|
«Сказкотерапия как метод профилактики эмоционального выгорания у работников Ессентукского ЦР».Автор статьи: Екатерина Подлубная
И многое увидится иначе… И что-то захочется изменить… И что-то изменилось уже в процессе… И.В.Вачков Под профессиональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Эмоциональное выгорание – процесс достаточно коварный, поскольку подверженный этому синдрому человек часто плохо осознает его симптомы. Сначала приглушаются эмоции, исчезает острота чувств. Вроде бы внешне все нормально, но внутри ощущение опустошенности и скуки. Затем начинают раздражать люди, с которыми приходится работать. Далее во время общения он начинает чувствовать неприязнь к ним. На первых порах легко ее сдерживать, но постепенно скрывать раздражение все труднее. Человек по привычке может сохранять респектабельность, однако все и все окружающие становятся ему безразличными. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Как правило, данному синдрому особенно подвержены люди определенных профессий. Это педагоги, работающие в самых разных учебных заведениях, и медицинские работники. Однако синдром выгорания можно своевременно предупреждать и эффективно лечить. Наше ГБООРУ «Ессентукское профессиональное училище – центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями» является образовательно-оздоровительным учреждением. Учащиеся – молодые инвалиды и лица с ограниченными возможностями – помимо профессии у нас получают комплексную реабилитацию. Это и медицинская, и творческая, и социально – психологическая. У нас ребята живут, учатся, посещают различные кружки, танцуют, поют. Это им позволяет принимать участие в конкурсах как местного, так и краевого уровня, где они занимают призовые места. Эти услуги им оказывают, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей социальные педагоги, мастера производственного обучения, педагоги – предметники и педагоги дополнительного образования, медицинские работники и психологи. Ежегодно в нашем учреждении психологической службой разрабатывается план мероприятий по профилактике эмоционального выгорания у сотрудников учреждения с учетом их стажа и индивидуальных особенностей. Он включает в себя набор диагностических методик (анкеты, карты для фиксации результатов наблюдения), а так же тренинги и психологические игры. У нас широко используется в работе тренинговая программа по сказкотерапии «Сказочный калейдоскоп», автор Н.А.Сакович. Ценность сказкотерапии для взрослых состоит в том, что она дает возможность вернуть первоначальное состояние целостного восприятия мира, позволяет мечтать, активизирует творческий потенциал, в мягкой форме передает знания о мире. Атмосфера волшебства и сказочности позволяет выйти за те рамки, которые мы сами себе выстраиваем, расширить фокус внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем. Одной из целей этих занятий является сплочение инженерно - педагогического коллектива и снятие синдрома эмоционального сгорания. В отличие от других социально – психологических тренингов в данной программе может принимать участие и медицинские работники, и административно – управленческого аппарата. А также на занятиях – встречах используются программы для профилактики синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов. Кроме того, психологические игры («Корсажная лента», «Надувная кукла», «Моя первая роль» и др.), и медитации – визуализации под музыкальное сопровождение и кадры фильма «Красота природы». Неповторимые пейзажи, очаровательные водяные каскады, природные водопады – все проявления одной из могущественных природных стихий – воды. Ощущение силы воздействия природы и магия музыки снимают напряжение, помогают расслабиться и почувствовать целебное релаксационное воздействие. Все эти приемы дают следующие результаты: после 2 – 3 занятий сотрудники начали живо интересоваться, что будет проходить дальше. Их не нужно было уговаривать прийти в следующий раз.
На этих встречах они учатся расслабляться, что позволяет им быстрее восстанавливаться после тяжелой рабочей недели. Большой отклик имеет сказкотерапия, это и понятно. Каждый человек с рождения и до самой старости окружен сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. У нас есть любимые и ненавистные сюжеты и персонажи. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, и какое влияние оказывает на нее. Сказки абсолютно у всех вызывают интенсивный эмоциональный резонанс. Сказочные образы одновременно обращаются к двум психическим уровням: к уровню сознания и к уровню подсознания. Это свойство очень ценно, поэтому сказкотерапия используется в работе как с детьми, так и со взрослыми. (Пример: группе предлагается сказочный зачин: «Жил – был барабан. Он был веселый и активный, и очень любил громкие звуки…» Задача – на его основе сочинить сказку. Цели – развитие навыков совместного творчества; развитие умений видеть психологические проблемы за метафорой и конструктивно решать их на метафорическом уровне.) И молодым специалистам пришлась по душе сказкотерапия. А тем, кто только в начале своего профессионального пути, мы помогаем найти свое место в большом и дружном коллективе. Один раз в квартал проводится анкетирование. И для предупреждения эмоционального выгорания они получают рекомендации на основе результатов диагностики. Не зря говорят: профилактика лучше лечения и проинформирован – значит защищен. Поэтому два, разных на первый взгляд направления можно рассматривать как нечто единое целое. Профессии педагогов, медицинского персонала – одни из немногих, которые требуют постоянного совершенствования и бесконечного самообразования! Да, результат есть, у нас работает дружный, слаженный коллектив. Но в конце хочется добавить, в жизни не бывает такого момента, когда можно сказать: «Ну, теперь я добился успеха. Можно и передохнуть». Эффективность работы психологов определяется правильным подбором программ и методов. Используя в работе различные программы, опираясь на полученный результат, наиболее перспективной является сказкотерапия. Она дает возможность решать многие вопросы на начальном этапе. И дает хороший профилактический эффект по предупреждению эмоционального выгорания наших сотрудников.
Литература: 1.Вачков И.В. Метафорический тренинг. – 2-е изд. – М.: «Ось-89», 2006. – 144с. (Действенный тренинг) 2. П 69 Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2006. – 224с. 3. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме// Журнал практического психолога – 1998, №8 с 84-89
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|