|
Теоретический анализ представлений о смерти в отечественной психологииАвтор статьи: 404
В контексте рассмотрения феномена смерти в отечественной психологии необходимо отметить такие имена, как С.Л. Рубинштейн, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев. С.Л. Рубинштейн и его школа рассматривали феномен смерти в структуре жизненного пути личности. Можно сделать вывод, что для С.Л. Рубинштейна личность человека - это его жизненный путь, его деятельность; это индивидуально-активный человек, строящий условия жизни и свое отношение к ней; субъектом жизни человек становится, если начинает ответственно подходить к самой жизни и ее выборам. На жизненном пути человеку не удается обойти такую экзистенциальную проблему, как отношение к жизни и смерти. С момента осознания человеком окончательности своей жизни перед ним встает проблема ответственности за все содеянное и упущенное в ней. Наличие смерти порождает серьезное отношение к жизни и обязательства по отношению к другим людям заботиться о них, что-то делать для них, пока есть возможность. Серьезность этих обязательств усугубляется тем, что они могут истечь в любой момент. В этом и заключается трагичность смерти. Смерть определяет содержание, направленность, экзистенциальную интенсивность и экзистенциальные границы жизни. Отношение субъекта к собственной смерти определяется степенью завершенности, законченности жизненного замысла, жизненно важного дела к моменту наступления смерти и степенью нужды в нем других людей, которых его заставляет покинуть и бросить на произвол судьбы смерть. Осознание смерти открывает жизнь в новой перспективе и заставляет пересмотреть свои ценности, вызывает стремление проживать свою жизнь сейчас и понимание того, что ее нельзя без конца откладывать (Рубинштейн, 1997). Л.И. Анцыферова, ученица С.Л. Рубинштейна рассматривает проблему смерти несколько в ином ключе: она утверждает, что в многообразном опыте жизни самыми болезненными моментами для человека являются встречи с трагедией смерти, с уходом из жизни дорогих для него людей. Для большинства людей не их собственная смерть, но потеря дорогих, любимых людей является самым горестным событием в жизни. Смерть дорогого человека суживает, обедняет, ограничивает жизнь любящего, он теряет часть себя. Мысль о близкой смерти или сам факт смерти любимого переживается как нечто противоестественное, как то, что не может уложиться в сознании личности (Анцыферова Л.И., 1997). В работах Л.И. Анцыферовой мы можем найти примеры, когда в сознании человека не укладывается трагическая ситуация, происходит отрицание действительности; человек может так и не выйти из депрессии и принимает решение добровольно уйти из жизни. Но человек должен подняться над своим горем, - так считает автор, - и очень часто он, переосмысливая разные аспекты трагического события, начинает соотносить их с трагическими ситуациями, пережитыми другими людьми, он вписывает свое горе в структуру жизненных катастроф других людей, и этот прием социального сравнения значительно облегчает его индивидуальные переживания. В природе человека заложено стремление к переживанию всей полноты жизни, даже выражающейся в мучительных переживаниях – такой вывод делает автор. Человек в любом состоянии может найти если не радость, то смысл своей жизни, и перед нами стоит главный выбор — отыскать смысл жизни и утверждать его всеми возможными способами или уступить смерти, отчаянию, чувству безысходности. Эта позиция близка к воззрениям В. Франкла, основателя логотерапии, который считал, что человек делает базальный выбор - между жизнью и смертью (Анцыферова Л.И., 1997). На наш взгляд, Л.И. Анцыферова затронула наиболее значимый аспект в проблеме смерти – не собственная, но смерть близких волнует нас больше всего, и здесь мы полностью соглашаемся с автором. К.А. Абульханова-Славская, еще одна ученица С.Л. Рубинштейна рассматривает проблемы организации личностью времени ее жизни. Время жизни — это производная от взаимодействия личности с объективной реальностью. В этом понимании жизнь есть то, что сумел сделать сам человек в этих обстоятельствах, в этом социально-историческом времени. Автор считает, что в наше сознание мысль о конечности жизни внесли такие события, как войны, катастрофы, терроры. Появился страх неожиданной смерти. Люди осознали, что в масштабах общества произошло обесценивание жизни, что она зависит от случайности, легко приносится в жертву (Абульханова – Славская К. А.; Березина, Т. Н., 2001). У К.А. Абульхановой-Славской мы находим мысли о том, что человек живет с чувством неуверенности в завтрашнем дне, постоянно грозящей опасности, беззащитности перед лицом смерти. В.М. Бехтерев, выдающийся русский медик-психиатр, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, теория которого представляет интерес, считает, что примирение со своей предстоящей смертью, постоянная готовность к ней должны направлять созидательную деятельность человека на общее благо, на то, чтобы сделать свою жизнь общеполезной. Автор считает, что не боятся смерти те, кто осознают, что они служили правому делу, с честью выполняли свой долг. Человеку необходимо осознать смысл своей смерти, т. е. достичь понимания того, чему она служит – спасению других людей, защите убеждений, благу человечества и т. д. И эта точка зрения противоположна мнению Л.И. Анцыферовой о том, что нужно искать смысл жизни, а не смерти. Как и все философы и психологи, В.М. Бехтерев говорит о своем понимании страха смерти. Для него это – неизвестность, что будет после смерти и будущее превращение в ничто. У автора мы находим также мысли о том, как преодолеть этот страх. Важнейшим условием преодоления страха смерти является принятие смерти как естественного, ожидаемого, закономерного события все время обновляющейся жизни. Человек должен найти примирение с конечным сроком своей жизни, который отведен ему для исполнения возложенной на него созидательной работы. Ощущаемый страх смерти доказывает то, что человек рассматривает самого себя как нечто самодовлеющее и обособленное от всего мира, которое будто бы утрачивает свое бытие вместе со смертью. Мы погрязаем в мелочах своей жизни так, что забываем о вечном институте смерти и только вспоминаем о нем, когда смерть постигает друга, когда по улице двигается погребальный кортеж, и даже в эти моменты мы не всегда думаем о том часе, который неизбежно наступит для нас самих. А между тем об этом нужно вспоминать чаще для того, чтобы бодрить себя к деятельности, побуждать к мысли о связи нашей личности со всем человечеством – заключает В.М. Бехтерев (Бехтерев В.М., 1999). Последний, кого мы рассмотрим в нашей работе из отечественных психологов, последователь В. М. Бехтерева Б. Г. Ананьев, создатель петербургской школы, который занимался проблемами человекознания. Он впервые ввел категорию "человек" в систему психологических понятий, включил человека в предмет психологии. Б.Г. Ананьев, анализируя жизненный путь человека, выделял в нем периоды подготовки, старта, стабилизации, пика, временного спада, подъема, за которой следует финиш. Автор объяснял, что парадокс человеческой жизни заключается в том, что у многих людей умирание происходит гораздо раньше, чем физическое одряхление. Такое состояние наблюдается у тех людей, которые по собственной воле начинают изолироваться от общества, отказываясь от многих функций и ролей в обществе, что ведет к деформации структуры личности. (Ананьев Б.Г., 2010). Таким образом, можно сделать вывод, что сохранность личности в поздние годы зависит от уровня ее социальной активности. Если человек не потерял живую связь с современностью, продолжает выполнять какие-то общественные функции, у него не происходит деформации личности. Стоит отметить, что особую значимость в наше время обретает положение Б.Г. Ананьева о том, что даже в условиях общественных катаклизмов человек выступает субъектом своих отношений с миром и может найти новые пути включения в жизнь общества. Итак, мы можем отметить сходство концепций отечественных психологов с теориями зарубежных психологов экзистенциально-гуманистического направления. У всех авторов мы находим мысли о том, что же такое страх смерти и как его преодолеть, и каждый высказывает свою интерпретацию, но сквозная мысль во всех теориях – смерть страшное явление, и для каждого человека характерна боязнь перед ней. Список литературы. 1. Абульханова – Славская К.А., Березина, Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Издание 3. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с. 3. Анцыферова Л.И. Человек перед лицом жизни и смерти //Российский менталитет, Вопросы психологической теории и практики, М., 1997. С. 44-55 4. Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема. СПб.: Алетейя, 1999. С. 20-23. 5. Рубинштейн С.Л. Человек и мир - М.: «Наука», 1997. – 190 с.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|