|
Обзор книги Ирвина Ялома "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти"Автор статьи: Сидоренко Мария Андреевна
Друзья, хочется поделиться с вами своими впечатлениями и главными мыслями автора работы Ирвина Ялома «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти». Чтобы максимально понять и вдуматься в смысл этой книги, нужно хоть немного знать биографию этого замечательного автора. Ирвин Ялом – психиатр и практикующий психотерапевт, доктор медицины, профессор психиатрии. Важно то, что в своей практике он использует не только классические психотерапевтические схемы, но обращается к базовым (экзистенциальным) вопросам бытия. Их всего четыре: одиночество, смысл жизни, смерть и свободы. В своей терапии Ирвин Ялом пытается вывести пациента к этим вопросам, потому что на самом деле проблемы, с которыми обращается пациент, как правило имеют корень здесь, в этих базовых вопросах бытия. В книге автор рассматривает такой фундаментальный вопрос нашей жизни, как страх смерти. Жить, осознавая собственную смертность, нелегко. Итак, два главных вопроса: почему мы боимся смерти и можно ли избежать этого страха, которые рассматривает в своей книге Ирвин Ялом. Об этом и пойдет речь в данной статье Глава 1. Смертельная рана «Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор». Франсуа де Ларошфуко, максима 26 [ стр. 2] С этого изречения и начинается книга, именно это благодаря фразе автор выбрал такое название для своей книги. Осознание своей смертности преследовало человечество с самого зарождения истории, этим же вопросом задается автор. Ирвин считает самоосознание — величайшим даром, сокровищем, равным самой жизни. Именно оно делает человека человеком – именно этой идеей пронизана вся книга. Автор показывает нам и другую грань этого самосознания – очень высокую цену. Цена в виде боли от понимания того, что мы смертны. «Знание о том, что мы вырастем, расцветем и неизбежно увянем и умрем, — извечный спутник нашей жизни» - пишет автор.
«Чем больше я узнаю об этом великом афинском мыслителе, тем четче осознаю, что Эпикур был своего рода протоэкзистенциальным психотерапевтом», - делится своими наблюдениями автор. Думаю, именно поэтому в этой книге часто цитируются его мысли.
Он обращается к нам с вами с вопросом: «Но зачем вообще, спросите вы, касаться этой неприятной, пугающей темы? Зачем вглядываться в солнце?» А затем поясняет, что спрятанный, замаскированный, пробивающийся наружу в виде разнообразных симптомов, именно страх смерти является источником многих беспокойств, стрессов и конфликтов. Глава 2. Учимся признавать страх смерти.
Открытый страх смерти, и он у многих людей существует открыто, его легко обнаружить, и он приносит настоящую муку. Люди, имеющие открытый страх смерти испытывают тревожность, депрессии и другие симптомы. У других же этот страх скрыт, едва уловим, скрывается под маской других проблем, и распознать его можно только при тщательном исследовании, иногда очень глубоком. Для того чтобы извлечь на поверхность скрытый страх смерти, может потребоваться кропотливое исследование. Часто человек может обнаружить его, прибегнув к саморефлексии. «Мысли о смерти могут проникать в сны, находясь при этом сколь угодно далеко от нашего сознания. Любой ночной кошмар — это проявление страха смерти, который покинул свое укрытие и угрожает спящему».
Также, Ирвин Ялом, рассказывая о психологах, которые рассматривали смерть, подмечает интересную мысль, что акцент психоанализа на прошлом — это уход от будущего и от конфронтации со смертью. В этой главе проиллюстрированы взгляды автора, случаи из врачебной практики, а также ситуации из фильмов и книг.
Глава 3. Пробуждающее переживание.
Автор приводит примеры конфронтаций со смертью, обогащающих нашу жизнь из литературы и кинематографа. Например, «Пьер Безухов, герой эпопеи Толстого «Война и мир», встречается со смертью в плену у французов, когда на его глазах расстреливают его товарищей, а ему чудом удается избежать гибели. После этого случая Пьер, заблудшая душа, полностью меняется и до конца романа действует как человек, ощущающий полноту и смысл жизни» Если физически смерть нас уничтожает, то идея смерти дарует нам спасение. Автор предлагает рассмотреть эту мысль: что значит «дарует спасение»? Спасение от чего? И каким образом идея смерти может нас спасти? В этом и есть основная идея главы. Хайдеггер, немецкий философ ХХ века, высказал идею о двух модусах существования: повседневном и онтологическом. В повседневном модусе мы поглощены тем, что вокруг, и интересуемся, «каковы вещи». В онтологическом же модусе (в модусе осознания бытия) мы сосредоточиваемся на чуде бытия как такового и восхищаемся уже тем, что вещи (и мы сами) есть, то есть существуют, обладают бытием.
«Здесь пролегает ключевое различие между подходами: «каковы вещи» и «вещи существуют». Поглощенные повседневным модусом, мы обращаем внимание на такие незначащие моменты, как внешность, стиль одежды, богатство, престиж. С другой стороны, живя в онтологическом модусе, мы не только лучше осознаем бытие, смерть и другие неотъемлемые свойства жизни, но приобретаем больше желания и возможности значительно изменить мир. Мы готовы взять на себя основную задачу человека – построить истинную жизнь, наполненную смыслом, деятельностью, основанную на чувстве связанности с людьми и ведущую к самореализации». Многочисленные рассказы о резких и бесповоротных изменениях, вызванных ситуацией борьбы за жизнь, говорят в пользу этой точки зрения. Когда Ирвин Ялом на протяжении десяти лет работал с раковыми больными, он обнаружил, что, «вместо того чтобы погрузиться в парализующее отчаяние, многие из таких больных, напротив, резко менялись в лучшую сторону. Они перестраивали свою жизнь, меняя приоритеты, начинали относиться к мелочам так, как они того заслуживают» . Люди начинали глубже общаться с теми, кого любили, и по-настоящему ценить самые простые явления жизни – смену времен года, красоту природы, прошедшее Рождество или Новый год. Наверняка, вы тоже согласитесь с этим наблюдением, ведь скрываясь от смерти, мы скрываемся и от самой жизни. Автор делится лучшими катализаторами пробуждающих переживаний:
Пробуждающие переживания могут быть самыми разными, но их объединяет одно – они становятся началом «пробуждения». Часто процессу осознания способствует помощь другого человека, будь то специалист или просто друг, восприимчивый к подобным вопросам. Автор делится осознаниями своих пациентов: «Теперь она поняла, что все ее богатства лишь скрывали от нее бессмысленность существования» Чем менее эффективно прожита жизнь, тем болезненнее страх смерти, такую положительную корреляцию между страхом смерти и чувством непрожитой жизни замечает автор. Высокий профессионализм Ирвина Ялома, как психотерапевта, выявляет связь между свободой и ощущением смертности: любой выбор человека подразумевает отказ от чего-то, а любой отказ напоминает нам об ограничениях и о преходящем характере всего. Сужение круга возможностей, когда мы совершаем выбор имеет свою темную сторону: чем больше вы замыкаетесь в ситуации, тем меньше, короче и неинтереснее начинает казаться жизнь. Мысли автора очень погружают и заставляют задуматься. Нужно помнить о том, что все эти переживания несут с собой один смысл: конфронтация со смертью провоцирует страх, но в то же время может сделать жизнь значительно богаче.
Глава 4. Сила Идей.
Четвертая Глава посвящена развитию и объяснению идей, терапевтов, философов, художников и писателей, предложенных ими для преодоления страха смерти и обогащения жизни. Автор делится озарениями великих мыслителей и писателей разных эпох, которые помогли справиться со страхом смерти и придать смысл нашей жизни. «Эпикур повторяет, что пугающая мысль о неизбежной смерти проникает в нашу жизнь и омрачает все до единого удовольствия». Гениальность Эпикура заключается в том, что он предвосхитил современный взгляд на бессознательное, отметив, что большинство людей не осознает страха смерти. Эпикур писал, что этот страх обычно проявляется совсем в другом: у кого-то — в чрезмерной набожности, у кого-то — во всепоглощающем накопительстве денег или слепом стремлении к почестям и власти. Все это представляет собой некий суррогат бессмертия. Чтобы облегчить страх смерти Эпикур сформулировал ряд четких аргументов и предлагал своим ученикам заучивать их как таблицу умножения. В этой главе автор рассказывает нам о трех самых известных аргументах Эпикура, которые помогли преодолеть страх смерти лично ему и многим пациентам:
«Речь здесь идет о том, что каждый человек, не зная и не думая об этом, распространяет вокруг себя концентрические круги влияния, которое может затрагивать других людей на протяжении многих лет, из поколения в поколение. Это влияние в свою очередь передается от одних людей к другим, как рябь на поверхности пруда. Колебания продолжаются и продолжаются, и даже когда мы уже не можем их видеть, они идут на наноуровне. Мысль, что мы можем, пусть и без нашего ведома, оставить где-то частичку самих себя, — это хороший ответ всем тем, кто жалуется на неизбежную бессмысленность ограниченного во времени существования.»
Какой и в чем может быть смысл, если все обратится в прах? – вопрос, который возникает у многих. Все происходящее сейчас — мимолетно и скоро закончится. Фрейд удачно раскрыл аргумент и контраргумент на это в одном из своих эссе «О мимолетности». Он яростно возразил, что мимолетность вовсе не отнимает ценности или значения. — Наоборот, — воскликнул он, — прибавляет! Ограниченность удовольствия только увеличивает его ценность! Цветок, который благоухает всего одну ночь, не кажется нам от этого менее прекрасным» Во многих культурах подчеркивается, что очень важно — жить здесь и сейчас, сосредоточиваясь на сиюминутных переживаниях, проживая каждое мгновение сполна. Автор также цитирует Ницше, рассказывает, как его афоризмы помогли ему в своей терапевтической практике. Делится наиболее могущественной идей, которую проповедовал, Заратустра - идею вечного повторения. Что, если бы тебе пришлось вновь и вновь проживать одну и ту же жизнь, — как это изменило бы тебя? «Идея вечного повторения одной и той же жизни может привести в содрогание. Это разновидность легкой экзистенциальной шоковой терапии. Часто такая мысль выступает в роли отрезвляющего умственного эксперимента и заставляет человека серьезно задуматься над тем, как он живет»
В данной статье я рассказала о книге Ирвина Ялома «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти». Автор считает, что мы должны смело взглянуть в лицо неизбежной кончине, свыкнуться с ней, проанализировать ее, может быть, поспорить — и избавиться от искаженных детских представлений о смерти, которые и вызывают у нас страх. На вопрос: “Можно ли избавиться от страха смерти” Ирвин Ялом дает максимально честный ответ. Его можно смягчить, вытеснить спокойствием и добротой, осмысленностью и самореализацией. Избавиться до конца? Скорее нет, чем да. Ведь именно этот страх позволяет ощущать нам вкус жизни, делать ее. Конфронтация со смертью всегда будет сопровождаться страхом. Если внимательно вглядеться в лицо смерти, можно не только успокоить страх, но и сделать жизнь более насыщенной, более ценной, более «жизненной». Мы узнали про страхи и псевдострахи, а также как уменьшить страх смерти и как можно воспользоваться пробуждающими переживаниями. Эта книга – лучик надежды. Она поможет вам взглянуть смерти в лицо и не только смягчить страх, но и сделать жизнь богаче, получить возможность заново войти в поток жизни, научившись воспринимать его полнее и с большим состраданием. Очень советую к прочтению!
__________________________________
Запись на консультацию: 8 999 721 1244 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|