Обретение профессиональной идентичности крайне важно в профессии психотерапевта. В дальнейшем, профессиональная идентичность служит стабильной системой координат для обретения смысла в работе и жизни.
Становление доверия к себе, к своим терапевтическим возможностям и силе терапии вообще, является важным инструментом в профессиональной деятельности терапевта.
Профессиональная идентичность терапевта имеет внешние и внутренние компоненты.
Внешние аспекты идентичности связаны с принятием его окружающими людьми и другими профессионалами как психотерапевта.
Внутренняя часть имеет дело с процессами, посредством которых эта идентичность устанавливается.
Процессы, которым подвергается психотерапевт при обучении своей профессии, можно условно разделить на последовательные стадии развития, которые приводят к индивидуализации и формированию профессиональной идентичности. На каждой стадии начинающему терапевту свойственны определенные тревоги, определенные сложности во взаимоотношениях с клиентами.
Стадии развития не являются дискретными и уникальными. В сложных случаях существуют возвращения на ранние стадии, что не свидетельствует об общем регрессе.
Время обретения профессиональной идентичности - индивидуально, но не бы-вает меньше четырех лет. Следовательно, люди, заканчивающие профессиональное обучение, как правило, еще не достигают шестой стадии. В действительности, не все, кто вначале выглядел перспективным, достигают всех целей шестой стадии. Существуют застревания на различных стадиях. Чаще всего это стадия пятая - идентичность и независимость.
Путь развития профессиональной идентичности можно сравнить с психоаналитической теорией идентичности Эрика Эриксона и моделью сепарации - индивидуализации Маргарет Малер.
Согласно идеям Э. Эриксона, путь, который проходит идентичность, приводит к увеличению чувства внутреннего единства и способности делать "хорошо" в соответствии с собственными стандартами и стандартами значимых фигур.
По мнению М. Малер, поступательное развитие происходит по-средством процессов отделения и индивидуализации, через стадии "дифференциации", обучения, "повторного сближения", до стадии "постоянного объекта".
Аналогичным изменениям подвержены и процессы развития профессиональной идентичности. Начинающий психотерапевт проходит путь от фазы зависимости - от супервизора, обучающего тренера, через попытки дифференциации и кризис восприятия, к достижениям сепарации и индивидуализации.
Стадия 1. Возбуждение и тревога предвкушения
Начинается во время обучения профессии психотерапевта и заканчивается с появлением первого клиента.
Состояние психотерапевта:
Диффузная тревога и возбуждение.
С одной стороны, это - захватывающее чувство новизны, чего-то неведомого.
С другой стороны, это пугающее, неуютное чувство, так как у студента еще нет специфической профессиональной цели, на которой он мог бы сфокусироваться.
На данном этапе развития профессиональной идентичности очень важна поддержка от окружения.
Ищите тех, кто поддержит вас в профессии среди друзей, близких, знакомых. Кто поддержит ваше развитие в профессиональном кругу - группы, супервизорские проекты, специализации - в которых вы будете чувствовать себя достаточно безопасно для того, чтобы делать первые шаги в профессии.
Стадия 2. Зависимость и идентификация
Начинается с появлением первого клиента.
Заканчивается с момента осознавания того, что терапевт (студент) оказывает значительное воздействие на клиента.
Осознаванию терапевтом своего влияния способствуют ситуации, в которых клиент может испытывать различные сильные или сложные чувства, переживать регресс и зависимость от психотерапевта.
+ На данном этапе терапевт чаще всего приписывает результат своим личностным свойствам, а не профессиональным качествам и навыкам.
Состояние психотерапевта:
Недостаток уверенности в себе, в своих силах, ощущение нехватки знаний. Страх выглядеть в глазах коллег недостаточно успешным. Большое количество требований к себе.
Главный вопрос, который задает себе студент - "В чем конкретно заключается моя работа?"
+ Характерна сильная зависимость (которая может принимать различные формы от доверительной зависимости и прямого подчинения до временных отказов от помощи , хронически ригидной обратной зависимости) от супервизора, преподавателя, учителя, тренера - студент занят поисками инструкций, желает получить совет или конкретные рекомендации "как работать с этой проблемой", "как работать с такими клиентами", "как поступать в такой ситуации".
+ Студенты-психотерапевты подражают своим учителям, терапевтам или супервизорам, их стилям, отношениям с клиентами, даже телесной осанке и привычкам.
+ Один из самых глубоко волнующих вопросов (и часто замалчиваемых) - это: "Действительно ли я обладаю всем тем, чтобы успешно выполнить эту работу?"
"Голод подтверждения" управляет психотерапевтом. В целом важно на этом этапе действительно иметь возможность и место получать подтверждение своим успехам, одобрение, как со стороны, так и развивать способность самому замечать свои успехи. Кроме этого, важным условием дальнейшего развития является доверие к силе лечения, к силе психотерапии - в том числе и через собственный опыт, через осознавание собственной успешной позитивной динамики в индивидуальной психотерапии.
Стадия 3. Деятельность и продолжающаяся зависимость
Начинается через несколько месяцев (или лет) после того, как психотерапевт начал регулярно принимать клиентов (минимум - спустя несколько месяцев регулярной терапии с одним и тем же клиентом).
У молодого психотерапевта эта стадия инициируется (и характеризуется) первым осознанием того, что клиент воспринимает психотерапевтический процесс СЕРЬЕЗНО (клиент регулярно тратит свое время, деньги и силы на то, чтобы приходить на терапию).
Именно реакция пациента убеждает практикующего студента, что "он - не жулик, не мошенник" и, по крайней мере, один человек из сидящих в комнате воспринимает весь процесс серьезно (Kaslow, 1986).
Состояние психотерапевта:
Возросшая ответственность за процесс лечения и осознание того, какое он может оказывать влияние на клиента, приводят к тому, что на этой стадии студент начинает колебаться от переоценки своих возможностей до неверной недооценки их.
Чувство всемогущества сменяется виной за то, что он, якобы, мог сделать и не сделал.
Тревога появляется эпизодически, во время кризисов. В эти моменты начинающий психотерапевт может скатываться назад на предыдущие стадии и начинать задавать вопросы о том, как справиться с клиентом.
+ Происходит движение от пассивности и зависимости к частичной автономии и активности. Начинающий терапевт теперь может действовать самостоятельно, а не просто пассивно выполнять инструкции, советы, техники.
На этой стадии важно:
- экспериментировать и делать ошибки
- иметь возможность решать проблемы
- найти место и возможность получать сфокусированную критику
- иметь место, время, пространство для того, чтобы выговариваться, сбрасывать аффект
- признавать свою неопытность, ошибки, шанс "откатиться" на предыдущие стадии
Стадия 4. Насыщение и принятие самостоятельности
Начинается, когда студент осознает, что является терапевтом. До этого он наблюдал улучшение пациентов и даже чувствовал свою причастность к этому, но не до конца воспринимал себя психотерапевтом. Именно себя.
На этой стадии он чувствует себя
психотерапевтом, существенное значение имеет и то, что психотерапевт осознает собственный арсенал, навыки, которые играют роль в лечебных психотерапевтических процедурах.
Психотерапевт на этой стадии знает:
- о процессе психотерапии (конкретных случаев, и в целом появляется понимание процесса лечения)
- о том, в чем заключается его работа (за что он берет деньги)
- каково это ощущать, что он в состоянии ускорить изменения в клиентах
Эффективность (и скорость перехода на следующую стадию) начинающего психотерапевта будет зависеть от:
1) количества клиентов, с которыми он поработал;
2) прохождения личной терапии и "вбирания в себя феноменологии, что значит быть пациентом" (Kaslow, 1974);
3) чтения литературы и обсуждение ее;
4) интегрирования всех этих опытов.
В течение этой фазы развития появляется способность более осмысленно, личностно подходить к тому или иному теоретическому направлению. До этого не было упорядоченной теоретической базы и стабильного чувства психотерапевтического стиля. На предыдущих стадиях существовало представление о различных стилях, но всему этому хаотическому нагромождению информации не хватало организации, структуры, в которой, как на полочках, можно было бы расположить разнообразные идеи.
+ Изменяются и отношения с клиентами. На этой стадии психотерапевты становятся более теплыми, зрелыми и естественными в отношениях со своими пациентами.
+ Появляется возможность получать удовольствие от открытий, экспериментов, творчества в процессе психотерапии.
На этой стадии важно:
- наслаждаться процессом собственного развития
- выбирать (пересматривать имеющиеся) направления (специализации, тематики работ), углубляться в них, в те, которые действительно интересны
- видеть зоны своего ближайшего развития
- рисковать и предъявляться в новых условиях, событиях
Стадия 5. Идентичность и независимость
Период профессионального взросления, который может длиться как несколько лет, так и всю профессиональную жизнь.
Это та стадия, застревание на которой наиболее вероятно.
У психотерапевта появляется новая способность - выживать без поддержки супервизора. Теперь (избегаемые ранее из-за потребности в зависимости) основные несогласия с авторитетными фигурами становятся все более острыми. Борьба за власть на этой стадии является нормой. Самой легкой формой этой борьбы является отказ от супервизии. Основное желание психотерапевта на этой стадии - чувствовать себя независимым клиницистом, психотерапевтом.
Состояние психотерапевта:
Чувство протеста и несогласия с авторитетными фигурами, конкуренция (среди сиблингов) и "с замахом" на признанные авторитеты. Желание ощущать свою независимость, профессионализм, автономию.
Стадия 6. Спокойствие и коллегиальность
Начинается тогда, когда психотерапевт определил самого себя - кто он есть в профессиональном сообществе, достиг автономии в своей профессии, ограничил действия супервизора (обучающего тренера, авторитетного в профессии лица).
Основные чувства психотерапевта, достигшего этой стадии - спокойствие, стабильность и коллегиальность со старшими, равными и младшими коллегами.
На этой стадии психотерапевты более интересуются исследованиями теоретических методов, которые ранее представляли меньший интерес.
Существовавшие ранее тревожность, пассивность и зависимость - пройденный этап. Теперь картина сильно отличается. Доминирующее настроение - спокойствие, а эмоциональные подъемы и спады, как на ранних стадиях, значительно ослаблены.
Происходит интеграция с профессиональным терапевтическим сообществом. Это отражается в способе построения отношений с коллегами. Если на ранних стадиях начинающий психотерапевт прислушивался, в основном, к точке зрения более компетентных, статусных коллег, то теперь у него появляется мнение, что младшие коллеги тоже могут быть источниками ценных идей.
Чувство профессиональной идентичности теперь становится частью терапевтического стиля.
На этой стадии терапевт пересматривает и бросает вызов "терапевтическим истинам". Он не старается подражать старым моделям, а все больше персонализирует свой собственный стиль.
Основной источник - www.supervis.ru
ЛИТЕРАТУРА
1. Hanlan, А. (1972). Changing functions and structures. // F.W. Kaslow (Ed.) Issues in Human Services. San Francisco: Jossey Bass.
2. Abroms, G.M. (1977). Supervision as metatherapy. // F.W. Kaslow (Ed.).
3. Kaslow, F.W. (Ed.) (1984) Psychotherapy with psychotherapists. New York: Haworth.
4. Kaslow, F.W. (1985). Consultation with the military: A complex role. // L. Wynne, T. Weber & S. McDaniel (Eds) The Family therapist as consultant. New York: Guilford.
5. Kaslow, F.W. (Ed.) (1986) Supervision and training. Models, dilemmas, and challenges. New York: Haworth.
6. Charny, I.W. (1982). The personal and family mental health of the family therapist. // F. Kaslow (Ed.), The international Book of family Therapy (pp. 41- 55). New York: Brunner/Mazel.
7. Charny, I.W. (1983). Structuralism, paradoxical intervention and existentialism: The current philosophy and politics of family therapy (pp. 200- 215). //Lewis R. Wolberg & Marvin L. Aronson (Eds.), Group & Family Therapy 1982. New York: Brunner/Mazel.