«Папа, а можно я не буду умирать?» Поговорим о смерти

Автор статьи: Олеся Русак
— Я лучше постараюсь быть здоровою и не умереть.
(Шарлотта Бронте, «Джен Эйр»)

Так или иначе, но каждый из нас знает, что рано или поздно он умрёт. И каждый справляется с этим знанием как может. Что говорит об этом современная психология? Поговорим о смерти (под смертью в данной работе будем подразумевать прекращение жизнедеятельности физического тела).

 Старуха с косой

Американский психотерапевт и наш современник Ирвин Ялом провёл ряд исследований, в которых показал, что страх смерти появляется у человека в довольно раннем возрасте, примерно в 4-6 лет. В этом возрасте дети уже могут наблюдать уход из жизни пожилых родственников, домашних питомцев, обращать внимание на увядание природы. И вдруг приходит понимание: «придёт и мой черед». Дети в ужасе кидаются к родителям:

 - Мамочка, папочка! А можно я не буду умирать? Неужели и я умру?!

 Часто на такие вопросы родители отвечают что-то вроде «Нет, ты не умрешь» или «Это будет очень не скоро, когда ты состаришься».

 Первые попытки борьбы со смертью включают её персонификацию. Когда смерть представляется не как неконтролируемая сила, а как «Старуха с косой», «Гроб на колёсиках», «Привидение», складывается впечатление, что она – это что-то внешнее, с ней можно договориться, обмануть. Спастись.

 В подростковом возрасте вступает другой вид борьбы, а именно – вызов. Дети начинают шутить над смертью, надевать футболки с черепами, ходить на кладбища. Эдакая позиция сверху вниз. Я смеюсь над тобой, а значит – я сильнее.

 Становясь взрослыми, люди просто стараются о смерти не думать, - сознательное «забывание» знания.

 Можно увидеть четкое соответствие между <грубыми> стадиями взросления ребенка (развитием свойств его психики) и способами его борьбы со своей тревогой:

1) дети (примерно до 6-7 лет) – осознание собственной единственности, уникальности; раз я отдельный субъект, значит и Смерть – отдельный субъект,

2) подростки (около 16 лет) – раскрытие культурного слоя; борьба с помощью средств культуры: юмора, вешней атрибутики, ритуальных действий,

3) взрослые - начало выражения во внешний мир своих свойств; и тут возможны два пути, но об этом ниже.

 Вспомним, что Ирвин Ялом пишет в своей книге «Экзистенциальная психотерапия»: «…сначала неодушевленные объекты воспринимаются как наделенные жизнью и волей. Примерно с начала седьмого года ребенок считает живым лишь то, что движется, между восемью и двенадцатью годами – то, что движется само по себе, и впоследствии понятие живого все более приближается ко взрослому».

 Бегство от…

Профессор психиатрии в Йельском университете Роберт Джей Лифтон выделяет следующие пути достижения «бессмертия»:

1) биологический (потомство, оставленное после себя),

2) теологический (жизнь на ином плане существования),

3) творческий (личные творения, личное влияние),

4)  путь вечной природы (мы продолжаем жить благодаря тому, что принадлежим круговороту жизненных энергий природы),

5) путь превосхождения (внутренний опыт трансцендирования эго, «потери себя» в переживании столь интенсивном, что время и смерть исчезают и мы остаемся жить в «непрерывном настоящем»).

 Я и мы

Здесь мы вплотную подошли к вопросу о путях реализации развитых свойств, к которому выше обещали вернуться.

 Смерть – великий уравнитель. Никакому индивиду её не избежать. Но мы, люди, пытаемся это сделать. Ялом замечает, что есть два основных направления, которым обычно следуют люди, касаясь этого вопроса.

Унификация. Когда человек сознательно или бессознательно дистанцируется от других людей, отделяется от них. Может, замыкается в себе, может, уходит жить в лес. Паттерн такого поведения – это мысль, что я не такой как все, уникальный, избранный. И дальше: а раз я другой, значит, участь обычных людей мне не страшна. Можно сравнить это с реализацией развитых свойств в себя, интроверсией. Задачка на сообразительность: избежит этот уникум смерти?

 Универсализация. Осознание себя как части целого. Полное растворение в большем объеме. Это как влюбиться: всё равно, что будет со мной, лишь бы ему было хорошо. Оставаясь частью большего, ты никогда не перестанешь быть, пока есть это большее, в данном контексте – человечество. Сравним с реализацией развитых свойств наружу, экстраверсией. Избежит ли этот человек смерти?

 Нет и нет.

 Когда я поступаю правильно, всем кажется, что всё идёт само собой

Закончить хочется на оптимистичной ноте. Природа ничего не делает «просто так» (ну, лично мне хочется в это верить!). И если мы поступаем правильно с точки зрения природного замысла, нам хорошо. Дофамин и все такое. Раз все равно умирать, может потратиться на то, что понять, что именно для тебя – хорошо, что тебе приносит радость? И делать именно это? С поправкой на здравый смысл и любовь к ближнему, конечно.




Просмотров: 773
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мне 25, и я не хочу умирать. Что делать если сильный страх смерти?
  • Что такое смерть и что дальше? (Личный опыт клинической смерти)
  • Дети спрашивают о смерти. Часть 1. В каком возрасте это бывает?
  • Что и когда дети знают о смерти?
  • О смысле жизни и о смерти (И. Ялом)
  • Страх смерти: как пережить смерть близкого человека
  • Ребенок и смерть. Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека
  • Думали ли вы когда-нибудь о том, что чувствуют ваши дети по поводу вашей смерти?
  • Йольский кот идёт за тобой… или «хорошо ли ты вёл себя в этом году?!»
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его
  • Почему дети плохо себя ведут: о неудовлетворенных потребностях и недостаточно развитых навыках
  • Особенности представления о смерти в подростковом возрасте
  • Ребенок и смерть. Часть 2. Первые встречи со смертью
  • Ждать можно только смерти
  • Можно ли говорить с детьми о смерти?
  • Можно ли говорить с детьми о смерти?
  • Между мной и тобой: что бывает, когда дети встают между родителями
  • Если все хорошо, то отличить оптимиста от пессимиста – можно лишь по физиономии
  • Страх смерти: своей и близких людей (ответ на вопрос клиенту)
  • Смерть родителя. Как сказать ребенку о смерти?
  • Как страх смерти может стать лекарством от прокрастинации
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Можно ли изменить дату смерти? (Нелинейные законы риска)
  • Дети спрашивают о смерти. Часть 2. Как ответить на вопросы детей?
  • Взрослые и дети: другая сторона информирования о группах смерти - индивидуальный фактор.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь