Почему дети боятся? Детские страхи.

Автор статьи: Демьяненко Юлия

..Родитель может много показать ребенку, что за шкафом никого нет, ну совсем никогошеньки. Однако ребенок знает, что пока взрослый в комнате, монстрик где-то прячется...

Сегодня поговорим о страхах.

Страх - это естественный ответ на воспринятую физическую или эмоциональную опасность. И поэтому, страх - это всегда о преодолении, взрослении. Например: страх упасть, для деток 1-3 лет совершенно нормальный. Однако многие мамочки возразят: "У моего ребенка страха не было, он гонял и ничего не боялся". И это правда. Очень многие страхи зависят от темперамента. Кто-то боится больше, кто-то меньше.

Таким образом важно отметить, часть страхов зависит от темперамента, чем спокойный ребенок, тем больше вероятность, что он будет бояться чего-то быстрого, громкого, резкого(это в пределах нормы), очень активные дети часто боятся замкнутого пространства. Спокойные дети часто "предпочитают страхи прятать и накапливать". (Это важно знать для родителя)

Нормой страха, является преодоление ребенком своих переживаний длительностью до полугода. Но если этого не происходит, этому есть причина.

Почему ребенок не преодолевает страх природно (взрослый зачастую тоже) ?

Страх всегда связан с базовыми потребностями человека "я хороший, я любимый, я могу, я есть". Именно эти потребности получает ребенок, когда природно преодолевает страхи. Например: если ребенок любим, он уверен, что он имеет право быть здесь, в этом мире, он может опереться на  взрослого, он уверен, что он хороший, то страх полезть на новую вершину, спуститься с новой высокой горки, направлен на внутреннюю уверенность "я могу", и он его природно преодолеет.

 Если же такой уверенности нет, то страхи могут накапливаться и выливаться в фобии, неуверенность в себе и замкнутость.

Важно отметить, что эти потребности, определяют стойкость и длительность пребывания страха, иногда и до зрелого возраста, при условии что какая-то базовая потребность не реализована.

Страхи и условия для их формирования. 

Не послушание мы должны воспитывать, а мышление. (М.Литвак)

Часто родители воспитывают своих детей «запугивая для послушания»  , хотят как лучше. Возможно, они и сами напуганные были в детстве и превратившись в тревожных родителей поступают так как поступают. Или просто не знают,как поступить лучше,   пользуются вот такими фразами: «ты заболеешь», «ты потеряешься», «не ходи в темную комнату один”, “ты упадешь и ударишься», "тебя дядя заберет", "тетя будет ругаться", "там бабайка", “а вот дядя полицейский...", “ты видишь, дядя уже идет тебя забирать”.

Все эти фразы играют злую шутку, формируя внутреннее убеждение в том, что он не справится (не сможет преодолеть), что он должен подстраиваться (не имеет право быть) или родитель и сам боится(у ребенка нет опоры). Иными словами, ребенок не хороший, не любимый, и он с мамой не может быть в безопасности. Слушая эти фразы, ребенок конечно же будет бояться, мотивируясь этими страхами, но такие фразы и являются вредителями основных потребностей. И как следствие, дают добрую почву на формирования тревожности, которая может  превратится в невроз.Такие дети, иногда и во взрослом возрасте, уже бессознательно, боятся всего нового, тревожатся по поводу будущего.

Интересно, что характер страхов могут отличаться у детей, живущих в разных условиях.  Дети, более изолированные от сверстников – живущие отдельно от двоюродных братьев/сестер и других родственников, единственные дети, дети не посещающие сады – могут испытывать страхи чаще и сильнее своих сверстников с другим окружением. У них выше вероятность появления страхов одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ и т. д. В первую очередь это относится к единственным в семье детям, по отношению к которым взрослые проявляют больше беспокойства и опеки. У детей из больших семей или детей, которые бывают на групповых занятиях, детских площадках рядом со сверстниками больше возможностей для совместных игр, а именно в них дети и отрабатывают большинство своих страхов, учатся справляться с ними, преодолевают испуг.

Если ребенок живет в обстановке “Маша лучше, а посмотри на Толика”, это всегда имеет негативные последствия. Конечно же родители или бабушка с самых лучших побуждений сравнивают, однако это всегда травмирует ребенка, формирует установку “Я не дотягиваю”. Особенно это важно для того ребенка, который испытывает страх не справиться с заданием и беспомощность. Сравнивайте ребенка лишь с самим собой, подчеркивайте улучшение сегодняшнего результата по сравнению со вчерашним. Примеры: Сегодня ты сделал на 1 ошибку меньше, чем вчера, ты делаешь успехи или сегодня ты подтянулся уже 2 раза, это на один больше чем позавчера.

Страх приходит на неумения. Дети которые лишены самостоятельности, не владеют умениями, не умеют постоять за себя и не владеют навыкам самообслуживания, являются потенциальными владельцами множество страхов. Ребенок должен уметь навыки, понимать что он многое может, он выделяется и он уникален. Если этого нет, вместо умений, растет  страх осуждения, “что поругают”, страх быть высмеянным, все социальные страхи..

Важно отметить, что патологические страхи свойственны чувствительным детям, у которых складываются сложные отношения с родителями: любовь, поддержку и чувство безопасности взять неоткуда.

Долгая болезнь, автокатастрофа, потеря близкого человека, развод родителей, отъезд лучшего друга или смерть любимого хомяка…Причиной страха может стать сильное эмоциональное переживание, врезавшееся в детскую память.

На поведение детей всегда влияет атмосфера в семье. Если мама постоянно тревожится о безопасности дома, периодически меняет замки, перед уходом выключает все электроприборы, то ее тревога, усиленная детской фантазией, может проявиться и у ребенка. Когда родители ограничивают общение ребенка со сверстниками, избегают эмоционального контакта, при этом постоянно говоря об опасностях, подстерегающих на каждом углу, ребенок ожидает встречи с обещанными опасностями. И чем дольше это продолжается, тем сильнее страх.

Другой взгляд на причины страхов  у детей.

Ребенок — зеркало семьи, его страх семью спасает. В семейной психологии есть такое понимание: семья — это система взаимосвязанных элементов, если в семье что-то происходит это отражается на всех ее членах. В первую очередь, на детях. Есть такое выражение: дети — это симптом семьи. Если в их состоянии что-то не так, корень необходимо искать в семье, в которой они растут. Очень часто детские страхи являются отражением того, что в семье есть скрытый конфликт. Взрослые что-то не выяснили между собой, не проговорили, отражаться это будет на ребенке. Как и в случае с психосоматикой, когда ребенок постоянно болеет, страхи могут скреплять семью. Например, брак трещит по швам и тут у ребенка появляется страх, во-первых, он отражает внутреннее семейное напряжение, во-вторых, спасает семью, родители переключаются со скандалов друг с другом на спасение ребенка, они водят его к врачам и психологам, и, чаще всего, не расторгают брак, боясь еще сильнее ухудшить психическое состояние малыша. В этом случае, как бы не странно это звучало, важно понять чем страх, имеющейся у ребенка помогает семье. Как и в первом случае родителям важно начать с себя, решив разногласия между собой.

В первую очередь, когда у детей появляются страхи, важно понять, как вы сами реагируете в этой ситуации. Например, если ребенок боится темноты – как вы относитесь к неизвестности, неожиданности и переменам? Если застенчив и мало общается – как вам в незнакомой компании? Когда вы сами чувствуете себя спокойно и уверенно, можно объяснить ребенку, что ему нечего опасаться, что вы рядом и при необходимости защитите его. Эмоциональная уравновешенность родителей позволяет ребенку опираться на вас и чувствовать себя безопасно.

Важно! Часто родители делают все для того, что бы все психологические потребности были удовлетворены. Ребенок уверен в себе, он знает что он любим, он много умеет и может, но все-же появился у него страх, который длительное время не преодолевается, тогда важно искать причину в родителях, работа с ребенком будет не эффективна.

Дети испытывают страх чаще, чем мы думаем. На каждый случай открытого страха приходится много случаев страха скрытого. В нашем обществе боязнь чего-нибудь воспринимается как проявления малодушия. Родители тратят много сил, объясняя детям, как избавиться от страха, но редко принимают ощущаемый детьми страх(стремятся  игнорировать или высмеять). Дети обучаются загонять свои страхи глубоко внутрь себя, чтобы угодить родителям или не пугать их своими переживаниями.

Чтобы помочь ребенку, важно самому не бояться, быть смелым и  столкнуться и со своим страхами и с детскими. Иногда бояться необходимо, что бы вырости. Позвольте ребенку преодолеть их самостоятельно, наполняя свое дитя уверенностью , что он любим, он может, он важен, он самый хороший для вас и тогда страхи уменьшаться и у ребенка и у вас за него. 

П.С:Тема страха настолько обширна, что о ней можно писать книги.

В следующей статье я составлю энциклопедию страхов, где можно будет узнать как формируются страхи(страх смерти, насекомых, животных и мн.др)

Если вам статья была полезной, буду рада получить от вас “Спасибо”.

Спасибо вам за интерес.Почему дети боятся Детские страхи



Просмотров: 588
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Что со мной происходит? Любовь это или нет? Страхи на пути любви.
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что такое страх и чем он может быть полезен
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Не важно, что ты видишь, важно, как ты на это смотришь. Часть II.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • "Синдром одиночки". Что делать если у любимого страх близких отношений?
  • Не важно, ЧТО ты видишь, важно, КАК ты на это смотришь! (тест внутри)
  • "А если это неправильно?": страх совершить ошибку
  • «Страхи – это друзья. Это сигнал, что чего-то не хватает»
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь