|
Развитие телесного Я студентов в образовательной среде современного вузаАвтор статьи: Андропова Людмила Олеговна
Обучение студентов в вузе по очной форме приходится на период ранней взрослости, который рассматривается как возраст: от 21 года до 25 лет (Бромлей Д.,1966); 17-25 лет (Биррен Дж., 1964); от 20 до 25 лет (Эриксон Э., 1963); от 20 до 40 лет (Крайг Г., 2000) [2]. Также некоторые авторы выделяют стадии или этапы возрастной периодизации ранней взрослости. Причем данные стадии могут быть характерны не для всех людей. И, чаще всего в качестве одной из самостоятельных и первых стадии ранней взрослости выделяют студенческий возраст. В этот период Я-концепция продолжает развиваться под воздействием различных внешних и внутренних стимулов. Особенно важны для него контакты со значимыми другими, которые на этапе ранней взрослости продолжают оказывать влияние и во многом определять представление индивида о самом себе. Поэтому нельзя недооценивать роль образовательной среды вуза в данном процессе. В этот период Я-концепция превращается в сложно организованное, многоуровневое и многоаспектное образование, в котором частные Я-концепции не всегда взаимообусловлены. Обобщив результаты различных исследований в области развития телесного Я личности мы выделили некоторые общие этапы этого процесса. Этап дифференциации в развитии телесного Я продолжается в период от 20 до 40 лет, состоит из двух фаз: 1) от 20-ти до 25-ти лет (телесное Я превращается в сложно организованное, многоуровневое и многоаспектное образование); 2) от 25-ти до 40-ка лет (самооценка становится все более дифференцированной: возможности телесного Я оцениваются отдельно, дифференциация телесного Я выделение реального Я и идеального Я восприятие своих физических особенностей и осознание психологического возраста приводит к формированию нового образа телесного Я) [3]. Дифференциация происходящая в телесном Я в первой фазе также выражается в формировании реального Я-телесного и идеального Я-телесного. По мнению некоторых ученых, разрыв между идеальным и реальным Я может рассматриваться как признак взрослости, однако расхождение между реальным и идеальным Я может приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям. А, так как внешние образы современной привлекательности и красоты, транслируемые различными средствами массовой информации сегодня, представляются нам, как никогда ранее, труднодосягаемыми, возникает большое расхождение между идеальным и реальным образом телесного Я человека. По мнению клинических психологов, это является тревожным симптомом, поскольку указывает на неадекватность самооценки и отношения к себе, что часто приводит к девиантным эмоциональным и поведенческим реакциям. Кроме того, не возможность преодоления «расстояния» между своим актуальным состоянием и тем, к которому стремишься, заставляет личность искать выход из этой затруднительной ситуации путем использования патологической защиты. Таким образом, основная цель нашего исследования состоит в теоретическом осмыслении развития телесного Я личности студентов в условиях образовательной среды современного вуза и обосновании необходимости психологического сопровождения данного процесса. Тело само по себе воспринимается человеком неоднозначно. Высказывание З. Фрейда подчеркивает двойственную природу человеческого тела: «Собственное тело, и прежде всего поверхность его, представляет собой место, от которого могут исходить одновременно как внешние, так и внутренние восприятия. Путем зрения тело воспринимается как другой объект, но осязанию оно дает двоякого рода ощущения, одни их которых могут быть очень похожими на внутреннее восприятие…. способ, каким при мучительных болезнях человек получает новое знание о своих органах, является, может быть, типичным способом того, как вообще складывается представление о своем теле» [4, с.432]. Граница тела, согласно исследованиям С. Фишера и Е. Кливленда, представляет собой высокостабильный компонент образа тела, который является термином, относящимся к телу как к психологическому опыту; он направлен на переживания индивида, а также его отношения к собственному телу [5]. Образ тела, по мнению С. Фишера, не может быть редуцирован до какой-то одной грани, он объединяет множество компонентов, существующих на различных уровнях осознания. Подробно анализируя дискурсивное пространство, в которое включены современные студенты, мы видим, что оно неустанно подталкивает их к недовольству какой-то частью своего тела, не соответствию ее предъявляемым глянцевыми журналами стандартам. Поэтому, следуя указаниям моды и (или) окружения, человек испытывает желание «улучшить», или «исправить» неполноценную часть (вес, объем талии, форму носа и т.п.). Как пишет Н. Телицина: «сначала объективируется тело, разбираясь по частям, и лишь затем, доведенное до совершенства тело может примерять на себя те или иные вещи… Тело как объект… Тело в той или иной степени всегда является для нас объектом. Тем не менее, такое тотальное дробление тела на части, тотальная неудовлетворенность этими частями, приводит к тому, что желание вновь собрать тело в иллюзорное единство материализуется во все новых объектах, столь же иллюзорных, как и само тело…» [6, с.151]. Иными словами, тело мысленно дробится на части, части сортируются по принципу: нравится – не нравится; то, что не нравится, должно быть исправлено (что не всегда удается), тело вновь собирается и, как следствие – происходит размывание границ тела. Адекватное представление о себе, своем телесном Я, позволяет расширить сферу возможностей личности, превратить неудачи в успехи, выявить новые способности и таланты. Поэтому, можно констатировать, что образ Я, определяет развитие личности и её способность формировать жизненно важные цели деятельности и является основополагающим аспектом в профессиональном самоопределении личности. Образовательная среда вуза, должна обеспечить условия, когда личность приобретает и развивает представление о будущей профессии и своих возможностях в ней. Сначала в сознании студента возникает идеальный образ Я, как эталон личности - профессионала, затем появляется противоречие между реальным образом Я и эталоном личности - профессионала. В результате разрешения противоречия появляется и развивается образ Я личности как субъекта будущей профессиональной деятельности [7]. В дальнейшем, развиваясь как субъекты образовательного процесса и профессиональной деятельности и формируя отношение к себе (как к профессионалу), студенты смогут наполнить свой образ телесного Я глубокими, содержательными, устойчивыми характеристиками, далекими от простых противопоставлений: «нравится – не нравится». Развитие позитивного образа телесного Я предполагает сохранение и обогащение ценностных представлений студента о самом себе, своей успешности в учебно-познавательной деятельности и статусе в общении со сверстниками. В самосознании студента формируется весьма значительная личностная ориентационно-ценностная структура Я-студент, т.е. человек, который овладевает универсальным знанием. Таким образом, субъективное восприятие образовательного процесса должно быть эмоционально окрашено присутствием особого оттенка гордости, сопричастности к эталонам знания – универсальным, – необходимым и применимым в будущей профессии. Факторами развития позитивного образа Я, влияющими на успешность обучения студентов являются: владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной), организация учебного процесса; материальное положение; возраст; уровень подготовки; мотивы выбора учебного заведения; материальная база учебного заведения; уровень квалификации преподавателей; престижность учебного заведения и, наконец, индивидуальные особенности студентов. Одним из факторов развития позитивного образа телесного Я студента можно назвать уровень самооценки. Абсолютное большинство авторов считает высокую самооценку и связанные с ней уверенность в своих силах и высокий уровень притязаний важными положительными факторами успешного обучения студентов. Неуверенный в своих силах студент часто просто не берется за решение трудных задач, заранее признает свое поражение. Но, как отмечает А. Двек [8], для того, чтобы высокая самооценка была адекватной и побуждала к дальнейшему продвижению вперед, хвалить студента следует прежде всего не за объективно хороший результат, а за степень усилий, которые пришлось приложить учащемуся для его получения, за преодоление препятствий на пути к цели. Похвала за легкий успех приводит часто к формированию самоуверенности, боязни неудачи и избеганию трудностей, к привычке браться только за легко решаемые задачи. Акцент на ценности усилий, а не конкретного результата приводит к формированию установки на овладение мастерством. Психологическая служба вуза может выступать координатором взаимодействия между ректором, администрацией, Ученым Советом вуза и студентами. Вместе с тем психологическая служба должна оценивать и корректировать компоненты образовательной среды. Задачи психологического сопровождения успешного взаимодействия студента с развивающей образовательной средой необходимо направить на повышение психологических знаний как у профессорско-преподавательского состава, так и у студентов, на изучение собственных личностных и профессиональных качеств; на обучение студентов рефлексивным технологиям и технологиям самопрезентации. Таким образом, путь к развитию адекватного образа телесного Я студентов в условиях образовательной среды вуза – это путь к формированию интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволяет не только предупреждать возникновение деформаций личности, но и совершенствовать, самих себя и свое взаимодействие с внешним миром. Литература 1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с. 2. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 656 с. 3. Андропова Л.О. Развитие телесного Я личности // Dny vмdy – 2012: Materiбly VIII mezinбrodnн vмdecko-praktickб konference. Dнl 62. Psychologie a sociologie: Praha. Publishing House «Education and Science». Р. 16 – 21. 4. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / сост. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. 448 с. 5. Соколова Е.Т., Дорожевец А.Н. Исследования образа тела в зарубежной психологии // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 1985. №4. С. 39 – 49. 6. Телицина Н. Нервная анорексия в регистрах третьей топики // Психоанализ. 2007. №1. С.142 – 184. 7. Агапов В.С. Я-концепция как социально-психологическая проблема. М.: МОСУ, 2000. – 22 с. 8. Keirsey D., Bates M. Please, understand me: Character and temperament types. 4th ed. Del Mar : Prometheus Nemesis, 1984. 221 p. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|