Синдром эмоционального выгорания педагогов – источник конфликтов в образовательной среде.

Российские исследователи в области конфликтологии отмечают, что практический опыт наглядно демонстрирует, какая острая борьба за статус и ресурсы, права и влияние ведется ныне самыми разными социальными субъектами: политическими и интеллектуальными элитами, регионами и отраслями, предпринимателями и трудовыми коллективами, профсоюзами, партиями и общественными движениями, крупными и малыми национальными общностями, социальными группами и личностями. [3]

Школа во все времена являлась зеркалом общества. Современная действительность не исключение. Пристальное внимание со стороны современного российского социума к процессу обучения и воспитания подрастающего поколения вызвано в первую очередь участившимися конфликтами в современном образовательном пространстве, все чаще выходящими за пределы образовательной организации и сотрясающими общественность проявлениями насилия, агрессии, суицида, а в последнее время и тяжких преступлений.

Конфликт в современной образовательной среде рассматривается как острый способ разрешения противоречий в процессе социального взаимодействия, заключающемся в межличностном общении между участниками образовательного пространства и выходящим за пределы данного пространства, непосредственно в социум, становится проблемой общества в целом. [1]

Недавние события в школе № 263 г. Москвы потрясли не только педагогическую общественность, но и всю Россию. Преступление, совершенное подростком в стенах школы, обнажило проблемы современного российского образования, вскрыло психологические и конфликтологические риски, существующие в образовательной среде. Нежелание признавать существующие проблемы современной школы и конфликтологические угрозы, вызванные отсутствием системы психологической поддержки, привело в конечном итоге к трагедии.

Практика показывает, что основными причинами высокой конфликтологической опасности в современной школе являются: недостаточное внимание к проблемам создания комфортного психологического климата в образовательной среде, недостаточное внимание администрации образовательных организаций к проблемам, связанным с причинами и последствиями конфликтов в школе, отсутствие профессиональной психологической и конфликтологической, объективное состояние психологического здоровья участников межличностного взаимодействия, низкая конфликтологическая компетентность субъектов образовательной среды.

Существующие на данный момент социально-психологические службы образовательных организаций, представляющие, в большинстве своем одного педагога-психолога и (или) социального педагога, зачастую занимаются мониторингом образовательного процесса, индивидуальными и семейными консультациями в неотложных ситуациях и не имеют возможности уделять серьезное внимание проблеме профилактики и помощи в разрешении конфликтных ситуаций, неизбежно возникающих в школьном социуме. Педагоги, осуществляющие непосредственное взаимодействие с обучающимися, родителями, представителями общественности, к сожалению, имеют низкую конфликтологическую грамотность, не подкрепленную практическим опытом конструктивного выхода из конфликта. Учителя обращаются к специалистам за помощью, лишь тогда, когда конфликт уже находится на пике своего развития, доставляя участникам конфликта большие неприятности, эмоциональные переживания и справиться с ним конструктивно практически невозможно.

Кроме того, социально-экономическая обстановка в стране, процесс стратификации в обществе, модернизационные процессы в сфере образования только увеличивают риск конфликта в современной российской школе, порождая все новые очаги агрессии и нетерпимости как внутри, так и за пределами образовательных организаций.  Все это не может не сказываться на эффективности и успешности процессов преобразования в современной школе, направленных на решение задач гуманной педагогики, так необходимой российскому обществу сегодня.  

Являясь основным социальным институтом формирования у человека умения продуктивно коммуницировать в социуме, современная школа сегодня призвана осуществлять главную функцию - функцию социализации. Однако, обеспечение данной функции требует от педагогического коллектива больших эмоциональных, интеллектуальных  и физических затрат. 

Современные исследователи всерьез обеспокоены состоянием психологического здоровья педагогов, а именно, стремительно растущим в последнее время числом педагогических работников, имеющих синдром эмоционального выгорания (далее СЭВ), последствия которого негативно сказываются на межличностном взаимодействии в образовательной среде, профессионализме педагога, качестве выполнения им профессиональных обязанностей и напрямую связаны с конфликтологической составляющей педагогической деятельности.

Российские психологи уверены, что последствия СЭВ педагогических работников приводят к риску нарушения взаимодействия, а значит и возникновения конфликтов, как между взрослыми участниками образовательного процесса и детьми, так и пагубно сказываются на взаимодействии коллег в образовательном учреждении. СЭВ педагогов рассматривается ими как риск первой очереди в образовательной среде. Далее называются некомпетентность, низкий уровень мотивации и низкий уровень профессионального развития. [10]

Исследование психологического здоровья педагогов, проходящих обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки в ГБОУ АСОУ «Академия социального управления» в период с 2012 по 2013 год, показало, что примерно 25% из общего числа педагогов имеют синдром эмоционального выгорания (далее СЭВ), 27 % учителей имеют I и II фазы СЭВ и только у 2% симптомов СЭВ не обнаружено. У остальных респондентов присутствуют отдельные симптомы по всем трем фазам. [6]

Синдром эмоционального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание, как правило, развивается у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причем от качества коммуникации зависит результат деятельности (моральный и материальный) [4]

Одним из доминирующих симптомов СЭВ педагогов - «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» напрямую связан с проявлениями эмоций в процессе межличностного взаимодействия. Неспособность педагога разделять навыки экономичного проявления эмоций, и неадекватное эмоциональное реагирование, приводит к тому, что учитель становится черствым, равнодушным, не способным к организации педагогического и профессионального общения, а значит и к предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций в образовательной среде в процессе межличностного взаимодействия. Зачастую, поведение учителя, его эмоциональные реакции на внешние раздражители становится причиной конфликтов в образовательной среде.

Эмоциональная сторона играет огромную роль в конфликтной ситуации, Отсутствие эмоциональной грамотности препятствует конструктивному разрешения конфликта. Эмоции, вызываемые конфликтной ситуацией, могут лишить человека возможности конструктивно мыслить, находить выход из сложной ситуации, порождают хаос в восприятии происходящего.

Следует отметить, что мы считаем очень важным в предупреждении деструктивных проявлений конфликта следующие факторы, связанные с эмоциональной сферой личности педагога:

-        отсутствие синдрома эмоционального выгорания;

-        развитие эмоциональной компетентности педагогов.

Следует отметить, что конфликт выступает одной из основных причин развития у педагогических работников синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ), а СЭВ, в свою очередь, является основанием для возникновения и развития конфликтных ситуаций.

Исследования отечественных психологов показывают, что к основным факторам, обусловливающим выгорание педагогов относят: ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за учеников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением (фактор социальной несправедливости), ролевые конфликты, поведение трудных учащихся. [4]

В условиях проводимых сегодня преобразований в российской школе, от педагога требуется высокая отдача, овладение новыми профессиональными компетентностями, соответствие требованиям профессионального стандарта. Тогда как главной задачей и ценностью педагога во все времена являлись дети. Возникает острое противоречие между требованиями к учителю и администратору школы (отчеты, мониторинги, планы) и потребностью детей в живом общении с учителем, его внимании и поддержке. Которые современный педагог не в состоянии дать в том объеме, в котором это необходимо детям.

Важно подчеркнуть, что ролевые конфликты в современной школе разрушительно влияют на образовательный процесс и являются серьезной причиной развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов и представителей административного аппарата. Это наглядно демонстрируют работы слушателей курсов повышения квалификации ГБОУ ВПО «Академия социального управления». Основные образы, используемые слушателями в процессе коллективного рисования являются: учитель-робот, кошелек, изображение иностранной валюты, стопки документации, компьютеры, безликие человечки, мусорные контейнеры, перечеркнутые губы и руки. Рисунки изобилуют восклицательными и вопросительными знаками. Учителя пишут:

-        «Почему вся нагрузка в модернизации на учителя?»;

-        «Учитель-робот?»;

-        «Уберите детей, мешают работать!»

-        «Помойка!»  и т.д.

        Изобилие острых стрелок, молний, черного и красного цветов отражает негативное отношение к процессу собственной профессиональной деятельности, желание изменить ситуацию радикально и властно. Длительное переживание стресса вызывает у большой массы учителей чувство обесценивания своего труда, снижение самооценки. Невозможность повлиять на факторы, вызывающие стресс в современной школе, вызывает у большинства педагогов фрустрацию, что напрямую отражается на процессе межличностного взаимодействия, в первую очередь с обучающимися, а затем и всеми субъектами взаимодействия в образовательной среде, распространяясь на социальную среду в целом.

В процессе обсуждения коллективного рисунка, анализа недостающих образов и деталей, выясняется, что в море проблем, окружающих современного учителя, мы забываем о главной ценности педагогической деятельности-ценности личности ребенка, его здоровье, развитие, комфортное существование. Образы детей встречаются в рисунках очень редко. Изображения детей не имеют лиц, схематичны, иногда нарочито примитивны. 

Нарушение взаимодействия между учителем и учеником, ведет к возникновению непонимания, и как следствие к конфликту, деструктивным проявлениям в образовательном пространстве, депривации ребенка. Таким образом, конфликт, первую очередь, отражается на детях.

По результатам экспертного заключения PISA-2012 в 65 странах мира российские подростки в возрасте 15-ти лет не испытывают положительных эмоций в процессе учения, что плохо характеризует систему образования. В рейтинге по данному показателю наши школьники заняли 58 место из 65 стран, участвующих в исследовании. Особо отмечается роль учителя в поддержании мотивации, в том числе за счет того, что снимает тревожность и поднимает самооценку. [11]

Результаты данного исследования наглядно показывают насколько далеко зашел конфликт между ребенком и образовательной средой, ключевой фигурой которой, по-прежнему остается учитель. К.Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Современное общество, наконец понимает насколько велика роль педагога, его профессионализма и личностных качеств в воспитании и развитии подрастающего поколения.

 Сегодня много говорится о содержании образования: инновации, педагогические технологии, материально-техническое оснащение образовательного процесса, тогда как, на наш взгляд, мы упускаем главное – обеспечение продуктивного, эмоционально окрашенного взаимодействия между учителем и учеником, учителем и родителем, родителями и детьми, администрацией школы и педагогическим коллективом, родителями, представителям социальных институтов, взаимодействующих с образовательной организацией. Отсутствие заботы о психологическом климате внутри образовательного процесса, основой которого является процесс межличностного взаимодействия, субъектов образовательного процесса с социумом приводит к торможению модернизации в образовании и возникновению многочисленных рисков, связанных в первую очередь с конфликтами в образовательной среде.

Решение данной проблемы необходимо начинать с подбора эффективных психолого-педагогических технологий, которыми изобилует современная наука.

Современная наука в настоящее время существенно обогащается различными междисциплинарными направлениями, одним из которых является арт-терапия. Арт-терапия, как направление научного знания, уже доказало свою состоятельность и эффективность не в медицине (А.И. Копытин), психологии (Е.С. Асмаковец, В.Н. Никитин, Т.Ю. Колошина), сегодня арт-терапия  эффективно внедряется в педагогическую науку и практику (Л.Д. Лебедева, Т.Ю. Киселева и др.).

Современные исследователи в области философии изучают феномен арт-терапии с точки зрения игрового контекста современного искусства (Л.А. Тихонович), герменевтические основания арт-терапии как культурной практики (Е.А. Романова).

 Современная психология изучает феномен арт-терапии применительно к:

-        регуляции состояния психического выгорания ( Л.Н. Молчанова, Т.А. Ушакова);

-        психолого-педагогическим особенностям становления будущего педагога как субъекта здорового образа жизни (О.А. Холина);

-        личностным детерминантам психологического благополучия педагога  (И.В.Заусенко);

-         актуализации восприятия профессионального здоровья педагогов (Т.Г. Глухова);

-        развитию эмоционального интеллекта (И.Н. Мещерякова);

-        психолого-акмеологической концепции развития профессионального здоровья (Г.Г. Вербина):

-        психологическим особенностям стрессоустойчивости педагога (С.Ю. Визитова).

Арт-терапия в педагогической науке сегодня рассматривается как:

-     инновационная педагогическая технология (Е.В. Некипелова, В.Г. Самойлова):

-     педагогическое средство развития творческого потенциала и индивидуальности личности (М.Ю. Алексеева, А.В. Гришина Е.А. Касмицкая, Б.Р. Лившиц О.П. Медведева, К.В. Нестерова, А.А. Огородникова ,Т.П. Поскребышева, Н.Е. Самсонова, В.А. Синицын и др.);

-     средство педагогической коррекции психических и функциональных состояний (К.И. Королева);

-     средство развития профессиональной компетентности педагогов (С.В. Старикова, Л.В. Федина );

-     средство педагогической поддержки личностного развития (Ю.В. Замятина С.М. Микрюкова);

-     средство эмоционального развития и саморегуляции обучающихся (С.В. Анчуков, Н.В. Гончарова, В.А. Кавера, Т.И. Меньшикова, О.Д. Никитин, С.В. Павлова,  И.Е. Пискарева, Н.Н. Романова, Е.А. Раменских,  Н.Ю. Сергеева,  Н.С. Ульянова , И.В. Филатова,  А.Р. Хайруллин,  С.А. Чернова, Е.В. Чиркова, О.Б. Широких);

-     средство психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и адаптации (Ж.С. Валеева С.Ю. Баракина, С.В. Батуева, Е.Б. Береговая, М.С. Бережная, Г.М. Грядунова, Е.Н. Домбровская, Ю.П. Куприна, Т.П. Палий, Н.В. Пилипчевская, Е.Н. Прозорова, А.Н.Пронина, А.В. Светличная, А.В. Степанова , И.Э. Чурикова, А.С. Шарудилова ,Н.Ю. Шуваева);

-     средство здоровьесбережения (Э.А. Вишнякова, В.Д. Воднева, К.С. Жиганова, Л.Д. Мамутова , И.Р. Рыбина, А.М. Сивцова , А.А. Попов, А.Н. Чурсин , Ю. Шерпаева);

-     средство психолого-педагогической  реабилитации (А.С. Баранник, А.Ю. Быстрова, Н.Н. Доловова, Н.С. Искрин,  О.В. Карунная, С.З. Хайбулина);

-     средство профилактики профессиональной деформации и сохранения психологического здоровья педагога (Е.И. Белолюбская, Н.О. Герьянская,  В.М.Чернышова);

-     средство развития культуры эмоций учителя (О.А. Колядинцева);

-     средство творческого развития учителя (Т.Н. Полякова).

Использование арт-терапевтических методик в процессе повышения квалификации было выбрано неслучайно. Известно, что современные педагоги, в большинстве своем, имеют низкий уровень мотивации к повышению профессионального уровня, считая этот процесс формальным и требующим больших интеллектульных и эмоциональных затрат, причины данного явления очевидны и были описаны ранее. Негативные эмоции, связанные с переживаниями педагогов, отражаются на организации образовательного процесса, дестабилизируя его, снижая качество образования, препятствуя профессионально-личностному росту учителей. Главная задача, стоящая перед преподавателем – заинтересовать слушателей, мотивировать их на успешное прохождение курса. Задача не из легких, тем более, что новое содержание образования предполагает не только соответствие уровня профессионализма учителей требованиям профессионального стандарта педагога, но самое главное- новая парадигма образования предполагает изменение мировоззрения на образовательный процесс и образование в целом. А это архи сложно! Вот и возникает внутри личностный конфликт, перерастая в конфликт на социальном уровне. Такой конфликт развивается быстро и может свести на нет все старания преподавателя.

Использование адаптированных арт-терапевтических методик позволяет слушателям отреагировать отрицательные эмоции, невербально выразить свои чувства и переживания, тем самым избежать конфликтной ситуации, или, во всяком случае, развернуть ее течение в русло позитивного разрешения. Что само по себе становится частью образовательной деятельности, делает процесс обучения активным. Практический опыт использования арт-терапевтических технологий имеет ряд положительных эффектов.

Педагогам в начале занятия предлагается создать коллективный рисунок «Современный портрет образования в России». Преподаватель объясняет, что рисунок должен отражать положительные и отрицательные стороны и мнения. Каждый слушатель курса делает три подхода к рисунку, внося изменения или дополнения в работу группы в соответствии со своим представлением о содержании и образах, отражая свое отношение к заданной теме. Этот процесс позволяет участникам коллективной изобразительной деятельности проработать собственные внутриличностные конфликты, начать процесс их «растворения».

Упражнение проводится в полной тишине (что в педагогическом сообществе вызывает большие затруднения), задачей преподавателя является четкое соблюдение правил, наблюдение за процессом и корректировка в случае необходимости взаимодействия слушателей в процессе творческой деятельности. Необходимо отметить, что педагоги, в большинстве своем, показывают бережное отношение к мнению коллег, если это касается невербального выражения мнения, тогда как последующее вербальное обсуждение рисунка вызывает бурю эмоций и на этом этапе межличностного взаимодействия важно поставить перед группой задачу максимального уважения к мнению коллег, снижая риск возникновения конфликтной ситуации.

Мы уверены в том, что использование на первом занятии арт-терапевтических технологий позволяет существенно снизить риск возникновения конфликтной ситуации в группе. Рисунок позволяет отреагировать отрицательные эмоции, снять тревожные проявления, связанные с адаптацией к новым условиям, коллективу, преподавателю. Нестандартность арт-терапевтических технологий вызывает сначала недоумение у педагогов, которое в процессе творческой деятельности перерастает в интерес к возможностям арт-терапии. Таким образом, творческий процесс задает положительный эмоциональный тон последующему обсуждению, снимая риски, положительно мотивируя педагогов на процесс обучения.

Изобразительная деятельность сама по себе терапевтична, это доказано практикой отечественной (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева и др.) и зарубежной (З. Фрейд, К. Юнг, Г. Ферс и др.)   психологии и педагогики.

Коллективные рисунки слушателей наглядно демонстрируют болевые точки и риски современной образовательной среды, вскрывают причины конфликтных ситуаций не только в процессе межличностного общения субъектов социального взаимодействия, но и позволяют судить о наличии внутренних конфликтов у педагогов, наглядно демонстрируя причины эмоционального выгорания учителей.

Последствия эмоционального выгорания очень серьезны, приводят к деформации личности, психовегетативным и психосоматическим заболеваниям, зависимому поведению, суициду.

Таким образом, очевидно, что в целях снижения риска возникновения деструктивных конфликтов в образовательной среде до минимума, необходимо повышение грамотности педагогического сообщества в области конфликтологии, а также психологической компетентности учителей в области причин и последствий СЭВ, самодиагностики, самореабилитации и самокоррекции проявлений СЭВ.

Использование на занятиях с педагогическими работниками арт-терапевтической техники коллаж для раскрытия понятия «профессиональный стресс» дает возможность слушателям не только визуализировать конфликт, увидеть причины своих переживаний, проанализировать причинно-следственные связи своего поведения в конфликтной ситуации, но и отреагировать негативные эмоции, что само по себе терапевтично.

Через художественное самовыражение с помощью изобразительных материалов и средств визуальной и пластической экспрессии происходит объективация универсального и личного опыта. [8]

Яркими образами, характеризующими переживание профессионального стресса в работах участников занятий явились: агрессивно настроенные толпы людей, страх, опасность взаимодействия с людьми (люди-шестеренки), крик, ярость, осколки стекла, одинокие фигуры, спирали, вихри, война, голова, красный сигнал, поезд, оружие, потеря, боль, хаос и др.

Анализ работ педагогов показывает, что основными источниками конфликтов в образовательной среде являются:

-        межличностное взаимодействие субъектов образовательного пространства и социума;

-        неопределенность;

-        агрессия;

-        отрицательные эмоции коллег;

-        завышенные требования со стороны администрации и др.

 Данные источники конфликта являются и источниками СЭВ, что делает понятья «конфликт» и «СЭВ» взаимообусловленными.

Арт-терапевтический тренинг был использован нами в качестве средства коррекции СЭВ педагогических работников и показал положительную динамику снижения симптомов проявления СЭВ. Участники арт-терапевтических занятий отмечали положительные изменения в самочувствии, настроении, повышенную активность. В процессе творчества у учителей появляется вера в собственные силы. Арт-терапевтические техники релаксации помогали участникам тренингов справляться с последствиями стрессовых ситуаций, нормализовать эмоциональный фон, значительно повысить самооценку. [7]

Необходимо отметить, что при комплектации групп мы не учитывали уровень сформированности  СЭВ, однако, одной из привилегий арт-терапии, по сравнению с другими психологическими и психотерапевтическими практиками является высокая степень безопасности для клиента, доступность  и гуманность, поэтому все затруднения, связанные с разной степенью нарушений эмоциональной сферы педагогов нами были успешно преодолены.

Ярким примером высокого потенциала арт-терапевтических методик в разрешении конфликтных ситуаций может быть описан на примере одной из групп, участвовавших в эксперименте. Данная группа была сформирована из членов педагогического коллектива – общеобразовательной школы. Программа арт-терапевтических занятий была предложена в качестве решения проблем эмоциональной сферы педагогов, связанных с СЭВ. Директору школы было предложено выбрать каким образом она будет посещать занятия: вместе с коллегами – учителями, или в составе группы административных работников. Предварительное исследование коллектива показало высокий уровень риска конфликта в данной образовательной среде, особенно между директором школы и педагогами. Причина – назначение «сверху» на должность директора, без учета мнения коллектива учителей. Конфликт находился в стадии нарастания.

Начало занятий в данной группе было отмечено тревожным состоянием участников, высокой степенью осторожности в проявлениях эмоций и чувств, группа была в ожидании решения нового руководителя. Директор школы приняла рискованное решение – пройти серию арт-терапевтических занятий вместе со своими коллегами-учителями.

На третьем занятии переломным моментом во взаимоотношениях руководителя и подчиненных стало обсуждение работы директора школы. Выполненный ею творческая работа в технике коллаж на тему «Как я переживаю стресс» потрясла педагогов-коллег своей эмоциональностью, открытостью, образностью. Коллаж отражал конфликтную ситуацию в педагогическом коллективе в виде образов: люди-шестеренки, агрессивные лица, крик, люди в масках, люди в масках и перевернутые фигуры, путаница, развалины. После описания автором своей работы, наступила пауза. Группа молчала. Затем участники группы поделились своими впечатлениями. Педагоги отметили, что в работе своего руководителя они узнали себя. «Люди-шестеренки – это мы!». Открытие группы поразило автора работы. Она отметила, что в процессе отбора образов для коллажа даже не заметила, что шестеренки похожи на людей. С этого момента работа в группе пошла очень продуктивно, результаты коррекции СЭВ были положительными.

По окончании программы арт-терапевтических занятий, педагоги в рефлексии отмечали, что совместные занятия творчеством позволили им решить как свои внутренние конфликты, но и разобраться в причинно-следственных связях конфликтных ситуаций между администрацией и педагогами в образовательном учреждении, лучше понять друг друга, сделать образовательную среду более гуманной, научиться конструктивно выходить из конфликтных ситуаций.

Р.М. Грановская, рассматривая творчество как вариант сублимации конфликта, предлагает анализировать стратегии личного развития творчества. В их число она включает медитацию, пение мантр, ритм и музыку, тренировку ярких цветовых представлений и т.д. [5]

Таким образом, арт-терапевтический тренинг вполне обоснованно можно считать не только средством коррекции, профилактики и реабилитации педагогов, имеющих СЭВ, но и мощным средством разрешения конфликтов.

В настоящее время конфликтологическая грамотность становится составляющей организационно-педагогической культуры педагога.

Мы понимаем термин организационно-педагогическая культура учителя как – способность организовывать педагогический процесс в соответствии с меняющимися социо-культурными условиями, на основе передовых педагогических технологий, с опорой на знание психологических особенностей межличностного взаимодействия в образовательном пространстве. Организационно-педагогическая культура включает в себя способность учителя к саморефлексии, самореабилитации, самоадаптации.

По мнению Анцупова А.Я. межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. Конфликты между учителем и учеником оказывают деструктивное воздействие на результативность обучения и воспитания в целом. Конфликты между учителями и учителей с администрацией школы ухудшают социально-психологический климат в педагогическом коллективе, заметно усложняют и без того нелегкую жизнь школьного педагога. Учителям гораздо труднее работать в тех школьных коллективах, где регулярно возникают конфликты. Ученики также намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический климат в классе или учительском коллективе. Конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. [2]

Поэтому очень важно организовать сопровождение профессиональной педагогической деятельности в образовательной организации по преодолению риска конфликта. Организация такого сопровождения должна начинаться с предупреждения риска СЭВ.

Конфликт все чаще вторгается в социум и неудивительно, что общественность, комитеты по образованию обращаются за помощью к профессионалам в разработке программ, направленных на предотвращение внешних и внутренних конфликтных ситуаций в процессе социально-педагогического взаимодействия. Такая программа по запросу комитета по образованию г. Железнодорожный была разработана и проходит апробацию.

Программа включает III основных этапа:

  • Просветительский. Проведение проблемного семинара для руководителей ОУ и специалистов управления образования, а также специалистов учебно-методических центров по проблеме: «Причины деструктивных проявлений (конфликты, агрессия) в социально-образовательной среде и пути их преодоления».

Цели семинара:

-        информационное обеспечение участников;

-        разработка стратегии преодоления проблемы;

-        распределение функционала.

  • Обучающий. Обучение педагогов-психологов образовательных организаций по теории и практике работы с конфликтами в образовательной среде, профилактике и коллекции СЭВ (синдрома эмоционально выгорания педагогических работников).

Цели обучения:

создание квалифицированной команды психолого-социального сопровождения профессиональной педагогической деятельности в условиях социального взаимодействия.

  • 3.      Диагностический.

Цель диагностики:

выявление и изучение причин конфликтов в образовательной среде.

Для этих целей нами разработан пакет диагностических методик, позволяющий провести экспресс-диагностику наличия и степени проблем в педагогических организациях, связанных с конфликтами и проявлением СЭВ.

Пакет диагностических методик содержит тесты по трем направлениям:

-        изучение особенностей поведения в конфликтной ситуации (тест-опросник К. Томаса);

-        изучение СЭВ (методика В.В.Бойко);

-        изучение эмоциональной направленности личности и ценностных установок (определение ОЭН Б.И. Додонов).

Анализ данных, полученных в процессе диагностики позволит:

-        раскрыть общие закономерности и тенденции развития конфликтов в образовательной и социальной средах;

-        выявить основные причины высокой конфликтологической обстановки, имеющей место в современной школе;

-        разработать программы по преодолению деструктивных конфликтов в образовательной и социальной среде, с учетом состояния психологического здоровья педагогов, уровня их конфликтологической грамотности, ценностных ориентиров и эмоциональной направленности личности;

-        выявить наиболее эффективные методики работы с педагогическим коллективом по профилактике конфликтов.

Необходимо отметить, что организация подобного исследования требует от администрации образовательного учреждения серьезной подготовки как в подборе профессионалов - специалистов, которые будут вести данное исследование, так и в четком соблюдении общих этических принципов проведения психологического исследования (А. Г. Абрамовой, М. К. Акимовой, А. А. Бодалев, Л. Ф. Бурлачук, К. М. Гуревич, В. В. Столин.).

На основании общеизвестных принципов мы сформулировали принципы проведения диагностики педагогов в соответствии с задачами:

1)                 Анонимность-   реализация данного принципа позволит получить более достоверные результаты.

2)                 Профессионализм - диагностику могут проводить профессионалы, имеющие квалификацию: психолог и педагог-психолог.

3)                 Полнота ответственности - ответственность за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее результатов целиком лежит на руководителе, а затем на психологе образовательного учреждения.

4)                 Профессиональная тайна - неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения.

5)                 Обеспечение суверенных прав личности - человек не должен подвергаться какому-либо обследованию обманным путем:

-                   испытуемые должны быть познакомлены с целями проведения данной диагностики, получить исчерпывающую информацию о правилах проведения процедуры анонимной диагностики и использования результатов;

-                   испытуемые подписывают информированное согласие на проведение анонимного исследования;

-                   при желанию педагога, возможно предоставление информации о результатах исследования в индивидуальном порядке.

6)                 Объективность -обследование должно быть абсолютно беспристрастным.

7)                 Конфеденциальность - получаемая в процессе обследования, должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

  • 4.      Практический.  

Формирование групп на основе результатов диагностики. Проведение серии арт-терапевтических занятий в образовательных организациях: для групп руководителей, педагогических работников, муниципальных служащих.

  • 5.      Аналитический.

Анализ результатов занятий, результатов диагностики, рефлексии участников.  Подготовка аналитического отчета.

Рефлексия I этапа показала, что руководители образовательных организаций всерьез обеспокоены состоянием конфликтологической обстановки в образовательной среде.

На вопросы рефлексивной карты мы получили следующие ответы:

  • О чем Вы сегодня узнали?

-        «Что из любой конфликтной ситуации можно выйти обоюдно удовлетворенным».

-        «Конфликт имеет много вариантов выхода».

-        «О конфликтах и их причинах».

-        «Новое о способах разрешения конфликтов».

-        «Конфликт всегда разрешим».

-        «Получила знания о психологии людей».

-        «Задумалась над понятием инновационный конфликт».

-        «Задумалась о себе. Как управлять своими чувствами и эмоциями».

-        «Узнала о точке зрения других людей на конфликт».

  • Я не понимал (а), а теперь узнал (а).

-        «Как действовать в конфликте» - «Пути выхода из конфликта».

-        «Не понимала откуда рождается конфликтная ситуация» - «Знаю некоторые причины возникновения конфликтов».

-        «Как выходить из конфликтов?» - «Все выходы из конфликта могут носить конструктивный характер».

-        «?» - «Лучше молчать, чем говорить!».

-        «Опыт есть» - «У меня своя точка зрения».

-        «Не знала всех тонкостей конфликтной ситуации» - «Узнала много нового!».

-        «Не понимала, что такое личностное пространство» - «Поняла!».

-        «Что главное?» - «Личностное пространство!».

-        «Я узнала, как важно учиться правильному разрешению конфликта!».

-        «Узнала, как правильно вести себя в конфликте».

  • Что хотелось бы узнать еще?

-        «Как можно обойтись без конфликтных ситуаций».

-        «Способы выхода из конфликтных ситуаций с родителями».

-        «О видах конструктивных выходов их конфликтной ситуации «воспитатель-родитель»».

-        «Способы решения конфликтных ситуаций».

-        «Причины конфликтов в образовании».

-        «Способы решения конфликтов».

-        «Как предупредить назревающий конфликт».

-        «Основные фазы конфликта и его разрешение».

-        «Способы выхода из конфликтной ситуации с подчиненными».

-        «Как избежать конфликта в коллективе? Рычаги управления конфликтом».

-        «Как все же, находясь между «двух огней», не потерять авторитет и наладить отношения сторон?».

-        «Как сплотить коллектив?».

-        «Что хотела, то узнала».

-        «Еще больше по этой теме».

-        «О пользе конфликта».

  • Что показалось Вам особенно полезным?

Практически все участники семинара-тренинга отметили, что самым важным для них явилось межличностное взаимодействие в процессе арт-терапевтического тренинга, общение с коллегами, обмен информацией, чувствами, переживаниями. Участники семинара отметили, что обучение в активном режиме позволила получить массу информации не только по теме семинара, но и приоткрыло психологические особенности каждого участника, показало уникальность личности человека, позволило заглянуть в собственный мир и увидеть себя глазами других людей. Все это было чрезвычайно полезно.

Программа находится в стадии апробации, но востребованность данного вида программ очевидна. Объективные затруднения в реализации такого рода программ заключаются в материально-техническом и финансовом обеспечении, недостатке квалифицированных специалистов-конфликтологов и специалистов-тренеров, способных решать задачи психологической реабилитации, коррекции и профилактики СЭВ педагогов. Еще одним и очень важным затруднением является низкая мотивация педагогических работников к повышению психологической, конфликтологической и эмоциональной компетентности, обусловленной проявлениями СЭВ. 

Конфликт в современной школе имеет те же признаки, что и социальный конфликт и может быть охарактеризован как острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального и межличностного взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Необходимо отметить, что риск конфликта напрямую связан с состоянием психологического здоровья участников межличностного взаимодействия, уровнем сформированности у последних эмоциональной культуры, организационно-педагогической культуры, основой которой является педагогическое общение.

Конфликты в процессе межличностного взаимодействия неизбежны. Но они не должны приводить к деструктивным последствиям. Противостоять деструктивным проявлениям конфликтов в образовательной среде возможно при грамотно построенной системе психологической поддержки субъектов образовательной и социальной среды. Необходимо организовать в образовательных организациях систему групповых психологических тренингов для педагогов по профилактике и коррекции СЭВ. А в крайних случаях и реабилитации учителей, имеющих СЭВ, развитию эмоциональной и конфликтологической грамотности.

Необходимо так же проектирование программ, обучающих семинаров-тренингов, направленных на развитие конфликтологической компетентности всех участников образовательной среды с применением разнообразных технологий работы с педагогическими коллективами, коллективами обучающихся, родителями, муниципальными служащими, всеми социальными категориями, так или иначе взаимодействующими с образовательной средой, обеспечивающими комфортное пребывание в ней всех субъектом межличностного взаимодействия.

Практическая задача педагогической конфликтологии - добиться нормализации и гуманизации отношений между основными субъектами школьного социума – не только учителями и учащимися, но также администрацией, родителями - на основе толерантности, диалогового режима, стремления всех конфликтующих сторон по крайней мере к компромиссу, а по возможности – и к полному согласию, делающему их сотрудничество максимально эффективным. [9]

 

Список литературы:

[1] Анцупов А. Я., А. И. Шипилов. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. — С. 81. — 551 с.

[2] Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с. — (Б-ка школьного психолога).     

[3] Баныкина С.В., Степанов Е.И.. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: конфликтологический мониторинг и менеджмент.

[4] Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.: (Серия «Практическая психология»)

[5] Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб.: Речь, 2006. 416 с.

[6] Ножичкина Л.В. Исследование особенностей нарушений эмоциональной сферы педагогов, проходящих обучение на курсах повышения квалификации. Актуальные проблемы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2013 г. В 6 частях. Часть V. Мин-во обр. и науки – М.: «АР-Консалт», 2013 г. – 154 с. – с. 46-54.  3

[7] Ножичкина Л.В.Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции//Среднее профессиональное образование.2009.№6.-с.66-69.

[8] Романова, Елена Андреевна. Герменевтические основания арт-терапии как культурной практики : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13. - Владивосток, 2005. - 187 с. 5

[9] Степанов Е.И. Современная конфликтология. Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. Учебное пособие. Москва – Стара Загора. 2004/ 1

Электронные ресурсы:

[10][К.С. Шалагинова.  Возрастание рисков в современном образовательном пространстве [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru]

[11] http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201302102



Просмотров: 773
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мини тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в образовательной среде»
  • Психологическое пространство в современной образовательной среде
  • Рефлексия эмоционального состояния как способ предупреждения эффекта профессионального выгорания педагогов и психологов
  • Развитие телесного Я студентов в образовательной среде современного вуза
  • Профилактика эмоционального выгорания педагогов - план проведения тренинга
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • БАЛИНТОВСКИЕГРУППЫ,КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ «СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ» У ПЕДАГОГОВ
  • Консультация для молодых педагогов на тему «Эффективные принципы взаимодействия с родителями»
  • Плей-Бек театр в образовательной среде
  • «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
  • Взаимодействие родителей и педагогов в школьном процессе
  • Исследование особенностей нарушений эмоциональной сферы педагогов.
  • Условия формирования базового социального опыта в дошкольной образовательной организации
  • Использование приемов релаксации для профилактики возникновения психологической усталости у педагогов.
  • 3 статьи по профилактике выгорания педагогов и психологов
  • Опыт подготовки занятий для групп подростков, педагогов и родителей.
  • Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
  • Факторы формирования конфликтных ситуаций, возникающих в процессе МСЭК.
  • "Мобинг" и "булинг" в образовательной среде
  • Конфликты педагогов или родителей. Как быть?
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • «Мониторинг качества работы районного методического объединения учителей экономики с помощью психолого-педагогической диагностики»
  • Развивающий диалог как метод предупреждения психического выгорания у педагогов
  • ICDP как способ повышения качества взаимодействия между родителями и детьми
  • Руководство по защите прав детей с ОВЗ в образовательной организации
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Профилактика эмоционального выгорания педагога
  • Особенности формирования профессионального самосознания педагогов-психологов.
  • Концепция Маслоу в диагностике образовательной среды
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь