|
Страхи детей в замещающих семьяхАвтор статьи: Баликоева Зарина Владимировна
Одной из самых распространенных тем, волнующих замещающих родителей, является детский страх и способы борьбы с ним. Чего только не боятся наши дети! Наотрез отказываются посещать любые детские праздники, а некоторых и в гости попросту не «затащить»; спать буду только с родителем, и непременно держа его за руку; в машину ни за что не сяду, а если и сяду, то по приезду уже не выйду; громкие звуки, крупные животные и т.д. и т.п. Между тем, наличие страхов является показателем нормального развития ребенка. Страхи нужны человеку для того, чтобы сигнализировать о возникновении угрожающей ситуации. В младенческом возрасте такими опасными ситуациями будут являться несвоевременное удовлетворение физических потребностей и, конечно же, длительное отсутствие матери. Для ребенка, являющимся «отказником» с рождения это будет, к сожалению, первый жизненный опыт – потеря матери и непрерывное появление новых лиц, причем перманентно сменяющих одно другое. Появление новых лиц может вызывать состояние тревоги, вплоть до панического страха, если ребенка забирали из семьи специалисты органов защиты детства. Иначе говоря, появление новой тети на пороге дома, ребенок может расценить как угрозу очередного расставания с семьей. Безусловно, ребенок, когда-то лишившийся семьи, будет испытывать страх потерять родителей вновь. Важную роль при этом играют подробности ситуации расставания - родители оставили его на улице сидеть на лавочке, в вагоне метро, в больнице, или, к примеру, его забрали социальные работники из дома сразу после сна. Все эти обстоятельства отпечатываются в памяти ребенка как сопровождающие травмирующее событие и прочно связываются между собой в психике. Соответственно, при возникновении сходных условий и обстоятельств у ребенка возникает страх повторения ситуации. Если последней картиной, которую видел ребенок, перед тем как остаться одному – это была мама, выходящая за дверь, то каждый раз, когда он будет видеть замещающего родителя выходящего из комнаты и закрывающего за собой дверь, будет актуализироваться состояние тревоги как минимум, как максимум – ужас вновь остаться одному и навсегда. И тогда нельзя упускать из виду родителя ни на минуту – он может больше никогда не вернуться, нельзя идти в садик – а вдруг меня больше никогда оттуда не заберут, нельзя даже идти на прогулку с воспитателем – вдруг мама не найдет меня на улице. Если ребенка часто перемещали из учреждения в учреждение, то может возникать страх перед любыми поездками или даже просто перед посадкой в автомобиль. Что же делать, ведь страхи ребенка превращаются в кошмар и в настоящее испытание и для родителя в том числе? Обязательным является проговаривать вслух возникший страх ребенка - поскольку сам ребенок еще не в состоянии понять, что с ним сейчас происходит и только взрослый может помочь ему осознать эмоцию. Чтобы справиться с возникшей тревогой, очень важно объяснить ребенку какова реальность на данный момент. Произнесенная речь должна включать в себя три компонента – опыт прошлого, реалии настоящего и стабилизацию будущего. «Ты похоже сейчас испугался (боишься, тебе страшно), - эмоция потому что когда-то ты остался один - прошлое, сейчас с тобой Я – настоящее и я не оставлю тебя (буду с тобой) и буду заботиться о тебе (защищать тебя) столько, сколько тебе потребуется - будущее. Эту речь можно произносить как непосредственно при возникновении страха, так и профилактически ежедневно перед сном, если имеется расстройство сна. Некоторые дети боятся заснуть, потому что пока они спали, родители их оставляли, или перемещали. Тогда засыпание чревато новым перемещением или очередной потерей родителей. Если Вам необходимо совершить действия, которые по Вашим предположениям могут активизировать страх ребенка, то можно готовить его к этим событиям заранее при помощи игры. К примеру, если Вам предстоит поездка с перелетом в другой город, то игра должна отображать весь процесс с использованием соответственных игрушечных атрибутов (два домика – пункт отправления и пункт назначения, машинки и самолет). То же самое касается любых других мероприятий – поход в гости, в садик, ваш собственный отъезд в командировку. При этом, важно каждый раз фиксировать свое возвращение словами «Смотри, видишь, я вернулась (вернулся), как и обещала (обещал)!», поскольку у детей информация закрепляется в сознании только после многократного повторения. Ежедневное проигрывание ситуации вместе с ребенком в течение недели позволит значительно снизить, а может и вовсе избавить ребенка от страха перед происходящим, а родителя - от истерики в аэропорту или перед посадкой в автомобиль. Залогом успеха также является и постепенное приближение к объекту страха. Речь идет о временных и пространственных границах. На детский праздник можно сначала смотреть издалека и недолго, а еще можно смотреть на него по телевизору, а клоуна можно купить игрушечного и сначала взаимодействовать с маленькой фигуркой, а не сразу с большим, ярким и громким непредсказуемым «монстром». Порой, нам бывает сложно оторваться от шаблонов, особенно от слов, которые мы сами в детстве часто слышали от родителей и поэтому нередко первое, что произносим - это традиционное «не бойся», «ничего страшного», «тише-тише, успокойся». Но тогда вместо прояснения ситуации мы только запутываем ребенка, отрицая возникающее у него чувство, что только увеличивает его тревогу и чувство одиночества. А ведь ситуация представляется нам тем безопаснее, чем она для нас яснее. А если еще есть и благоприятный прогноз на будущее, так и жить можно спокойно и вздохнуть с облегчением. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|