Обзор книги Ирвина Ялома "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти"

Друзья, хочется поделиться с вами своими впечатлениями и главными мыслями автора работы Ирвина Ялома «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти».

Чтобы максимально понять и вдуматься в  смысл этой книги, нужно хоть немного знать биографию этого замечательного автора.

Ирвин Ялом –  психиатр и практикующий психотерапевт, доктор медицины, профессор психиатрии. Важно то, что в своей практике он использует не только классические психотерапевтические схемы, но обращается к базовым (экзистенциальным) вопросам бытия. Их всего четыре: одиночество, смысл жизни, смерть и свободы. В своей терапии Ирвин Ялом пытается вывести пациента к этим вопросам, потому что на самом деле проблемы, с которыми обращается пациент, как правило имеют корень здесь, в этих базовых вопросах бытия.

В книге  автор  рассматривает такой фундаментальный вопрос нашей жизни, как страх смерти. Жить, осознавая собственную смертность, нелегко.
Теоретическая база подкреплена с конкретными случаями из практики Ирвина Ялома, что очень способствует большему пониманию и сопереживанию. Автор приводит очень много примеров из психотерапевтического опыта собственной жизни, ведь Ирвин Ялом работал со многими людьми, страдающими страхом смерти. В этой книге автор будет делиться своими наблюдениями, размышлениями и способами воздействия, которые он вынес из многолетней терапевтической практики. Не у всех людей, съедаемых неуправляемым страхом смерти есть поддержка семьи и друзей, не всем доступно понимание  религии, не все могут позволить себе посещение психотерапевта. Однако кто-то может искать помощи в книге — такой, как эта, ведь она может значительно помочь всем тем, кто боится смерти и не может самостоятельно справиться с этим.

Итак, два  главных вопроса: почему мы боимся смерти и можно ли избежать этого страха, которые рассматривает в своей книге Ирвин Ялом. Об этом и пойдет речь в данной статье

Глава 1. Смертельная рана

«Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор».

Франсуа де Ларошфуко, максима 26 [ стр. 2]

С этого изречения и начинается книга, именно это благодаря фразе автор выбрал такое название для своей книги. 

Осознание своей смертности преследовало человечество с самого зарождения истории, этим же вопросом задается автор.

Ирвин считает самоосознание — величайшим даром, сокровищем, равным самой жизни. Именно оно делает человека человеком – именно этой идеей пронизана вся книга. Автор показывает нам и другую грань этого самосознания – очень высокую цену. Цена в виде  боли от понимания того, что мы смертны.

«Знание о том, что мы вырастем, расцветем и неизбежно увянем и умрем, — извечный спутник нашей жизни» - пишет автор.


Автор объясняет нам, что у одних этот страх существует неявно, в виде неясного общего беспокойства, или маскируется под иную психологическую проблему. У других он проявляется открыто, а у некоторых людей перерастает в настоящий ужас, способный уничтожить счастье и удовлетворение от жизни. Тут каждый читатель может ответить себе на вопрос, к какой категории он себя относит.
В своей работе Ирвин Ялом опирается в основном на труды не великих психологов и психиатров конца XIX — начала XX века, а также на древнегреческих философов, в особенности Эпикура.

«Чем больше я узнаю об этом великом афинском мыслителе, тем четче осознаю, что Эпикур был своего рода протоэкзистенциальным психотерапевтом», - делится своими наблюдениями автор.

Думаю, именно поэтому в этой книге часто цитируются его мысли.

Для облегчения страха смерти Эпикур создал несколько действенных мыслительных техник, которые помогли автору  преодолеть собственный страх смерти и которые он использует в своей психотерапевтической работе.


Как только мы достигаем вершины жизни, мы понимаем, что теперь эта жизнь идет, к закату и исчезновению. С этой минуты беспокойство о смерти уже никогда не покидает нас.
В первой  главе автор обращает внимание на то, что страх смерти является первопричиной проблем, которые на первый взгляд не имеют отношения к ощущению смертности.

Он обращается к нам  с вами с вопросом: «Но зачем вообще, спросите вы, касаться этой неприятной, пугающей темы? Зачем вглядываться в солнце?»

  А затем поясняет, что спрятанный, замаскированный, пробивающийся наружу в виде разнообразных симптомов, именно страх смерти является источником многих беспокойств, стрессов и конфликтов.

 
Глава 2. Учимся признавать страх смерти.


Во второй главе  Ирвин  Ялом рассказывает о том, какие страхи смерти бывают, например открытый, скрытый и беспричинный страх смерти. А также, каким образом распознать скрытый страх смерти.

Открытый страх смерти, и он у многих людей существует открыто, его легко обнаружить, и он приносит настоящую муку. Люди, имеющие открытый страх смерти испытывают тревожность, депрессии и другие симптомы. У других же этот страх скрыт, едва уловим, скрывается под маской других проблем, и распознать его можно только при тщательном исследовании, иногда очень глубоком.

Для того чтобы извлечь на поверхность скрытый страх смерти, может потребоваться кропотливое исследование. Часто человек может обнаружить его, прибегнув к саморефлексии.

«Мысли о смерти могут проникать в сны, находясь при этом сколь угодно далеко от нашего сознания. Любой ночной кошмар — это проявление страха смерти, который покинул свое укрытие и угрожает спящему».


Автор рассказывает на примере случая из практики, что смерть часто появляется во снах в аллегорической форме.

Также, Ирвин Ялом, рассказывая о психологах, которые рассматривали смерть,  подмечает интересную мысль, что акцент психоанализа на прошлом — это уход от будущего и от конфронтации со смертью.

 В этой главе проиллюстрированы  взгляды автора, случаи из врачебной практики, а также ситуации из фильмов и книг.
Разрешая важные вопросы, такие как: « Как мне распорядиться оставшейся частью моей жизни? Что наполнит мою жизнь смыслом?» Мы способны сделать больше, чем просто смягчить страх смерти. Осознание смерти может послужить позитивным импульсом, сильнейшим катализатором серьезных жизненных изменений.

 

Глава 3. Пробуждающее переживание.


В третьей главе рассказывается, о том,  что взгляд в лицо смерти необязательно вызывает отчаяние, стирающее всякий смысл жизни. Наоборот, считает Ирвин Ялом, такой взгляд может стать стимулом к более полному ощущению жизни. Речь идет о пробуждающих переживаниях – своего рода «экзистенциальной шоковой терапии». Мы узнаем какие они бывают.

Автор приводит примеры конфронтаций со смертью, обогащающих нашу жизнь из литературы и кинематографа.

Например, «Пьер Безухов, герой эпопеи Толстого «Война и мир», встречается со смертью в плену у французов, когда на его глазах расстреливают его товарищей, а ему чудом удается избежать гибели. После этого случая Пьер, заблудшая душа, полностью меняется и до конца романа действует как человек, ощущающий полноту и смысл жизни»

Если физически смерть нас уничтожает, то идея смерти дарует нам спасение. Автор предлагает рассмотреть эту мысль: что значит «дарует спасение»? Спасение от чего? И каким образом идея смерти может нас спасти? В этом и есть основная идея главы.

Хайдеггер, немецкий философ ХХ века, высказал идею о двух модусах существования: повседневном и онтологическом. В повседневном модусе мы поглощены тем, что вокруг, и интересуемся, «каковы вещи». В онтологическом же модусе (в модусе осознания бытия) мы сосредоточиваемся на чуде бытия как такового и восхищаемся уже тем, что вещи (и мы сами) есть, то есть существуют, обладают бытием.

 

«Здесь пролегает ключевое различие между подходами: «каковы вещи» и «вещи существуют». Поглощенные повседневным модусом, мы обращаем внимание на такие незначащие моменты, как внешность, стиль одежды, богатство, престиж. С другой стороны, живя в онтологическом модусе, мы не только лучше осознаем бытие, смерть и другие неотъемлемые свойства жизни, но приобретаем больше желания и возможности значительно изменить мир. Мы готовы взять на себя основную задачу человека – построить истинную жизнь, наполненную смыслом, деятельностью, основанную на чувстве связанности с людьми и ведущую к самореализации».

Многочисленные рассказы о резких и бесповоротных изменениях, вызванных ситуацией борьбы за жизнь, говорят в пользу этой точки зрения.

Когда Ирвин Ялом на протяжении десяти лет работал с раковыми больными, он обнаружил, что, «вместо того чтобы погрузиться в парализующее отчаяние, многие из таких больных, напротив, резко менялись в лучшую сторону. Они перестраивали свою жизнь, меняя приоритеты, начинали относиться к мелочам так, как они того заслуживают»

. Люди начинали глубже общаться с теми, кого любили, и по-настоящему ценить самые простые явления жизни – смену времен года, красоту природы, прошедшее Рождество или Новый год. Наверняка, вы  тоже согласитесь с этим наблюдением, ведь скрываясь от смерти, мы скрываемся и от самой жизни.

Автор делится лучшими катализаторами пробуждающих переживаний:
  • горе от потери любимого человека. Горе и тяжелая потеря часто могут вызывать осознание бытия;
  • смертельная болезнь;
  • разрыв любовных отношений;
  • жизненная веха – например, 50-, 60-, 70-летие; вечер встречи одноклассников или однокурсников;
  • тяжелое потрясение – пожар, изнасилование, ограбление;
  • уход из дома выросших детей (ситуация «пустого гнезда»);
  • потеря работы, смена сферы деятельности;
  • уход на пенсию; составление завещания, мысли о распределении наследства.
  • переезд в дом престарелых;
  • необычные по силе сновидения, передающие послание из глубин нашего «Я»;
  • сны как пробуждающие переживания - многие знаменательные сны несут послания от глубинной части нашей личности;
  • окончание терапии как пробуждающее переживание.

 

Пробуждающие переживания могут быть самыми разными, но их объединяет одно – они становятся началом «пробуждения». Часто процессу осознания способствует помощь другого человека, будь то специалист или просто друг, восприимчивый к подобным вопросам.

Автор делится осознаниями своих пациентов: «Теперь она поняла, что все ее богатства лишь скрывали от нее бессмысленность существования»

Чем менее эффективно прожита жизнь, тем болезненнее страх смерти, такую положительную корреляцию между страхом смерти и чувством непрожитой жизни замечает автор.

 Высокий профессионализм Ирвина Ялома, как психотерапевта, выявляет связь между свободой и ощущением смертности: любой выбор человека подразумевает отказ от чего-то, а любой отказ напоминает нам об ограничениях и о преходящем характере всего. Сужение круга возможностей, когда мы совершаем выбор имеет свою темную сторону: чем больше вы замыкаетесь в ситуации, тем меньше, короче и неинтереснее начинает казаться жизнь. Мысли автора очень погружают и заставляют задуматься. Нужно помнить о том, что все эти переживания несут с собой один смысл: конфронтация со смертью провоцирует страх, но в то же время может сделать жизнь значительно богаче.

 

 

Глава 4. Сила Идей.

 

 

Четвертая Глава  посвящена развитию и объяснению идей, терапевтов, философов, художников и писателей, предложенных ими для преодоления страха смерти и обогащения жизни. Автор делится озарениями великих мыслителей и писателей разных эпох, которые  помогли справиться со страхом смерти и придать смысл нашей жизни.


«Эпикур повторяет, что пугающая мысль о неизбежной смерти проникает в нашу жизнь и омрачает все до единого удовольствия».

Гениальность Эпикура заключается в том, что он предвосхитил современный взгляд на бессознательное, отметив, что большинство людей не осознает страха смерти. Эпикур писал, что этот страх обычно проявляется совсем в другом: у кого-то — в чрезмерной набожности, у кого-то — во всепоглощающем накопительстве денег или слепом стремлении к почестям и власти. Все это представляет собой некий суррогат бессмертия.

Чтобы  облегчить страх смерти Эпикур сформулировал ряд четких аргументов и предлагал своим ученикам заучивать их как таблицу умножения. В этой главе автор рассказывает нам о трех самых известных аргументах Эпикура, которые помогли преодолеть страх смерти лично ему и многим пациентам:
  • смертность души - Эпикур учил, что душа — смертна и исчезает вместе с телом;
    • смерть есть ничто - поскольку душа смертна и рассеивается после нашей
    смерти, то смерть в конечном итоге есть ничто. Иными словами, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, не существуем мы. В таком случае, решает Эпикур, зачем бояться смерти, если мы не можем почувствовать ее?
    • аргумент симметрии - что два состояния небытия — до нашего рождения и после смерти — совершенно одинаковы, но мы тем не менее так боимся второй черной вечности и так мало думаем о первой… В этой мысли автор находит утешение.
    Автор обращает наше внимание на особенно эффективную идею «волнового эффекта».
«Речь здесь идет о том, что каждый человек, не зная и не думая об этом, распространяет вокруг себя концентрические круги влияния, которое может затрагивать других людей на протяжении многих лет, из поколения в поколение. Это влияние в свою очередь передается от одних людей к другим, как рябь на поверхности пруда. Колебания продолжаются и продолжаются, и даже когда мы уже не можем их видеть, они идут на наноуровне.
Мысль, что мы можем, пусть и без нашего ведома, оставить где-то частичку самих себя, — это хороший ответ всем тем, кто жалуется на неизбежную бессмысленность ограниченного во времени существования.»


«Волновой эффект», в понимании автора, относится к тому, чтобы оставить что-то из нашего жизненного опыта, какие-то особенности, крупицы мудрости, опыта, утешения, которые перейдут другим людям — неважно, знакомым или нет.
Фраза матери пациентки: «Ищите меня в моих друзьях» — какое утешение, какой надежный фундамент смысла жизни заключен в этой мысли! Вот извечное послание любому человеку: добрые дела остаются с нами до конца жизни и отзываются в последующих поколениях.

Какой и в чем может быть смысл, если все обратится в прах? – вопрос, который возникает у многих. Все происходящее сейчас — мимолетно и скоро закончится.
Фрейд удачно раскрыл аргумент и контраргумент на это  в одном из своих эссе «О мимолетности». Он яростно возразил, что мимолетность 
вовсе не отнимает ценности или значения.

— Наоборот, — воскликнул он, — прибавляет! Ограниченность удовольствия только увеличивает его ценность!
Цветок, который благоухает всего одну ночь, не кажется нам от этого менее прекрасным»
Во многих культурах подчеркивается, что очень важно — жить здесь и сейчас, сосредоточиваясь на сиюминутных переживаниях, проживая каждое мгновение сполна.

Автор также цитирует Ницше, рассказывает, как его афоризмы помогли ему в своей терапевтической практике. Делится  наиболее могущественной идей, которую проповедовал, Заратустра - идею вечного повторения. Что, если бы тебе пришлось вновь и вновь проживать одну и ту же жизнь, — как это изменило бы тебя?

«Идея вечного повторения одной и той же жизни может привести в содрогание. Это разновидность легкой экзистенциальной шоковой терапии. Часто такая мысль выступает в роли отрезвляющего умственного эксперимента и заставляет человека серьезно задуматься над тем, как он живет»


 

В данной статье я рассказала  о книге Ирвина Ялома «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти».

Автор считает, что мы должны смело взглянуть в лицо неизбежной кончине, свыкнуться с ней, проанализировать ее, может быть, поспорить — и избавиться от искаженных детских представлений о смерти, которые и вызывают у нас страх. На вопрос: “Можно ли избавиться от страха смерти” Ирвин Ялом дает максимально честный ответ. Его можно смягчить, вытеснить спокойствием и добротой, осмысленностью и самореализацией. Избавиться до конца? Скорее нет, чем да. Ведь именно этот страх позволяет ощущать нам вкус жизни, делать ее.

Конфронтация со смертью всегда будет сопровождаться страхом. Если внимательно вглядеться в лицо смерти, можно не только успокоить страх, но и сделать жизнь более насыщенной, более ценной, более «жизненной». Мы узнали про страхи и псевдострахи, а также как уменьшить страх смерти и как можно воспользоваться пробуждающими переживаниями.

Эта книга – лучик надежды. Она поможет вам взглянуть смерти в лицо и не только смягчить страх, но и сделать  жизнь богаче, получить возможность заново войти в поток жизни, научившись воспринимать его полнее и с большим состраданием.

Очень советую к прочтению!

 

 

__________________________________

 

Запись на консультацию: 8 999 721 1244



Просмотров: 496
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • #2. Страх смерти. Боитесь ли Вы смерти так, как боюсь её я?
  • Вглядываясь в солнце: Жизнь без страха смерти. Отзыв о книге.
  • От белой полосы к черной... Страх смерти или страх жизни
  • Как преодолеть страх смерти: 5 напоминаний о жизни
  • Страх смерти: как пережить смерть близкого человека
  • Страх смерти. В чем его польза? И как преодолеть.
  • Что делать, если возник страх смерти?
  • Как страх смерти может стать лекарством от прокрастинации
  • Страх смерти или страх жизни?
  • Страх смерти: своей и близких людей (ответ на вопрос клиенту)
  • Мне 25, и я не хочу умирать. Что делать если сильный страх смерти?
  • Страх смерти. Что делать?
  • Появился страх смерти, что делать?
  • Страх Смерти = Любовь к Жизни
  • О смысле жизни и о смерти (И. Ялом)
  • Страх смерти – страх жизни
  • Небольшая метафора о смысле жизни, его потере и обретении, творчестве, боли бытия и страхе жизни/смерти.
  • Гипотеза: О жизни и смерти и об инстинктах жизни и смерти…
  • Что такое смерть и что дальше? (Личный опыт клинической смерти)
  • Смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его
  • Вглядываясь в будущее: жизнь без страха смерти
  • Страх смерти и его последствия
  • Страх смерти и его преодоление
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Страх смерти или как жить со скоростью любви.
  • Как преодолеть страх смерти? Два доступных способа
  • Страх смерти и его позитивное значение.
  • Когда мы стоим на грани Жизни и Смерти – это о чем?
  • Страх смерти своей и близких



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь