Страхи наших детей.

Страхи наших детей разнообразны и могут приводить не только к усилению тревоги, невротическим состояниям, но и к отказу от пищи.

Обратились родители девочки 6-и лет с просьбой о помощи. Кристина, так назовём нашу героиню, отказывается от еды. За день выпивает несколько ложек бульона и меньше стакана воды. Родители напуганы. Сделаны все возможные анализы и пройдены консультации специалистов: педиатра, невролога, гастроэнтеролога. Все отмечают, что анализы в норме и с их стороны патологии не выявлено.
Психиатр назначила препараты, снимающие тревожное состояние и сказала, выражаясь метафорически: "лечите голову". Девочка за последние три недели похудела и ослабла.
При встрече Кристина ведёт себя непринуждённо, рассказывает о том, что не хочет кушать. Из разговоров с мамой выясняется, что сначала она отказалась есть хлеб, а затем всю твёрдую пищу.
Для начала используем метафорические карты Г. Кац, Е. Мухаматулина "Из сундука прошлого". Девочка выбирает две карточки. На одной изображена бабушка, сидящая за накрытым столом, а под столом находится ребёнок. И на второй карточке нарисована девочка, предлагающая яблоко плачущему ребёнку.
Интерпретирует так: "Здесь бабушка. Она расстроена. Ребёнок не хочет кушать. А здесь девочка предлагает яблоко мальчику, он не хочет это яблоко и поэтому плачет".
В ходе беседы выясняется, что страх кушать живёт в груди. Он большой, чёрный, расплывчатый, как клякса и твёрдый. И это он не разрешает есть, иначе заболит горло.
Прорисовываем этот страх, затем разрываем этот лист бумаги и на чистом листе рисуем радость. Рисунок ребёнок забирает домой. Проводим консультацию для родителей. Выясняем, что к девочке со стороны значимых близких предъявляются высокие требования по поводу того, как она должна вести себя в детском саду, в группе. Кристина тревожна и неуверенна в себе. Тётя девочки работает методистом в образовательном учреждении, куда ходит ребёнок.
Родителям даны рекомендации и на консультацию приглашена тётя девочки. С нею проведена беседа.
На второй встрече девочка выбирает те же карточки. Объясняет также. Предлагаем разместить страх, который не разрешает ей есть, на стул, находящийся напротив. Кристина наблюдает за страхом и говорит, что страх это клякса, она танцует, веселится, балуется. Разрешаем этой кляксе вести себя так, как она хочет. Выясняем, что она хочет громко кричать. После того как клякса повеселилась, покричала... она стала меняться, становиться белой и смешной. Рисуем с девочкой эту смешную кляксу. Рисунок, как и в первую встречу, отдаём домой. Договариваемся с Кристиной о том, что к следующей встрече она научится громко кричать "А-ааа!" (в выходные дни семья Кристины выезжает за город на отдых).
Приглашаем маму девочки на индивидуальное занятие. Работаем с желанием все и всех контролировать (занимает высокую должность) и чувством страха. А также разбираем родительскую установку: "Соответствовать всегда и во всём требованиям и правилам общества".
На третьей встрече с Кристиной сочиняем сказку о принцессе, которую заколдовала ведьма и та перестала есть, а просто лежала и пила компоты. А королева бегала вокруг принцессы, и другие люди тоже старались помочь. Но... принцесса их жалела, а есть не могла. И тогда появился маг - волшебник, он произвёл ритуал, прочитал заклинание, и принцесса начала есть хлеб (моя подсказка). Все стали радоваться. И звери, и птицы.
Переводим разговор на саму девочку.
- А тебе что сейчас мешает кушать?
- Страх.
- Посади его на стул. Какой он? Почувствуй себя. Какая ты?
- Я большая. А страх меньше меня.
- Смотри на него. Что с ним происходит?
- Он исчезает, растворяется, пусто.
- Теперь, когда пусто скажи: "Я есть уверенность! Ещё громче, Ещё...
Предлагаем съесть кусочек хлебушка (заранее принесён). Начинает плакать, говорить, что не могу. Говорю, что в этих слезах растворяется страх, что ты девочка сильная и уверенная. Повтори! Громко повторяет: "Я сильная и уверенная девочка".
Спрашиваем: "Страх есть?". Отвечает: "Нет".
- Вот видишь, ты победила свой страх. Ты победитель. Осталось победить себя. Возьми хлебушек. Съешь столько, сколько захочешь. Берёт. Кусает. Медленно пережёвывает.
Слёзы радости: "Я могу! Я победитель!"
Далее идёт совместная работа с мамой.
Рисует весёлую принцессу и радующихся птиц и зверей. Всем животным рисует пищу - яблоки, груши, вишни.
- Птички и звери едят, радуются.
- Теперь и ты съешь кусочек хлеба.
Ест. Просит воды.
Рисует себя на пьедестале, на 1-ом месте. На вопрос: "Ты можешь кушать?" Отвечает: "Да". Рисунок забирает с собой.
На четвёртом занятии Кристина отмечает, что ей стало легче, ест каши. Но есть напряжение.
Рисуем это состояние. Получается кактус и маг - волшебник на коне. Маг выше кактуса и своей волшебной палочкой он дотрагивается до колючего растения и тот начинает выпускать не иголочки, а цветочки. Кристина смеётся. Говорит, что кактус смешной. Предлагаем ей хлебушек и водичку. Она начинает отщипывать хлебушек и дорисовывать на рисунке птичек, которые клюют крошки. Девочка довольная уходит домой.
Через день позвонила мама девочки. Благодарила за работу. Кристина попросила постряпать пиццу и с аппетитом скушала несколько кусочков.
Через неделю девочка пришла на занятие довольная и радостная. Рассказала о своих успехах. Нарисовала чувство радости и сказала по секрету, что научилась громко кричать "А-ааа!", когда бывают на природе.
Нами даны рекомендации родителям по психологическому сопровождению ребёнка.



Просмотров: 331
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • парадокс родительского послания "Хорошая девочка- это взрослая девочка" (клиентская история)
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Хорошая" девочка и "плохие" эмоции
  • "Работа с МАК". Расклад "Страх перед публичным выступлением".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Здоровая" или "патологическая" ревность...и страх оказаться обманутым.
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Почему мальчики "любят глазами", а девочки "ушами"
  • "Хорошие девочки" и "плохие мальчики": сила притяжения
  • "Как тебе живется, хорошая девочка?"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Как живёт ваша "девочка"?
  • "Мама я девочка, можно я ей останусь...."
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Худеть, или полюбить себя "как есть"?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Женская наивность: почему это опасно? из цикла рассказов "Девочка моя"
  • Терапевтическая сказка "Лесная девочка" (детско-родительские отношения)
  • "Жила-была девочка"... Авторская сказка на заданную тему



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь