|
Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведенииАвтор статьи: Валентина Сулима
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема личностно-профессионального развития студентов. Излагаются теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к вопросам личностного и профессионального становления студентов как будущих специалистов. Отечественные исследователи акцентируют свое внимание на формировании и развитии, в первую очередь, личностных качеств профессионала. В отличие от отечественных, зарубежные авторы делают акцент на профессиональном развитии и карьерном росте. Особое внимание уделено особенностям студенческого возраста. Студент как личность и как человек определенного возраста рассматривается с трех сторон: с психологической, с социальной, с биологической. В статье речь идет об особенностях развития личности студента, как будущего специалиста. Подчеркивается значение личностного и профессионального становления студентов во время обучения в высшей школе. Выделяются и описываются характерные особенности профессионального самосознания, а также направления личностно-профессионального развития студентов. В статье описаны типы профессиональной ориентации личности, излагаются взгляды ученых на успешную учебно-профессиональную мотивацию. Значительное внимание уделяется стадиям профессионального развития, что наиболее полно представлено в отечественных исследованиях. Дана характеристика основных личностно-профессиональных компонентов развития студентов в период обучения: мотивационный, ориентационный, познавательно-оперативный, эмоционально-волевой, психофизиологический, оценивающий, которым необходимо уделять внимание в высшей школе. Ключевые слова. Студент, личность, личностно-профессиональное развитие, образование, высшее учебное заведение, учебно-профессиональная мотивация, профессиональное становление, профессионально-личностная готовность. В современных условиях изменения образовательной парадигмы главной целью профессиональной подготовки становится формирование и развитие профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности будущих специалистов, а результатом образования – овладение совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций. При этом важно создать такую образовательную среду, которая будет определять профессиональное и личностное развитие будущего специалиста. Процесс модернизации высшего образования должен быть направлен, прежде всего, на его демократизацию и гуманизацию, усовершенствование качества образования, и, как следствие, повышение конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда. Выпускник вуза сегодня должен обладать фундаментальными знаниями и результативно применять все знания, умения и навыки в практической деятельности для достижения высокой профессиональной эффективности. Профессиональное становление специалиста в высшем учебном заведении требует дальнейшего исследования, поскольку все чаще предъявляются новые требования к качеству подготовки специалистов с высшим образованием. Кардинально меняются базовые парадигмы образовательного процесса, ломаются устоявшиеся подходы и схемы подготовки специалистов. Поэтому существует потребность в исследовании этой проблемы и поиск все более совершенных подходов для эффективной профессиональной подготовки и воспитания конкурентоспособного специалиста во время обучения студентов. Современное высшее образование должно создавать соответствующие условия для подготовки компетентного специалиста, ориентированного на постоянное профессиональное развитие, самосовершенствование, что обеспечит в дальнейшем высокий уровень конкурентоспособности, продуктивности профессиональной деятельности и, как следствие, карьерный рост и самореализацию. Кроме успешного овладения необходимой базой знаний и умений в соответствии со спецификой выбранной специальности, важно также владеть максимально выраженными профессионально необходимыми качествами и практическими навыками, которые являются условиями эффективного выполнения профессиональных функций на любом этапе профессионального становления личности. Процессу личностного становления в системе профессионального образования присущи психофизиологические изменения, которые происходят в человеке при овладении профессиональной деятельностью. Профессиональное развитие личности включает в себя накопление определенных знаний, овладение умениями и навыками, конкретными способами практической деятельности и их постоянное совершенствование. Важно направить педагогический процесс в высшей школе на подготовку творческой, самоактуализирующейся личности, будущего профессионала. Актуальность темы статьи обусловлена потребностью общества в конкурентоспособном специалисте, обладающем профессиональной компетенцией, адекватно оценивающем себя как профессионала и способном к дальнейшей личностной и профессиональной самореализации и самообразованию в условиях рынка труда. Целью статьи является теоретический анализ основных подходов к проблеме изучения развития личностно-профессиональных качеств у студентов в условиях обучения в современном высшем учебном заведении. Совершенствование системы современного высшего образования невозможно без целостного и комплексного подхода к изучению личности студента и понимания его психической и познавательной деятельности. Соответственно, образовательная система подготовки высококвалифицированного специалиста должна ориентироваться на формирование социально активной, самостоятельной, уверенной в себе личности, которая обладает высокой степенью ответственности, профессиональной компетентностью, что позволит ей достигнуть личностной и профессиональной самореализации. При организации системы высшего профессионального образования необходимо опираться не только на закономерности психического развития, но и на индивидуальные особенности студентов, и в связи с этим планомерно направлять процесс личностного и профессионального развития. Главная задача лиц, способствующих вхождению будущего специалиста в конкретную профессию, – это обеспечение этого процесса вооружением студентов наиболее подходящими приемами формирования профессионализма. Процесс получения высшего образования будет более эффективным, если он будет взаимосвязанным с процессом профессионализации студентов во время обучения в высшем учебном заведении. Время обучения в высшей школе является наиболее значимым этапом личностно-профессионального становления человека. Студенчество – это период адаптации к новой социальной роли, к новым условиям и требованиям, предъявляемым к самоорганизации студентов, к работе над собой, основывающейся на новой высокой степени ответственности, период активного обучения и развития, профессионализации, и к тому же это еще и возрастной кризис, обусловленный изменениями, происходящими с личностью. Б.Г. Ананьев акцентирует внимание на том, что студенческие годы – это «переходная фаза» к зрелым годам, промежуточный период между завершением юности и началом взрослости. Исследователь устанавливает и более четкие временные рамки: 18 – 25 лет. Ведущая деятельность студенческого возраста – учебно-профессиональная. Б.Г. Ананьев, основываясь на социально-психологическом подходе, указывает на интенсивное преображение в студенческом возрасте всей системы ценностных ориентаций личности [1, с. 83]. Таким образом, личностно-профессиональное развитие студентов во время обучения в высшей школе связано с ценностями, от которых зависит осмысление будущей профессиональной деятельности. И.А. Зимняя рассматривает студенчество как «отдельную социальную категорию, конкретную общность людей, которые объединены институтом высшей школы при помощи строгой организации» [7, с. 75]. Она выделяет «основные характеристики студенческого возраста: высокий образовательный уровень и познавательная мотивация, интеллектуальная и социальная зрелость, социальная активность» [7, с. 76]. А.Г Ковалев и В.Н. Мясищев рассматривают студентов с позиции возрастных и личностных характеристик, выделяя три стороны изучения: 1) Психологический аспект. К нему относятся такие свойства психики, как черты характера, тип темперамента, задатки, способности. Они и обуславливают ход психических процессов. 2) Социальный аспект включает в себя отношения студентов внутри социума, свойства характера, приобретенные вследствие принадлежности к определенной национальности и социальной группе. 3) Биологический аспект базируется на физиологических особенностях студентов. Сюда входят инстинкты, тип высшей нервной деятельности, врожденные рефлексы. Этот аспект предопределен наследственностью и врожденными задатками [9, c. 145]. Г.Ю. Любимова отмечает актуальность изучения профессионального становления студентов. По ее мнению, важной задачей высшего образования, кроме информирования, является также формирование личности профессионала, содействие его самоидентификации с профессией [2, с. 93]. При анализе социально-профессиональных ориентиров студентов – будущих специалистов важно акцентировать внимание на процессе формирования профессионального самосознания, структуру которого выделил Е.А. Климов. Он указывает на следующие компоненты профессионального самосознания: 1) осознание своей принадлежности к определенной профессиональной группе; 2) знания, собственное мнение о своем соответствии профессиональным эталонам, о своем месте на шкале общественных статусов; 3) знания человека об особенностях своего признания в профессиональной группе; 4) знания о собственных достоинствах и недостатках, вариантах саморазвития, индивидуальных особенностях, успешных действиях, стиля в работе; 5) представление о себе и своей работе в будущем [8, с. 74]. Профессиональное развитие невозможно без личностного. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович рассматривают такие процессы становления личности студента как специалиста в будущем: «крепнет профессиональная направленность, развиваются необходимые способности; совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт; увеличивается чувство долга, ответственность, профессиональная самостоятельность, более четко проявляется индивидуальность студента, его жизненная позиция; растут притязания студента в области своей будущей специальности; на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования необходимых качеств развивается социальная, духовная и нравственная зрелость; увеличивается самовоспитание студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему, как будущему специалисту; крепнет профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической деятельности» [5, с. 47]. Н.И. Рейнвальд выделил пять наиболее важных свойств личности студентов: 1) любознательность – стремление студентов в наиболее полном объеме охватить знания обо всех сторонах действительности; 2) эстетическое развитие – возможность созерцать прекрасное и наслаждаться им; 3) организованность – самоконтроль, планирование, умение доводить начатое дело до завершения; 4) трудолюбие – стремлением к созиданию, пользе от применения собственных сил; 5) коллективизм – учет интересов, возможностей и трудностей коллег, возникающих в процессе общей профессиональной деятельности [13, с. 90]. Анализируя работы отечественных авторов И.А. Зимней, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, можно выделить следующие направления личностно-профессионального развития студентов: – самоактуализация студентов в учебной деятельности; – этическое, эстетическое и духовное развитие; – развитие профессиональной направленности и необходимых способностей; – конкретизация жизненных планов и выработка жизненной позиции; – повышение уровня ответственности и самостоятельности; – рост уровня притязаний в области будущей профессии; – формирования качеств, необходимых в будущей деятельности; – развитие инициативы и креативности; – формирование психологической готовности к профессиональной деятельности [7; 8; 12]. Л.В. Кондрашова в структуре профессионально-личностной готовности студента к будущей профессиональной деятельности выделяет следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, познавательно-оперативный, эмоционально-волевой, психофизиологический, оценивающий [10, с. 23]. Раскроем суть каждого из этих компонентов. Мотивационный компонент включает в себя профессиональные установки, интересы, стремления, учебно-профессиональную мотивацию. Его основой является профессиональная направленность (личное стремление человека применить свои знания в выбранной профессиональной сфере), в которой выражается положительное отношение к профессии, интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку и т. д. Важными в учебно-профессиональной деятельности являются и мотивационно-потребностные компоненты. Их исследовали как отечественные, так и зарубежные ученые: В. Апельт, Л.И. Божович, Г.С. Вайсман, И.П. Ильин, В.Я. Кикоть, А.Н. Леонтьев, Г.А. Мухина, Н.В. Нестерова, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон, В.А. Якунин и др. Большинство научных материалов базируется на влиянии педагога и полученных студентом знаний и на развитие учебной мотивации. Большая часть исследовательских работ посвящена учебно-профессиональной мотивации, в которой выделяют учебную мотивацию в отдельный вид на основе определяющих факторов: это образовательная система и конкретное учебное заведение, индивидуальные особенности студента и педагога, организация учебно-воспитательного процесса, специфика изучаемого предмета [4, c. 36]. Учебная мотивация характеризуется устойчивостью, направленностью и динамичностью. Рассматривая мотивационную сферу, А.К. Маркова выделяет иерархию в ее строении, в которую входят осмысленная потребность в обучении, мотивация, конкретные цели, заинтересованность учебно-профессиональной деятельностью. Становление мотивации она рассматривает как усложнение структуры мотивационной сферы и побуждений, входящих в нее, а также иногда противоречащим отношениям между ними [3, с. 18]. Относительно образовательного процесса в вузе целесообразно говорить об учебно-профессиональной мотивации, которая напрямую влияет на повышение эффективности обучаемости в высшей школе. Этот вид мотивации подготавливает студента к принятию решений в будущей профессиональной деятельности. Анализируя научные труды ведущих ученых можно сделать вывод, что мотивация учебно-профессиональной деятельности – это взаимосвязь целей, к достижению которых стремится студент, и его личностной активности. Задачи обучения становятся для студента личностно необходимыми. Учебно-профессиональная мотивация будет успешной, если внутренние мотивы влияют на самоопределение в профессиональной сфере, на уровень удовлетворения студента собственным трудом. Эта мотивация проявляется в виде отдельных факторов, от которых зависит выбор профессионального пути развития и долгосрочное выполнение поставленных целей. Следующим личностно-профессиональным компонентом развития студентов в период обучения в высшей школе является ориентационный компонент. Л.В. Кондрашова включает в него ценностно-профессиональную ориентированность, которая базируется на профессионально-этических, педагогических взглядах, идеалах и принципах. Важной остается и готовность будущего специалиста их реализовать в практической деятельности [10, с. 25]. В познавательно-оперативный компонент профессионально-личностной готовности входят профессиональная направленность внимания, представлений, восприятия, памяти, мышление, способности, знания, действия, операции и мероприятия, необходимые для успешной профессиональной деятельности [10, с. 26]. Эмоционально-волевой компонент готовности – волевые особенности студента и его чувства, обеспечивающие успешное течение и результаты профессиональной деятельности; эмоциональная восприимчивость, тонус, возможность объективно оценивать свои действия, самостоятельность, самокритичность, самоконтроль [10, с. 26]. Психофизиологический аспект составляют уверенность в себе, стремление доходить в намеченных целях до конца, способность управлять своим поведением и поведением других, профессиональная работоспособность, самоконтроль и умение держать себя в руках, уравновешенность и выдержка, подвижный темп работы. Эти свойства и способности обеспечивают высокую работоспособность в выполнении профессиональных функций [10, с. 27]. Оценивающий компонент предполагает объективное оценивание своих действий и возможностей, самооценку профподготовки, поиск возможных путей решения поставленных задач в выбранной деятельности [10, с. 28]. Исследования зарубежных ученых свидетельствуют о постоянном интересе к проблеме профессионального становления и личностного развития. Д. Холланд утверждает, что «процесс профессионального развития ограничивается определенным типом ориентации личности и поиском профессиональной сферы, соответствующей собственному типу, выбором одного из четырех квалификационных уровней этой профессиональной сферы, который определяется развитием интеллекта и самооценки» [6, с. 15]. Автор выделил такие «типы профессиональной ориентации: интеллектуальный, социальный, реалистичный, конвенциональный, предпринимательский типы ориентации и ориентацию на искусство» [6, с. 15]. Д. Сьюпер рассматривал становление будущего специалиста в своей профессии как комплексное развитие личности [15, с. 47]. Он выделяет отдельные задачи – стадии профессионального развития: пробуждение интересов и формирование мотивации; исследование предмета, сохранение активности и ее снижение. Все эти стадии, безусловно, связаны с возрастными изменениями человека. Так, исследовательская стадия, которой автор отводит особое место, охватывает промежуток от 15 до 24 лет. Профессиональное саморазвитие, по Д. Сьюперу, зависит от формирования Я-концепции, которая соприкасается с реальной жизнью и примеряет профессиональные роли. Ключевым понятием становится «профессиональная судьба», характеризующаяся выбранными позициями в профессиональной сфере [15, с. 48]. Также ученый выделил ступенчатую модель профессионального развития, которая воплощается человеком в карьерных решениях. Еще одним актуальным понятием, кроме «стадиальности», является «профессиональная зрелость», выделенная Д. Сьюпером. Ее определяет поведение личности определенного возраста, соответствующего задачам профессионального становлению [15, с. 50]. Э. Зеер профессиональное развитие рассматривал как фактор формирования личности специалиста через жизненный путь человека и выделил четыре этапа, где главные позиции отводит социальной ситуации и уровню профподготовки [6, с.52]. А. Маслоу провел ряд исследований, что помогло ему сформировать концепцию профессионального развития. В ней главным стало стремление личности к саморазвитию, самовыражению через выбранный профессиональный путь, что он называет самоактуализацией [6, с.103]. В данной концепции к понятию самоактуализация относятся также такие понятия, как самореализация, самоопределение, самоосуществление. Таким образом, проанализировав подходы к личностно-профессиональному развитию студентов в отечественной и зарубежной психологии, можно сделать вывод, что современная подготовка в вузах обязана учитывать личностное и профессиональное становление студентов. В центре обучения должна находиться уникальная целостная личность студента, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, раскрывает свой внутренний потенциал, открыта к принятию последующего опыта, осознанию ответственности перед жизненным выбором в разнообразных условиях действительности. Библиографический список.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|