Исследование особенностей нарушений эмоциональной сферы педагогов.

 

 

Сборник научных трудов

"Актуальные проблемы

развития науки и образования"

Международной заочной научно-практической конференции.

г. Москва, 2013 

 

Исследование особенностей нарушений эмоциональной сферы педагогов, проходящих обучение на курсах повышения квалификации.

Профессионально-личностный рост специалистов сферы образования  является залогом успешности процессов модернизации российского образования. Однако сегодня мы имеем дело с серьезной проблемой снижения мотивации педагогических работников к повышению профессионально-личностного уровня, самосовершенствованию. Это, несомненно, обусловлено, в том числе и социально-экономическими условиями, в которых проходят процессы модернизации. Но не только.

Специфичность педагогической деятельности заключается в постоянном  контакте с огромным объемом информации, отчетности, высоким уровнем  ответственности.  Все это становится непосильным грузом в условиях слабой социальной защищенности, отсутствия системы психологической поддержки, сопровождения педагогической деятельности.

Как известно, эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с механизмами саморегуляции, чувственного восприятия, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние. Теория дифференциальных эмоций признает за эмоциями функции детерминант поведения в широчайшем диапазоне от насилия и неумышленного убийства, с одной стороны, и самопожертвования — с другой. Эмоции рассматриваются не только как основная мотивирующая система, но и как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. Наиболее важны для функционирования личности и для социального взаимодействия четыре системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная. Эти четыре системы совместно формируют основу уникального человеческого поведения. Продуктивность человека является производной гармоничного взаимодействия этих четырех систем. Неэффективное же поведение и дезадантации — результат нарушения или неправильного осуществления системного взаимодействия. [1]

Осуществляя  профессиональную деятельность в сфере «человек-человек», педагог несет большую эмоциональную нагрузку, сопряженную с огромными  психоэнергетическими  затратами.  К сожалению, в большинстве своем, они ничем не восполняются. Отсюда - нарушения психоэмоциональной сферы, развивающиеся  симптомы эмоционального выгорания (неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, эмоциональная отстраненность и др.). И как следствие – нарушение когнитивной функции, снижение мотивации.

Эмоциональное выгорание (по В.В. Бойко) – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного  исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. [2, 4]

К.С. Шалагинова в статье «Возрастание рисков в современном образовательном пространстве», выделяя основные риски в современном образовательном пространстве, ставит на первое место эмоциональное выгорание (55%).  Далее следуют: некомпетентность (30%), низкий уровень мотивации (20%), низкий уровень профессионального саморазвития (20%), повышенная ответственность, тревожность (10%), грубость и безразличие (5%), неудовлетворенность социальным статусом (5%), негибкость, ригидность мышления, авторитарность (5%) и др. [3]

Мы видим, что многие из вышеперечисленных рисков напрямую зависят от состояния психоэмоциональной сферы педагогических работников.

К.С. Шалагинова так же отмечает, что последствия эмоционального выгорания педагогических работников приводят к риску взаимодействия как между взрослыми участниками образовательного процесса и детьми, так и пагубно сказываются на взаимодействии коллег в образовательном учреждении. [3]

Конфликтологическая обстановка в образовательных учреждениях очень сложная. Руководители образовательных учреждений всерьез озабочены тем, что разрешение всевозможных конфликтов в образовательной среде отнимает много времени и сил.

Эмоциональное истощение проявляется в переживаниях эмоционального перенапряжения, усталости, опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов.  [4]

К сожалению, наши образовательные учреждения не имеют слаженной системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. А система психологической поддержки педагогических работников  и вовсе отсутствует.

Исследования педагогов на наличие  СЭВ проводятся эпизодически и, как правило, завершаются лишь констатацией факта.

Мы попытаемся проанализировать особенности нарушения эмоциональной сферы педагогических работников и предложить пути решения данной проблемы, опираясь на результаты наших исследований.

Исследование наличия и выраженности синдрома эмоционального  выгорания у педагогических работников, проводилось в рамках процесса повышения квалификации педагогических работников общего среднего образования, на базе Академии социального управления г. Москва.   Общее число исследуемых – более 300 чел.

Анализ исследования позволил нам не только получить данные о сформированности синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ) у педагогических работников, но и  выделить доминирующие симптомы по фазам СЭВ, понять, какие нарушения эмоциональной сферы педагогических работников наиболее выражены.

Следует отметить, что слушатели курсов с большой заинтересованностью откликались на предложение пройти тестирование по методике В.В. Бойко. Объясняя свою заинтересованность тем, что их серьезно беспокоит состояние собственного здоровья как физического, так и психологического. Педагоги всерьез озабочены не только состоянием здоровья, но перспективами дальнейшей профессиональной деятельности, личностного развития, возможностями повышения качества жизни. Озабоченность вызвана тем, что они чувствуют ухудшение физического и психологического состояния, пытаются бороться, далеко не у всех это получается: не знают как, не видят выхода в сложившейся ситуации. Подавляющее большинство педагогических работников не используют методы саморегуляции, не обладают навыками борьбы со стрессом, имеют низкую психологическую компетентность в области собственного здоровья.

Анализ результатов исследования по методике В.В. Бойко дал неутешительные результаты.

У 25 % педагогов синдром эмоционального выгорания полностью сформировался. Таким образом, ¼ часть педагогов, проходивших курсы повышения квалификации, нуждаются в серьезной психологической реабилитации. А ведь процесс профессионально-личностного роста требует от них высокой мотивации, творческого подхода для решения нестандартных задач.

Лишь у 2 % слушателей мы выявили полное отсутствие симптомов выгорания.

Исследование особенностей нарушений эмоциональной сферы педагогов 

Диаграмма № 1. Степень сформированности СЭВ у слушателей курсов ПК.

У 27% слушателей  сформировались 2 фазы СЭВ – «напряжение» и «резистенция», отмечены  складывающиеся симптомы третьей фазы - «истощение».

У 46% слушателей имеется тенденция к развитию всех симптомов по трем фазам. (см. Диаграмма №1)

Анализ доминирующих симптомов  по всем трем фазам дает нам возможность составить представление о том, с какими трудностями во взаимодействии со слушателями мы можем столкнуться. Это знание поможет преподавателям объективно оценивать психологическое состояние слушателей, по возможности  избегать не только конфликтных ситуаций, но грамотно построить образовательный процесс с учетом психологических особенностей аудитории. 

 (см. Диаграммы № 2,3,4)

 

Диаграмма № 2. Доминирующие симптомы по фазе «Напряжение».

Анализ доминирующих симптомов по все трем фазам показал, что в первой фазе СЭВ у педагогических работников доминирующим симптомом является «переживание психотравмирующих обстоятельств».  

«Переживание психотравмирующих обстоятельств» - осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Накапливается отчаяние и негодование. [4]

Нам представляется неслучайным домирирующая позиция данного симптома в современных условиях педагогической деятельности.  Если не удается разрешить ситуацию, вызывающую психотравмирующее воздействие, развитие СЭВ продолжается, нарастают симптомы неудовлетворенности собой, «загнанности в клетку».

Следующим доминирующим симптомом первой фазы является симптом «тревоги и депрессии». Педагог переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы.

Анализ доминирующих симптомов по «Резистенция» (сопротивление нарастающему стрессу) показал, что на этой стадии у педагогических работников наиболее распространен синдром «редукция профессиональных обязанностей» - попытка сократить, облегчить профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат. 

 

Диаграмма № 3. Доминирующие симптомы по фазе «Резистенция».

«Редукция профессиональных обязанностей» характеризуется значительным снижением показателей продуктивности  и эффективности профессиональной деятельности педагога. Следствием развития этого симптома могут быть: некачественное выполнение своих профессиональных обязанностей, снижение продуктивности деятельности, невыполнение распоряжений, нежелание совершенствовать свой профессиональный уровень, ссылаясь на высокую загруженность и усталость. Причины развития симптома могут быть различны и напрямую зависят от психоэмоциональной обстановки в педагогическом коллективе, непосильными обязанностями, возлагаемыми на работника, нарастающей неудовлетворенностью результатами своего труда.

Симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» отражает  неспособность педагогического работника видеть разделять навыки экономичного проявления эмоций, владение которыми я является показателем высокого уровня профессионализма, и неадекватными эмоциональным реагированием, когда действует принцип «хочу или не хочу». Педагог становится черствым, равнодушным. Коллеги, родители и дети интерпретируют это как неуважение к их личности. Таким образом, проблема переходит в плоскость нравственности. [4]

Педагоги часто жалуются на поведение своих коллег, выражают удивление их эмоциональной черствостью, невниманием, цинизмом. Особенно страдают руководители образовательных учреждений, на долю которых выпадает работа с сотрудниками, подверженными синдрому эмоционального выгорания и связанными с ним нарушениями в психоэмоциональной сфере.

Третий по распространенности симптом в среде педагогов «расширение сферы экономии эмоций» - это распространение психологической защиты на ближайшее окружение человека (родственники, друзья, знакомые). Сдерживающийся на рабочем месте педагог, близким демонстрирует последствия «отравления общением», замыкается, либо срывается при малейшем поводе. Отсюда неблагополучие в семье, приводящее зачастую к распаду семейных уз, нарушению взаимопонимания между родственниками. Сдерживаясь на работе, педагог может  агрессивно реагировать на приглашение окружающих к разговору, не проявлять желания общаться.

 «Эмоционально-нравственная дезориентация» - симптом, проявляющийся в «делении» профессионалом подопечных (учащихся, родителей, коллег) на  «хороших» и «плохих», «достойных» и «недостойных». [4]  Что, само по себе, противоречит нравственным принципам педагогической деятельности.

Фаза «Истощение» - падение общего энергетического тонуса. Нервная система ослабевает. Симптомы фазы: «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстраненность», «деперсонализация», «психосоматические и психовегетативные нарушения».[4]

Доминирующими симптомами СЭВ у педагогических работников, по результатам исследования, являются «деперсонализация», «психосоматические и психовегетативные нарушения», «эмоциональный дефицит».

 

Диаграмма № 4. Доминирующие симптомы по фазе «Истощение».

«Деперсонализация» - личностная отстраненность. Затрагивает ценностную сферу личности. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «ненавижу…», «презираю…», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана профессиональная работа с людьми. [4]

«Психосоматические и психовегетативные нарушения» - симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия.  Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.

Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» -самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии. [4]

«Эмоциональный дефицит» - к профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. [4]

Анализ исследования особенностей нарушения эмоциональной сферы педагогических работников, позволяет сделать следующие выводы:

  1. Доминирующими  симптомами СЭВ педагогических работников являются: «редукция профессиональных обязанностей»,  «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «расширение сферы экономии эмоций», «переживание психотравмирующих обстоятельств», «деперсонализация», «психосоматические и психовегетативные нарушения».
  2. Снижение показателей продуктивности  и эффективности профессиональной деятельности педагога - «редукция профессиональных обязанностей», доминирующий симптом, не позволяющий педагогу качественно выполнять свои обязанности, оказывает губительное действие на процесс профессионально-личностного роста. В связи с этим преподавателям необходимо всячески поддерживать слушателей, давать возможность поверить в собственные силы.
  3. Нарушения эмоциональной сферы педагогов влечет за собой снижение мотивации к профессионально-личностному росту.
  4. Знание особенностей нарушения эмоциональной сферы работников образования, позволяет преподавательскому составу не только толерантно относиться к слушателям, но и грамотно корректировать свою работу, выбирая формы обучения, методы и средства, позволяющие решать задачи профессионально-личностного роста педагогических работников эффективно и качественно.

Литература:

  1. Изард И.«Эмоции человека» М., 1980. С. 52-71.
  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб: Питер, 2009. -336 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
  3. К.С. Шалагинова Возрастание рисков в современном образовательном пространстве [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru 
  4. В.В. Бойко. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М:

Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. – 472 с. 

 

 



Просмотров: 557
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Профилактика СЭВ работников социальной сферы с использованием МАК
  • «Сказкотерапия как метод профилактики эмоционального выгорания у работников Ессентукского ЦР».
  • Интуиционные параметры профессиональной деятельности медицинских работников
  • Особенности эмоционального выгорания банковских работников с различными типами доверительных отношений
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Креативность как фактор успешной деятельности работников творческих профессий (дизайнеров)
  • Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов помогающих профессий: проявления и самопомощь
  • Профессионально важные качества работников типа профессии "Человек-Человек"
  • Синдром эмоционального выгорания педагогов – источник конфликтов в образовательной среде.
  • Эмоциональное выгорание. Синдром эмоционального выгорания. Как бороться?
  • Что такое СЭВ? И как не допустить эмоциональное выгорание?
  • Решение педагогических конфликтов как создание безопасного пространства для учащихся
  • Эмоциональное здоровье работников железнодорожного транспорта.
  • Рефлексия эмоционального состояния как способ предупреждения эффекта профессионального выгорания педагогов и психологов
  • Самоотношение в связи с особенностями эмоциональной сферы личности молодежи.
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
  • «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
  • Методика диагностики уровня "Эмоционального выгорания" В. В. Бойко.
  • Уверенность в себе как фактор профилактики стрессов медицинских работников
  • Профилактика эмоционального выгорания педагогов - план проведения тренинга
  • Непридуманная история о моих педагогических ошибках
  • профилактика нервно-психического напряжения у социальных работников
  • Связь эмоциональной сферы и успешности
  • 4 типа непродуктивных целей поведения работников
  • 3. Восстановление эмоциональной сферы – как первичный этап психотерапии зависимостей.
  • Особенности эмоциональной сферы в среднем детстве. Часть IV.
  • Развитие эмоциональной сферы дошкольников



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь