|
Исследование особенностей нарушений эмоциональной сферы педагогов.Автор статьи: Ножичкина Лариса Владимировна
Сборник научных трудов "Актуальные проблемы развития науки и образования" Международной заочной научно-практической конференции. г. Москва, 2013 Исследование особенностей нарушений эмоциональной сферы педагогов, проходящих обучение на курсах повышения квалификации. Профессионально-личностный рост специалистов сферы образования является залогом успешности процессов модернизации российского образования. Однако сегодня мы имеем дело с серьезной проблемой снижения мотивации педагогических работников к повышению профессионально-личностного уровня, самосовершенствованию. Это, несомненно, обусловлено, в том числе и социально-экономическими условиями, в которых проходят процессы модернизации. Но не только. Специфичность педагогической деятельности заключается в постоянном контакте с огромным объемом информации, отчетности, высоким уровнем ответственности. Все это становится непосильным грузом в условиях слабой социальной защищенности, отсутствия системы психологической поддержки, сопровождения педагогической деятельности. Как известно, эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с механизмами саморегуляции, чувственного восприятия, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние. Теория дифференциальных эмоций признает за эмоциями функции детерминант поведения в широчайшем диапазоне от насилия и неумышленного убийства, с одной стороны, и самопожертвования — с другой. Эмоции рассматриваются не только как основная мотивирующая система, но и как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. Наиболее важны для функционирования личности и для социального взаимодействия четыре системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная. Эти четыре системы совместно формируют основу уникального человеческого поведения. Продуктивность человека является производной гармоничного взаимодействия этих четырех систем. Неэффективное же поведение и дезадантации — результат нарушения или неправильного осуществления системного взаимодействия. [1] Осуществляя профессиональную деятельность в сфере «человек-человек», педагог несет большую эмоциональную нагрузку, сопряженную с огромными психоэнергетическими затратами. К сожалению, в большинстве своем, они ничем не восполняются. Отсюда - нарушения психоэмоциональной сферы, развивающиеся симптомы эмоционального выгорания (неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, эмоциональная отстраненность и др.). И как следствие – нарушение когнитивной функции, снижение мотивации. Эмоциональное выгорание (по В.В. Бойко) – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. [2, 4] К.С. Шалагинова в статье «Возрастание рисков в современном образовательном пространстве», выделяя основные риски в современном образовательном пространстве, ставит на первое место эмоциональное выгорание (55%). Далее следуют: некомпетентность (30%), низкий уровень мотивации (20%), низкий уровень профессионального саморазвития (20%), повышенная ответственность, тревожность (10%), грубость и безразличие (5%), неудовлетворенность социальным статусом (5%), негибкость, ригидность мышления, авторитарность (5%) и др. [3] Мы видим, что многие из вышеперечисленных рисков напрямую зависят от состояния психоэмоциональной сферы педагогических работников. К.С. Шалагинова так же отмечает, что последствия эмоционального выгорания педагогических работников приводят к риску взаимодействия как между взрослыми участниками образовательного процесса и детьми, так и пагубно сказываются на взаимодействии коллег в образовательном учреждении. [3] Конфликтологическая обстановка в образовательных учреждениях очень сложная. Руководители образовательных учреждений всерьез озабочены тем, что разрешение всевозможных конфликтов в образовательной среде отнимает много времени и сил. Эмоциональное истощение проявляется в переживаниях эмоционального перенапряжения, усталости, опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. [4] К сожалению, наши образовательные учреждения не имеют слаженной системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. А система психологической поддержки педагогических работников и вовсе отсутствует. Исследования педагогов на наличие СЭВ проводятся эпизодически и, как правило, завершаются лишь констатацией факта. Мы попытаемся проанализировать особенности нарушения эмоциональной сферы педагогических работников и предложить пути решения данной проблемы, опираясь на результаты наших исследований. Исследование наличия и выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников, проводилось в рамках процесса повышения квалификации педагогических работников общего среднего образования, на базе Академии социального управления г. Москва. Общее число исследуемых – более 300 чел. Анализ исследования позволил нам не только получить данные о сформированности синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ) у педагогических работников, но и выделить доминирующие симптомы по фазам СЭВ, понять, какие нарушения эмоциональной сферы педагогических работников наиболее выражены. Следует отметить, что слушатели курсов с большой заинтересованностью откликались на предложение пройти тестирование по методике В.В. Бойко. Объясняя свою заинтересованность тем, что их серьезно беспокоит состояние собственного здоровья как физического, так и психологического. Педагоги всерьез озабочены не только состоянием здоровья, но перспективами дальнейшей профессиональной деятельности, личностного развития, возможностями повышения качества жизни. Озабоченность вызвана тем, что они чувствуют ухудшение физического и психологического состояния, пытаются бороться, далеко не у всех это получается: не знают как, не видят выхода в сложившейся ситуации. Подавляющее большинство педагогических работников не используют методы саморегуляции, не обладают навыками борьбы со стрессом, имеют низкую психологическую компетентность в области собственного здоровья. Анализ результатов исследования по методике В.В. Бойко дал неутешительные результаты. У 25 % педагогов синдром эмоционального выгорания полностью сформировался. Таким образом, ¼ часть педагогов, проходивших курсы повышения квалификации, нуждаются в серьезной психологической реабилитации. А ведь процесс профессионально-личностного роста требует от них высокой мотивации, творческого подхода для решения нестандартных задач. Лишь у 2 % слушателей мы выявили полное отсутствие симптомов выгорания.
Диаграмма № 1. Степень сформированности СЭВ у слушателей курсов ПК. У 27% слушателей сформировались 2 фазы СЭВ – «напряжение» и «резистенция», отмечены складывающиеся симптомы третьей фазы - «истощение». У 46% слушателей имеется тенденция к развитию всех симптомов по трем фазам. (см. Диаграмма №1) Анализ доминирующих симптомов по всем трем фазам дает нам возможность составить представление о том, с какими трудностями во взаимодействии со слушателями мы можем столкнуться. Это знание поможет преподавателям объективно оценивать психологическое состояние слушателей, по возможности избегать не только конфликтных ситуаций, но грамотно построить образовательный процесс с учетом психологических особенностей аудитории. (см. Диаграммы № 2,3,4) Диаграмма № 2. Доминирующие симптомы по фазе «Напряжение». Анализ доминирующих симптомов по все трем фазам показал, что в первой фазе СЭВ у педагогических работников доминирующим симптомом является «переживание психотравмирующих обстоятельств». «Переживание психотравмирующих обстоятельств» - осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Накапливается отчаяние и негодование. [4] Нам представляется неслучайным домирирующая позиция данного симптома в современных условиях педагогической деятельности. Если не удается разрешить ситуацию, вызывающую психотравмирующее воздействие, развитие СЭВ продолжается, нарастают симптомы неудовлетворенности собой, «загнанности в клетку». Следующим доминирующим симптомом первой фазы является симптом «тревоги и депрессии». Педагог переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы. Анализ доминирующих симптомов по «Резистенция» (сопротивление нарастающему стрессу) показал, что на этой стадии у педагогических работников наиболее распространен синдром «редукция профессиональных обязанностей» - попытка сократить, облегчить профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат. Диаграмма № 3. Доминирующие симптомы по фазе «Резистенция». «Редукция профессиональных обязанностей» характеризуется значительным снижением показателей продуктивности и эффективности профессиональной деятельности педагога. Следствием развития этого симптома могут быть: некачественное выполнение своих профессиональных обязанностей, снижение продуктивности деятельности, невыполнение распоряжений, нежелание совершенствовать свой профессиональный уровень, ссылаясь на высокую загруженность и усталость. Причины развития симптома могут быть различны и напрямую зависят от психоэмоциональной обстановки в педагогическом коллективе, непосильными обязанностями, возлагаемыми на работника, нарастающей неудовлетворенностью результатами своего труда. Симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» отражает неспособность педагогического работника видеть разделять навыки экономичного проявления эмоций, владение которыми я является показателем высокого уровня профессионализма, и неадекватными эмоциональным реагированием, когда действует принцип «хочу или не хочу». Педагог становится черствым, равнодушным. Коллеги, родители и дети интерпретируют это как неуважение к их личности. Таким образом, проблема переходит в плоскость нравственности. [4] Педагоги часто жалуются на поведение своих коллег, выражают удивление их эмоциональной черствостью, невниманием, цинизмом. Особенно страдают руководители образовательных учреждений, на долю которых выпадает работа с сотрудниками, подверженными синдрому эмоционального выгорания и связанными с ним нарушениями в психоэмоциональной сфере. Третий по распространенности симптом в среде педагогов «расширение сферы экономии эмоций» - это распространение психологической защиты на ближайшее окружение человека (родственники, друзья, знакомые). Сдерживающийся на рабочем месте педагог, близким демонстрирует последствия «отравления общением», замыкается, либо срывается при малейшем поводе. Отсюда неблагополучие в семье, приводящее зачастую к распаду семейных уз, нарушению взаимопонимания между родственниками. Сдерживаясь на работе, педагог может агрессивно реагировать на приглашение окружающих к разговору, не проявлять желания общаться. «Эмоционально-нравственная дезориентация» - симптом, проявляющийся в «делении» профессионалом подопечных (учащихся, родителей, коллег) на «хороших» и «плохих», «достойных» и «недостойных». [4] Что, само по себе, противоречит нравственным принципам педагогической деятельности. Фаза «Истощение» - падение общего энергетического тонуса. Нервная система ослабевает. Симптомы фазы: «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстраненность», «деперсонализация», «психосоматические и психовегетативные нарушения».[4] Доминирующими симптомами СЭВ у педагогических работников, по результатам исследования, являются «деперсонализация», «психосоматические и психовегетативные нарушения», «эмоциональный дефицит». Диаграмма № 4. Доминирующие симптомы по фазе «Истощение». «Деперсонализация» - личностная отстраненность. Затрагивает ценностную сферу личности. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «ненавижу…», «презираю…», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана профессиональная работа с людьми. [4] «Психосоматические и психовегетативные нарушения» - симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» -самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии. [4] «Эмоциональный дефицит» - к профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. [4] Анализ исследования особенностей нарушения эмоциональной сферы педагогических работников, позволяет сделать следующие выводы:
Литература:
Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. – 472 с.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|