Экзистенциальная театр-терапия: работа с темой смерти

Умереть сегодня — страшно, а когда-нибудь — ничего. В. Даль. Пословицы русского народа.

Иду искать великое «может быть»! – предсмертные слова Франсуа Рабле

Все мысли о смерти нужны для жизни. Лев Толстой

Умный боится смерти, глупый – страданий. (С)  

 

Тема смерти… Насколько она важна для полноценной жизни современного человека? Почему некоторые экзистенциальные психологи, прямо как самураи древности, придают этой теме центральное значение? Другие же, ориентированные, например, на дидактический подход, с не меньшим упорством эту тему избегают, а некоторые – еще и отвергают само существование экзистенциальной тревоги? Что тема смерти значит в жизни клиента, пришедшего к психологу? И какое место занимает она в существовании окружающих нас людей?

На сегодняшнем уровне наших научных знаний по теме, мы совершенно определенно можем сказать только 3 вещи:

1. На момент чтения этих строк – мы живы;

2. Через некоторое время наше тело умрет, причем, скорее всего, в совершенно неожиданный для нас момент.

3. Что будет дальше – доподлинно НЕИЗВЕСТНО, что бы при этом не придумывали как верующие «в идеализм» разных конфессий, представляющие, что «там – все только начинается»,

так и верующие «в материализм», для которых «там – безусловно, ничего нет и быть не может».

Почему не реализовавшие себя в жизни атеисты – перед смертью испытывают гораздо более сильную тревогу, чем такие же неудачники, но религиозные? И почему, даже самый прожженный атеист, осознав НЕИЗВЕСТНОСТЬ, но не ОТСУТСТВИЕ последующих воплощений нашего сознания, сразу как-то приободряется и начинает смотреть на перспективы физической смерти в конце своего существования гораздо оптимистичнее и бодрее? Почему человек, пришедший к смерти с чем-то значимым для себя, смотрит на этот неприятный и неизбежный факт нашего существования гораздо увереннее и спокойнее, нежели человек, пришедший к смерти с пустотой и чувством прожженной обыденности в своей душе?

Принимая людей, психолог в стенах своего кабинета может узнать, что вечные, «проклятые» вопросы, беспокоят не только философов-теоретиков, но и плиточников-отделочников, менеджеров по продажам, преподавателей английского языка, моряков, риэлторов, специалистов по логистике, фитнес-тренеров да и всех остальных прочих.

Еще в начале моей карьеры психолога-консультанта одна клиентка, страдающая депрессиями, на предложение исследовать тему смерти, изрекла вдруг совершенно четко: «Я не смерти боюсь. Я боюсь жизни!». Честно говоря, на тот момент мне было несколько неожиданно услышать такую ясность от нее, всегда и во всем сомневающуюся. Исследовав тему, мы пришли к выводу, что в переводе с клиентского защитного-депрессивного на обычный язык эта фраза формулируется так: боялась она на самом деле не «жизни», а напрягов, на которые наша активная жизнь богата. И просто не хотела признаться самой себе, что на самом деле смерть – это и есть самый большой напряг нашей жизни!  Отрицание страха смерти, как и отрицание самой смерти вообще, ведет к тому, что человек начинает бояться жить. Т.е. у него все переворачивается с ног на голову, и он начинает избегать напрягов-страданий, а с ними – и достижений, ну а смерть воспринимает как некое «расслабление» и даже своеобразное «освобождение. А ведь мы – самим нашим существованием обречены напрягаться, обречены страдать ровно так же, как имеем возможность расслабляться и получать удовольствие. Другое дело, что используя свой ум, можно напрягаться меньше, а получать при этом больше. Но это – уже искусство жить. А вот мужество жить идет рука об руку с мужеством признать, что ежесекундно мы приближаемся, как минимум, к смерти своего тела. Атеисты, конечно, утверждают, что к «полной и окончательной смерти»… Но, хе-хе, совершенно точно об этом можно сказать лишь то, что доподлинно сие  совершенно НЕИЗВЕСТНО. Так что с каждой секундой своего существования мы приближаемся «к смерти своего тела» – так будет объективнее и точнее… Но ведь разница-то при этом – потрясающая! «Мое тело умрет» и «Я – умру» - звучат, практически, как противоположности. При этом заявление «мое тело умрет» - совершенно не противоречит ни науке, ни метафизике!

Даже среди врачей-психотерапевтов есть люди, которые слепо верят в «бессмертие души». А что такое душа? Вряд ли кто-то сможет дать вменяемый ответ на этот вопрос, опираясь исключительно на факты, логику и прочие атрибуты научного подхода. Тем более что на Востоке вообще нет понятия «души». Там человек – это сознание-тело, которые в принципе неразделимы. Ну, только что тело временно, а сознание, возможно, вечно. А более внятным по поводу «бессмертия души» будет все тот же термин «неизвестно». Те редкие люди, что комфортно чувствуют себя с ипостасью «неизвестное» - обычно занимаются исследованиями, совершают открытия, или развивают и рационализируют открытия других, в зависимости от таланта и подвернувшихся обстоятельств.

Позитивное здравомыслящее высказывание по поводу смерти может звучать примерно так: «неизвестно, но хочется надеяться, что дальше что-то есть…». Это высказывание – соответствует как современному уровню развития науки, так и оптимизму, присущему некоторым из нас. 

В принципе, нужно достаточно широко взглянуть на жизнь, что бы увидеть в ней ежесекундное приближение к смерти, хотя бы к смерти своего тела. На то и философия, что бы широко осматривать свое существование. Другое дело, как показывает практика психотерапии, у многих, а не только у профессиональных философов, это широкое видение так же присутствует… только в пространстве их бессознательного. Возможно, это ощущение запрограммировано в теле, как озвученный проницательным Фрейдом «танатос», инстинкт к смерти.

Любопытным при этом является не только то, что наше тело умрет, скорее всего, в неожиданный для нас момент… но так же и то, что появились мы в физическом мире, возможно, вовсе не по своей воле!

Кто-то (родители, судьба, страна) решили это за нас... А если это и решили мы сами, то мы, увы, не помним, когда произошло это решение или когда мы на это согласились! Конечно, нафантазировать можно все, что угодно, чем и пользуются учителя и терапевты «прошлых жизней», но реальных то доказательств пока, увы, никаких!

Зато вопрос о том, находиться ли нам здесь дальше – каждый решает за себя сам. Мы тотально заброшены в этот мир, доподлинно неизвестно, откуда, и только мы за себя и решаем, что мы вытворим (от слова творчество), или не вытворим здесь с собой и своей жизнью далее. Выбор – есть всегда, при любых координатах на карте, любых правительствах, и любых, самых добрых или самых злых женах-мужьях или, к примеру, свекрах или начальницах отделов…

Возможно, вообще никто не хотел рождаться по своей воле, до тех пор… пока не появился у мамы в животике. А там… уже физическая жажда жизни взяла свое… Прожорливые клетки, из которых состоит наш организм, хотят дышать, питаться и размножаться…

Какой же выбор существует при такой обреченности родиться не по своей воле? В общих чертах, это либо благодарность предков за то, что тебя родили, и радость от того, что живешь, либо… обида, недовольство и злость за «первоначальное насилие»...

Я знал людей, которые ненавидели своих родителей за то, что те «сделали» им еще братьев и сестер, и таким образом, «расплодили нищету»… Мол, «родили – отвечайте теперь, делайте мне красиво, веселите, обеспечивайте»! Ну, если при этом сам «обиженный» понимает, что такая позиция – это уловка с его стороны, попытка манипулировать родителями, – тогда еще куда ни шло… Тогда он просто – аферист по жизни (может мелкий, может покрупнее). И хочет на чувстве вины эксплуатировать любого, кто подвернулся под руку. Если же наш герой считает, что «так оно и есть на самом деле» - он несчастный человек, вынужденный находится здесь не по своей причине, исполнять волю чужую, страдать и пребывать в ситуации «ничего не сделаешь»…

Вообще, если опираться на науку, что делает все большее количество людей в мире (и правильно делают!) – тогда да, человек никем не создан, никем не сотворен… Тогда вполне возможно, что нам… не на что опереться! Ну, в плане чего то тотального, вечного… Естественно, первые, на кого мы пытаемся опереться при таком раскладе сил – это родители, воспитатели, учителя, армия, государство, семья, дети… Для кого-то (далеко не для всех) такой опорой становится «Я – сам!», человеческая культура, знания, природа, солнце, звезды… Ну, а пока это «Я-сам!» не создано, ребеночек опирается на родителей, цепляется за них изо всех сил… выкатывает им претензии, причем происходить это может в любом возрасте, при любых должностях и рангах…

Конечно, Бог, как опора – это последняя инстанция, когда ничего уже больше не помогает, и не в силах помочь… Причем, атеисты в этот момент вполне могут стать религиозными… В таких ситуациях люди обычно начинают молится… И – р-раз, его величество Случай, случайность, стечение обстоятельств! Сам человек, возможно, не может создать случай. Все, на что он способен – это подтянуть ситуацию, собрав в одном месте в одно время нужных людей. Но ситуации – далеко до Случая, который всегда неожиданный и непредсказуемый! Хваткий и находчивый индивид может воспользоваться этим самым «его величеством», вцепиться в него всей мощью своего характера, и реализовать… У другого, менее хваткого – случай ускользает сквозь пальцы, он его сольет-уступит другим, им же «нужнее», хе-хе… Третий, в силу негативного мышления – вовсе этот случай не заметит…. Насколько же индивид смог воспользоваться Случаем – это целиком его заслуга, или же – его личная лажа. Знаю людей, которые ничего не умея, ничего не зная, смело ехали из одного конца нашей необъятной страны в другой, осваивались, овладевали новой профессией, знакомились, заводили семьи и были счастливы… Так же знаю и противоположные ситуации, когда люди, владеющие несколькими профессиями, панически боялись не то что переехать в город своей мечты, но и сменить сферу деятельности при сохранении профессии. Увольнение с работы – смерть в миниатюре, а ведь сегодня мы о ней, коварной, и ведем разговор!

Конечно, если верить в переселение душ – то тогда человеческое (или еще какое?) сознание материализуется исключительно по своей воле, по своему желанию родится в человеческом теле. Без этой веры получается, что тебя родили из эгоистических соображений, что бы с тобой играться, или что бы «был друг», родственник, продолжение, или что бы было, кому «за бутылкой сбегать»… В целом – как-то так, а может и еще мрачнее… Оптимист в этом деле – может предположить, или – почувствовать, что если сотрудничать с окружающими, то ты, как ребенок, можешь получить не меньше, чем твои родители. В конце концов, велика вероятность, что тебе достанется наследство. Не только материальное, но и моральное, духовное, как знания-умения-навыки…

Итак, вот какая картина (жесткая и реальная) получается не только у атеистов, но и у людей, просто опирающихся на факты: в начале индивидуального существования – неизвестность, а в конце – гарантированная физическая смерь! Ведь смерть физическая точно придет, как на нее не обижайся! Конечно, хотелось бы, что бы за несколько дней до нашего ухода – «р-раз!» – н изобрели таблетку бессмертия!... Но пока-то – не изобрели, черт возьми, и это полная капитуляция современной медицины, да и всей науки перед природой!

Хотя и здесь, с какой бы степенью печальности не смотреть, опять есть выбор! Либо как самурай считать смерть – главным событием своей жизни, либо как страус – не думать об этом вообще… либо просто решить, что «вечен»... В нужный момент сделаешь «опа!» - и перейдешь на следующий уровень игры. Это, кстати, высказывание одного моего клиента, 40-летнего дяденьки, для которого компьютерные игры – отнюдь не самое главное в жизни…

Вспоминается девиз русских морских офицеров, который в былые времена высекали на кортике: «Жизнь – царю, душу – Богу, честь – никому!». Согласитесь, с таким отношением к существованию – факт завершения своей физической жизни уходит куда-то совсем в другую плоскость…

А вот классик французского экзистенциализма Жан-Поль Сартр, на вопрос о том, создано ли «бытие феноменов» и «бытие сознания» богом, дает отрицательный ответ. Гипотеза божественного творения отрицается им как «предрассудок креационизма». При этом его стремление ВЕРИТЬ, что неизвестное – «на самом деле» известно, и что «там» - ничего нет, так же можно воспринимать, как предрассудок!

Многие психологи согласятся сегодня с тем, что наше сознание проецирует в «неизвестное» продукцию нашего воображения. Человеческая психика делает это, что бы была возможность предвидеть, готовиться, тренироваться, иметь какой-то план действий… Такой подход – весьма неглуп, зачастую – дальновиден. Предвидеть же то «неизвестное», что опирается на «до сих пор никогда еще неизвестное» - маловероятно, верить в проекцию своего воображения – наивно. А вот надеяться, что «может быть и так» - это очень даже адаптивно. Чем ближе к смерти, тем сильнее может становиться надежда на последующие существования, это – проекция нашего желания жить! Так, незаметно, надежда может превратиться и в веру… И здесь можно лишь вспомнить, что в принципе - любая картина мира основана на вере, на постулатах. Просто у одних эти постулаты более гибкие, возможно, более адаптивные, позволяют индивиду лучше приспосабливаться, не только в тактическом, но и в стратегическом плане. У некоторых людей может быть в наличии более широкая картина мира, допускающая существование неизвестного, непредсказуемого, непредвиденного, возможно – чудесного и фантастического. У кого таких допущений нет – те периодически попадают впросак, не могут адаптироваться, не готовы «поступиться принципами» там, где можно, и изменяют принципам, теряя себя и свою честь – т.е. там, где этого делать нельзя…

Материалисты на его величество Неизвестное говорят: «О, там ничего нет!». Идеалисты – «Конечно, там все есть – Бог, Дух, Абсолют, продолжение жизни»… Адекватно же на данный момент развития наших знаний простое утверждение: «Это неизвестно – и все!» Остальное – предположения, которые могут быть позитивными (и тогда человек пребывает в лучшем настроении, и даже к чему-то готовится, и даже может быть – не зря!). Предположения так же могут быть негативными (там ничего нет!) – и тогда человеку плохо, он находится в осадке, надеяться ему не на что… Но, тогда ему нет необходимости к чему-то готовиться, тратить энергию, напрягаться, стремиться…

Завершая выстраданные размышления о смерти, уместным будет привести слова Ясперса, который своеобразно, с позиций идеализма, высказывается о той области, которая, как мы выяснили, просто-напросто попадает под категорию «неизвестного: «Биологически человек смертен, как и другие существа. Но экзистенциальная конечность человека не может быть завершена так же естественно, как органически-биологическая. Только человеческая конечность незавершаема. Только человека его конечность приводит к истории, в которой он впервые хочет стать тем, чем он может быть. Незавершенность есть знак его свободы». Мы же со своих позиций можем сказать: «Неизвестно, а потому есть надежда»…

Теперь – о том, как тема смерти может быть проработана на сеансах экзистенциальной театр-терапии (далее, для простоты и экономии текста – ЭТТ).

Данный подход разрабатывается с 1999 года, как синтез экзистенциальной терапии, психодрамы и театра импровизаций. Хотя основные принципы и технологии ЭТТ уже сформированы, она продолжает развиваться и по сей день. Сам автор (Литвин Е.А.) прошел подготовку в психологическом консультировании, психодраме, современном репертуарном театре и в театре импро-комеди. По сути дела, используя принципы и технологии ЭТТ, можно работать с различными категориями клиентов, как в психологическом консультировании, бизнес-тренингах, в реабилитации, так и при физических травмах, глубоких депрессиях и самых пагубных зависимостях. Всем этим людям автор помогал, используя ЭТТ как одну из ведущих методик (наряду с телесно-ориентированным и когнитивно-поведенческим подходами). Нами так же разработаны и успешно внедрены методики использования ЭТТ при психологическом онлайн-консультировании

Какие же возможности несет в себе новый подход? ЭТТ своей структурой и технологиями создает условия, позволяющие клиенту взглянуть на собственную жизнь, как на цепочку историй, переосмыслить их, придать им новое значение, извлечь уроки из своего трепетного, живого опыта… В результате появляется возможно, увидеть, что ошибки и неправильные решения были не напрасны, что они помогли предотвратить более серьезные проблемы. 

ЭТТ дает возможность эстетично выразить себя, развить навыки импровизации и актерского выступления перед другими людьми. Цель – исследование своей жизни и переосмысление, переоценка прошлого и возможного будущего; большее понимание себя, выбор ориентиров, находчивость, повышение качества жизни.

Иногда бывает, что на психотерапевтические вопросы, требующие переосмысления, нового взгляда на жизнь, нового отношения к происходящему, при использовании экзистенциальной театр-терапии уходит значительно меньше времени, чем при использовании обычного консультирования.

Например, 36 летняя женщина, которая на первых групповых занятиях плакала по любому поводу… потому что у нее трагически умерла мать… двадцать один год назад… После сеансов ЭТТ стала меняться на глазах. Переосмыслив ситуацию, увидев в прошлом не только свою ранимость, но и свою чуткость, и свою стойкость… она вдруг стала способной воспринимать и другие положительные стороны настоящей и возможной будущей жизни…

Шантажирующая родителей суицидом 20-летняя девушка, обокравшая свою старшую сестру, и потратившая 70 тысяч… «на помаду»… на индивидуальных сеансах ЭТТ увидела, что есть и другие способы привлечь к себе внимание близких… Через несколько занятий она строилась на работу и стала возвращать деньги… Двадцати четырехлетний парнишка, который по окончанию колледжа раз… и засел дома за компьютерными игрушками… на два года… безвылазно… Пройдя ЭТТ – добился девушку своей мечты, за которой безрезультатно бегал все четыре года учебы… Поехал с ней н север зарабатывать деньги… женился… построил дом… Даже люди с тяжелыми героиновыми зависимостями, начав проходить сессии ЭТТ, скорее «оживают», у них гораздо быстрее «размораживаются» чувства, появляются нормальные человеческие желания, всплывают яркие детские воспоминания… те, в которых жизнь имела совершенно другой, яркий, не-героиновый смысл!

Инструментами в ЭТТ являются текстовые практики (в форме написания свободных сценариев будущих импровизированных миниатюр), формы по созданию потока жизненных историй, техники импровизационной игры.

Сессии ЭТТ можно проводить как в групповом, так и в индивидуальном формате, и даже  - в онлайн-консультировании. Самое интересное, что при индивидуальной рабте клиент и психолог тоже составляют группу, некую театральную команду. У психолога должны быть достаточно развиты как актерское мастерство, так и открытость, готовность показывать свою жизнь клиенту, переосмыслять ее по ходу сессии, открывать в своей личной истории новое, эмоционально рассказать о своей жизни и литературно ее описать. В индивидуальной терапии и психолог, и пациент являются и актерами, и режиссерами, и сценаристами создаваемых ими спектаклей. Впрочем, в жизни все, в общем-то, тоже почти так… только зачастую... люди почему-то играю чужие роли по чужим сценариям. ЭТТ предоставляет возможность прийти к себе, найти свое «Я-сам», и развивать его в действиях, используя театральные средства. Такая подготовка сильно сокращает период реализации найденных во время терапии ресурсов, позволяет в первые же дни после сеанса внедрить их в жизнь.   

На сеансах ЭТТ очень много исследований, и очень много философии. А последняя, как известно, есть практика постановки проблемных вопросов и поиска на них ответов. Философия учит людей анализировать ситуацию и искать решения. И тогда есть шанс прийти к видению не только множественного будущего, но и множественного прошлого. Человек может иметь прошлое неудачника, ревнивца, либо – победителя и баловня судьбы. Ну а будущее, как известно, базируется на прошлом. ЭТТ дает возможность пересмотреть свое прошлое и будущее, что бы быть счастливым в настоящем – это и есть искусство трансформации своей жизни, искусство истинной психотерапии.

На сеансах ЭТТ мы поддерживаем самораскрытие клиентов  на экзистенциальные темы, а так же практикуем рассказывание и проигрывание историй на эти темы. Если клиент может рассказывать истории о базовых моментах своего существования, и проигрывать их со сцены – больше шансов, что он и с другими людьми, вне терапии сможет говорить на эти темы, шутить по поводу «сокровенного», быть уверенным и спонтанным.

Перевоплощение – один из важных элементов ЭТТ. Это смелость отказаться от себя теперешнего, и позволить себе быть другим. Думать, чувствовать и действовать от другого лица. На мой взгляд – это один из самых интересных процессов в ЭТТ. Особенно, когда через определенный период такой работы клиент начинает понимать, что играемый им образ – это тоже он, или даже «это и есть он настоящий». Сцена – великий усилитель реальности! Она дает любому актеру удивительный вкус своей звездности, значимости. Это чувство земной оси, проходящий через тебя. Венец творения. Все интересуются только тобой... хотя бы те 1,5 минуты, что ты на сцене...

Одни важный момент, касающийся жизненных историй клиента. Здесь есть следующая закономерность: если человек не стремится использовать истории из своей жизни творчески, тогда и его мир формируется вокруг историй банальных, скучных, ничтожных… Тогда и сама жизнь – живется пресно и скучно. Вспоминание и презентация другим своих жизненных историй, которые символизируют свободу и ответственность, любовь и смерть, одиночество и наполненность – становится для нас критически важным шагом, способным сделать нашу жизнь более счастливой и реализованной.

Когда на сеансах ЭТТ возникает необходимость проработать тему смерти, будьте готовы услышать разнообразные и совершенно неожиданные истории для постановок. В совокупности они всегда ведут к более ясному видению того значения, которое имеет данный экзистенциал в конкретной жизни конкретного участника. Во время подобных сессий может вдруг практически ниоткуда возникнуть трогательная история про попугайчика, который взял из рук своей хозяйки, маленькой девочки – семечку, подавился ею и тут же умер, и как она потом целый день плакала навзрыд. А следом за ней всплывает история про цыплят, которых выращивал четырехлетний мальчик. Собаку ему заводить не разрешали, зато к дачному сезону купили на ярмарке 3-х желтеньких птичек. Мальчик их кормил хлебушком, бегал с ними по участку. А потом вдруг раз… и понял, что их – уже нет. Но самое шокирующее ему сообщила мама – суп из этих птичек он, оказывается, уже съел! И мальчик погрузился тогда в странное состояние, о котором он сейчас, взрослый мужчина, смог сказать лишь: «как будто я смотрел на мир через толстое стекло»… Следом на сеансе возникает история от психотерапевта, у которого умер отец… а потом и сам психотерапевт чуть не умер. Стресс, перетренировка, потом безобидный вирус, и вот – он уже лежит в бреду, тело холодеет, и он прощается с жизнью. «Ну, что ж, в принципе – пожил!» - думает психотерапевт. И вдруг, откуда-то из самого его нутра возникает мощный голос: «Я жить хочу»! Тут в психотерапевте просыпается аналитик. «А смысл?» - спрашивает он, в надежде услышать нечто сокровенное. «А мне пофигу смысл, просто хочу – и все!» - с бесконечной уверенностью заявляет голос. Впоследствии психотерапевт, кстати, стал специализироваться на лечении депрессий при потере близких. Вот всплывает история от молодой девушки, которой врачи толи по ошибке, то ли для сбыта лекарств поставили диагноз «опухоль мозга»… ну, прямо такой же, как у Жени Белоусова. В общем, это тема тогда была такая модная… После этого она впала в состояние совершенного равнодушия к собственной жизни. «Если бы мне тогда предложили записаться в какой-нибудь игил, и подорвать себя взрывчаткой посреди города – я бы с радостью это сделала, чтобы не мучиться от страшных головных болей и безумия, которые мне пророчили!»… Через неделю она поехала с мамой в Москву на консультацию, и там узнала, что диагноз ошибочный… и еще целый месяц не могла прийти в себя, разобраться, жива она, или уже нет… А потом один парень вспомнил, как в спортивном лагере гулял с девушкой ночью по набережной, они зашли на понтон, он разделся и красиво прыгнул в воду. На следующий день он пришел туда же с друзьями, и обнаружил, что в 20 см от того места, куда он прыгнул, проходил под водой металлический трос… Как его обдало жаром. Как больше никогда в жизни он не прыгал в темную воду… Вот воспоминание о смерти годовалого младенца, которое всплыло у взросло мужчины. Ему тогда было 7 лет. И он вспомнил, как красивая тетя из дома напротив ходила с «животиком». Как потом она гуляла с коляской. А через год - маленький гробик. Бабушки во дворе сказали, что младенец умер «от рака». А затем, после похорон, одна бабушка раздавала им, детям, конфетки «с поминок». Они же, дети, опасаясь «заразиться», выкидывали их в урну. Вот как в 7 лет может быть одновременно и страшно, и жить хотеться!    

Подобные события для психики человека – как кубики. Если они сложены как попало – тема смерти для индивида является неким решетом, через которое утекает добрая часть энергии. Если же «кубики» сложены правильно – человек любит свое прошлое, активно действует в настоящем и имеет себе планы на будущее, достаточно вдохновляющее.

В результате театрализации описанных выше и подобных им историй, экзистенциальная философия осваивается на практике. При этом психическая энергия, связанная страхами, печалью, безысходностью и прочими непроработанными «прелестями» - освобождается; появляется ее избыток и желание реализовать появившееся ресурсы для поиска лучшей работы, новых отношений, более эффективного поведения по жизни.

Участники приходят к тому состоянию, когда нет необходимости наполнять Неизвестное своими проекциями, хотелками и страхами. Когда у человека есть готовность встретиться с Неизвестным в любой момент, исследовать его, и действовать согласно ситуации, он выходит на несколько иной уровень существования. Уровень, гораздо более продуктивный и в духовном, и в материальном плане. И тогда, даже у самого депрессивного клиента возникает понимание, что жизнь продолжается. Возникает ощущение готовности реализовывать свои заветные желания. И волшебным образом появляется энергия, что бы делать это в реальности. Возникает видение, что даже к смерти можно прийти с этой готовностью – исследовать и действовать, и это – один из увлекательнейших моментов нашего бытия! Ибо, как сказал Фридрих Ницше, «искусство нам дано для того, что бы не умереть от истины»…



Просмотров: 423
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Страх смерти: своей и близких людей (ответ на вопрос клиенту)
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Есть ли границы у реальности? Очерки о Жизни и Смерти.
  • Гипотеза: О жизни и смерти и об инстинктах жизни и смерти…
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Несколько слов о депрессии: опорой может быть только нечто существующее
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Быть счастливой после смерти мужа. Возможно?
  • Может ли быть внутренней опорой смысл жизни?
  • Ждать можно только смерти
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Ожидание смерти подобно. Может пора на новый уровень?
  • Жизнь после смерти: насколько это возможно?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Жить своей жизнью можно, только нарушив ожидания другого?
  • Почему зависть может быть только черной
  • Небольшая метафора о смысле жизни, его потере и обретении, творчестве, боли бытия и страхе жизни/смерти.
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Тема жизни и смерти в работе с подростками. Из опыта.
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Быть родителем — одна из радостей жизни. Но это может стать и тяжелым испытанием.
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Как начать действовать, реализовать себя и достичь самого важного в своей жизни.
  • Как страх смерти может стать лекарством от прокрастинации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь