Почему дети плохо себя ведут: о неудовлетворенных потребностях и недостаточно развитых навыках

Все дети время от времени ведут себя раздражающе, вызывающе, провокационно или агрессивно. И конечно, не всегда дети ведут себя в соответствии с нашими ожиданиями: иногда капризничают, порой не слушаются, а временами и вовсе кажется, что делают что-то нам назло. И прежде чем пытаться каким-то образом справиться с таким «плохим» поведением, полезно бывает понять, почему же они ведут себя именно так? И только ответив на вопрос о причине «плохого» поведения можно найти эффективные способы справляться с ним.

Почему дети плохо себя ведут о неудовлетворенных потребностях и недостаточно развитых навыках

Итак, начнем с того, что дети изначально не ведут себя «хорошо» или «плохо»: эти слова – наша, взрослая, оценка поведения, которая рождается из социальных норм о том, что приемлемо в обществе, а что — нет. Когда родитель говорит: «Он плохо себя ведет», — он чаще всего имеет в виду, что поведение ребенка вызывает сложности у самого родителя («Я ему раз сказал, два сказал, а он по-хорошему не понимает!»), или поведение не одобряется социумом («Нельзя устраивать истерику на людях!»). На самом же деле, такое поведение корректнее называть трудным. Потому что нам, родителям, трудно с ним справляться, трудно на него реагировать, трудно его изменить. Верность такого определения становится очевиднее на примере того, что с одним и тем же поведением ребенка бывает легко справиться одному родителю, а другой родитель, сталкиваясь с подобным поведением своего ребенка, никак не может с ним совладать. Отсюда все эти любимые советы хорошо и мало знакомых людей: «Ну ты нашла проблему! У моего тоже так было, я сделала то-то и то-то, и все прошло!» или «А ты скажи ему вот так …, и все исправится».

Дети ведут себя хорошо, если их потребности удовлетворены.

Теперь предлагаю сделать один шаг назад в понимании трудного поведения детей. Любое поведение человека (в том числе маленького человека, то есть ребенка) обусловлено некой потребностью, которую он удовлетворяет. Самые банальные примеры: у нас есть потребность в воде и пищи, поэтому мы готовим еду и кушаем; у нас есть потребность отдыхе, поэтому мы спим; у нас есть потребность в любви и заботе, поэтому мы ищем себе постоянного партнера и так далее. Конечно, бывают всяческие наслоения (например, интроекты, стереотипы и убеждения – адаптивные и дисфункциональные), которые влияют на наше поведение, но если мы говорим о ребенке, то они еще не имеют решающего значения.


Какие же потребности есть у ребенка? Я оставлю в стороне физиологические потребности (в воде, пище, сне и так далее), и выделю потребности более высокого уровня, которые есть у каждого без исключения ребенка:

• Хорошо себя чувствовать (не испытывать страданий, не бояться, не делать что-то очень неприятное, и наоборот – получать удовольствие, радость, наслаждение);
• Быть любым, принятым, нравиться (своим родителям, сверстникам, учителям), в том числе быть уверенным, что от него не откажутся;
• Быть нужным, чувствовать принадлежность, знать свое место в семье;
• Расти в бесконфликтной обстановке (в особенности в отсутствии ссор и ругани между родителями);
• Быть успешным (в отношениях с родителями, друзьями и учителями, а также в учебе, спорте, увлечениях);
• Получать внимание, быть услышанным, понятым;
• Знать «правила игры» и границы дозволенного (подробнее об этом читайте в статье);
• Расти, развиваться, реализовывать свои способности;
• Иметь свое мнение, свои вещи, личное время и личное пространство, иметь возможность уединения и одиночества.

Из этого списка видно, что у детей на самом деле много потребностей, и это естественно, что некоторые из них не всегда выполняются, даже самыми образцово-показательными родителями. Тем не менее, каждая потребность должна быть удовлетворена, если мы хотим, чтобы ребенок вел себя «хорошо». Когда какая-то потребность ребенка не заполнена, он делают все, чтобы привлечь наше внимание: каждая мама прекрасно помнит времена, когда грудничок плакал, если хотел кушать или испытывал боль от прорезывающихся зубок; когда к концу дня или перед дневным сном уставший малыш начинал хныкать и капризничать; когда в очереди в поликлинике ребенок начинал бегать и смотреть все вокруг, испытывая скуку от неинтересной деятельности и жажду познания окружающего мира. В младшем возрасте родители чувствительны к нуждам малыша и находчивы: они берут с собой закуску на случай, если ребенок проголодается, игрушки, чтобы ребенок был чем-то занят, укладывают спать в определенное время и так далее.

По мере взросления ребенок «обрастает» ожиданиями и требованиями(«Хватит, ты уже не маленький!», «Скоро в школу пойдешь, а зубы чистить до сих пор забываешь», «Вот вырастешь – неряхой будешь, такой бардак в комнате!), и родитель зачастую теряет связь с потребностями ребенка в погоне за привитием социальных и культурных навыков.

 Итак, вернемся к главной мысли: любое поведение ребенка, в том числе и трудное, можно понять с точки зрения того, какую потребность он в данном случае насыщает. При этом одно и то же поведение у разных детей может быть обусловлено разными потребностями. Например, ребенок может устраивать истерики, потому что:

а) не чувствует себя нужным и любым, ему не хватает позитивного родительского внимания, и поэтому он готов даже на такое «деструктивное» внимание от родителей;
б) возможно, брак родителей висит на волоске, они постоянно ругаются или тихо терпят друг друга, а ребенок, чувствуя эту враждебность, начинает всяческими способами привлекать на себя внимание, чтобы у родителей была общая тема для разговоров, объединяющая их обоих задача, которую нужно решить;
в) возможно, родители испытывают неуверенность в себе, сомневаются в своей родительской компетентности и не решаются вводить четкие правила и границы дозволенного, проявляют непоследовательность в воспитании (сегодня можно, а завтра – нельзя; мама запрещает, а папа разрешает), таким образом потребность ребенка знать «правила игры» и границы дозволенного не удовлетворена, тревога растет и трансформируется в капризное поведение и истерики;
г) может складываться и ситуация, в которой не удовлетворяется потребность ребенка расти, развиваться, реализовывать свои способности: родители хотят шахматиста, а ребенок любит подвижные спортивные игры или родители уверены, что нужно обучать читать ребенка в три года по новомодной методике, а ребенку хочется мир исследовать и получать информацию не из текста, а из игры.


Как видите, вариантов причин может быть много. Не зря же говорят, что каждый ребенок уникален, каждая семья уникальна, и поэтому психолог на первичной консультации задает много вопросов, чтобы выяснить, что же является причиной зачастившего трудного поведения ребенка. И только поняв это, можно выстроить эффективную работу по предотвращению возникающих проблем и сложностей.


Для родителей попытка понять, что же стоит за тем или иным поведением ребенка, тоже является крайне важной и интересной. На родительских тренингах мамы с интересом и даже неким азартом пытаются понять, почему же именно их ребенок ведет себя так или иначе. Родители признаются, что понимание причин возникающих во взаимоотношениях проблем, помогает им выстраивать диалог с ребенком, понимать его нужды, желания и потребности и налаживать отношения с ребенком.

Дети ведут себя хорошо, если могут.

Еще одна важная мысль, о которой хотелось бы сказать отдельно: дети ведут себя хорошо, если могут, иными словами – трудное поведение детей – это тот вид поведения, который доступен ребенку для удовлетворения его потребности. Мы, взрослые, не всегда можем контролировать свои эмоции и поведение, иногда кричим, срываемся, а потом жалеем, думая, что можно было поступить по-другому. Ребенку еще сложнее, он только учится тому, как можно управлять своим поведением и при этом насыщать потребности. Арсенал методов у детей намного скромнее, чем у взрослых, не потому что они специально хотят нас довести, а просто потому, что не знают как или не могут вести себя иначе.

Если посмотреть на проблему трудного поведения детей под этим углом, то можно понять, что у детей (по сравнению со взрослыми) недостаточно развиты:

  • навыки эмоциональной регуляции (умение контролировать эмоции, дистанцироваться от них для решения возникшей проблемы);
  • навыки сознательного самоуправления и переключения внимания с одной деятельности на другую (игра-сон или урок-перемена);
  • навыки организации и планирования своих действий (дети часто импульсивны и неорганизованны);
  • речевые навыки или способности объяснить словами свои чувства и эмоции.

Конечно, мы ожидаем от своего ребенка, что по мере своего роста и развития он будет становиться самостоятельным, ответственным и независимым. Но часто мы ждем этого слишком рано, и расстраиваемся, когда наши ожидания не соответствуют реальности. Я предлагаю чаще вспоминать, что и мы, взрослые, иногда ленимся, не всегда выполняем все в срок, иногда позволяем себе расслабиться и отдохнуть, порой несдержанны и можем обидеть человека просто потому, что сами раздражены или обижены на кого-то другого. Это позволяет умерить ожидания от ребенка, снизить тревогу за его будущее и получать удовольствие от настоящего момента.

* Материал впервые был опубликован на http://loginova.info



Просмотров: 647
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Поведение на детской площадке: как научить ребенка вести себя
  • Почему дети ведут себя плохо?
  • Почему дети ведут себя плохо?
  • Почему дети ведут себя плохо
  • Почему дети ведут себя плохо
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Зачем дети болеют и для чего плохо себя ведут…
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Почему дети ведут себя, как младенцы и что же делать?
  • Почему дети себя так ведут?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как заставить ребенка хорошо себя вести в школе и стать отличником.
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь