в возрасте 3-5 лет имеют мало или вовсе не имеют идей относительно значения смерти. Они могут спутать смерть со сном или растерянно спросить: «Почему оно не двигается?» Дошкольники редко расстраиваются при виде мертвых животных или при упоминании о том, что кто-то умер. Они верят, что человека можно спонтанно воскресить с помощью магии или дав ему еду или лекарство. Маленькие дети часто верят, что действительно умирают лишь те люди, которые хотят умереть, или плохие или неосторожные люди. Они также могут обвинять себя в смерти кого-то, кого хорошо знают, алогично обосновывая, что событие произошло потому, что они ослушались покойного.
Иногда в среднем и позднем детстве эти алогичные пути концептуализации смерти открывают направления для более реалистичного осознания смерти. В одном из ранних исследований детского восприятия смерти дети 3 – 5 лет отказываются признавать, что смерть существует, дети 6 – 9 лет верят, что смерть существует, но случается только с некоторыми людьми, и дети от 9 лет и старше признают конечность и универсальность смерти. Большинство психологов утверждают, что честность – лучшая стратегия в дискуссиях о смерти с детьми. Рассмотрение идеи как неприличной считается неуместной стратегией, все-таки большинство из нас выросли в обществе, в котором смерть редко обсуждалась. В одном из исследований было оценено отношение 30.000 молодых взрослых к смерти. Более 30% сказали, что они не могут вспомнить, что обсуждали смерть в детстве; такое же количество сказало, что, хотя смерть и обсуждалась, обсуждение велось в неуютной атмосфере. Около одного или двух респондентов сказали, что смерть бабушки или дедушки была их первой встречей со смертью. _________________________________________ Использованная литература: "Life-Span Development", John W. Santrock
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.