Теоретический анализ представлений о смерти в отечественной психологии

Автор статьи: 404

В контексте рассмотрения феномена смерти в отечественной психологии необходимо отметить такие имена, как С.Л. Рубинштейн, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев.

С.Л. Рубинштейн и его школа рассматривали феномен смерти в структуре жизненного пути личности.

Можно сделать вывод, что для С.Л. Рубинштейна личность человека - это его жизненный путь, его деятельность; это индивидуально-активный человек, строящий условия жизни и свое отношение к ней; субъектом жизни человек становится, если начинает ответственно подходить к самой жизни и ее выборам. На жизненном пути человеку не удается обойти такую экзистенциальную проблему, как отношение к жизни и смерти. С момента осознания человеком окончательности своей жизни перед ним встает проблема ответственности за все содеянное и упущенное в ней. Наличие смерти порождает серьезное отношение к жизни и обязательства по отношению к другим людям заботиться о них, что-то делать для них, пока есть возможность. Серьезность этих обязательств усугубляется тем, что они могут истечь в любой момент. В этом и заключается трагичность смерти.

Смерть определяет содержание, направленность, экзистенциальную интенсивность и экзистенциальные границы жизни. Отношение субъекта к собственной смерти определяется степенью завершенности, законченности жизненного замысла, жизненно важного дела к моменту наступления смерти и степенью нужды в нем других людей, которых его заставляет покинуть и бросить на произвол судьбы смерть. Осознание смерти открывает жизнь в новой перспективе и заставляет пересмотреть свои ценности, вызывает стремление проживать свою жизнь сейчас и понимание того, что ее нельзя без конца откладывать (Рубинштейн, 1997).

Л.И. Анцыферова, ученица С.Л. Рубинштейна рассматривает проблему смерти несколько в ином ключе: она утверждает, что в многообразном опыте жизни самыми болезненными моментами для человека являются встречи с трагедией смерти, с уходом из жизни дорогих для него людей. Для большинства людей не их собственная смерть, но потеря дорогих, любимых людей является самым горестным событием в жизни. Смерть дорогого человека суживает, обедняет, ограничивает жизнь любящего, он теряет часть себя. Мысль о близкой смерти или сам факт смерти любимого переживается как нечто противоестественное, как то, что не может уложиться в сознании личности (Анцыферова Л.И., 1997).

В работах Л.И. Анцыферовой мы можем найти примеры, когда в сознании человека не укладывается трагическая ситуация, происходит отрицание действительности; человек может так и не выйти из депрессии и принимает решение добровольно уйти из жизни. Но человек должен подняться над своим горем, - так считает автор, - и очень часто он, переосмысливая разные аспекты трагического события, начинает соотносить их с трагическими ситуациями, пережитыми другими людьми, он вписывает свое горе в структуру жизненных катастроф других людей, и этот прием социального сравнения значительно облегчает его индивидуальные переживания.

В природе человека заложено стремление к переживанию всей полноты жизни, даже выражающейся в мучительных переживаниях – такой вывод делает автор. Человек в любом состоянии может найти если не радость, то смысл своей жизни, и перед нами стоит главный выбор — отыскать смысл жизни и утверждать его всеми возможными способами или уступить смерти, отчаянию, чувству безысходности. Эта позиция близка к воззрениям В. Франкла, основателя логотерапии, который считал, что человек делает базальный выбор - между жизнью и смертью (Анцыферова Л.И., 1997).

На наш взгляд, Л.И. Анцыферова затронула наиболее значимый аспект в проблеме смерти – не собственная, но смерть близких волнует нас больше всего, и здесь мы полностью соглашаемся с автором.

К.А. Абульханова-Славская, еще одна ученица С.Л. Рубинштейна рассматривает проблемы организации личностью времени ее жизни. Время жизни — это производная от взаимодействия личности с объективной реальностью. В этом понимании жизнь есть то, что сумел сделать сам человек в этих обстоятельствах, в этом социально-историческом времени.

Автор считает, что в наше сознание мысль о конечности жизни внесли такие события, как войны, катастрофы, терроры. Появился страх неожиданной смерти. Люди осознали, что в масштабах общества произошло обесценивание жизни, что она зависит от случайности, легко приносится в жертву (Абульханова – Славская К. А.; Березина, Т. Н., 2001).

У К.А. Абульхановой-Славской мы находим мысли о том, что человек живет с чувством неуверенности в завтрашнем дне, постоянно грозящей опасности, беззащитности перед лицом смерти.

В.М. Бехтерев, выдающийся русский медик-психиатр, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, теория которого представляет интерес, считает, что примирение со своей предстоящей смертью, постоянная готовность к ней должны направлять созидательную деятельность человека на общее благо, на то, чтобы сделать свою жизнь общеполезной.

Автор считает, что не боятся смерти те, кто осознают, что они служили правому делу, с честью выполняли свой долг. Человеку необходимо осознать смысл своей смерти, т. е. достичь понимания того, чему она служит – спасению других людей, защите убеждений, благу человечества и т. д. И эта точка зрения противоположна мнению Л.И. Анцыферовой о том, что нужно искать смысл жизни, а не смерти.

Как и все философы и психологи, В.М. Бехтерев говорит о своем понимании страха смерти. Для него это – неизвестность, что будет после смерти и будущее превращение в ничто. У автора мы находим также мысли о том, как преодолеть этот страх. Важнейшим условием преодоления страха смерти является принятие смерти как естественного, ожидаемого, закономерного события все время обновляющейся жизни. Человек должен найти примирение с конечным сроком своей жизни, который отведен ему для исполнения возложенной на него созидательной работы.

Ощущаемый страх смерти доказывает то, что человек рассматривает самого себя как нечто самодовлеющее и обособленное от всего мира, которое будто бы утрачивает свое бытие вместе со смертью. Мы погрязаем в мелочах своей жизни так, что забываем о вечном институте смерти и только вспоминаем о нем, когда смерть постигает друга, когда по улице двигается погребальный кортеж, и даже в эти моменты мы не всегда думаем о том часе, который неизбежно наступит для нас самих. А между тем об этом нужно вспоминать чаще для того, чтобы бодрить себя к деятельности, побуждать к мысли о связи нашей личности со всем человечеством – заключает В.М. Бехтерев (Бехтерев В.М., 1999).

Последний, кого мы рассмотрим в нашей работе из отечественных психологов, последователь В. М. Бехтерева Б. Г. Ананьев, создатель петербургской школы, который занимался проблемами человекознания.

Он впервые ввел категорию "человек" в систему психологических понятий, включил человека в предмет психологии.

Б.Г. Ананьев, анализируя жизненный путь человека, выделял в нем периоды подготовки, старта, стабилизации, пика, временного спада, подъема, за которой следует финиш. Автор объяснял, что парадокс человеческой жизни заключается в том, что у многих людей умирание происходит гораздо раньше, чем физическое одряхление. Такое состояние наблюдается у тех людей, которые по собственной воле начинают изолироваться от общества, отказываясь от многих функций и ролей в обществе, что ведет к деформации структуры личности. (Ананьев Б.Г., 2010).

Таким образом, можно сделать вывод, что сохранность личности в поздние годы зависит от уровня ее социальной активности. Если человек не потерял живую связь с современностью, продолжает выполнять какие-то общественные функции, у него не происходит деформации личности.

Стоит отметить, что особую значимость в наше время обретает положение Б.Г. Ананьева о том, что даже в условиях общественных катаклизмов человек выступает субъектом своих отношений с миром и может найти новые пути включения в жизнь общества.

Итак, мы можем отметить сходство концепций отечественных психологов с теориями зарубежных психологов экзистенциально-гуманистического направления. У всех авторов мы находим мысли о том, что же такое страх смерти и как его преодолеть, и каждый высказывает свою интерпретацию, но сквозная мысль во всех теориях – смерть страшное явление, и для каждого человека характерна боязнь перед ней.

Список литературы.

1. Абульханова – Славская К.А., Березина, Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Издание 3. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.

3. Анцыферова Л.И. Человек перед лицом жизни и смерти //Российский менталитет, Вопросы психологической теории и практики, М., 1997. С. 44-55

4. Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема. СПб.: Алетейя, 1999. С. 20-23.

5. Рубинштейн С.Л. Человек и мир - М.: «Наука», 1997. – 190 с.

 



Просмотров: 1039
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Гипотеза: О жизни и смерти и об инстинктах жизни и смерти…
  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • Небольшая метафора о смысле жизни, его потере и обретении, творчестве, боли бытия и страхе жизни/смерти.
  • Как преодолеть страх смерти: 5 напоминаний о жизни
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Что такое смерть и что дальше? (Личный опыт клинической смерти)
  • О важности смерти для жизни
  • #2. Страх смерти. Боитесь ли Вы смерти так, как боюсь её я?
  • Мое отношение к смерти. Эссе по психологии смерти, горевания и утраты
  • Страх смерти: как пережить смерть близкого человека
  • Когда мы стоим на грани Жизни и Смерти – это о чем?
  • Экзистенциальный смысл смерти и сценарий жизни
  • Смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его
  • Стресс как катализатор жизни или смерти
  • Страх Смерти = Любовь к Жизни
  • О времени, жизни и смерти
  • Феномены Жизни и Смерти, или Как избежать страданий по собственному трупу
  • Есть ли границы у реальности? Очерки о Жизни и Смерти.
  • Думали ли вы когда-нибудь о том, что чувствуют ваши дети по поводу вашей смерти?
  • Зачем мы думаем о смерти "во время жизни"?
  • Любовь к Жизни = принятие Смерти.
  • Разговоры с детьми о смерти и отношение детей к смерти.
  • Что делать, если возник страх смерти?
  • Появился страх смерти, что делать?
  • О жизни и смерти
  • Иллюзия жизни или смерти?
  • Ребенок и смерть. Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека
  • Что влияет на отношение к смерти?
  • Сказка о Смерти и Жизни
  • О самолётах, жизни и смерти...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь